Конспект коррекционно-развивающего занятия "Теремок" (коррекция агрессии, гиперактивности)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Стародубцева Галина Викторовна

 

     Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста заключается в снятии агрессивности и тревожности, нормализации  мышечного тонуса, преодолении изменчивости настроения, развитии коммуникативных навыков, умении общаться со взрослыми и сверстниками, формировании адекватной реакции на одобрение и замечание, на успех и  неудачу. Необходимы значительные усилия для того, чтобы ребенок научился осознавать свои эмоциональные проявления, а в дальнейшем мог адекватно регулировать свое поведение. Поэтому при разработке конспекта  использована игра-драматизация и сказкотерапия, как средство коррекции эмоциональной сферы детей с нарушением поведения (агрессия, гиперактивность).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_teremok.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

       

Коррекционно-развивающее занятие «Теремок» с использованием ИКТ

(коррекция агрессивности, гиперактивности)

Подготовила:

Стародубцева

Галина Викторовна

педагог-психолог

МБДОУ

д/с комбинированного вида № 1

«Светлячок»

г.Александровск-Сахалинский

2017

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Теремок» (коррекция агрессивности, гиперактивности)

Аннотация Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, в рамках которого формируется новый вид деятельности- учебная. Именно в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики от которых впоследствии, будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра-драматизация значительно отличается  от других игр. Дети должны знать содержание, последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться. В игре-драматизации ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. Дети действуют от имени героя, внося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя , сыгранного другим ребенком.

     Сказкотерапевтическое воздействие на психику ребенка оказывает сказка. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  пишет, что «художественные сказки» - это внутренний термин в сказкотерапии.  К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно и это принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но тем не менее успешно ему служат. Слушая сказку, ребенок, «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это с друзьями. Причем все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне.

     У детей   с нарушением в поведении (агрессия, гиперактивность) отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не уверен в своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого. Эмоции таких детей развиты слабо, часто маловыразительны, однообразны. За внешними эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать смысл поведенческих  реакций окружающих и адекватно реагировать.

     Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста заключается в снятии агрессивности и тревожности, нормализации  мышечного тонуса, преодолении изменчивости настроения, развитии коммуникативных навыков, умении общаться со взрослыми и сверстниками, формировании адекватной реакции на одобрение и замечание, на успех и  неудачу. Необходимы значительные усилия для того, чтобы ребенок научился осознавать свои эмоциональные проявления, а в дальнейшем мог адекватно регулировать свое поведение. Поэтому при разработке конспекта  использована игра-драматизация и сказкотерапия, как средство коррекции эмоциональной сферы детей с нарушением поведения (агрессия, гиперактивность).

Автор разработки   Педагог-психолог Стародубцева Галина Викторовна

Название Коррекционно-развивающее занятие (коррекция агрессивности, гиперактивности)

Форма работы с детьми   интегрированное занятие

Тема    «Теремок»

Образовательная область     «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Возраст детей   5-6 лет

      Задачи:  

      Образовательные   Совершенствовать образность и выразительность речи, ритмических движений. Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

      Развивающие Развивать интерес к традиционным народным представлениям о лесных жителях,  русскому народному творчеству, зрительное внимание, мышление.

      Воспитательные   Формировать бережное отношение к лесным жителям.

      Материал:  картинки с наложенными друг на друга изображениями диких животных (9 животных) по количеству детей, разрезные картинки диких животных (медведь, волк, лиса, заяц, лягушка, мышка), аудиозаписи («Звуки леса», «Мирная глушь»), ноутбук, интерактивная доска.

Ход деятельности

Организационный момент

Психолог: Собирайся детвора,

                 Нам играть пришла пора! (дети встают в круг).

Упражнение «Дыши и думай красиво»

(Данное упражнение дети выполняют, ориентируясь на педагога-психолога и изображения на слайдах.)

Психолог: Когда вы расшалились и нужно успокоиться настроиться на работу, начните дышать и думать красиво! Давайте попробуем.

(Слайд 1,2,3). Глубоко вдохните, скажите «Я - лев!», выдохните. Вдохните, скажите «Я - птица!», выдохните. Вдохните,  скажите «Я - цветок!», выдохните. Вдохните, скажите «Я спокоен!», выдохните. Успокоились.

Дети рассаживаются на стулья по кругу. Передают по кругу декоративную свечу с подсветкой, «зажигают».

Мотивационно-ориентировочный этап

(Слайд 4). Звучит музыка леса (аудиозапись 1). Ребята, как вы думаете,  где мы с вами оказались? Правильно, в лесу.

Психолог: А что в лесу можно делать?

Поисковый этап

(Слайд 5). Игра «В лесу живут…» 

Детям предлагается картинка с наложенными друг на друга изображениями диких животных. Необходимо их назвать. Дети называют животных по очереди соответственно цифре, указанной на картинке.

(Слайд 6). Психолог: В нашем лесу живет очень много животных. Скажите, пожалуйста, в какой сказке участвует большое количество лесных жителей. (Ответы детей). Правильно, в русской народной сказке «Теремок».

Психолог: Сейчас мы покажем  русскую народную сказку «Теремок».  А чтобы выбрать героя поиграем  в  игру «Разрезные картинки».

Вот картинки разрезные,
Непонятно, что на них.
Вы картинки соберите

И животного найдите.

Практический этап

Психолог: Какого животного вы собрали таким и будете героем. Сказка начинается, будем все внимательны. Мы послушаем сказку и узнаем, что о животных говорят в народе.

Психолог:

Стоит  в поле теремок –

Он не низок, не высок, не высок.

Мимо …, пробегала.

Остановилась и тоненьким голоском говорит:

     

(Слайд 7.1). Мышка (ребенок имитирует повадки и голос):  

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Психолог: Никто не отвечает. Зашла мышка в теремок и стала жить там. Ребята, а как называют ласково Мышка -…(норушка). Послушайте, что говорит народ о нашей мышке-норушке. (Этнографическая информация о мышах. Приложение 1).

Психолог:

Вот по полю, полю кто бежит.

Остановилась у дверей и кричит…

(Слайд 7.2). Лягушка (ребенок имитирует повадки и голос):  Я зелененькая, да маленькая. Глаза большие-пребольшие и хорошо прыгаю.

Дети и лягушка исполняют игру имитацию:

Я зеленая Лягушка, ква-ква-ква!

Лупоглазая подружка, ква-ква-ква! (большой и указательный пальцы соединяют, делают круг и приставляют к глазам)

Ах, какой мой пруд красивый, ква-ква-ква! (руки приставляют к лицу)

Много тины, много ила, ква-ква-ква!

Никого я не боюсь, ква-ква-ква, (машут указательным пальцем)

Целый день я веселюсь, ква-ква-ква! (топают на месте)

Мышка: Лягушка, иди ко мне жить!

Психолог: Прыгнула Лягушка к Мышке в теремок. Стали они жить, поживать.

Психолог: А что же говорит народ о лягушке? (Этнографическая информация о лягушке. Приложение 1).

Психолог:

Вот по полю, по полю кто бежит,

У дверей остановился и кричит…

(Слайд 7.3). Заяц (ребенок имитирует повадки и голос):  Чук,чук, чук! Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?

Мышка: Я, Мышка-норушка!

Лягушка: Я, Лягушка-квакушка! А ты кто?

Заяц: Я- заяц – длинные ушки, коротенький хвостик.

Мышка и лягушка: Иди к нам жить!

Психолог знакомит детей с этнографической информацией о зайце (Приложение1).

Психолог:

Вот по полю, полю кто бежит

У дверей остановилась и кричит…

(Слайд 7.4). Лисичка (ребенок имитирует повадки и голос):   Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка: Я, Мышка-норушка.

Лягушка: Я, Лягушка-квакушка

Заяц: Я, заяц- длинные ушки. А ты кто?

Лисичка: Я-лисичка, сестричка!

Заяц: Иди к нам жить! Мы с тобой,  Лисичка, поиграем.

Психолог: Давным давно  о лисичке говорили… (этногеографическая информация о лисе. Приложение 1 ).

Все дети говорят:

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок, не высок!

Психолог: Вот  по полю, по полю … бежит. Остановился у дверей и кричит…

(Слайд 7.5). Волк: Щелк, щелк. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка: Я, Мышка-норушка.

Лягушка: Я, Лягушка-квакушка

Заяц: Я, заяц- на горе увертыш.

Лисичка: Я, лисичка - сестричка.  А ты кто?

Волк: А я волчок – серый бочок.

Лисичка: Иди к нам жить! Будем вместе жить да поживать.

Психолог: А что же о волке говорили в давние времена. (Этнографическая информация о волке. Приложение 2)

Все дети говорят:

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок, не высок!

Психолог: Вот  по полю, по полю … бежит. Остановился у дверей и кричит…

(Слайд 7.6). Медведь: У-у-у. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка: Я, Мышка-норушка.

Лягушка: Я, Лягушка-квакушка

Заяц: Я, заяц- на горе увертыш.

Лисичка: Я, лисичка - сестричка.  

Волк: А я волчок – серый бочок. А ты кто?

Медведь: А я Михаил Потапович.

Волк: Иди к нам жить! Будем вместе жить да поживать.

Психолог: Стал медведь в теремок заходить, да и разломал его.

Дети встают и стулья переворачивают.

Психолог: Ребята, а что теперь будем делать?  (ответы детей). А про медведя вот, что говорят…(Этногеографическая информация о медведе. Приложение 2)

(Слайд 8). Релаксация «В берлоге»

Звучит релаксационная музыка «Мирная глушь» (аудиозапись 2).
Психолог:
 Ребята, а что делает медведь зимой? Конечно, спит. А где? Конечно, в берлоге. 
Тогда давайте с вами превратимся в медведей и уляжемся спать в берлогу. Возьмите коврики, ложитесь, закрывайте глаза, и представьте, что вы спите в берлоге, вас сверху укрывает покров снега и вам это нравится. Вы спите и видите цветные сны о лете. Ну, а теперь вы тихонько просыпаетесь, превращаетесь в хороших детей.

Рефлексия

1. О ком сегодня мы говорили?

2. Что было трудно?

3. Какое животное больше всего понравилось понравилось?

Вот и прощаться настала пора,

Всем до свиданья скажем друзья!

Дети передают по кругу декоративную свечу с подсветкой и свечу «задувают». Вот и вернулись в наш детский сад.

Использованная литература

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». - СПб.: «Речь», 2005. - 190 с.
  2. Зинкевич-Естигнеева «Практикум по сказкотерапии». – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
  3. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей». – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
  4. Смирнова С.С., Цыпленкова О.А. «Снятие учебного и рабочего стресса». – Москва: Центр развития межличностных коммуникаций, 2011. – 16 с.

 

Приложение 1

Мышь

       Это нечистое животное. Не любят в народе мышей; да и как любить этого маленького серенького зверька, если в иную пору мышиный народ чуть ли не весь хлеб по амбарам поедает?    

Лягушки

Представление о лягушке  связано с превращениями в людей, она всегда была хранительницей речек, озер, колодцев, то есть владычицей воды. Лягушка ассоциируется прежде всего с плодородием, влагой, дождем. В сказках отмечались способности ляrушек к перевоплощению, что можно заметить хотя бы из популярной сказки о Царевне-ляrушке. Ляrушку на Руси запрещалось убивать, ведь под ее невзрачной внешностью моrла скрываться чистая и прекрасная душа. И в любом случае это грозило сильными и обильными дождями.

Заяц

В народном представлении заяц остался воплощением слабости и робости, олицетворением трусости. Труслив как Заяц, дрожит как заяц, — говорят в просторечии о не в меру робких людях. Боязливость зайца объясняют тем, что у него маленькое сердце. По легенде, Бог вылепил ему слишком длинные уши, а на сердце глины не осталось. Тогда Бог оторвал зайцу хвост, оставив лишь маленький обрубок, и сделал крошечное сердце. Заяц является также и олицетворением быстроты. Вот почему быстрое мелькание отблеска солнечных лучей на стенах, потолке и полу называется солнечным зайчиком. Заяц относится и к покровителям растительного мира. Он знает все о лесе, без его ведома не ломается ни одна ветка.

Лиса

Лисицу зовет народ "кумушкой", Патрикеевной величает. Выражение "лисой пройти" однозначно слову 'схитрить" . В народе бытует даже особое словцо — "лисить". Хоть лиса и слабосильнее волка, но, благодаря своей хитрой повадке, намного сытнее его живет. Говорят, что она "семерых волков проведет": как ни стереги собака от нее двор, все равно курятники себе добудет. Не перечесть пословиц-поговорок о лисе-проказнице: У лисы и во сне ушки — на макушке! Лиса и во сне кур у мужика в хлеве считает! Когда ищешь лису впереди, она — позади!

Волк

         

В далекие времена, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные являются их прародителями. Славяне почитали диких животных могущественными божествами и усердно поклонялись им. Каждое племя имело свой тотем (священное животное), которому это племя поклонялось. Некоторые племена своим предком считали Волка, почитая его как божество. Имя этого зверя запрещалось произносить вслух, ибо оно было священным. Поэтому для священных животных придумывали иносказательные названия. Вместо "волк" часто говорили "лютый"; соответственно и себя люди этих племен стали называть лютичи, или волчки, а страна их называлась Вилкомир (волчий мир).

Медведь

         Истинное название этого зверя-божества было столь священно, что никогда не произносилось вслух, и поэтому не дошло до нас. Медведь — прозвище зверя, оно означает медоведающий. Слово "берлога" сохранило более древнее звучание — "бер", что значит "бурый". Берлога — логово бера. Позднее охотники не решались уже произносить и слово "медведь", дабы не помянуть его некстати, и называли его то Михаилом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой. Хозяином языческого леса являлся, несомненно, медведь — самый сильный зверь. Недаром с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Медвежий праздник — комоедицы — праздновался 24 марта как весенний праздник пробуждающегося после зимней спячки в берлоге медведя. К этому дню пекли специальные кушанья, а в самый праздник надевали вывороченные шерстью вверх тулупы и шубы и исполняли особый танец, воспроизводящий движения просыпающегося медведя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Путешествие по водной стихии"(коррекция агрессии)

Представлен конспект интегрированного занятия педагога -  психолога по работе с детьми, имеющими нарушение в поведении (агрессия)....

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Преодоление гиперактивности и агрессивного поведения»

Цель:- создать в группе атмосферу, которая будет способствовать выявлению у детей чувств и помогать говорить о них;- развивать у детей умение управлять своим настроением;- развивать коммуникативн...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Преодоление гиперактивности и агрессивного поведения».

Цель:- создать в группе атмосферу, которая будет способствовать выявлению у детей чувств и помогать говорить о них;- развивать у детей умение управлять своим настроением;- способствовать снятию эмоцио...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Преодоление гиперактивности и агрессивного поведения"

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Преодоление гиперактивности и агрессивного поведения"...

2020. Конспект индивидуального психологического коррекционно-развивающего занятия с ребенком с гиперактивностью старшей группы

Занятие подходит для детей с гиперактивностью Цель занятия: психокоррекция и развитие индивидуальных психофизиологических особенностей  ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивност...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей, проявляющих агрессию #10

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей, проявляющих агрессию «Где живет наша злость?»...

Конспект подгруппового психологического коррекционно-развивающего занятия по коррекции агрессии у дошкольников

Цель: создание условий, способствующих ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....


 

Комментарии

Оксана Алексеевна Безяева

Актуальная тема! Спасибо!