Коррекционно-развивающая программа "Коррекция агрессии у студентов ВУЗов"
материал по теме

Проблема агрессивного поведения юношества, в последнее время, приобретает всё более острую социальную направленность и привлекает внимание юристов, социологов, педагогов, психологов, которые все больше внимания уделяют вопросам контроля агрессивных проявлений и «снижения» агрессивности, в особенности юношеской. Юноши и девушки в нашей стране живут сегодня в эпоху стремительного изменения социально-экономических условий и политической напряженности, что часто приводит к усилению проявлений агрессии с их стороны. Особенности агрессии таковы, что, затрагивая эмоциональную сферу личности, они способствуют усугублению морального диссонанса, формированию стрессового и депрессивного состояний. Высокий уровень агрессии у лиц юношеского возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности.Студенческий период открывает собой эпоху взрослости человека, и имеет огромное значение для развития личности, которая в этот период формируется с трех сторон: как студент вуза, как будущий специалист и как человек, вступающий во взрослую профессиональную жизнь. Важно знать какое влияние оказывает агрессия на формирование отношений между людьми, на развитие личности будущего специалиста, чем характеризуется, каковы ее причины, способы коррекции и профилактики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_korrektsii_agressii_u_yunoshey_i_devushek.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно – развивающая программа :

«Коррекция агрессии у студентов ВУЗов»

Цель программы – обучить навыкам конструктивного управления агрессией.

Данная программа направлена на решение следующих задач:

  1. развить навыки эффективного общения в различных жизненных ситуациях;
  2. обучиться альтернативным способам поведения и внутреннего самоконтроля в ситуациях, провоцирующих агрессию;
  3. обучиться приемам регулирования своего эмоционального состояния.

Тематическое планирование по коррекционно – развивающей программе.

Тема

Цель, задачи

Содержание

1

Вводное «Знакомство»

Цель: установление доверительных отношений в группе.

Задачи:

-определить правила работы в тренинговой группе;

-стимуляция групповой сплоченности;

-раскрепощение участников группы

«Рисунок по кругу»

«Сильный –слабый»

2

«Внимание! –  агрессия»

Цель: расширение информации о проблеме агрессии.

Задачи:

-предоставить и обсудить информацию об агрессии;

-помочь участникам осознать данную проблему, необходимость работы с ней

«Беседа»

«Моя агрессивная энергия»

3

«Учимся защищаться»

Цель: развить навыки эффективного общения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

-ознакомиться с техниками противостояния вербальному нападению;

-научиться адекватно реагировать в различных ситуациях

«Ситуации»

«В театре»

4

«Барьеры общения»

Цель: закрепить навыки эффективного общения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

-знакомство с барьерами общения;

-развитие умения открыто выражать свои чувства в приемлемой форме

«Барьеры межличностного общения»

«Открытые ответы»

5

«Общение»

Цель: закрепить навыки эффективного общения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

- развить умение перестраивать свою позицию в соответствии с ситуацией;

- развитие умения захватывать инициативу в разговоре

«Качели»

«организация диалога»

«Вырвись из круга»

6

«Наши альтернативы»

Цель: обучиться альтернативным способам поведения и внутреннего самоконтроля в ситуациях, провоцирующих агрессию.

Задачи:

- совместный поиск альтернативных способов поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию;

- научиться отстраняться от травмирующей ситуации с помощью различных способов

«Поиск альтернатив»

«Репетиция поведения»

«Обвинитель – обвиняемый»

7

«Мое спокойствие»

Цель: закрепление навыков внутреннего самоконтроля в ситуациях, провоцирующих агрессию.

Задачи:

-обучение способам сохранения спокойствия в ситуациях, провоцирующих агрессию;

- развитие умения противостоять чужому давлению

«Сценарий»

«Сила – ум»

«Да – нет»

8

«Будьте собой, но в лучшем виде»

Цель: закрепление навыков эмоционального реагирования в ситуациях, провоцирующих агрессию.

Задачи:

-развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

-переоценка негативного восприятия неприятных, конфликтных ситуаций.

«Художественный фильм»

«Найди хорошее»

9

«Я – регулятор»

Цель: обучиться приемам регулирования своего эмоционального состояния.

Задачи:

-знакомство с приемами регулирования своих эмоций;

-отреагирование негативных эмоций;

- поиск приемлемого для себя способа реагирования на ситуацию раздражения

«Аукцион»

«Сказка»

10

«Без напряжения»

Цель: закрепить навыки регулирования своего эмоционального состояния.

Задачи:

-развитие способностей регуляции эмоционального состояния;

-обучение различным техникам экспресс-регуляции эмоционального состояния

«Проблемная ситуация»

«Погода»

«Снежки»

11

«Владение собой»

Цель: освоить способы саморегуляции через управление дыханием и тонусом мышц.

Задачи:

-обучение управлением тонусом мышц;

-обучение способам управления дыханием

«Управляю дыханием»

«Управляю тонусом мышц»

«Веревка»

12

«Завершение»

Цель: обобщение знаний и умений по проделанной работе.

Задачи:

-помочь в осознании произошедших изменений, пользы проведенных занятий;

-способствовать получению обратной связи от участников группы;

- закрепление позитивного настроя проделанной работы

«Благодарен тому, что…»

«Беседа»

«Подарок»

Коррекционно – развивающая программа :

«Коррекция агрессии у студентов ВУЗов»

Цель: обучить навыкам конструктивного управления агрессией.

Задачи:

  1. развить навыки эффективного общения в различных жизненных ситуациях;
  2. обучиться альтернативным способам поведения и внутреннего самоконтроля в ситуациях, провоцирующих агрессию;
  3. обучиться приемам регулирования своего эмоционального состояния.

Занятие №1.

Тема: Вводное «Знакомство»

Цель: установление доверительных отношений в группе.

Задачи:

- определить правила работы в тренинговой группе;

- стимуляция групповой сплоченности;

- раскрепощение участников группы.

Время: 1 час 40 минут

Оборудование: бейджи, бумага, ручки, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент: Психолог приветствует всех участников группы: «Здравствуйте, я очень рада всех вас здесь видеть. На наших занятиях мы будем говорить о проблемах, которые вас волнуют, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми. В ходе занятий вы сможете лучше узнать себя, понять, почему вы действуете так, а не иначе, разобраться в своих чувствах и эмоциях.

Нашу работу мы начнем со знакомства участников. Предлагаю каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. В дальнейшем мы будем обращаться друг к другу так, как вы представились. А сейчас давайте примем правила работы в нашей группе».

Правила для группы:

  • Доверительное общение, обращение к друг другу по имени;
  • Соблюдение личных прав членов группы (право отстаивать свою точку зрения; право выдвигать идеи; право на обдумывание; право на пересмотр, уточнение своей позиции, на выдвижение нового предложения);
  • Принцип «здесь и сейчас» - говорим то, что волнует именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит здесь в группе;
  • Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях;
  • Правило «Стоп»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать «стоп»;
  • Говорим от своего имени: «Я считаю…», «Я думаю…»;
  • Активность;
  • Оценивается только поступок, а не личность человека;
  • Предложения студентов о введении дополнительных правил, если они сочтут это необходимым.

2. Приветствие.

Участники хаотично передвигаются по комнате, пожимают друг другу руки и произносят фразу «Я очень рад тебя видеть». Каждый участник должен поприветствовать всех.

3. Разминка: «Атомы»

Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать). После выполнения упражнения спросить: Как вы себя чувствуете? Все ли соединились с теми, с кем хотели?

4. Основная часть: «Рисунок по кругу»

Инструкция: возьмите по листу белой бумаги и выберете самый приятный для себя цвет карандаша. Как только услышите сигнал (хлопок в ладоши), начинайте рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем дальше по кругу до тех пор, пока лист не вернется назад к хозяину.

Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?

Анализ:

1. Понравилось ли вам то, что получилось?

2. Поделитесь своими чувствами, настроением.

3. Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

« Сильный – слабый»

Каждый член группы должен на листке бумаги записать свои слабые стороны - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить. Затем следует написать о своих сильных сторонах - о том, что участник любит и ценит в себе. На эту работу отводится 10 минут.

Далее участники объединяются в группы по 3-4 человека для обсуждения записей. Во время обсуждения важно помнить о правилах группы. На обсуждение внутри группы дается 10 минут.

5. Рефлексия:

Давайте обсудим наше сегодняшнее занятие:

- Что вы узнали из сегодняшнего занятия?

- Придерживались ли вы правил группы?

- Удалось ли вам почувствовать себя раскрепощенно?

- Станете ли вы больше доверять друг другу?

- С какими эмоциями вы уйдете с сегодняшнего занятия?

Процедура самоотчета.

6. Ритуал прощания:

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Занятие №2.

Тема: «Внимание! –  агрессия»

Цель: расширение информации о проблеме агрессии.

Задачи:

- предоставить и обсудить информацию об агрессии;

- помочь участникам осознать данную проблему, необходимость работы с ней.

Время: 1 час 30 минут

Оборудование: доска, мел, мяч,

Ход занятия:

  1. Приветствие.  Участникам необходимо встать в круг. «Начнём сегодняшний день так: я кидаю мяч одному из участников, при этом приветствую его и дарю улыбку. Например: Здравствуй, Анна! Тот, у кого мяч, проделывает то же самое и т.д., пока мы не поприветствуем всех.
  2. Разминка: «Угадай, какой я!»

Процедура проведения: один человек выходит на середину круга. Его задача – одним жестом передать своё настроение, особенности характера или какую-нибудь черту. Остальные должны угадать, что он хотел сказать. Угадавший занимает его место и выполняет то же самое задание.

  1. Основная часть: «Беседа».

«Цель данного занятия – обсудить проблему агрессии. Для начала я хочу узнать у вас, что вы знаете об агрессии:

- что такое агрессия?

- какие существуют виды агрессии?

- назовите положительные и отрицательные стороны агрессии?

- какие виды агрессии характерны для вашего возраста?»

Далее психолог, исходя из знаний участников, рассказывает об агрессии (доска используется для рисования схемы), ее видах, формах, значении в жизни человека, положительных, отрицательных сторонах и т.д. Затем озвучивает общие результаты диагностики, проведенной ранее (методика Баса-Дарки и опросник Ассингера).

После этого идет обсуждение:

- Как вы считаете, нужно ли учиться справляться с проявлениями агрессии?

- Каким образом, по вашему мнению, можно это сделать?

- Готовы ли вы попробовать все вместе поработать над данной проблемой?

Таким образом, к концу беседы психолог должен подвести участников к осознанию своей проблемы и к тому, что с ней необходимо справиться, чем собственно и будут заниматься в дальнейшей работе  с психологом.

«Моя агрессивная энергия». 

Процедура проведения: «Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако разные люди используют ее по-разному. Один – чтобы созидать, и тогда агрессивную энергию можно назвать конструктивной. Другие – чтобы уничтожать, разрушать, и тогда их агрессия – деструктивна. Конструктивная агрессия – это активность, стремления к достижениям целей, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства. Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, злоба, придирчивость, гнев, раздражение, упрямство и самобвинение. Чтобы понимать, что с нами происходит, очень важно распознавать свои агрессивные импульсы, управлять ими и направлять в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим.

Проанализируйте собственное поведение и постарайтесь ответить на вопросы: В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего проявляется ваша агрессивная энергия? Как вы поступаете со своей агрессивной энергией: даете ей ход или, наоборот, стараетесь сдерживать? Как вы относитесь к собственной агрессивной энергии: боитесь ее, наслаждаетесь ею, получаете от нее удовольствие, безразличны?  Какие ваши привычные способы разрядки этой энергии?»

В процессе упражнения необходимо предоставить возможность высказаться каждому участнику группы, не ограничивая его во времени и не сужая тематику его рассказа.

4. Рефлексия:

- Что нового для себя вы узнали сегодня?

- Считаете ли вы, что нужно направлять свою агрессивную энергию в нужное русло? Почему?

- С каким настроением вы уйдете с занятия?

Процедура самоотчета.

5. Ритуал прощания:  

Участники встают в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и благодарит: «Спасибо, мне очень приятно!» - затем говорит комплимент своему соседу. Всем спасибо!

Занятие №3

Тема: «Учимся защищаться»

Цель: развить навыки эффективного общения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

- ознакомиться с техниками противостояния вербальному нападению;

- научиться адекватно реагировать в различных ситуациях.

Время: 1 час 30 минут

Оборудование: карточки с техниками.

Ход занятия:

1. Приветствие: Участники сидят в кругу. Ведущий: «Встанем, и поздороваемся, причём это надо сделать с каждым по разному, никого не пропуская».

2. Разминка: «Обзывалки». Скажите участникам следующее: «передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами» (заранее обговаривайте условие, какими «обзывалками» можно пользоваться, это может быть названия овощей, фруктов, грибов ил мебели).

Каждое обращение должно начитываться со слов: «А ты … морковка!» помните, что это игра – обижаться не надо. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, …, солнышко!». Следует проводить её в быстром темпе.

  1. Основная часть: «Ситуации».

«Прежде чем мы приступим к самому упражнению, мне хотелось бы ознакомить вас с техниками противостояния вербальному нападению, которые написаны на выданных карточках и обсудить их:

-  Техника «Внешнее согласие»

Принцип: необходимо с чем-либо согласиться в высказывании собеседника (не по существу, а внешне).

Пример: «Я тоже считаю, что нам следует обсудить эту проблему», «Меня, как и тебя, это волнует», «Согласна, что это неприятно» (достоинства техники: людям приятно, когда с ними соглашаются; собеседник чувствует, что вы миролюбиво настроены и готовы его выслушать).

- Техника «Да я такой, и поздно мне меняться»

Принцип: вы сообщаете собеседнику, что то, в чем он вас обвиняет является частью вашей личности.

Пример: «Я всегда опаздываю, мне нравиться чувствовать себя не привязанным ко времени, это дает мне ощущение свободы. Я такой». Достоинства техники: используется при грубых нападках на вашу личность, обезоруживает оппонента. Ограничения техники: заводит оппонента в тупик, вызывает у него сильное раздражение.

- Техника: «Испорченная пластинка»

Принцип: в ответ на претензии и обвинения собеседника, вы несколько раз повторяете одну и туже емкую фразу, пока собеседник не исчерпает свои силы. Обычно достаточно бывает трех повторений.

Пример: вы опоздали на работу, и в ответ на критику начальника вы можете сказать: «Это никогда больше не повториться». Фразы еще могут быть такими: «Я не готов сегодня это обсуждать», «Я подумаю об этом», «Я тебя понял».

Достоинства техники: использование техники позволяет экономить эмоциональные ресурсы. Конфликт при этом не разрастается.

-Техника: «Бесконечное уточнение»

Принцип: в ответ на критику, вы задаете оппоненту много уточняющих вопросов.

Примеры: «Что конкретно вы имеете в виду», «Что бы вы могли мне посоветовать в этой ситуации».

Достоинства техники: использование техники позволяет прояснить позицию оппонента, снимает эмоциональное напряжение, дает вам время подумать, как реагировать на критику.

«Теперь я предлагаю вам разбиться на пары и отработать эти техники перед всей группой следующим образом: пара садиться в середину круга напротив друг друга, я задаю какую-либо ситуацию и технику, ваша задача корректно разрешить ситуацию, используя технику».

Пример ситуации: Друзья договаривались о встрече и один забыл, не пришел. Первый отчитывает второго. Техника: «испорченная пластинка».

Каждая пара должна проработать технику.

«В Театре».

Ведущий отправляет за дверь 2-3 участников (по желанию). Остальным участникам дается задание: «Представьте, что вы пришли на спектакль в театр, а его задерживают уже на час, ввиду опоздания актеров. Когда участники по очереди будут заходить, вам необходимо изобразить недовольную толпу».

Инструкция для вышедших за дверь: «Вы – работник театра, ваши актеры опаздывают на час, зрители недовольны. Ваша задача успокоить и задержать зрителей». Далее участники по очереди заходят в аудиторию и справляются с поставленной задачей.

  1. Рефлексия:

- С какими техниками мы сегодня ознакомились?

- Реально ли применять их в жизни?

- Удалось ли вам успокоить толпу? Как вы этого достигли? Что помогло?

- Чему вы сегодня научились?

- С каким настроением уходите с занятия?

Процедура самоотчета.

5. Ритуал прощания: Участники встают в круг, кладут при этом свои руки на плечи соседа справа и слева. По счёту психолога «один, два, три» говорят все дружно: «До свидания!».

Занятие №4

Тема: «Барьеры общения»

Цель: закрепить навыки эффективного общения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

- знакомство с барьерами общения;

- развитие умения открыто выражать свои чувства в приемлемой форме.

Время: 1 час 50 минут

Оборудование: листы с информацией, карточки с фразами.

Ход занятия:

1. Приветствие: Участники сидят в кругу. Каждый начинает с приветствия и говорит: «какая сегодня хорошая погода, я рад всех вас сегодня здесь видеть». И так по кругу, пока все не скажут.

2. Разминка: участники сидят в кругу. Ведущий называет любое число (максимальное число равно количеству участников группы). Не сговариваясь, должно встать то количество человек, какое было названо ведущим. После выполнения упражнения проводится обсуждение: что мешало или помогало участникам выполнить задание ведущего.

3. Основная часть: «Барьеры межличностного общения».

«В тот момент, когда мы сами или наш партнер начинаем разговор, у нас принципиально существует возможность выбора стиля поведения из множества вариантов. Одни варианты способствуют нашему взаимопониманию, другие — его затрудняют. В зависимости от нашего выбора, мы можем понять партнера и помочь ему понять нас или же затруднить наше взаимопонимание. Способы ведения разговора, которые мешают людям понять друг друга, ухудшают их взаимоотношения, вызывают злость, протест и раздражение принято называть «барьерами общения». Рассмотрим основные». Ведущий выдает листы, на которых описаны основные барьеры. Участники знакомятся с ними, затем обсуждают.

Барьеры:

- Негативные оценки и ярлыки (оскорбления). Все люди разные, поэтому наша оценка (какой бы верной она ни была) едва ли совпадет с точкой зрения партнера.

Ты несешь абсолютную чушь!

Так обращаться со мной нельзя!

Это неверно!

- Советы.

Если нас попросили о совете — совет следует дать. Но в других случаях советы всегда воспринимаются очень и очень настороженно и часто вызывают у партнера чувство протеста.

Я бы тебе не советовал так со мной обращаться.

Мой тебе совет прекрати сейчас же!

Не советую тебе меня злить.

- Вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать). Любой вопрос предполагает ответ — но эти вопросы ответа не требуют. Предполагается, что партнер сам поймет, как вы злы, обижены, расстроены, как вы волновались. Но он-то как раз в этой ситуации вряд ли будет стремиться угадать ваши чувства. Он сам начнет задавать вопросы, не ожидая никакого ответа на них.

Что ты здесь делаешь?

Где тебя носило до двух ночи?

Кто ты такой вообще?

Как ты смеешь?

Ты в своем уме?

О чем ты сейчас думаешь, когда я с тобой разговариваю?

- Приказы.

Приказ — это всегда насилие в той или иной мере, поскольку желания двух людей полностью совпадают очень и очень редко. Приказ (даже если он абсолютно оправдан и справедлив) всегда вызывает чувство протеста и желание его оспорить.

Прекрати меня злить! Замолчи сейчас же! Иди в свою комнату! Сейчас же прекрати плакать!

- Обобщения, глобальные выводы из единичных случаев.

Страх или другие сильные эмоции заставляют человека делать поспешные выводы. Не имея времени для множественных экспериментов, мы делаем поспешные выводы, которые едва ли будут надежными. Например:

Ты ни разу в жизни ничего для меня не сделал(а)!

Уборкой в нашем доме занимаюсь только я!

Ничего хорошего в жизни я от тебя не видела!

- Ирония, язвительность. Шутки и подтрунивания друг над другом хороши до тех пор, пока они доставляют удовольствие обоим партнерам по общению. Здесь легко можно потерять меру и перейти ту грань, за которой любые, даже самые безобидные в другой ситуации, слова начинают обижать и злить партнера. Эта грань индивидуальна, очень  зависит от ситуации,  отношений между партнерами, от контекста разговора. Вполне нейтральные фразы, такие, как: Ну ты у меня и герой! Ты просто писаная красавица!

На тебя теперь бея школа с восхищением смотрит! в иной ситуации могут вызвать довольно сильные (негативные) реакции партнера.

После знакомства с барьерами, участникам необходимо придумать фразы, которые позволили бы «сломать» каждый из барьеров.

« Открытые ответы».

Участники сидят в кругу. Ведущий по кругу подходит к каждому участнику и называет фразу с использованием того или иного барьера, задача участника – сломать барьер, то есть ответить таким образом, чтобы оппонент успокоился, при этом выразить и свои чувства. Например:

Ведущий: Ты ни разу в жизни ничего для меня не сделал(а)!

Участник: В иные дни я для тебя делаю больше, в иные — меньше.

Каждый участник должен дать ответ на ту или иную фразу. Затем участники встают и хаотично передвигаются по комнате. Встречая другого, один должен сказать резкую фразу, другой – ответить на нее приемлемо и открыто. Фразы участники придумывают самостоятельно.

4. Рефлексия:

- Легко ли сломать чужой барьер? Почему?

- Показалось ли вам сложным отвечать на резкую фразу оппонента? Почему?

- Что полезного для себя вы узнали на занятии?

- С каким настроением вы уйдете с занятия?

Процедура самоотчета.

5. Ритуал прощания: Участники встают в круг. По команде психолога: «начали!», начинают подбегать к членам группы, пожимая руку, говорить – «До свидания! Рад был тебя сегодня видеть!».

Занятие №5.

Тема: «Общение»

Цель: закрепить навыки эффективного общения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

- развить умение перестраивать свою позицию в соответствии с ситуацией;

- развитие умения захватывать инициативу в разговоре.

Время: 1 час 20 минут

Оборудование: карточки с темами.

Ход занятия:

1. Приветствие: Участники хаотично передвигаются по комнате, пожимают друг другу руки и произносят фразу «Я очень рад тебя видеть». Каждый участник должен поприветствовать всех.

2. Разминка: Ведущий просит участников ассоциировать себя с каким-нибудь цветом. Причём выбор того или иного цвета, каждый из них должен аргументировать.

3. Основная часть: «Качели».

«Важный навык речевого общения – построить свою речь в соответствии со своими целями и своей ролью относительно собеседника. В разных ситуациях один и тот же человек может командовать или подчиняться. Смену этих двух крайних позиций можно сравнить с качелями: когда командуем, качели оказываются наверху, когда просим, качели опускаются вниз».

Участники разделяются на пары. Один просит другого что-нибудь дать или сделать простое действие сначала в требовательной, жесткой форме, а потом то же самое говорит мягко, даже заискивая. Далее идет смена ролей, смена партнеров по кругу.

«Организация диалога».

Участникам выдаются карточки на которых написано по 3 слова, например: ёжик, самолет, рубашка; грибы, снег, ботинки. Каждое из этих слов является темой для диалога.

Приглашаются двое добровольцев. Им дают карточки с тремя темами, на которые они должны «вывести» своего партнера. Никто, кроме самого участника, не знают что написано на карточке. Остальные наблюдают. Далее все участники разбиваются на пары и отрабатывают умение захватывать инициативу в разговоре, переводя разговор с партнером в нужное русло, причем делать это нужно аккуратно, так, чтобы партнер не догадался, какие темы заданы второму участнику.

После упражнения идет обсуждение:

- Было ли задание сложным или простым?

- Что чувствовали, когда удавалось перейти на нужную тему? Не удавалось?

- Догадывались ли вы о темах, к которым стремился ваш партнер? По каким признакам?

«Вырвись из круга».

Участники вступают в круг и берутся за руки. Один, можно и несколько участников (3-4 в зависимости от состава группы) находятся внутри круга, его или их задача – вырваться из него. Но стоит предупредить участников, что при этом можно использовать не силу, как всегда этого хочется, а словесное их убеждение (возможно и другие формы, которые прейдут в голову участникам, находящимся внутри круга). После завершения упражнения проходит обсуждение по вопросам: Что чувствовали, когда находились в центре круга? Хотелось ли на самом деле вырваться из него? Что вы делали для этого? Легко ли было вырваться? Что почувствовали, когда вырвались из круга? Каким ещё способом можно было добиться этого?

  1. Рефлексия:

- Чему вы научились на сегодняшнем занятии?

- Трудно ли было выполнять эти упражнения? Почему?

- С каким настроением вы уйдете с сегодняшнего занятия?

Процедура самоотчета.

5. Ритуал прощания:

Участники встают в круг, кладут при этом свои руки на плечи соседа справа и слева. По счёту психолога «один, два, три» раскачиваясь в разные стороны, говорят все дружно «До свидания!».

Занятие №6

Тема: «Наши альтернативы»

Цель: обучиться альтернативным способам поведения и внутреннего самоконтроля в ситуациях, провоцирующих агрессию.

Задачи:

- совместный поиск альтернативных способов поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию;

- научиться отстраняться от травмирующей ситуации с помощью различных способов.

Время: 1 час 30 минут

Оборудование: бумага, ручки, мел, доска.

Ход занятия:

1. Приветствие: Психолог говорит участникам: «сейчас каждый по очереди будет вставать в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми».

2. Разминка: «Калейдоскоп»

Процедура проведения: ведущий просит каждого участника представить себя какой-нибудь одной частью тела – рукой или головой. Затем он называет эмоцию или чувство, а участники должны выразить их от имени той части тела, которую они выбрали. После выполнения упражнения участники делятся своими наблюдениями, - чем и какие эмоции было передавать легче?

  1. Основная часть: «Поиск альтернатив».

«Прежде чем перейдем к основным упражнениям по заданной теме, давайте обсудим, какие альтернативные поведенческие стратегии и способы эмоциональной регуляции существуют. Для начала я хочу это выяснить у вас».

Далее участники объединяются в микро-группы (2-3 человека), обсуждают и записывают способы, которые помогут выйти из напряженной ситуации, а так же способы саморегуляции. Затем каждая группа зачитывает свои способы, группа обсуждает их. Если способ показался группе интересным и эффективным, то он записывается на доске. По окончании обсуждения на доске должен быть оформлен список альтернативных стратегий поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию.

«Репетиция поведения».

Участникам предлагается разбиться на пары и инсценировать предложенные им ситуации в двух вариантах: используя привычные, нежелательные формы поведения и альтернативные им способы. Ситуации предлагаются ведущим.

После проведения упражнения проводится обсуждение: какие были использованы альтернативные поведенческие стратегии, способы эмоциональной саморегуляции (отстранение от ситуации, юмор, расслабление и др.); в чем преимущество альтернативных способов поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию. Необходимо подвести участников к осознанию расширения собственных возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивных форм поведения.

«Обвинитель-обвиняемый».

Процедура проведения: психолог рассказывает о том, как важно в ситуации, когда на нас кричат, обвиняют, оскорбляют, не «заразиться» чужой агрессией и не ответить криком на крик. Для этого сначала надо внутренне настроиться на её конструктивное разрешение и научиться отстраняться от травмирующей ситуации с помощью различных способов.

Участникам предлагается разбиться на пары: один человек – обвинитель, а другой – обвиняемый. Задача первого – обвинять партнера, кричать на него. Задача второго – постараться отстраниться от ситуации, по возможности не слушать обвинителя, а наблюдать за движениями кончиков его ушей или кончика носа (можно наблюдать за движениями его бровей) и прислушиваться к своим мыслям и переживаниям. Через некоторое время партнеры меняются ролями.

После выполнения задания следует обсуждение по вопросам: Что вы чувствовали, когда выступали в роли обвиняемого? Как менялось ваше отношение к обвинителю в ходе выполнения упражнения? Запомнили ли вы, что предъявлял вам обвинитель? Если запомнили, то отстранения от ситуации не произошло, вы реагировали привычным для вас способом. Трудно ли было выполнять эти упражнения? Почему?

После обсуждения ведущий должен подвести участников к пониманию, что отстранение от ситуации необходимо для того, чтобы задать себе вопросы: что случилось? почему человек так себя ведет? А самое главное – решить, что делать дальше: продолжать слушать; спросить, почему человек в таком состоянии; попросить сказать конкретно, чего он хочет; уйти, если чувствуешь, что раздражаешься.

  1. Рефлексия:

- Что полезного для себя вы усвоили на занятии?

- Показалось ли трудным использование альтернатив в различных ситуациях?

- С какими сложностями столкнулись, когда пытались отстраниться от агрессивной ситуации?

- С какими эмоциями покинете занятие?

Процедура самоотчета.

5. Ритуал прощания. Участники встают в круг. По команде психолога «начали», участники подходят друг к другу, похлопывая двумя руками по плечам говорят – «До свидания!».

Занятие №7

Тема: «Мое спокойствие»

Цель: закрепление навыков внутреннего самоконтроля в ситуациях, провоцирующих агрессию.

Задачи:

- обучение способам сохранения спокойствия в ситуациях, провоцирующих агрессию;

- развитие умения противостоять чужому давлению.

Время: 1 час 30 минут

Оборудование: бумага, ручки, мел, доска.

Ход занятия:

1. Приветствие: Участники хаотично передвигаются по комнате, пожимают друг другу руки и произносят фразу «Я очень рад тебя видеть». Каждый участник должен поприветствовать всех.

2. Разминка: «Чувствую себя хорошо».

Процедура проведения: ведущий просит участников, чтобы они назвали пять ситуаций, вызывающих ощущение, когда чувствовали себя хорошо. Затем поочерёдно по кругу, нарисовали эти места и назвали свои ощущения.

3. Основная часть: «Сценарий». 

Процедура проведения: участникам предлагается назвать наиболее типичные, актуальные для них ситуации, провоцирующие агрессию. Участники со сходными ситуациями объединяются в подгруппы и составляют сценарий альтернативного поведения. После подготовки группы представляют свой сценарий, проигрывание которого позволяет расширить репертуар собственного поведенческого опыта, познакомиться с различными моделями поведения, дает возможность модифицировать собственное поведение.

После выполнения упражнения участники обсуждают, что получилось, а что не удалось и почему. Ведущий подводит их к вопросу: достаточно ли только применение техники регуляции эмоционального состояния, чтобы научиться владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессию? Происходит осознание того, что за любым поведением стоят определенные жизненные позиции: доброжелательный взгляд на мир (себя, окружающих, ситуации); принятие и уважение индивидуальности другого, признание его права на собственные взгляды, установки, жизненную позицию; принятие ответственности за свои решения и поступки.

«Сила-ум».

Процедура проведения: «Какая есть альтернатива агрессивному поведению?» (Уверенное, достойное поведение).

Ведущий просит назвать участников тренинга имена трех героев (мультфильмов, книг, кинофильмов), кто, с их точки зрения, является сильной личностью, демонстрирующей уверенное поведение. Затем предлагается подумать и обсудить, в чем оно проявляется. В результате обсуждения студенты должны осознать, что: сильный человек – это тот, кто умеет «властвовать над собой», а не над другими, т.е. он не принимает решения за других, не позволяет другим принимать решения за себя, не стремится доказывать (демонстрировать) всем свою силу и потому не агрессивен; а слабый человек – это тот, кто постоянно демонстрирует всем свою силу, причем часто пользуясь агрессивными формами поведения.

«Да - нет».

Участники разбиваются на пары: один произноси слово «да», другой – «нет». При этом каждый занимает позу, в которой чувствует себя уверенно. Задача – убедить партнера.

Далее следует обсуждение: удалось ли вам переубедить партнера, не повышая голоса и не изменяя позы? Какая у  вас была поза? Помогла ли она вам? А как её воспринял ваш партнер? Как вы думаете, захочет ли этот человек вновь встретиться с вами?  Как, на ваш взгляд, выглядит уверенный человек? В чем это проявляется? Можно ли отказать человеку и при этом сохранить с ним хорошие отношения?  Назовите ситуацию, когда очень трудно бывает сказать «нет». Как можно отказать достойно?

4. Рефлексия:

- Какие сложности возникали по ходу занятия? Удалось ли справиться?

- Легко ли сохранять спокойствие в напряженных ситуациях?

- Что может помочь в таких ситуациях?

- С каким настроением вы уйдете с занятия?

Процедура самоотчета.

5. Ритуал прощания: участникам предлагается при помощи фразы: «Спасибо тебе за то, что…» обратится к участнику сидящему, слева от него.  Тот - следующему и так по часовой стрелке до завершения круга. Затем все хором – «До свидания!».

Занятие №8

Тема: «Будьте собой, но в лучшем виде»

Цель: закрепление навыков эмоционального реагирования в ситуациях, провоцирующих агрессию.

Задачи:

- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

-переоценка негативного восприятия неприятных, конфликтных ситуаций.

Время: 1 час 40 минут

Оборудование: бумаги, ручки, цветные карандаши или фломастеры.

Ход занятия:

1. Приветствие:

Участники сидят в кругу. Каждый начинает с приветствия и говорит: «Здравствуйте! У меня сегодня хорошее (плохое) настроение, я рад (но я рад) всех вас сегодня здесь видеть». И так по кругу, пока все не скажут.

2. Разминка: «Счет до 10».

Все становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу «начали» следует закрыть глаза, опустив свои носы вниз и сосчитать до десяти.

Хитрость состоит в том, что считать надо по очереди. Кто-то скажет «один», другой – «два», третий – «три» и т.д. Однако в игре есть одно правило: цифру должен произнести только один человек. Если два голоса одновременно скажут, например, «четыре», счёт начинается сначала. «Всё ясно? Начали? У вас есть десять попыток. Если вы доведёте счёт до десяти и не собьётесь, считайте себя волшебниками, а свою группу – необыкновенно согласованной. После каждой неудавшейся попытки, вы можете открыть глаза и посмотреть друг на друга, но без переговоров. Попробуйте понять друг друга, но без переговоров».

3. Основная часть: «Художественный фильм».

Процедура проведения: в начале ведущий произносит следующие слова – «Станьте режиссерами своей жизни, вместо того, чтобы быт актёрами. Поставьте фильм – в группах (3-4) про свою будущую жизнь. Представьте себе всю вашу будущую жизнь, как художественный фильм, в которой вы играете главную роль. Вы – сами сценаристы, постановщики и директора картины. Вам решать, о чём этот фильм, вам выбирать, какие в нём будут действовать персонажи, где будут происходить события. Но помните, что обязательным условием данного упражнения является то, что в вашем сценарии должно присутствовать элементы агрессивного поведения и соответственно пути его преодоления с выходом на позитивное состояние. Когда сценарий будет написан и роли распределены, то вы по группам будете проигрывать его, причём другие группы должны наблюдать за действием вашей сцены. Когда выступит одна группа, к проигрыванию приступает другая». Упражнение завершается обсуждением членами групп следующих вопросов: трудно ли было придумать сценарий? Какие проблемы возникли при его написании? Почему вы выбрали именно эту ситуацию?  Возникали ли споры по поводу распределения ролей? Все ли довольны своими ролями? Какие чувства вы испытываете после проигранного сценария? Может вам, хотелось чего-нибудь изменить?

«Найди хорошее».

По кругу участники коротко рассказывают ситуацию, которая каждый раз вызывает у них нарастающее раздражение, а возможно, и вспышку гнева. Ведущий предлагает каждому закончить свой рассказ фразой «Зато…» и попытаться выделить в травмирующей ситуации что-то позитивное (новый опыт, тренировка и др.).

В последующем обсуждении упражнения необходимо отметить, что мы сталкиваемся с трудностями, но если мы не отождествляемся с ситуацией, то обучаемся новым качествам, новым способам поведения, привносим изменения, чтобы достигнуть желаемого. Умение не слиться с ситуацией очень важно. Оно дает нам «тайм-аут» - помогает снять нарастающее напряжение, успокоиться и понять, как действовать дальше. В этом нам могут помочь техники отстранения от неприятных, конфликтных ситуаций (так, например, техника «Уши - нос»).
        
4. Рефлексия:

- Что нового для себя вы открыли сегодня?

- В любой ли ситуации можно найти что-то хорошее, полезное?

- Насколько важно владеть ситуацией?

- с каким настроением вы покинете занятие?

Процедура самоотчета.

5. Ритуал прощания: Участники ходят по комнате, дарят друг другу улыбки и говорят: «До скорой встречи».

Занятие№9

Тема: «Я – регулятор»

Цель: обучиться приемам регулирования своего эмоционального состояния.

Задачи:

- знакомство с приемами регулирования своих эмоций;

- отреагирование негативных эмоций;

- поиск приемлемого для себя способа реагирования на ситуацию раздражения.

Время: 1 час 40 минут

Оборудование: доска, мел.

Ход занятия:

1. Приветствие: Участники передвигаются по комнате и приветствуют друг друга любым способом.

2. Разминка: «Угадай, какой я!».

один человек выходит на середину круга. Его задача – одним жестом передать своё настроение, особенности характера или какую-нибудь черту. Остальные должны угадать, что он хотел сказать. Угадавший занимает его место и выполняет тоже самое задание.

  1. Основная часть: «Аукцион».

По типу аукциона предлагается назвать как можно больше способов, помогающих справляться с отрицательными эмоциями. Все способы, принятые ведущим, фиксируются на доске. Если участники затрудняются, то ведущих озвучивает свои способы:

- расслабление мимической мускулатуры

- совершенствование дыхания

- использование приемов воображения или визуализации.

«Сказка».

Процедура проведения: ведущий рассказывает участникам притчу о змее: «Жила-была невероятно свирепая, ядовитая Ир злобная Змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, укоротила свою злобность. Мудрец посоветовал прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы не перестала причинять людям боль и страдания, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».

Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы шипеть на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь врага. Можно научиться противостоять злу, не причиняя зло в ответ».          Ведущий рассказывает участникам тренинга о том, что в процессе дальнейшей работы они будут знакомиться с различными «безвредными» способами разрядки собственного гнева и агрессивности и предлагает им следующее упражнение.

«Сядьте поудобней, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней выставлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо.  Походите по этой выставке, постарайтесь рассмотреть эти портреты. Выберите любой из них и остановитесь около него. Постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленно увидеть самого себя в этой ситуации.

Представьте, что выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайте свои чувства, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему все, что хотите. Представьте, что вы делаете этому человеку все, к чему вас побуждают ваши чувства. Не сдерживайте свои действия, делайте все, что вам хочется сделать этому человеку.

А теперь представьте себя говорящим с этим человеком. Представьте этого человека: он делает то, что вас злит. И вот ход разговора с вами он начинает уменьшаться в росте, голос его становиться все слабее и слабее, все неувереннее. Уменьшайте его в росте до тех пор, пока он не покажется вам менее значительным. А теперь понаблюдайте за вашим разговором как бы со стороны. Каким вы видите себя? Какой вам видится ситуация?

Теперь снова вернитесь в начало конфликтной ситуации и попытайтесь представить, что все ее участники, в том числе и вы, разговаривают голосами героев мультфильма, и досмотрите сюжет до конца. Если вы закончили упражнение, дайте знак головой. 3-4 раза глубоко вдохните и откройте глаза».

По окончании упражнения проводится обсуждение. Что легко было сделать в этом упражнении, а что трудно? Что понравилось, а что нет? кто из окружающих вошел в вашу картинную галерею? На ком из галереи вы остановились? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней? Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Чем отличаются чувства в начале и в конце упражнения? Что вы чувствуете теперь?

4. Рефлексия:

- С какими способами регулирования эмоционального состояния мы познакомились?

- Что показалось самым трудным?

- Нашел ли каждый из вас тот способ, которым будет пользоваться в жизни?

- С какими эмоциями вы покидаете занятие?

Процедура самоотчета.

5. Ритуал прощания: Участники встают в круг. По команде психолога «начали», участники подходят друг к другу, похлопывая по плечу, говорят - «До следующей встречи!».

Занятие №10

Тема: «Без напряжения»

Цель: закрепить навыки регулирования своего эмоционального состояния.

Задачи:

- развитие способностей регуляции эмоционального состояния;

- обучение различным техникам экспресс-регуляции эмоционального состояния.

Время: 1 час 30 минут

Оборудование: бумага.

Ход занятия:

1. Приветствие: Каждый участник тренинга приветствует своего соседа, называя его ласково по имени.

2. Разминка: «Атомы»

Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать). После выполнения упражнения спросить: Как вы себя чувствуете? Все ли соединились с теми, с кем хотели?

3. Основная часть: «Проблемная ситуация»

Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслаблять по собственной воле, по своему желанию. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и нормализует душевное равновесие, дает необходимый короткий отдых мозгу.

«Вспомни что-нибудь неприятное».

Участникам предлагается закрыть глаза и вспомнить какое-либо неприятное событие, происшедшее с ним совсем недавно (в течение 1 мин) со всеми подробностями и, не открывая глаза застыть в том положении, в котором участники находились в процессе воспоминания. С помощью “внутреннего взгляда посмотреть” на то, в каком состоянии находятся мышцы тела поочередно (начинаем с лицевых мышц и заканчивая ногами) запомнить данное состояние мышц и те ощущения, которые возникли, и открыть глаза.

Обсуждение ощущений:

какие ощущения возникли в процессе воспоминания?

какие ощущения были в мышцах?

где больше всего чувствовалось напряжение?

приятным было такое состояние?

Беседа о том, какой вред для здоровья наносит постоянное напряжение, и о том, что с этим можно справиться разными способами.

«Вспомни неприятную ситуацию и расслабься».

Участники вновь погружаются в воспоминания той же ситуации, но при этом стараются контролировать мышечное напряжение и в случае возникновения напряжения – расслабиться.

После данного упражнения каждый участник рассказывает:

насколько удалось расслабиться;

какие ощущения возникли после расслабления;

какое настроение сейчас;

осталось ли напряжение или дискомфорт в теле.

«Погода».

Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий предлагает “художникам” нарисовать на “бумаге” (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.

«Снежки».

Участникам предлагается бумагу, они комкают ее и делают “снежки”. Играющие разделяются на две команды, становятся друг против друга и начинают бросать “снежки” друг в друга. Побеждает та команда, у которой на момент остановки игры окажется меньше всего “снежков” на их территории.

4. Рефлексия:

- Что понравилось на занятии? Что не понравилось?

- Что изменилось в эмоциональном состоянии?

- Какие ощущения в теле?

- С каким настроением уходите с занятия?

Процедура самоотчета.

Домашнее задание:

Совершенствовать способность расслабления мышц в стрессовых ситуациях или при воспоминании о них.

5. Ритуал прощания: Участники ходят по комнате, пожимают друг другу руки и говорят «спасибо».

Занятие №11

Тема: «Владение собой»

Цель: освоить способы саморегуляции через управление дыханием и тонусом мышц.

Задачи:

- обучение управлением тонусом мышц;

- обучение способам управления дыханием.

Время: 1 час 10 минут

Ход занятия:

1. Приветствие: Ведущий предлагает поздороваться друг с другом нетрадиционным методом – плечами, стопами ног, тыльной стороной ладони и т.п.

2. Обсуждение домашнего задания.

Что получилось, что не удалось, помог ли приобретенный на тренинге опыт в какой-нибудь негативной ситуации.

3. Основная часть: «Управляю дыханием».

Ведущий предлагает прислушаться к своему дыханию и определить какое оно, поверхностное, глубокое, грудное или с участием мышц живота.

Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

- Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 2

- Поскольку в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох,

глубоко выдохните;

задержите дыхание так надолго, как сможете;

сделайте несколько глубоких вдохов;

снова задержите дыхание.

«Управление тонусом мышц»

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

- Сядьте удобно, закройте глаза;

- дышите глубоко и медленно;

- пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

- постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

- прочувствуйте это напряжение;

- резко сбросьте напряжение – делайте это на выдохе;

- сделайте это несколько раз.

«Веревка».

Ведущий предлагает представить себе веревку, которая проходит через уши. Взяв «веревку» за кончики, медленно двигать руками на уровне ушей, имитируя движение «веревки» из стороны в сторону. При этом мысленно представлять себе, что с каждым движением из головы исчезают неприятные мысли, тревоги, проблемы до полной «очистки» мозгов.

4. Рефлексия:

- Какие ощущения у вас появились после упражнения?

- Удалось или нет снять зажимы?

- Какое из упражнений вам больше всего понравилось?

- Какое, на ваш взгляд, наиболее результативное?

Процедура самоотчета.

Домашнее задание:

Тренироваться в освоении способов саморегуляции для регуляции своего психоэмоционального состояния.

5. Ритуал прощания: Участникам предлагается сказать соседу справа что-нибудь приятное и попрощаться до следующей встречи.

Занятие №12

Тема: «Завершение»

Цель: обобщение знаний и умений по проделанной работе.

Задачи:

- помочь в осознании произошедших изменений, пользы проведенных занятий;

- способствовать получению обратной связи от участников группы;

- закрепление позитивного настроя проделанной работы.

Время: 1 час 50 минут

Оборудование: бумага, ручки.

 Ход занятия:

  1. Приветствие:

Психолог говорит участникам, что традиционные взаимные приветствия на этом занятии проведём с обязательным использованием в начале фразы: «Здравствуйте, мне приятно тебе сказать…». Вы вправе закончить беседу по своему усмотрению, но начало диалога должно быть именно таким, найдите несколько самых тёплых слов для каждого человека. Подойдите обязательно к каждому человеку и непременно с улыбкой. Ваш диалог не должен затягиваться, ведь нужно отдать часть своего тепла другим. Не жалейте своей души, своего тепла, отдавая, вы только приобретаете!

2. Обсуждение домашнего задания. Что получилось, что не удалось, помог ли приобретенный на предыдущих тренингах опыт.

 3. Основная часть: «Благодарен тому, что…».

Процедура проведения: «Наша совместная работа подошла к концу, и вы вскоре вернётесь к своей повседневной жизни. Одни из вас, вероятно, заранее радуются этому, другие – хотели бы ещё на какое-то время остаться в группе. Чтобы облегчить этап перехода для каждого из вас и помочь вам подготовиться к решению повседневных задач, я предлагаю следующее упражнение.

Запишите, пожалуйста, 15 пунктов на листе бумаге, начиная каждое новое предложение со слов:

«Я благодарен тому, что…»

«Понятно ли, что я имею в виду?»

В заключение попросите участников зачитать записи и организуйте небольшой обмен впечатлениями.

 «Беседа».

«На наших занятиях мы обсуждали теоретические моменты, ваши впечатления и мысли от практических заданий. Я попрошу вас вкратце вспомнить то, о чем мы говорили, какие интересные, полезные для вас знания вы приобрели, какие техники и приемы запомнили и т.д.

Вопросы для обсуждения:

- Используете ли вы эти техники и приемы в своей повседневной жизни? Назовите, которые больше всего запомнились.

- Какие барьеры общения вы помните?

- Какие самые интересные упражнения вы запомнили? Какой эффект они на вас воспроизвели?

Далее ведущий предлагает участникам снова проиграть любое из запомнившихся упражнений, чтобы посмотреть, насколько усвоены знания и умения.

«Подарок». 

Процедура проведения: каждый участник придумывает подарок, который хотелось бы подарить человеку, сидящему рядом. Главное условие заключается в том, что подарок должен как можно лучше подходить данному человеку, доставлял ему радость. Рассказывая о предполагаемом подарке, каждый объясняет, почему, именно этот подарок был выбран. Участнику, которому подарили подарок, высказывает своё мнение: действительно ли он этому рад.

4. Рефлексия:

Давайте подведем итоги проделанной нами работы:

- Чему вы научились в процессе нашей работы?

- Что нового вы узнали о себе и о других?

- Что бы вы хотели изменить в себе по итогам работы в группе?

- Будете ли вы применять полученный опыт в жизни?

- Какие эмоции у вас остались после прошедших занятий?

- есть ли к участникам тренинговой группы и ведущему какие-нибудь предложения и пожелания?

Получение обратной связи:

А теперь я попрошу вас ответить на ряд вопросов в письменной форме:

- Что больше всего понравилось на занятиях?

- Что не понравилось совсем?

- Что, на ваш взгляд, было лишним?

- Какая форма работы понравилась и запомнилась больше всего?

- Оцените работу тренера.

5. Ритуал прощания: Участники встают в круг, берутся за руки и говорят все вместе - «Жаль расставаться. Мне приятно было работать с вами. Всего хорошего. До свидания!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ХРУСТАЛИКИ ДОБРА»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ«ХРУСТАЛИКИ ДОБРА»...

Коррекционно-развивающая программа по устранению детской агрессии.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Например, такие как:·        стремление привлечь к себе внимание сверстников;·...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Путешествие по водной стихии"(коррекция агрессии)

Представлен конспект интегрированного занятия педагога -  психолога по работе с детьми, имеющими нарушение в поведении (агрессия)....

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Теремок" (коррекция агрессии, гиперактивности)

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста заключается в снятии агрессивности и тревожности, нормализации  мышечного тонуса, преодолен...

2021. Коррекционно-развивающее занятие по коррекции агрессии, 6 лет

Цель: создание условий, способствующих ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.Задачи:-настроить детей на контакт друг с другом;-развитие умения понимать состояние другого ...

Тема «Снятие агрессии и страхов»Коррекционно-развивающее занятие по формированию у старших дошкольников эмоционального благополучия и навыков общения

снятие страхов перед обучением в школе, создание предпосылок к успешной адаптации к школе, обогащение выразительных средств общения, пластики, мимики, жестов....