Познавательное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе. «Государственная символика»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Черкашина Мария Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7650.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи:

Развивающие:

развитие слухового и зритель приятия, памяти, развитие гражданского самосознания.

Воспитательные:

воспитание гордости за чувства любви и уважения к своей многонациональной стране, формирование доброжелательного отношения ко всем ее жителям.

Образовательные:

формирование представлений государственных символах России (гимне, гербе, флаге), элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина многонациональной страны, закрепление представлений о народных традициях, знаний названия и содержания народных игр.

Ход занятия

1.        Организационный момент

Воспитатель.

Назовите, пожалуйста, страну, в которой мы все живем. (Россия, Российская Федерация.) А как можно назвать всех людей, которые постоянно живут в этой стране? (Россияне, граждане России.) Гражданин — это очень хорошее, важное слово. Чтобы понять это слово, я приглашаю вас встать в групповой комнате кто где хочет.

Дети расходятся в разные стороны.

Мы все в разных местах. А теперь подойдите и возьмитесь все вместе за эту красную ленту, как будто это границы нашей Родины.

 (Предлагает детям встать в круг и так взяться за длинную красную ленту, соединенную кольцом, чтобы все оказались снаружи от ленты.)

Поднимите ленту вверх и сделайте так, чтобы мы оказались внутри круга, а лента — снаружи. Что сделала ленточка с нами?

(Все вместе оказались внутри ленты, внутри границы.)

Что вы почувствовали, когда оказались все вместе внутри границы, созданной с помощью ленточки? Чем слово «граница» похоже на слово «гражданин»? Что обозначает слово «гражданин»?

2.        Узнавание Гимна России

Воспитатель включает аудиозапись. Детям надо узнать

Гимн своей страны среди других мелодий и встать, когда он будет звучать. Затем педагог просит объяснить, почему граждане страны встают, когда слушают свой Гимн. Гимн прослушивается еще раз.

3.        Беседа с детьми

Детям показывают сюжетные картины с изображением природных и культурных достопримечательностей страны, со сценами жизни людей (труда, отдыха и пр.), портреты наших сограждан, прославивших Россию во всем мире (государственных деятелей, писателей, поэтов, художников, космонавтов, военных, композиторов, артистов и др.). В это время организуется беседа с воспитанниками: «Чем особенна наша страна? Чем богата наша страна? Чем мы гордимся? Почему мы уважаем свою страну? Что означает слово "сограждане"? Как вы понимаете, что значит "гордиться своей страной"? Что значит "уважать" ее?..»

При этом можно уточнить понятия «Родина» и «малая родина», в том числе и на литературных примерах (И. Суриков «Вот моя деревня», М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» и др.).

4.        Физкультурная минутка

Детям предлагается ответить на вопрос: «Почему людям разных народов и национальностей надо жить в нашей стране в мире и согласии?» — и рассказать о народных праздниках и обычаях в ходе конкурса национальных игр.

Дети играют в 2-3 игры по выбору.

5.        Задание на опознавание Флага и Герба России

Воспитатель.

Как многонациональность нашей страны, ее дружелюбие отразились в нашем флаге? Найдите его среди других флагов и расскажите об этом.

Теперь найдите среди других герб нашей страны. О чем он говорит своим гражданам и людям, живущим в других странах?

6. Задание «Моя мечта». Итоги занятия

Педагог организует беседу с детьми.

Воспитатель.

Давайте мы подумаем, что бы мы сделали хорошего, полезного и доброго для своей страны? Я начну, а вы — продолжите: мы могли бы поливать деревья, заботиться о птицах, убирать мусор...

Еще я предлагаю вам помечтать о том, какой подарок вы подарите своей стране, своей Родине, когда вырастете. Кем вы будете, когда вырастете?

При этом можно предложить детям нарисовать свои «подарки», а затем — объяснить, что они хотели этим сказать. Начало предложения придумывает взрослый: «Я мечтаю подарить своей Родине...» — а дети продолжают.

 Это занятие относится к гражданскому направлению патриотического и социально-нравственного воспитания дошкольников и формирует системные представления о государственной символике родной страны. Кроме того, немаловажно, что это происходит не в назидательной, а в игровой форме, позволяющей детям проявить мотивы патриотического поведения и почувствовать удовлетворение от этого. Им должно нравиться быть и осознавать себя патриотами своей Родины.


Дополнительный материал занятию по государственной символике.

Герб

Издревле наследники княжеских династий получали вместе с престолом свой родовой знак, который был запечатлен на шлеме, перстне, зеркальце и даже на домашней утвари. Эти нехитрые родовые знаки и стали основоположниками геральдики. Геральдика — наука об изучении гербов.

Российская геральдика берет свое начало из традиций родового древнерусского дворянства. Когда же, по мнению историков, появился государственный герб России?

Исследователи геральдики единодушно относят его появление к временам царствования князя Ивана III, который окончательно избрал символом государственной власти двуглавого орла.

Изображение птиц, зверей и даже рыб все время использовалось на государственных знаках. На российском гербе не простая птица, а двуглавый орел.

Российская эмблема воспринималась однозначно: орел — царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества и проницательности. Необъятная Россия расположена ив Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая — на Запад при едином теле — едином правлении.

У каждого города России есть свой собственный герб.

Российский двуглавый орел символизирует собой незыблемость и верность православию.

Давайте рассмотрим герб. Обратите внимание на то, что грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца — защитника Отечества, борющегося со змеем. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трех дружественных народов — русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в лапах орла — царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.

Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла

помещен герб Москвы. Это означает, что Москва — столица могучего Российского государства. Форма герба напоминает щит. На груди орла тоже изображен щит. Щит — это вооружение древнего воина в виде округлой или прямоугольной плоскости (из дерева, металла, кожи) для предохранения от ударов, стрел.

Гимн

Гимн — главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях.

Обычно музыка гимна — торжественная, эмоционально приподнятая, а слова — величавые.

Автор слов гимна России — знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков.

Во время Великой Отечественной войны С. Михалков был военным корреспондентом. Возле Кремля есть Могила Неизвестного солдата, на которой выбиты слова, сочиненные С. Михалковым: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Автор музыки гимна России — композитор А. Александров. Музыка А. Александрова широко известна, ее знает весь мир. Ему принадлежит музыка к песням, ставшим классическими: «Священная война» и «Несокрушимая и легендарная». А. Александров — организатор знаменитого во всем мире Ансамбля песни и пляски Российской армии, который теперь носит его имя.

Гимн России

Слова С. Михалкова

Музыка А. Александрова

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна,

Могучая воля, великая слава —

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля!

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев.

Флаг

Флаг — отличительный знак, символ государства. Когда Президент Российской Федерации в Кремле, над зданием поднят государственный флаг России. Флаг России состоит из трех полос одинаковой ширины. Верхняя полоса — белая, средняя — синяя, нижняя — красная.

Россияне с уважением относятся как к современным, так и к другим историческим флагам своего Отечества.

Издавна на Руси был широко распространен красный

Бело-сине-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Петр I. В его эпоху на его кораблях были красно-сине-белые флаги. Утвержденные Петром российские флаги сохранялись несколько веков. Под этими знаменами сражались войска Кутузова в Бородинской битве. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу — мир физический (природный), красный; выше — небесный, голубой; еще выше — мир Божественный, белый.

На Руси три цвета имели следующее символическое значение:

белый — благородство, откровенность;

синий — верность, честность, безупречность, целомудрие;

красный — мужество, смелость, великодушие, любовь.

Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне. Наряду с современным отечественным «триколором» во время торжественных военных праздников на параде в Москве выносят красное Знамя Победы, которое было водружено над поверженным немецким Рейхстагом в 1945 году. Этот флаг представляет собой полотнище красного цвета с тогдашней государственной символикой нашей страны — золотой звездой и эмблемой «Серп и молот». Это знамя — гордый символ боевой славы русского народа и его великого подвига в войне 1941-1945 гг.

Наш дом

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну — наш общий дом.

В. Степанов

Россия — это страна, в которой мы живем. Она занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают русские, татары, украинцы, чуваши и другие народы.

Столица нашей Родины — город Москва.

Глава Российского государства — Президент.

Флаг, герб, гимн — официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость) государства.

Флаг — прикрепленное к древку полотнище определенного цвета и размера.

Герб — отличительный знак государства, города.

Гимн — торжественная песня, принятая как символ государства.


Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №5 «Солнышко» п Серышево

Познавательное  занятие по нравственно-патриотическому воспитанию

в старшей группе.

«Государственная символика»

Воспитатель:

Черкашина М. А .

пгт Серышево






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по нравственно-патриотическому в старшей группе "Государственные символы России"

Задачи:1. Образовательная – закрепить знание о названии родной страны; закрепить знание о символике России: флаге и гербе; познакомить детей с новой символикой России – гимном; продолжить формиро...

Познавательное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе."Государственная символика"

Формирование представлений государственных символах России (гимне, гербе, флаге), элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина многонациональной страны, закрепление представлений о на...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе "Государственная символика"

Знакомить детейс государственной символикой. Развивать у детей чуство патриотизма и любви к своей Родине....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Государственная символика РФ»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Государственная символика РФ»...

Проектная деятельность дошкольников старшей группы "Государственная символика Российской Федерации"

Проект разработан для детей 5-6 лет. Целью которого является, формирование у детей патриотических чувств , любви к Родине, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважите...

Конспект ООД детей старшей группы «Государственная символика России»

Ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации: флагом, гимном, гербом....