Выступления на педчасе
консультация по теме
Методика обучения рассказыванию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchene_rasskazyvaniyu_-_vystuplenie_na_pedchase.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение рассказыванию
Ребенок дошкольник к пяти годам уже может рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Этим и должен воспользоваться педагог при обучении детей рассказыванию. Здесь могут быть использованы вспомогательные вопросы: «Где ты был летом? С кем ты отдыхал? Что было интересного на море?». Ребенку можно предложить примерный план рассказывания.
После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:
· в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например: «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз»
· сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство: «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове»
· предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например: медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» съедают таблетку от жадности
· предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев
· написать письмо своему любимому герою или автору сказки
· сочинить разговор сказочных персонажей по телефону
· придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед
· рассказать историю от лица любимого героя или предмета
· описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного человека)
· очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.
Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.
Рассказывание но восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление, воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно.
Ребенок называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т. е. упражняет свои ощущения и восприятия.
Поскольку дети учатся описывать объекты, которые они знают, видели, педагоги должны использовать эти рассказы в воспитательном отношении. Необходимо, чтобы ребенок отражал реальные стороны предмета и правильно определял его назначение; в то же время нужно учить детей обращению с предметами (предлагать показать, как держать ложку, как завязывать кукле шарф).
Большое воспитательно-образовательное значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и др. Поскольку таким занятиям предшествовала работа с демонстрационными и раздаточными игрушками, эффективно сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Воспитатель-методист должен постепенно накапливать подобные наборы, руководствуясь программой по ознакомлению с окружающим. Например, для старшей группы — умывальные, почтовые принадлежности (гашеные конверты, открытки, марки), швейные принадлежности (клубки и катушки ниток, наборы пуговиц, лоскутков, ножницы и т. п.), для подготовительной — школьно-письменные принадлежности, а также комплекты разнородных предметов (ключи, футляры, записные книжки, фонарики и т. п.).
Рассказывая, ребенок тут же объясняет назначение предмета и правила использования, демонстрирует действия с ним (движения щетки при чистке зубов, закрепление конца нитки на катушке и др.). Поскольку в каждом комплекте имеются аналогичные предметы, отличающиеся несущественными признаками, дети могут составлять о них сравнительные рассказы. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.
На других занятиях, а также на прогулках дети могут познакомиться с составлением рассказов-этюдов. Это небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений прикладного искусства (свежий распустившийся цветок, вид вечерней опушки леса, кружевная салфеточка па темном фоне и т. п.).
Умения описывать предметы закрепляются и в другой деятельности - на занятии по конструированию ребенок рассказывает о постройке, в ролевой игре в космонавтов сообщает «по радио», что он видит внизу на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педчасе "Детская агрессивность"
Данный материал предназначен для педагогов, встречающих на практике агрессивных детей. Здесь Вы можете найти способы выражения гнева, советы для педагогов....
Выступление на педчасе "Роль воспитателя в игровой деятельности" (текст к презентации)
Выступление на педчасеРоль воспитателя в игровой деятельности(текст к презентации) Мастерство воспитателя – в том, что он и творец, и организатор детской игры. Следовате...
Презентация к выступлению на педчасе. Обобщение опыта работы по ознакомлению детей со сказками народов мира.
В рамках реализации долгосрочного проекта "Мы читаем" мною был накоплен опыт по ознакомлению детей со сказками народов мира по различной тематике. Этот опыт оказался востребованным при реали...
Выступление на педчасе «Познавательное развитие детей»
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать....
Выступление на педчасе
Педчас...
Выступление на педчасе "Игрушка как средство педагогического развития ребенка"
Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, дел...
Выступление на педчасе "Речевое дыхание как основа правильной речи"
Дыхание – основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание. В чем же отличие речевого дыхания от обычно...