Опыт работы семейного клуба "Лаборатория волшебства и чудес"
статья на тему
Представлен опыт работы по поисково-исследовательской деятельности детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_volshebstva_i_chudes.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейный клуб «Лаборатория волшебства и чудес».
Материалы и оборудования для проведения мастер-класса: стаканчики разных размеров, сосуды, халаты, трубочки – соломинки, пакеты, пищевой краситель сахар, блюдо, бумажный цветок, губка, пробки, гвозди
Аннотация
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед воспитателями и родителями встает задача: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Мы считаем, что помочь в этом может такой вид деятельности – как экспериментирование. Поисково-исследовательская деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Многие родители считают, что детско-родительское экспериментирование необходимо для ребенка, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место, Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что не хватает времени на то, чтобы организовать с ребенком данную работу в домашних условиях.
Для того чтобы решить эту задачу, в нашем детском саду была создана «Лаборатория волшебства и чудес».
Цель: создание единого воспитательно-образовательного пространства для развития поисково-исследовательской деятельности детей и их родителей.
Задачи:
- повышать педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания дошкольников по средствам поисково-исследовательской деятельности;
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для всестороннего развития детей;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
На первом этапе мы проводим консультации для родителей: «Экспериментирование – как средство всестороннего развития ребенка», «Мои родители - волшебники», «Познаем мир вместе с ребенком». Анкетирование родителей «Неизведанное рядом» - для выявления отношения родителей к экспериментальной деятельности детей.
На втором этапе родителям предлагаем варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома. Предлагаем вести «Дневник интересных открытий» - где фиксируются выводы и результаты проведенных экспериментов. Родители вместе с детьми создают фото альбом «Наша маленькая лаборатория».
На третьем этапе проводим совместные мероприятия: «Лаборатория волшебства и чудес» (см. приложение№1)
Уважаемые коллеги вашему вниманию хотелось бы представить одно из таких мероприятий. Из – за временных рамок я покажу вам небольшую часть этого мероприятия. Но для начала мы с вами немного поиграем. Мне необходима помощь нескольких человек.
(Приглашенные одевают халаты и садятся за стол. Перед ними на столе стоит сосуд с водой и несколькими красителями, схемы выполнения эксперимента, бумажный цветок, глубокая тарелочка с водой)
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые ученые. В нашу лабораторию вновь пришло видео – послание с просьбой помочь и разобраться и на этот раз мы будем говорить с вами о воде. Давайте для начала мы с вами вспомним о простейших, ранее вами доказанных свойствах воды . И так - Вкус – имеет ли вода вкус, как это доказать?, Запах, Цвет, Форму.
Воспитатель: Ну что ж. А сейчас с нами на связи Южная Америка. Сыщик Друффи мы вас слышим.
Друффи: Здравствуйте. Сейчас я веду расследование одного очень запутанного дела «Дело о пропавшем фокуснике». Проводя обыск в его гримерной, я наткнулся на странные схемы, помогите мне разобраться, что они означают.
1.Схема: Вода меняет цвет
Воспитатель: Уважаемые коллеги, я думаю необходимо действовать по схеме и выяснить что получится. Не забывайте фиксировать результаты.
(Выполняют действия указанные на схеме)
Воспитатель: Ну что же первая схема понятна. Если по очереди добавлять в воду вещества цвет будет меняться. Приступим к следующей схеме
2. Схема Цветок на воде
(Опускают цветок на воду)
Воспитатель: Так, так, и здесь все ясно и понятно. Бумага впитывает воду, лепестки тяжелеют и опускаются вниз.
Воспитатель: Хорошая работа коллеги. Я немедленно отправлю результаты вашего исследования сыщику. Всем спасибо. Все свободны.
Месяц | Мероприятие | Содержание | Ответственный |
Октябрь | «Вода» Мастер – класс «Волшебница вода» | Проведение опытов и экспериментов с водой. Формировать представления о свойствах воды. | Воспитатели. Родители |
Декабрь | «Воздух» Мероприятие – исследование «Дело о пропавшем воздушном шарике» | Проведение опытов и экспериментов с воздухом. Формировать представления о свойствах воздуха, умение делать анализ, вывод из полученных результатов. Развивать сплоченность умение работать в коллективе. | Воспитатели Родители |
Февраль | «Электричество» Что?, Где?, Когда? «Приключения Ионика» | Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Развивать любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развивать конструктивные умения. | Воспитатели. Родители |
Апрель | «Магнит» Мероприятие - эксперимент «В лаборатории мистера Х» | Через экспериментирование, дать представления о свойствах магнита, формировать умение делать умозаключения, фиксировать полученные результаты. | Воспитатели Родители |
Май | «Фокус – покус» Викторина «Волшебство вокруг нас» | Проведение волшебной викторины, презентация опытов и экспериментов. Вызвать интерес, положительные эмоции. | Воспитатели Родители |
Ниже приведены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.
1.В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
2. Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?). Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
3.Уборка комнаты (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?). Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
4.Поливка цветов (Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?) Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
5. Ремонт в комнате ( Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?) Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мастерская чудес" - опыт работы по художественно-творческому направлению
Методические рекомендации по работе с детьми 2-7 летнего возраста по художественному творчеству....
Опыт работы по теме «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем»
Чувство любви к родному краю, городу, посёлку, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. ...
Опыт работы по семейному воспитанию
Задача детского сада и воспитателей – найти общий язык с родителями воспитанников, слышать пожелания родителей, считаться с их мнением....
Волшебство из бумаги (модульное оригами). Опыт работы.
Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия оригами. Это занятие интересно детям и дос...
Опыт работы по семейному воспитанию воспитателя МАДОУ города Нижневартовска детский сад №38 «Домовёнок» Мужиповой Г.И.
Работа с семьей — важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения....
Опыт работы по семейному воспитанию воспитателя МАДОУ города Нижневартовска детский сад №38 «Домовёнок» Федотовой Л.Р.
Работа с семьей — важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения....
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...