Технология работы социального педагога
статья по теме

Рудчик Лариса Ивановна

Профессия социального педагога, его функции. Качества социального педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_raboty_sotsialnogo_pedagoga.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Технология работы социального педагога.

Профессии «социальный работник», «социальный педагог» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте- апреле 1991 года и созданы для решения социальных проблем человека в обществе, в их числе:

- социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;

- эмоциональные и психологические проблемы;

- нужда и бедность;

- алкоголизм и наркомания;

- насилие и дискриминация;

- национальные проблемы и миграция;

- преступление и правонарушение;

- безработица и профессиональная адаптация;

- родительская жестокость;

- опекунство, попечительство, усыновление;

- жилищная проблема и другие.

        Выполняя различные социальные роли социальный педагог реализует следующие функции.

Аналитическая – анализ социальных условий развития несовершеннолетнего:

- материально-бытовых условий;

- медико-психологических и возрастных особенностей, способностей, интересов детей и подростков;

- уровня воспитанности и семейного воспитания детей и подростков;

- влияния ближайшего окружения.

Организаторская функция – организация общественной деятельности детей и взрослых, педагогов и общественных деятелей в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ, организация досуга и отдыха.

Диагностическая – изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий для жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем; изучение социальной ситуации в масштабах конкретной территории; знакомство с деятельностью тех учреждений и организаций, которые призваны решать соответствующий круг проблем; определение категорий детей и взрослых, семей, социальных групп и объединений, которые в первую очередь требуют особого социально-педагогического внимания и влияния.

Прогностическая и экспертная разработка программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, его структур; социально-педагогическое проектирование личности ребенка, групп детей; комплексные психолого-педагогические и медицинские обследования детей, изучение личностных особенностей и проблем отдельных воспитанников; прогнозирование возможности изменения той или иной ситуации имеющимися у педагогов средствами; на основе прогноза сформулировать задачи, определить пути и способы их достижения; экспертиза аналогичных документов и материалов.

Образовательно-воспитательная – обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона- семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации; возможности самой личности как активного субъекта  воспитательного процесса.

Организационно-коммуникативная – включение добровольных помощников в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточение информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми и семьями.

Коммуникативная:

- регуляция межличностных отношений между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и родителями, между родителями и педагогами.

- помощь детям в установлении оптимальных взаимоотношений с людьми.

Охранно-защитная – использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия социального педагога на подопечных. Разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию социальных возможностей, социально-психологической реабилитации личности, компенсация ограниченных социальны возможностей детей, возникающих вследствие болезни, определенных личностно-семейных обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций.

Посредническая – осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением.

        Социальные педагоги  должны чувствовать себя в первую очередь лидерами социально уязвимых групп населения.

        В настоящее время профессия социального педагога и ее мастерство особо востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний.

        Для того, чтобы профессионально реализовать призвание, необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учитывать специфику реагирования на трудности, проблемы, общественные условия жизни отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения со стимулированием собственной активности людей, с раскрытием возможностей их внутреннего потенциала и компенсаторных возможностей. Требуется не только  отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

        Вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности подопечного, обеспечению охраны жизни и здоровья гражданина, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и его общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный педагог должен обладать следующими качествами:

- веселый характер;

- умение помочь;

- дружелюбие;

- вежливость;

- справедливость.

        Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, образовательного учреждения, общественности для оказания помощи и защиты своим клиентам – детям, подросткам, семьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перспективный и годовой план работы социального педагога

Предлагаю вариант перспективного и годового плана работы социального педагога в ДОУ...

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Методические разработки, отражающие работу социального педагога ДОУ по формированию межнационального согласия и толерантности у дошкольников

Современный мир жесток. Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качеств...

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-пр...

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе социального педагога в работе ДОУ с семьей»

Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов.  Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.Семья и детский...