Защита прав участников образовательного процесса
статья по теме

Попова Олеся Валерьевна

Статья адресована всем участникам образовательного процесса, руководителям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_prav_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

      Защита прав участников

      образовательного процесса

В последнее время средства массовой информации всё большее внимание уделяют вопросам нарушения прав детства. Речь идёт не только о пожарной безопасности, соблюдении охраны жизни и здоровья детей при нахождении их в образовательных учреждениях, что особенно важно, но и о контролируемых в той или иной мере требованиях к внешним  условиям содержания дошкольников.

Вместе с тем расследование отдельных случаев негативного физического или психологического воздействия на детей со стороны взрослых, внутри детских коллективов, в семьях свидетельствует о жёстком нарушении прав ребёнка из-за незнания законодательства или умышленном причинении физических или психических травм детскому организму. Наиболее беззащитными оказываются дети младшего возраста, не умеющие жаловаться на своих обидчиков.  Поэтому особое значение имеют превентивные меры работы с детьми и их окружением.

Важно отметить, что на практике очень часто нарушаются права и других участников образовательного процесса, т.е. не только детей, но и их родителей, самих педагогов. Всё это приводит к конфликтам, в результате которых больше всего страдают дошкольники.

Для более чёткого понимания ситуации перечислим основные права всех участников образовательного процесса.

Воспитанники ДОУ имеют право:

  • на доступность и качество получения образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • обучение и воспитание в соответствии с государственными образовательными стандартами, в т.ч. по индивидуальному учебному плану;
  • получение дополнительных (в т.ч. платных) образовательных услуг на основе договора;
  • перевод на следующую ступень образования в случае освоения в полном объёме образовательных программ;
  • поощрение собственных успехов и достижений;
  • отдых и досуг, свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; участие в кружках, секциях и других объединениях по интересам;
  • объективную оценку знаний и умений;
  • свободный доступ к информации и материалам, которые направлены на развитие ребёнка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред его благополучию;
  • охрану здоровья;
  • уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм психического и физического насилия, оскорбления личности;
  • свободу мысли, совести и религии;
  • иные права и льготы, установленные законодательством федерального, регионального и муниципального уровней и т.д.

Родители (законные представители) имеют право:

  • защищать законные права и интересы ребёнка;
  • выбирать формы обучения своих несовершеннолетних детей до получения ими  основного общего образования;
  • участвовать в работе органов управления образовательного учреждения в форме и порядке, предусмотренном Уставом учреждения;
  • получать достоверную информацию о ходе и содержании образовательного процесса, об оценках знаний детей;
  • получать своевременные профессиональные рекомендации специалистов по развитию и воспитанию ребёнка;
  • оказывать финансовую и иную материальную помощь для создания условий, способствующих развитию образовательного процесса;
  • выбирать образовательное учреждение независимо от территории проживания;
  • знакомиться с документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, другую сопутствующую ему деятельность и т.д.

Педагогические работники имеют право:

  • на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов в соответствии с образовательной программой, утверждённой дошкольным учреждением, методов оценки знаний  воспитанников;
  • методическую помощь и поддержку в организации работы с детьми и взаимодействии с их родителями;
  • аттестацию на добровольной основе на квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации;
  • получение достоверной информации о состоянии воспитательно-образовательной работы и финансово-хозяйственной деятельности дошкольного учреждения;
  • продолжительность рабочего времени согласно трудовому законодательству Российской Федерации;
  • оплату труда в соответствии с квалификацией и объёмом выполняемой работы;
  • получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий;
  • работу по совместительству, в т.ч. в других учебных заведениях;
  • защиту и использование интеллектуальной собственности;
  • защиту своей профессиональной чести и достоинства;
  • оптимальные условия труда и охрану здоровья;
  • проведение дисциплинарного расследования нарушений норм профессионального поведения или Устава дошкольного учреждения только по жалобе, поданной в письменном виде, копия которой передана объекту жалобы;
  • иные социальные гарантии и льготы согласно действующему российскому законодательству и т.д.

Осуществление  перечисленных прав несовместимо с нарушением общественного порядка, норм нравственности и охраны здоровья, прав и свобод кого-то из участников образовательного процесса. Взаимоотношения всех участников должны строиться на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета человеческих ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ. ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ»

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ«Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения»Цель: формирование у педагогов  представлений о п...

Семинар - практикум "Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного поведения".

Цель формирование у педагогов  представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулиров...

Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в МДОУ №1 «Аленушка».

I.                   Общие положения. 1.1. Настоящее Положение об Уполномоченном по защите прав уча...

Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения

Уважаемые, коллеги! Вы же понимаете, что мы как педагоги должны научить детей конструктивно выходить из конфликтной ситуации, а для этого мы должны сами это уметь.В данном материале представлен семина...

Мозговой штурм по теме: «Права и обязанности участников образовательного процесса»

Мозговой штурм по теме: «Права и обязанности участников образовательного процесса» для актуализации знаний педагогов. Материал можно использовать на педсоветах, методических часах, круглых столах и т....

Отчет деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса за 2022-2023 уч.г

Цель: Обеспечение гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса в образовательном учреждении, а также восстановление их нарушенных прав.Задачи:- ра...

План работы уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.

 Права ребенка определены Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, ФЗ «Об основных гарантия прав ребенка в Российской Федерации» и другими законодательными актами. На ...