Презентация на тему "Влияние игры на развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста"
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние игры на развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели и добиваться своего.
Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Программа дошкольного детства поистине огромна: владение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, приобретение нравственных качеств, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.
Игровая деятельность является важным условием формирования произвольного поведения ребенка. Дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Через игру с правилом у дошкольника формируется произвольность.
Большое место в жизни детей занимают игры с правилом. Они возникают из ролевых игр с воображаемой ситуацией. Для игр с правилом характерно, что их содержанием является не роль и не игровая ситуация, а правило и задача. В таких играх как «Классы», «Школа мяча», «Прятки», и т.д., нужно достичь конкретной цели, данной в определенных условиях (т.е. задачи). Развитие этого вида игры и заключается во все большем выделении и осознании игровой задачи.
Большую группу игр с правилами составляют подвижные игры. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. Главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил.
Ведущее место в 6-7 лет приобретают подвижные игры с правилами без сюжета («Ловишки», «Найди себе пару» и т.д.).
Тема обусловлена тем, что произвольность как способность самостоятельно строить свою деятельность в соответствии с образцом или нормой, задаваемой взрослым, умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, является одним из важнейших условий готовности детей к школе. Цель нашей работы: Выявить влияние игры на развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является развитие произвольности у детей 6-7 лет. Предмет исследования: изучение влияния игры с правилом на развитие произвольности у старших дошкольников. Гипотеза: включение системы игр с правилами в воспитательный процесс детского сада способствует повышению уровня произвольности у старших дошкольников.
Задачи: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Подобрать и провести методики диагностики произвольности у старших дошкольников. Подобрать и включить систему игр с правилами в воспитательный процесс детского сада для развития уровня произвольности. Обработать и проанализировать полученные результаты.
База исследования : Детский сад № 2378 ЮАО г. Москва. Выборку составляли дети подготовительной группы № 6 (экспериментальная группа) в количестве 16 человек, и дети подготовительной группы № 5 (контрольная группа) в количестве 16 человек. Всего 32 человека.
Методики исследования: Методика «Диктант» Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской Цель методики: определение уровня сформированности произвольности как умения действовать по инструкции взрослого – диктант, при выявлении которого ребенок должен соединять фигурки по заданным взрослым правилам. Методика «Графические фигуры» Цель методики: выявить умение понять (повторить) инструкцию и выполнить указания экспериментатора.
Данное исследование состояло из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе исследования установлено, что дети (экспериментальной группы) и дети (контрольной группы) по уровню сформированности произвольности находились примерно на одинаковых позициях, что позволило изучить влияние игр с правилами на развитие произвольности после формирующего эксперимента.
Опираясь на исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др. был разработан и проведен формирующий эксперимент. В течение дня в разных режимных моментах и на занятиях с детьми экспериментальной группы проводились разнообразные игры с правилом. Контрольный этап исследования позволил установить положительную динамику развития волевых качеств в экспериментальной группе. Таким образом, гипотеза о том, что включение системы игр с правилами в воспитательный процесс детского сада способствует повышению уровня произвольности у старших дошкольников.
Подвижная игра «Медведь и пчелы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста
Развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста
Значение сюжетно-ролевых игр в развитии произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста....
Дидактическая игра, как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста
Получаемая человеком информация об окружающем мире и происходящих вокруг событиях, оставляет в его сознании и подсознании, определённый след. Отражённые в таком отпечатке моменты начинают воспринимать...
Статья на тему:"ИГРА С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ТЕМА: "ИГРА С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" Актуальность данной рабо...
Дидактические игры на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста...
"Игры и упражнения на развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста".
Подборка игр и упражнений на развитие произвольности внимания, памяти и поведения детей....
Дополнительная программа "Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" 5-7 лет
Целью моей программы является создание оптимальных возможностей и условия для развития внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....