Коррекционно-развивающая работа с детьми 2-3 лет
статья (младшая группа) по теме
Коррекционно-развивающая работа с детьми 2-3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_korrektsionnoy_rabote.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая работа с детьми 2-3 лет
В настоящее время создано достаточно много программ эмоционально-личностной направленности для детей дошкольного возраста. Все эти программы носят коррекционно-развивающий характер. Но возрастной минимум, заявленный в программах – 3 года. Не охваченными коррекционно-развивающей работой оказываются дети ясельных групп, на данный момент чаще это дети третьего года жизни.
Третий год жизни ребенка характеризуется:
- началом возрастного кризиса (проявлениями упрямства и негативизма, частыми вспышками агрессивности),
- появлением формы речевого общения,
- ситуативно-деловой формой общения со взрослым, центром любой ситуации является взрослый и совместная с ним деятельность,
- эмоционально-практической формой общения со сверстниками,
- изолированностью игровой деятельности с постепенным переходом к параллельной и совместной игре,
- слабым осознанием собственных личностных качеств, невозможностью дать правильную оценку своего поведения,
- психофизическими особенностями – быстрая утомляемость, непроизвольность познавательных процессов, неуравновешенность, непоследовательность поведения.
Все эти особенности требуют сопровождения развития ребенка со стороны воспитателя и педагога-психолога.
Цель моей работы - формирование у детей третьего года жизни положительной установки к общению со сверстниками и взрослыми, снижение степени выраженности кризисных особенностей поведения.
Для достижения цели ставлю перед собой следующие задачи:
- развитие у детей навыков общения со сверстниками, педагогами, родителями,
- обучение детей речевым и неречевым формам общения,
- обучение детей пониманию эмоционального состояния другого,
- снятие эмоционального и мышечного напряжения,
- способствовать развитию самоконтроля проявлений эмоционального состояния в ходе общения, снижение импульсивности, тревоги, агрессии,
- формирование у детей положительных черт характера на примере героев произведений детской литературы,
- развитие игровых навыков,
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения,
- развитие мелкой и общей моторики, координации движений.
Основное содержание работы
Выбор чтения произведений детской литературы как ведущего метода моей работы обусловлен соответствием ситуации чтения форме общения со взрослым (ситуационно-деловое), свойственным данному периоду развития, возможностью получения эмоционального отклика на поведение героев произведений, многие из которых иллюстрируют поведенческие особенности данного возраста и, в итоге, предлагают адекватные формы поведения.
Занятие начинается с прослушивания произведения детской литературы. Читаю книгу, располагаясь рядом с детьми, а не напротив, что позволяет приблизить ситуацию занятия к домашнему чтению. По этой же причине использую только книги стандартного размера, не используя книги – демонстрационные пособия.
При подборе произведений особое значение для обеспечения интереса и поддержания внимания детей имеют:
- доступность содержания возрасту детей,
- сюжетный характер произведения,
- наличие ярких иллюстраций, отражающих эмоциональное состояние героев,
- небольшое количество текста на одной странице.
После прочтения произведения могут быть использованы следующие формы работы:
- рассматривание иллюстраций,
- описание эмоционального состояния героя (выбор подходящего слова из предложенных педагогом),
- ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи,
- поиск героев (по заданным характеристикам – по имени, по производимому действию, по настроению), поиск объектов (по цвету, форме, размеру) на иллюстрации,
- звукоподражательные упражнения.
Во второй части занятия детям предлагаю игру, по содержанию связанную с темой произведения, это может быть: игра-имитация, коммуникативная игра, подвижная игра, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения.
Предполагаемый результат:
- снижение степени появления эмоционального напряжения, агрессивности, конфликтности, возбудимости,
- формирование адекватного понимания эмоционального состояния сверстников и взрослых,
- эмоционально-благоприятная обстановка в группе.
Основные направления коррекционно-педагогической работы
Учить ребенка проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого. Формировать у детей двигательное подкрепление эмоциональной реакции. Формировать у детей положительную эмоциональную реакцию на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки).
Социально-нравственное развитие
Формировать у детей понимание и воспроизведение указа тельного жеста рукой и указательным пальцем. Формировать у детей фиксацию взора на яркой и озвучен ной игрушке и действиях с ней (прослеживание за ее перемещением по горизонтали и вертикали на расстояние 30 см). Учить детей реагировать и откликаться на свое имя, на уменьшительно-ласкательную форму имени. Знакомить каждого ребенка с составом его семьи, фотографиями близких родственников, составив из них семейный аль бом, знакомить с именами и фамилиями близких родственников. Учить детей идентифицировать себя по полу (относить себя к мальчикам или девочкам). Формировать у детей представления о половой принадлежности ребенка (мальчик, девочка, сынок, дочка).
Познавательное развитие:
сенсорное воспитание
Развитие зрительного восприятия и внимания
- развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов:
учить детей выделять предметы из общего фона (игра «Ку-ку»); учить детей ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая ее появления последовательно в двух определенных местах; учить детей соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где ля ля»); развивать у детей зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп»), а потом с предмета ми (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ля ля топ-топ, зайка прыг-скок»); учить детей хватать большие предметы (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленькие — одной рукой;
- восприятие формы:
учить детей различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого («Дай, что катится», «Возьми, что не катится»); знакомить детей со словами шар, кубик; учить детей выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки («Спрячь шарик», «Спрячь кубик»);
- восприятие величины:
учить воспринимать величину (большой, маленький); учить детей захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами;
- восприятие цвета:
учить детей воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»); знакомить детей с названиями двух цветов: красный, желтый. Развитие слухового восприятия и внимания.
- развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов:
знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах (детское пианино, металлофон, барабан); учить детей реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен);
- опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам:
учить детей дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух). Развитие тактильно-двигательного восприятия. Учить детей воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб. Учить детей воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух). Учить детей выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову дай (матрешку, юлу, машинку, шарик и т. п.) без предъяв ления образца (выбор из двух предметов).
формирование мышления
Развитие вкусовой чувствительности. Знакомить детей с различными вкусовыми характеристика ми продуктов питания (сладкий, горький). Знакомить детей с тем, что пища бывает горячая и холодная. Создавать условия для возникновения у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Формировать у детей целенаправленные действия с предметами: «Поймай воздушный шарик!», «Кати мячик!», «Прокати шарики через ворота!», «Покатай зайчика!», «Перевези кубики!» и т. д. Учить детей выполнять предметно-игровые действия.
формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром
Знакомить детей с практическими действиями с дискретны ми (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами. Учить выделять 1 и много предметов из группы по подражанию, образцу; составлять множества из отдельных предметов. Учить выделять 1 и много предметов из группы по словесной инструкции. Учить различать дискретные (игрушки, предметы) и непрерывные (вода, песок, крупа) множества по количеству: много - мало (работая с непрерывными множествами, дать образец речевого высказывания: в большом ведерке много песка, в маленьком — мало). Примечание: обобщающие слова (одежда, обувь, мебель, посуда, пища, животные, овощи, фрукты, времена года) детям не предлагаются. Уточнить представления ребенка о себе и родных людях. Знакомить детей с окружающим и их людьми: называть по имени педагогов, воспитателей (тетя Вера, тетя Нина и т. д.). Знакомить детей с игрушками (мяч, машина, мишка, кукла, кубики, пирамидка, шар, самолет, барабан). Знакомить детей с животными: кошкой и собакой (части тела — туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подает). Учить детей узнавать отдельные фрукты и овощи: яблоко, грушу, апельсин, морковь, огурец. Знакомить детей с объектами неживой природы и явлениями природы: водой и дождем (показать детям, где бывает вода; дождь — вода).
развитие речи и коммуникативных способностей, подготовка к обучению грамоте
Формировать у детей невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению. Формировать умения детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами. Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками («Ляля топ-топ», «Машина би-би», «Паровозик ту-ту», «Дудочка ду-ду»). Учить детей воспроизводить звукоподражания (my-ту, би-би, му-му и пр.). Учить детей выполнять простейшие инструкции («Где ля ля?», «Где зайка?», «Принеси машину», «Возьми мяч», «Покажи «ладушки»). Учить детей выполнять совместные действия по речевой инструкции (сначала со взрослым, затем со сверстником:«Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину»). Учить детей отвечать на вопросы: Как тебя зовут? Кто это? Что это? Продолжать учить детей понимать и выполнять простые инструкции («Принеси и назови», «Я скажу, а ты сделай»). Учить понимать слова дай, на, возьми, иди, сядь, сиди. Учить составлять фразу из двух слов по действиям с игрушками («Мишка топает», «Ля ля идет», «Машина едет», «Зайка прыгает»). Учить детей выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов. Учить детей выделять указательный палец своей руки, пользоваться им при выполнении определенных действий. Учить детей действовать отдельно каждым пальцем своей руки по подражанию («игра» на детском пианино).Учить детей захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы»). Учить детей захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью).
Формирование и развитие основных видов деятельности детей:
формирование игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры)
Знакомить детей с игрушками и действиями с ними. Учить детей наблюдать за обыгрыванием сюжетных игрушек — мяч, кукла, машина, зайка, мишка, матрешка. Учить детей одеваться: подбирать наряды, наблюдать за изменениями во внешнем виде при использовании аксессуаров и дополнительных предметов одежды (косыночка, бусы, ша почка). Учить детей обыгрывать кормление куклы. Учить детей укладывать куклу спать. Учить детей давать имя кукле, называть ее по имени в процессе игры.
формирование продуктивных видов деятельности
Воспитывать у детей интерес к предметно-игровым действиям. Учить детей наблюдать за своими действиями в зеркале («По маши ручками», «Похлопай в ладошки», «Надень косыночку»).
лепка:
Воспитывать у детей интерес к лепке. Учить детей соотносить лепные поделки с реальными пред метами (яблоко, колобок).Учить детей наблюдать за действиями взрослого, оперирующего с различными пластичными материалами. Учить детей выполнять различные действия с пластичными материалами — мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок.
аппликация:
Воспитывать у детей интерес к процессу выполнения аппликации. Учить детей соотносить аппликацию с реальными объектами (чашка, мячик, шарик, мишка, листок, гриб). Знакомить детей с правилами и атрибутами, необходимыми при выполнении аппликации: клей, заготовка для аппликации, бумага для аппликации, кисточка, подставка для кисточки, тряпочка, клееночка.
рисование:
Воспитывать у детей интерес к изображениям, выполняемым различными средствами — фломастерами, красками, карандашами, мелками. Формировать у детей представление о рисунке как об изображении реальных объектов и явлений природы (взрослый рисует и комментирует свои действия: «Я рисую тучку, из нее капает дождик — кап-кап-кап, много воды, получилась лужа», «Вот шарик, к нему рисую веревочку, а вот еще один шарик, нарисуй к нему веревочку»). Учить детей наблюдать за действиями взрослого при рисовании различными средствами, соотносить графическое изображение с реальными объектами — машина, грибок, кукла, елочка, цветок и др. Учить детей рисовать мелом по доске, проводить линии раз личной формы («Дождик», «Ручеек», «Листочки»).
конструирование:
Вызывать у детей интерес и эмоциональные реакции на конструктивную деятельность взрослого, производимую на глазах у детей: создание простых построек для сюжетных игр («Баш ня для мышки», «Дорожка для мишки», «Гараж для машины», «Лесенка для зайчика» и т. д.). Привлекать детей к совместным действиям со взрослым для создания простых построек; использование их в игре, сопровождаемой речевыми комментариями: «Вот строим домик для ежика. Открой дверь, туда ежик войдет. Вот так, вошел. Теперь закрой дверь, ежик там будет жить. Ежик хочет выйти погулять, открой ему дверь» и т. д. Учить детей выполнять простейшие постройки из деревянно го конструктора по подражанию и показу педагога («Башня», «Дорожка», «Заборчик»).
формирование элементов трудовой деятельности
Учить детей обращаться к педагогам за помощью. Формировать у детей опрятность. Учить детей пользоваться носовым платком. Формировать у детей навык раздевания и одевания, ухода за одеждой. Учить детей оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...