Развитие познавательных интересов, как необходимое условие готовности к школе
материал (старшая группа) по теме
Сообщение на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnykh_interesov_kak_neobkhodimoe_uslovie_gotovnosti_k_shkole.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательных интересов, как необходимое условие готовности детей к школе»
МДОУ Центр развития ребенка
д/с №21 «Аист»
пос. Запрудня
Талдомского района
Московской области
2012
«Развитие познавательной деятельности,
как необходимое условие готовности детей к школе»
Скоро наши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того как мы подготовим ребенка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения. При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях.
Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные дети», для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причинной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
Стремление узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений, действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции: удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах. И если попытаться выделить в своей практике опорные точки, которые ведут к успешной реализации поставленной цели, то я прежде всего назвала бы игровые моменты в ходе занятий, которые с моей точки зрения, влияют на развитие познавательного интереса у ребенка.
Как известно, на занятиях обучение грамоте в подготовительной группе дети знакомятся со звуками и буквами. Мир букв и звуков можно представить для них как сказочный мир, где каждый звук – загадка. Звуки это разные гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке Аленку баюкать,
Но не свой желают свистеть и ворчать.
А у согласных свой характер, свои особенности. Они согласны.
А согласные согласны:
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь
«Шшш» - шуршит опавший лист,
«Жжж» - шмели в саду жужжат
«Ррр» - моторы тарахтят.
Так дети усвоили, что каждый звук обозначается буквой, запомнить эти буквы помогали им на занятиях стихи поэтов Б. Захожера, Г. Виеру, А. Шибаева. Вот некоторые из них:
Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли
Но однажды буква «А»
В гости к рыбкам приплыла,
И сейчас же у реки появились рыбаки!
«Н» надела поясок
«И» надела поясок
Буква «Н» надела ровно
Буква «И» наискосок
Вот какие «Щ и Ц»
С коготочком на конце.
Коготок – царапка
Как кошачья лапка
А бедняжка буква «Ы»
Бродит с палочкой увы!
Когда дети знакомятся с новой буквой, этот день мы образно называем «День Рождения буковки». Так, на улице Гласных в ярких красных домиках поселились десять маленьких сестер: а, о, у, ы, э, и, я, е, ю, ё. Каждая их них имеет свой удивительный характер. Вот, например, «а» - любит задавать вопросы, «о» - удивляться и размышлять, «и» - превращаться в иголку, «ы» - прятаться в середине и в конце слов, «ю» - рассказывает о себе стихи:
Чтобы «О» не укатилось
Крепко к столбику прибью
Ой, смотри-ка, что случилось
Получила буква «Ю».
Надо отметить, что наиболее образные стихи использовали часто в работе при изучении гласных букв. «На улице согласных – рассказывали детям, - тоже много жителей, и живут они синих домиках. Есть домик звонких согласных, в нем всегда весело, слышны их выразительные звонкие голоса». Есть и глухие согласные и они имеют свой домик. По характеру они скрытны, хотя и водят дружбу с парными звонкими согласными. В окнах домика, где проживают глухие согласные, почти всегда наглухо закрыты ставни. А в стороне расположился домик с капризными согласными – шипящими. Продолжая разговор, обращаемся к детям. На улице поселились птицы, они поют свои песенки. НО давайте послушаем голоса самих букв. В присутствии гласных а, о, у, э голоса согласных тверды: да, до, ду. Но как только согласные заговорят с другими гласными – я, ё, ю, и, е, то их голоса становятся добрее, нежнее, мягче: дя, де, дю и т.д. Оказывается буквы любят петь песенки вместе с друзьями. И тем, кто научился понимать эти песенки, откроется много интересного. Ведь каждая песенка - это слово: маленькое или большое, грустное или веселое, сердитое или доброе.
Игровым материалом для занятий могут являться веселые задачи, шутки, загадки, скороговорки и т.д. Они несут в себе не только эмоциональный заряд, а забавляя поучают. Наши дети очень любили игру шутку «Буква озорница». Стихи читает воспитатель, а дети должны услышать неправильное слово и сказать, как его изменить, чтобы оно подходило к стихам. Цель игры – тренировка детей в определении звуковой структуры слова и развитие логического мышления. Приведу примеры некоторых стихов.
г – к
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную Горку (корку)
Не учил уроки, а играл в футбол
Оттого в тетради появился Гол (кол)
з –с
Русская красавица
Своей коЗою славится (косою)
з – д
На полянке весной
Вырос Зуб молодой (дуб)
п – р
У Печки с удочкой сижу (речки)
От рыбы глаз не отвожу
и – о
Усатый кИт сидит на печке (кот)е
Выбрав теплое местечко
Качество проводимых игровых моментов конечно же зависит от воспитателя, от его артистических способностей, знания детской психологии. Выдумка и воображение могут скучную процедуру чтения слов – превратить в интересную игру «Волшебный магазин». Для ее проведения не нужно предварительной подготовки и специальных наглядных пособий. Достаточно эти слоги записать на доске в столбик, над ними нарисовать крышу, внизу вход в магазин.
Теперь можно придумать различные задания и упражнения. Можно предложить игровую ситуацию «Угадай-ка». Поскольку наш магазин «волшебный», в нем можно купить всевозможные предметы. Воспитатель дает детям определенное задание: « На каком этаже вы сможете купить конфеты? Мыло?» Дети делят слово на слоги, выделяют слог, в котором есть изучаемый на занятиях звук, а затем уже отыскивают нужный этаж. Задания могут быть и более усложненными. Например: «Наименование каких товаров вы сможете прочитать на пятом этаже нашего магазина?» Дети читают слог, расположенный на данном этаже, и пробуют подобрать слова, в которых этот слог содержится. Ответов, как правило, бывает несколько: «Масло, Манка. Макароны». Если воспитатель почувствует, что такое задание ребятам не под силу, то он может помочь им наводящим вопросом.
Всем нам известно: дети любят рисовать. Посмотришь на их рисунки – залюбуешься. Это многоцветные рассказы о жизни, о детском саде, о природе. И эти тягу к рисованию мы попытались использовать на занятиях подготовка детей к письму. Ведь секрет состоим в том, чтобы дар ребенка направить в нужное, полезное русло в интересах овладения навыком подготовки письма. С детьми мы начали писать длинные и короткие палочки сначала по точкам сверху вниз, слева направо. Прямые палочки с закруглением вверху и внизу. Письмо кругов, овалов, прямых палочек и петлей внизу. Работу в тетради заканчивали цветной каймой. Такая работа ребятам понравилась и тетради по письму обрели радужные краски. А главный итог заключался в том, что дети полюбили занятие Подготовка к письму, дети научились писать красиво и аккуратно. Занятие по подготовке детей письму нам помогали проводить разминки. В качестве физкультминуток использовали стихи. Вот, например, такие стихи заходера:
Дождик песенку поет
- Кап – кап…..
Только кто ее поймет, -
- Кап – кап?
Не пойму ни я, ни ты,
- Кап – кап,
Да зато поймут цветы
- Кап – кап
И весенняя листва
- Кап – кап,
И зеленая трава
- Кап – кап…
Слова «кап – кап» сопровождаются постукивание пальчиков. На занятиях математики детьми с большим удовольствием решаются задачи, преподнесенные в игровой форме. Они удачно разнообразят занятия устным счетом, вносят в занятие оживление, помогают развивать воображение и память. Эти задачи в стихотворной форме и поэтому с большим интересом воспринимаются детьми:
5 - 1 = 4
Пять малышек медвежат
Мама уложила спать
Одному никак не спится
А скольким сон хороший снится?
7 – 2 = 5
В хоре семь кузнечиков
Песни распевали
Вскоре два кузнечика
Голос потеряли
Сосчитай без лишних слов
Сколько в хоре голосов
10 – 8 = 2
Ёжик по грибы пошел
Десять рыжиков нашел
Восемь положил в корзинку
Остальные же на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, Ёж?
3 + 2 = 5
Три ромашки-желтоглазки
Два веселых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете?
6 + 2 = 8
Группа малышей-утят
Плавать и нырять хотят.
Шесть уплыли далеко,
Два нырнули глубоко
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
В подготовительной к школе группе дети, кроме психологической получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение. В значительной мере этому содействуют физкультминутки и они тоже должны носить игровой характер. Наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны.
В заключении хочу сказать о том, работая с детьми в подготовительной к школе группе, прихожу к выводу: какой е это трудный и прекрасный возраст! И как необходимо воспитателю искать новые формы работы, приносящие элементы новизны, занимательности, пробуждающие развитие познавательных интересов, как необходимое условие готовности детей к школе. А воспитывая стремление к знаниям, мы формируем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить и созидать.
Литература
- Р.С. Буре «Готовим детей к школе»
- Т.В. Тарунтаева, Ф.А. Сохина «Подготовка детей к школе в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса старшего дошкольного возраста как условие готовности к обучению в школе.
опыт работы...
Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".
Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....
развитие познавательного интереса старшего дошкольного возраста как условие готовности к обучению в школе
статья из опыта работы...
развитие познавательного интереса старшего дошкольного возраста как условие готовности к обучению в школе
статья из опыта работы...
Консультация для педагогов «Рефлексия – как источник мотива, развития познавательного интереса и готовности к успешному обучению в школе»
Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом профессионально правильного и грамотного...
Статья "Развитие познавательных интересов у дошкольников" Чуенковой Лилии Витальевны школа 2120 Д8 Москва
Самоценность дошкольного периода очевидна.Первые семь лет жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. Любознательность и познавательные интересы ...