Защита прав участников образовательного процесса
статья по теме
Статья адресована всем участникам образовательного процесса, руководителям ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_prav_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Защита прав участников
образовательного процесса
В последнее время средства массовой информации всё большее внимание уделяют вопросам нарушения прав детства. Речь идёт не только о пожарной безопасности, соблюдении охраны жизни и здоровья детей при нахождении их в образовательных учреждениях, что особенно важно, но и о контролируемых в той или иной мере требованиях к внешним условиям содержания дошкольников.
Вместе с тем расследование отдельных случаев негативного физического или психологического воздействия на детей со стороны взрослых, внутри детских коллективов, в семьях свидетельствует о жёстком нарушении прав ребёнка из-за незнания законодательства или умышленном причинении физических или психических травм детскому организму. Наиболее беззащитными оказываются дети младшего возраста, не умеющие жаловаться на своих обидчиков. Поэтому особое значение имеют превентивные меры работы с детьми и их окружением.
Важно отметить, что на практике очень часто нарушаются права и других участников образовательного процесса, т.е. не только детей, но и их родителей, самих педагогов. Всё это приводит к конфликтам, в результате которых больше всего страдают дошкольники.
Для более чёткого понимания ситуации перечислим основные права всех участников образовательного процесса.
Воспитанники ДОУ имеют право:
- на доступность и качество получения образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- обучение и воспитание в соответствии с государственными образовательными стандартами, в т.ч. по индивидуальному учебному плану;
- получение дополнительных (в т.ч. платных) образовательных услуг на основе договора;
- перевод на следующую ступень образования в случае освоения в полном объёме образовательных программ;
- поощрение собственных успехов и достижений;
- отдых и досуг, свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; участие в кружках, секциях и других объединениях по интересам;
- объективную оценку знаний и умений;
- свободный доступ к информации и материалам, которые направлены на развитие ребёнка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред его благополучию;
- охрану здоровья;
- уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм психического и физического насилия, оскорбления личности;
- свободу мысли, совести и религии;
- иные права и льготы, установленные законодательством федерального, регионального и муниципального уровней и т.д.
Родители (законные представители) имеют право:
- защищать законные права и интересы ребёнка;
- выбирать формы обучения своих несовершеннолетних детей до получения ими основного общего образования;
- участвовать в работе органов управления образовательного учреждения в форме и порядке, предусмотренном Уставом учреждения;
- получать достоверную информацию о ходе и содержании образовательного процесса, об оценках знаний детей;
- получать своевременные профессиональные рекомендации специалистов по развитию и воспитанию ребёнка;
- оказывать финансовую и иную материальную помощь для создания условий, способствующих развитию образовательного процесса;
- выбирать образовательное учреждение независимо от территории проживания;
- знакомиться с документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, другую сопутствующую ему деятельность и т.д.
Педагогические работники имеют право:
- на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов в соответствии с образовательной программой, утверждённой дошкольным учреждением, методов оценки знаний воспитанников;
- методическую помощь и поддержку в организации работы с детьми и взаимодействии с их родителями;
- аттестацию на добровольной основе на квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации;
- получение достоверной информации о состоянии воспитательно-образовательной работы и финансово-хозяйственной деятельности дошкольного учреждения;
- продолжительность рабочего времени согласно трудовому законодательству Российской Федерации;
- оплату труда в соответствии с квалификацией и объёмом выполняемой работы;
- получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий;
- работу по совместительству, в т.ч. в других учебных заведениях;
- защиту и использование интеллектуальной собственности;
- защиту своей профессиональной чести и достоинства;
- оптимальные условия труда и охрану здоровья;
- проведение дисциплинарного расследования нарушений норм профессионального поведения или Устава дошкольного учреждения только по жалобе, поданной в письменном виде, копия которой передана объекту жалобы;
- иные социальные гарантии и льготы согласно действующему российскому законодательству и т.д.
Осуществление перечисленных прав несовместимо с нарушением общественного порядка, норм нравственности и охраны здоровья, прав и свобод кого-то из участников образовательного процесса. Взаимоотношения всех участников должны строиться на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета человеческих ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ. ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ»
Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ«Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения»Цель: формирование у педагогов представлений о п...
Семинар - практикум "Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного поведения".
Цель формирование у педагогов представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулиров...
Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в МДОУ №1 «Аленушка».
I. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение об Уполномоченном по защите прав уча...
Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения
Уважаемые, коллеги! Вы же понимаете, что мы как педагоги должны научить детей конструктивно выходить из конфликтной ситуации, а для этого мы должны сами это уметь.В данном материале представлен семина...
Мозговой штурм по теме: «Права и обязанности участников образовательного процесса»
Мозговой штурм по теме: «Права и обязанности участников образовательного процесса» для актуализации знаний педагогов. Материал можно использовать на педсоветах, методических часах, круглых столах и т....
Отчет деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса за 2022-2023 уч.г
Цель: Обеспечение гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса в образовательном учреждении, а также восстановление их нарушенных прав.Задачи:- ра...
План работы уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.
Права ребенка определены Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, ФЗ «Об основных гарантия прав ребенка в Российской Федерации» и другими законодательными актами. На ...