Развитие познавательных интересов, как необходимое условие готовности к школе
материал (старшая группа) по теме

Семенова Алевтина Борисовна

Сообщение на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на педсовете

«Развитие познавательных интересов, как необходимое условие готовности детей к школе»

МДОУ Центр развития ребенка

д/с №21 «Аист»

пос. Запрудня

Талдомского района

Московской области

2012


«Развитие познавательной деятельности,

как необходимое условие готовности детей к школе»

Скоро наши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того как мы подготовим ребенка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения. При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях.

Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные дети», для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причинной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Стремление узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений, действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции: удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах. И если попытаться выделить в своей практике опорные точки, которые ведут к успешной реализации поставленной цели, то я прежде всего назвала бы игровые моменты в ходе занятий, которые с моей точки зрения, влияют на развитие познавательного интереса у ребенка.

Как известно, на занятиях обучение грамоте в подготовительной группе дети знакомятся со звуками и буквами. Мир букв и звуков можно представить для них как сказочный мир, где каждый звук – загадка. Звуки это разные гласные, согласные.

                Гласные тянутся в песенке звонкой

                Могут заплакать и закричать,

                В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не свой  желают свистеть и ворчать.

А у согласных свой характер, свои особенности. Они согласны.

                А согласные согласны:

                Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь

«Шшш» - шуршит опавший лист,

«Жжж» - шмели в саду жужжат

«Ррр» - моторы тарахтят.

Так дети усвоили, что каждый звук обозначается буквой, запомнить эти буквы помогали им на занятиях стихи поэтов Б. Захожера, Г. Виеру, А. Шибаева. Вот некоторые из них:

                Рыбки плавали, ныряли,

                В прятки весело играли

                Но однажды буква «А»

                В гости к рыбкам приплыла,

                И сейчас же у реки появились рыбаки!

                «Н» надела поясок

                «И» надела поясок

                Буква «Н» надела ровно

                Буква «И» наискосок

                Вот какие «Щ и Ц»

                С коготочком на конце.

                Коготок – царапка

                Как кошачья лапка

                А бедняжка буква «Ы»

                Бродит с палочкой увы!

Когда дети знакомятся с новой буквой, этот день мы образно называем «День Рождения буковки». Так, на улице Гласных в ярких красных домиках поселились десять маленьких сестер: а, о, у, ы, э, и, я, е, ю, ё. Каждая их них имеет свой удивительный характер. Вот, например, «а» - любит задавать вопросы, «о» - удивляться и размышлять, «и» - превращаться в иголку, «ы» - прятаться в середине и в конце слов, «ю» - рассказывает о себе стихи:

                Чтобы «О» не укатилось

                Крепко к столбику прибью

                Ой, смотри-ка, что случилось

                Получила буква «Ю».

Надо отметить, что наиболее образные стихи использовали часто в работе при изучении гласных букв. «На улице согласных – рассказывали детям, - тоже много жителей, и живут они синих домиках. Есть домик звонких согласных, в нем всегда весело, слышны их выразительные звонкие голоса». Есть и глухие согласные и они имеют свой домик. По характеру они скрытны, хотя и водят дружбу с парными звонкими согласными. В окнах домика, где проживают глухие согласные, почти всегда наглухо закрыты ставни. А в стороне расположился домик с капризными согласными – шипящими. Продолжая разговор, обращаемся к детям. На улице поселились птицы, они поют свои песенки. НО давайте послушаем голоса самих букв. В присутствии гласных а, о, у, э голоса согласных тверды: да, до, ду. Но как только согласные заговорят с другими гласными – я, ё, ю, и, е, то их голоса становятся добрее, нежнее, мягче: дя, де, дю и т.д. Оказывается буквы любят петь песенки вместе с друзьями. И тем, кто научился понимать эти песенки, откроется много интересного. Ведь каждая песенка - это слово: маленькое или большое, грустное или веселое, сердитое или доброе.

Игровым материалом для занятий могут являться веселые задачи, шутки, загадки, скороговорки и т.д. Они несут в себе не только эмоциональный заряд, а забавляя поучают. Наши дети очень любили игру шутку «Буква озорница». Стихи читает воспитатель, а дети должны услышать неправильное слово и сказать, как его изменить, чтобы оно подходило к стихам. Цель игры – тренировка детей в определении звуковой структуры слова и развитие логического мышления. Приведу примеры некоторых стихов.

г – к

                Тащит мышонок в норку

                Огромную хлебную Горку (корку)

                Не учил уроки, а играл в футбол

                Оттого в тетради появился Гол (кол)

з –с

                Русская красавица

                Своей коЗою славится (косою)

з – д

                На полянке весной

Вырос Зуб молодой (дуб)

п – р

У Печки с удочкой сижу (речки)

От рыбы глаз не отвожу

и – о

Усатый кИт сидит на печке (кот)е

Выбрав теплое местечко

Качество проводимых игровых моментов конечно же зависит от воспитателя, от его артистических способностей, знания  детской психологии. Выдумка и воображение могут скучную процедуру чтения слов – превратить в интересную игру «Волшебный магазин». Для ее проведения не нужно предварительной подготовки и специальных наглядных пособий. Достаточно эти слоги записать на доске в столбик, над ними нарисовать крышу, внизу вход в магазин.

Теперь можно придумать различные задания и упражнения. Можно предложить игровую ситуацию «Угадай-ка». Поскольку наш магазин «волшебный», в нем можно купить всевозможные предметы. Воспитатель дает детям определенное задание: « На каком этаже вы сможете купить конфеты? Мыло?» Дети делят слово на слоги, выделяют слог, в котором есть изучаемый на занятиях звук, а затем уже отыскивают нужный этаж. Задания могут быть и более усложненными. Например: «Наименование каких товаров вы сможете прочитать на пятом этаже нашего магазина?» Дети читают слог, расположенный на данном этаже, и пробуют подобрать слова, в которых этот слог содержится. Ответов, как правило, бывает несколько: «Масло, Манка. Макароны». Если воспитатель почувствует, что такое задание ребятам не под силу, то он может помочь им наводящим вопросом.

Всем нам известно: дети любят рисовать. Посмотришь на их рисунки – залюбуешься. Это многоцветные рассказы о жизни, о детском саде, о природе. И эти тягу к рисованию мы попытались использовать на занятиях подготовка детей к письму. Ведь секрет состоим в том, чтобы дар ребенка направить в нужное, полезное русло в интересах овладения навыком подготовки письма. С детьми мы начали писать длинные и короткие палочки сначала по точкам сверху вниз, слева направо. Прямые палочки с закруглением вверху и внизу. Письмо кругов, овалов, прямых палочек и петлей внизу. Работу в тетради заканчивали цветной каймой. Такая работа ребятам понравилась и тетради по письму обрели радужные краски. А главный итог заключался в том, что дети полюбили занятие Подготовка к письму, дети научились писать красиво и аккуратно. Занятие по подготовке детей письму нам помогали проводить разминки. В качестве физкультминуток использовали стихи. Вот, например, такие стихи заходера:

                Дождик песенку поет

                - Кап – кап…..

                Только кто ее поймет, -

                 - Кап – кап?

                Не пойму ни я, ни ты,

                 - Кап – кап,

                Да зато поймут цветы

                - Кап – кап

                И весенняя листва

                 - Кап – кап,

                И зеленая трава

                 - Кап – кап…

Слова «кап – кап» сопровождаются постукивание пальчиков. На занятиях математики детьми с большим удовольствием решаются задачи, преподнесенные в игровой форме. Они удачно разнообразят занятия устным счетом, вносят в занятие оживление, помогают развивать воображение и память. Эти задачи в стихотворной форме и поэтому с большим интересом воспринимаются детьми:

5 - 1 = 4

                Пять малышек медвежат

                Мама уложила спать

                Одному никак не спится

                А скольким сон хороший снится?

7 – 2 = 5

                В хоре семь кузнечиков

Песни распевали

Вскоре два кузнечика

Голос потеряли

Сосчитай без лишних слов

Сколько в хоре голосов

10 – 8 = 2

Ёжик по грибы пошел

Десять рыжиков нашел

Восемь положил в корзинку

Остальные же на спинку.

Сколько рыжиков везешь

На своих иголках, Ёж?

3 + 2 = 5

                Три ромашки-желтоглазки

Два веселых василька

Подарили маме дети

Сколько же цветов в букете?

6 + 2 = 8

                Группа малышей-утят

                Плавать и нырять хотят.

                Шесть уплыли далеко,

                Два нырнули глубоко

                Сколько же утят в пруду?

                Сосчитать я не могу.

В подготовительной к школе группе дети, кроме психологической получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение. В значительной мере этому содействуют физкультминутки и они тоже должны носить игровой характер. Наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны.

В заключении хочу сказать о том, работая с детьми в подготовительной к школе группе, прихожу к выводу: какой е это трудный и прекрасный возраст! И как необходимо воспитателю искать новые формы работы, приносящие элементы новизны, занимательности, пробуждающие развитие познавательных интересов, как необходимое условие готовности детей к школе. А воспитывая стремление к знаниям, мы формируем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить и созидать.


Литература

  1. Р.С. Буре «Готовим детей к школе»
  2. Т.В. Тарунтаева, Ф.А. Сохина «Подготовка детей к школе в детском саду»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

Консультация для педагогов «Рефлексия – как источник мотива, развития познавательного интереса и готовности к успешному обучению в школе»

Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом  профессионально правильного и грамотного...

Статья "Развитие познавательных интересов у дошкольников" Чуенковой Лилии Витальевны школа 2120 Д8 Москва

Самоценность дошкольного периода очевидна.Первые семь лет жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. Любознательность и познавательные интересы ...