Пословицы и поговорки в воспитании старших дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пословицы  и поговорки в воспитании старших дошкольников

                                                                                                 Пословица – коротенькая притча.

                                                                                                Это  суждение, приговор, поучение.  

                                                                                                      Поговорка  –  сложное, короткое                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       -                                                                                                высказывание  которое бытует в

                                                                                                  народе, но не составляет полной                                                                                                         -                                                                                                  пословицы                                                

                                                                                                         

                                                                                                                                                         В. Даль

                                                                                                       

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно         выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение.  Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат -   В  них осуждается лень, хвастовство, нерадивость.  Восхваляются  скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки  раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству.  В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению   Я.О. Каменского:  «Пословица или поговорка есть краткое  и ловкое высказывание,  в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».   Можно создать копилку пословиц и поговорок по разным темам:  «Родина»,  «Смелость, трусость», «Терпение,  вежливость, кротость», «Совесть и честь», «Правда, ложь».       Такая «копилка»  позволяет более  эффективно использовать их в работе, практически    во всех видах деятельности.  Так, удачное применение  пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.  

       Пословицы и поговорки          благодаря своему  разнообразию – прекрасный материал для развития речи.  Их систематическое использование  в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний.  Стараясь  объяснить  их значение,  дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.  Кроме того, для умственного использования пословицы ребёнок  должен         в уме соотнести         сложившуюся ситуацию с имеющейся у него запасом пословиц и подобрать соответствующую.

      Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение,  объяснение, доказательство. Упражнения:

 1. Упражнение:  «Закончи пословицу»

Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.

 2. Упражнение: "Завиральные пословицы"

 Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.

 3.  Упражнение:  "Кто знает, пусть продолжает"

 Первый ребёнок произносит пословицу, следующий - проговаривает другую, но обязательно соответствующую заданной теме.

 4.  Упражнение:  "Обьяснялки"

  Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий и т.д. Уместно и использование вопросов типа:  "О ком можно сказать, что он дрожит как осиновый лист? ",  "Кому следует говорить: не спеши языком  - торопись делом?",  "Кому и в каком случае мы скажем:  что посеешь, то и пожнёшь?",  "Почему голова без ума - лукошко?".

5.  Иллюстрирование пословиц:

 При выполнении данного задания детям можно кроме изобразительных средств предложить разнообразные картинки для выкладывания сюжета на фланелегафе или магнитной доске.

6. Моделирование пословиц:

 С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с удовольствием используют персонажей разных видов театра.

7. Инсценирование пословиц:

 Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.

8. Подбор пословиц к определённому тексту:

 Это могут быть знакомые сказки, рассказы. Можно придложить детям несколько пословиц, а они должны выбрать только одну, подходящую по смыслу к тексту. Дети любят придумывать ситуации или  подбирать соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили прозвучавшие пословицы или поговорки. Эффективно сочетать работу по введению тех или иных правил поведения детей с изучением соответствующих пословиц. Например, закрепляя правило о том, что вещи нужно убирать на место, произносим: "Каждой вещи - своё место". А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу (например, "Кончил дело - гуляй смело"), а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения. Пословицы как дидактический материал применяются при подготовке к обучению грамоте.

 

 9. Упражнение: "Восстанови пословицу и объсни её":

 Век живи тем больше дров.  Как аукнется твоя неделя. Делу время людей насмешишь. Мели, Емеля так и откликнется. Чем дальше в лес век учись. Поспешишь потехе час.

10. Упражнение: "Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы".

 Даются слова, например: дороже. добрая, слава, богатства. Из них нужно составить пословицу. (Например, "Добрая слава дороже богатства").

 11. Упражнение:  "Добавь слог в конец слов и прочитай всё предложение свекрху вниз". (по усмотрению воспитателя).

 Вра + ки = Враки,  дово + дят = доводят,   до   дра + ки =драки.

 12. Упражнение: "Собери слоги в слова, слова в предложения".

 Детям предлагаются, например, слоги: чил, кон, до, де - ляй, гу, ло, сме ("Кончил дело - гуляй смело").

       Введение пословиц в речь детей требует определённой системы. Прежде всего надо проводить работу над отдельными словами и их значением. Объяснять  детям смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления предметов или явлений. И только потом переходить к объяснению переносного значения всей пословицы.  Хороший результат даёт приём "переделывания" пословиц с помощью таких слов, которые делают пословицу понятной всем. Сравниваем звучание полученной фразы и пословицы  приходим к выводу, что последняя за счёт использования необычных волшебных слов звучит красивее.

       Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо  использовать  наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки.

      Проводимая работа позволила  сделать вывод, что пословицы и поговорки - эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, психических процессов;  формирования рече-мыслительной деятельности детей, обогащение и уточнение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью  и многозначностью русского языка.

Литература:

 

Даль В.И.  "Пословицы русского народа".  М., 1984.

Кузнецов С.А. "Современный толковый словарь русского языка".  М., 2004.

Круглов Ю.Г. "Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990.

Мулько И.Ф. "Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет".  М., 2007.

Тарабарина Т.И.  "Пословицы, потешки, скороговорки". Ярославль, 1996.

новая книга:  "500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей"

 

                                                                                                                                                         

     

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки о воспитании. По материалам интернета

Пословицы и поговорки о воспитании по материалам интернет. ресурсов...

Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности дошкольника

Пословицы - это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-...

консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств дошкольника»

Консультация для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности дошкольников»

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлен...

Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств дошкольника»

Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств дошкольника» Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представ...

Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств дошкольника»

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки. Пословицы - это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизнен...

Статья "Пословицы и поговорки источник воспитания духовно-нравственных качеств старших дошкольников"

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)  закрепляет приоритетным духовно – нравственное воспитание дошкольников, выделяя пять основных направлений:  восп...