Обобщение опыта "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания".
методическая разработка по теме

Фомченкова Надежда Владимировна

 

Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса способствующего  формированию патриотического воспитания детей через знакомство с родным городом.

 

Была определена цель работы:

    Разработать систему краеведческих мероприятий способствующих развитию патриотического воспитания младших и старших  дошкольников через ознакомление родным городом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ№13 г Коврова

Владимирской области

  Обобщение  опыта  работы

                 По  теме:

«Ознакомление с родным городом, как  средство патриотического воспитания».        

Воспитатель :МБДОУ№13гКоврова

Владимирской области

 Фомченкова Надежда Владимировна

 Ковров

2013г

1. Адресная   направленность:

Данный опыт  интересен  воспитателям МБОУ№13

2. Наименование  педагогического опыта:

   « Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания».

 3.    Автор педагогического опыта:

    Фомченкова Надежда Владимировна-1 квалификационной категории.

4.   Адрес педагогического опыта:

     МБДОУ№13г Ковров Владимирская область Островского 55

           

     

Условия возникновения опыта.

« С любовью к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви  к  своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране ,к её истории ,прошлому и настоящему ко всему человечеству»                                

                                                 Л.С.Лихачев.                                                        

Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса способствующего  формированию патриотического воспитания детей через знакомство с родным городом

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом

                                        Актуальность  опыта.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.                          

 Известно, что дошкольное воспитание – важный период становление личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе ,малой Родине ,своему   Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение, Федерального закона «Об образовании» о приоритете

воспитания трудолюбия, любви к  Родине, окружающей  природе, семье.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Народная педагогика           гласит: воспитывай ребёнка, пока он поперёк лавки лежит. После пяти лет  воспитывать сложнее, после седьмого  года уже складывается «психологический портрет» личности. В старшем дошкольном возрасте  появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществлять  специальные работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится формирование у дошкольников  нравственных   чувств на основе обогащения  содержания, роста осознанности глубины и устойчивости эмоционального переживания.  

Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Какая притягательная сила  заключена в том, что нас окружает в детстве.

Почему, даже  уехав  из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это выражение – глубокой привязанности и любовь ко всему ,что с ранних лет вошло  в сердце       как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова  природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использование форм, методов и приёмов педагогического воздействия.

В начале  работы провела диагностирование детей с целью выявления знаний  и представлений об истории и культуре  родного города, составила анкету  и провела  анкетирование родителей с целью выявления знаний и представлений  о родном городе. Мной были выявлены следующие проблемы:

-дети владеют недостаточной информацией о родном городе;

-отсутствие  гордости за свой родной город, осознание своей гражданской принадлежности;

-родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания  дошкольников;

- отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.

Наличие этих проблем, побудило меня  включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми  средней, старшей, подготовительной  к школе  группы по формированию их  патриотических чувств через ознакомление с родным городом.

                Теоретическая  база опыта:               

  В основе  любого       педагогического опыта лежат достижения в педагогической науке и практике.

     Патриотизм -  ответственность перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому ,малой родине ,Родине, родной природе ,толерантное отношение к другим людям.

 Чувство патриотизма  многогранно по своему содержанию : это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущения неразрывности с окружающим, и желание сохранять, приумножать  богатство своей  страны.

 Быть  патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой часть Отечества.

Очень  важным  для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории не обходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

11 июля 2005 года Правительством Российской Федерации принята Государственная программа Патриотическое воспитание граждан «Российской Федерации на 2005-2010 годы». Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения .В настоящее  время  в Федеральной программе развития  образования, указывается  на  необходимость усиления воспитательной функции  образования, направленной на формирование гражданственности ,трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека ,любви к Родине ,семье, окружающей природе.

Гражданственность-это интегральное  качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать  свою принадлежность к Родине.

 Французский писатель и философ  Ж.Ж. Руссо считал  гражданское  воспитание  возможно лишь в свободной стране, где дети  воспитываются  в условиях равенства.

К.Д. Ушинский считал, что гражданин-это патриот обладающий чувством национального самосознания.

Технология опыта.

Была определена цель работы:

    Разработать систему краеведческих мероприятий способствующих развитию патриотического воспитания младших и старших  дошкольников через ознакомление родным городом.

       Для достижения цели  поставила следующие задачи:

          -воспитывать любовь и  бережное отношение к родному городу;

            -воспитывать чувство  гордости за своих земляков, ответственность за

             всё, что происходит в городе, сопричастие к этому;

          -познакомить  с символикой  родного города ;

        -пополнить предметно-пространственню  развивающую среду, направленную

         на обогащение  представлений детей о родном городе;

      -формировать интерес к прошлому и настоящему родного края;

      -формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и и культурном

        окружении и отражать это в своей деятельности;

    -обеспечить  единства  работы ДОУ и семьи  по патриотическому  воспитанию дошкольников.

           Изучила методическую и педагогическую литературу, был определен круг

авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомления  с родным городом наиболее  близки. Это, прежде всего:

-Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»      

-Н.В.Алешина «Знакомим дошкольников с родным городом»

-И. Рыбакова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического            воспитания» //Дошкольное воспитание 2003 №6,с45-55

-Т.А. Якушева « Воспитание гражданско-патриотических чувств у  ребёнка старшего

                               дошкольного возраста». // Дошкольная педагогика 2006 №6                                     

-.Также изучила литературу Э.В.Фролова, Н.В.Фролова «История земли Ковровской»

В.Григорьева, А.Зайцева очерк «Коврову-200лет»

Статьи газеты «Знамя труда»  «По истории родного края за 1998-2006г

Авторами, которых являются О.А.Монякова, Н.Б.Павлова, Т.Ф.Сафронова

-О.А. Монякова «Исторические заметки о Коврове»

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине эти педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своём селе, городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру, его культуры.

         Разработала перспективный  план мероприятий, включающий экскурсии,

        путешествия по родному городу – живые впечатления, в процессе

        образовательной деятельности занятия, беседы, игры  для закрепления знаний

      и впечатлений. (Приложение №1)

    Разработанное тематическое планирование способствовало                                              

     эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогло  установить

        взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нём.

   Все  темы были связаны между собой логически и вместе представляли   целостную   картину   сведений о родном  городе.   Данную работу начала вести систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми,  так как воспитания чувств - процесс, который нельзя уложить в жёсткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.

 Центральным звеном в максреде по знакомству с родным краем является краеведенье. Мероприятия,  проводимые  по краеведению   воспитывают  такие чувства, как привязанность, любовь к своей  малой Родине   побуждают  у детей потребность, желание,  и  интерес получить, как можно больше информации о родном городе.    Содержание  работы построила  по принципу от простого к сложному от знакомого к неизвестному.

Работу по данному направлению начала с детьми средней  группы. Целью своей  работы  поставила: создание условий знакомства детей с родным городом через развивающуюся среду и положительные эмоции на индивидуальных способностях каждого ребёнка.

     Создала  для детей психологический  комфорт  в группе, помогающий повысить интерес к истории родного города;

     способствовала проявлению у детей положительных эмоций;

       создала  краеведческий уголок: «Наша семья», стенд  «Праздники в детском   саду» ;                        

  оформила папки-передвижки с иллюстрациями «Природа родного  края»;

   фото – альбом «Улицы нашего города»;

  картинки - иллюстрации: «труд – взрослых»;

  рисунки детей.

работу выстроила по блокам:

1 Семья и детский сад

      Цель: развивать взаимодействия  детей, педагогов и родителей.

  Семья и детский сад  лежит в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности  к близким людям. В  процессе работы  у детей начинается  постепенно складываться образ собственного дома, с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родного дома» ложится в основу любви к Родине. Если в семье есть свои привычки, традиции, правила (готовить друг другу подарки, сюрпризы, отмечать какие-то даты вместе и  так далее),  то это все постепенно  и основательно входит в социальный опыт ребенка. Как приятны воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Поэтому очень важной является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. Например, на  занятиях: «Я и моя семья, « Портрет семьи», « Наша дружная семья», «Моя мама», «Традиции семьи» и т. д ,.при проведении бесед: «Что значит любить родителей?», «Домашние обязанности членов семьи?», «Как провели  выходные дни?» дети рассказывают о своих родителях, близких и дальних родственниках. Рисуют рисунки на тему: «Мой дом», «Мы спортивная семья», «Портрет моей мамы», «Моя любимая бабушка, готовят подарки для  мам, пап, родных и  близких. Родители  совместно с детьми оформляли  выставку семейных фотографий,  фотоальбомы  и фотогазеты  о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, её традициях. Организация  совместных праздников, чаепитий, семейных встреч экскурсий  является формой взаимодействия детей, педагогов и  родителей.

     2 Детский  сад

              Цель:  воспитывать уважение к людям, работающим в детском саду, их                             профессиям, формировать умение ориентироваться в здании, выявить степень комфортности в детском саду.

    Детский сад должен быть местом, где дети должны чувствовать себя комфортно и уверенно.  С  младшего возраста приучала детей здороваться и прощаться с сотрудниками детского сада и детьми. Бережно относиться к игрушкам, к книгам, поддерживать порядок в группе. Одной из эффективных форм являются экскурсии  по детскому саду, во время которых  дети  знакомятся с сотрудниками, с условиями  и  особенностями их труда, с расположением помещений детского сада, они  с  удовольствием посещали кабинеты и служебные помещения. Дети свободно и самостоятельно  ориентировались в здании. Совершая экскурсии по территории  детского сада, рассматривали здание детского сада, особенности его строения, обращали внимание на архитектуру здания. Рассмотрели оборудование детских площадок, растения, деревья, цветы, которые растут на территории детского сада. Дети узнали, что многие растения приносят пользу человеку. Так же дошкольники узнали о том кто украшает строения, поддерживает чистоту на территории детского сада  и для чего это делается. Они осознали сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в эту работу.  После проведённых экскурсий  на основе полученных знаний и впечатлений  дети  отражали своё отношение в разных видах деятельности. Например, в  игровой , в сюжетно-ролевых   играх  «Семья», «Детский сад»,дидактических  играх «Кому, что нужно для труда?»,  «Так бывает или нет?» и других , в художественно творческой деятельности ( рисуют детский сад, медицинский кабинет, музыкальный зал).Была оформлена выставка  «Мой любимый детский сад» где дети запечатлели дом, который им стал родным.

                  «В детский сад бежим с охотой

                  Летом, осенью ,зимой                      

                  Потому что здесь нам рады

               Детский сад для нас родной».

Очень удачной является идея о создании  традиций  группы, таких  как «День рождения нашей группы»,  «День рождения детей», ведение тетради  «Интересные высказывания детей», фотоальбом  «Наша дружная семья», фото  - видео отчётов о прошедших мероприятиях. Создание этих традиций начинали с младшей группы, а на выпускном празднике вручали детям  фотоальбомы, фото, видео, рисунки. Такая летопись помогает увидеть, как растут и меняются дети, это всё сплачивает и объединяет  детей и взрослых, воспитывают дружеские, теплые взаимоотношения.      

 3 Малая  Родина - (мой двор, история возникновения улиц, улицы  города)

   Цель: Дать понятие о том, что такое улицы города, познакомить с близлежащими улицами их названиями, микрорайоном, историей малой родины.                                                                                        

    С детьми средней  группы  проводились целевые прогулки по близлежащим улицам,  в ходе которых дала понятие детям, что такое улицы, какими они должны быть. Предлагала  вспомнить  и назвать их домашний адрес. Познакомила  дошкольников  с  название улиц, которые названы в честь героев - ковровчан и известных людей, так же  с дворами, улицами на которых живут дошкольники. Мы с ребятами обращали внимание  на соблюдение правил дорожного движения, работу дворников, мусороуборочных машин  и делали соответствующие выводы. Вызывала  у ребят желание поддерживать чистоту на улицах города, чтобы он был всегда чистым и красивым. Дала детям понять, что они хоть и маленькие, но являются жителями Коврова и их называют  ковровчанами, это формирует у детей представление о родном  городе, его устройстве, достопримечательностях. Беседы  на тему  «Дом в котором я живу»,  «Любимый мой двор»,  «Улицы города»  по своему содержанию помогали  воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию. При ознакомлении с историей малой родиной была организована поисковая деятельность.  Детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек,  бабушек об истории  названия  микрорайона, улицы  на которой они живут  на  занятиях и в свободное от занятий время  дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории названии некоторых улиц. Ознакомление с  фото с разными видами улиц города, способствовало уточнению и получению дополнительных знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам.  Самыми яркими стали экскурсии, во время которых дети не только знакомятся с местностью, в которой   расположен  микрорайон, но и любуются  красивыми местами города, его необычным разнообразным  ландшафтом, замечательной природой. Для многих детей это целое открытие. Проводились экскурсии в магазин, школу, библиотеку, почту, стадион и т.д.  Это помогает детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений, формирует у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей, о том, как и кто, заботится о жителях города. Большая часть работы проходила вне занятий - это беседы, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и репродукций с видами родного города. Закрепление знаний проходило на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, аппликации.

4 История родного города.

 Цель: познакомить с историей  возникновения города, его историческим прошлым и настоящим, достопримечательностями, символикой, воспитывать уважение к далёким предкам, бережное отношение к истории родного края.

 Знакомить детей с историей возникновения  города, с его достопримечательностями, символикой  начала со старшей группы. Пополнила уголок краеведения  новым материалом,  оформили  с ребятами альбомы: «Наш город», «Животные нашего края»,  гербарий  «Растения нашего города», символику  города - герб.  Если целью моих занятий по ознакомлению с окружающим в средней группе являлось дать представление детям о родном городе, вызвать желание узнать о нём больше ,то в старшей группе расширила  знания детей о городе. За основу взяла элементы программы Ковровского историко- мемориального музея «История края- первые шаги»  .Проводила  совместно с экскурсоводом  музея  выездные и пешие экскурсии по городу «Знакомство со старым городом» .Было сконцентрировано внимание детей   на том,  что город – Ковров привольно раскинулся на берегах красавицы реки Клязьмы  в окружении зеленых лугов и светлых берёзовых перелесков, широких полей и густых сосновых боров. Его основателями являются князья Ковровы, в честь которых и был назван город. Дошкольники узнали о том, как жил и развивался наш город в прошлом с момента его рождения, о важных событиях которые проходили в городе. Были организованы  и  такие экскурсии:  « Знакомство с памятниками известных людей города», « Здравствуй музей», « Здесь жил оружейник» и т .д.  

Ковров -крупный оборонный  промышленный  центр. Заводы выпускают продукцию, которую хорошо знают  по всей России и за её пределами. Познакомила детей  с крупнейшим  предприятием города с заводом имени В.А.Дегтярёва, который носит название  в честь известного конструктора – оружейника В.А.Дегтярёва. Завод                    выпускает  мотоциклы, стрелковое и ракетное вооружение,

Экскурсия  в парк имени В.А.Дегтярёва  вызвала у детей положительный эмоциональный  отклик. Дети вспомнили в честь кого назван этот парк, познакомились  со скульптурой А.С. Пушкина, вспоминали  знакомые стихи и произведения. Любовались зелёными насаждениями, красивыми с фантазией оформленными цветущими  клумбами,  цветами, газонами, природой и  красивым эстетическим оформлением парка. Я старалась донести до детей, что в создании этого парка принимали участие люди разных профессии: художники, архитекторы, строители, озеленители. Тем самым  у детей воспитывались чувство уважения к труду создателей парка ,гордость.  Экскурсия в парк помогла увидеть красоту родного города. Беседа о правилах поведения   в парке  способствовала  решению задач  о  бережном  отношении к родному городу, природе, зарождению  желанию сохранять, бережно относиться к созданию подобной красоте, ведь чем красивей город, тем больше мы его  любим.

Познакомила детей с символикой города – гербом, автором которого является Александр Андреевич Волков. Рассказала, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, обратила  внимание  ребят что у каждого города  свой герб. Рассмотрев герб  нашего города и области, дети с помощью наводящих вопросов смогли  разобраться в значении символов изображённых на гербах. С  целью закрепления знаний детей о гербах, умения находить их среди других и знать символику гербов провела дидактические  игры:  « Найди герб своего города»,                                       «Найди герб  области»,  «Сложи герб».

Накануне праздника Победы провела беседу – рассказ  на тему: «Герои нашего города  и Отечества ». Подвела детей к пониманию того, что  мы победили в Великой Отечественной войне, потому  что  любим свою  Родину, Отчизну.   Заострила внимание детей, что наши отцы и деды внесли огромный вклад в Великую  Победу, пятнадцати  ковровчанам присвоено звание Героя  Советского  Союза.  После это провела экскурсии: к памятнику погибшим Дегтярёвцам,   на площадь Победы, рассказала детям об обелиске погибшим, познакомила с аллеей Героев - ковровчан  Великой Отечественной войны и их подвигами ,возложили  цветы  и почтили память о погибших минутой молчания. Все  это способствовало воспитанию у дошкольников духа  патриотизма, уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко - фашистских  захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Я доносила до детей мысль, что спустя много, много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память  о погибших ,отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена  увековечены в названиях улиц, предприятий, Домов культуры, в их честь воздвигнуты памятники.  

 3 ноября 2011 за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные  защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества  городу Коврову  присвоено почётное звание Российской Федераций «Город воинской  славы».

Были проведены занятия: «Ковров город – сад», « Доскажи словечко», «Герб родного города». Например, на занятии «Каким ты хотел видеть  свой город» рассказы детей были очень интересными. В основном все хотели видеть свой город современным, зеленым, чистым, чтобы были широкие улицы с высокими зданиями, много цветов, театров, музеев,  кинотеатров  и, конечно же, метро. Итоговое занятие «Наш город Ковров»  было проведено в форме  викторины, заданий и игр.

Применяла различные приемы: проблемные  ситуации, усложняла задания, преднамеренные ошибки, вопрос ,ответ. данные методы позволили увеличить активность детей и привлечь к участию пассивных детей. Много времени уделялось  на проведение индивидуальных и групповых бесед, составлению иллюстрированных рассказов. Рост уровня знания детей о родном городе показало открытое занятие для воспитателей « Путешествие по родному городу». Положительные результаты показало тестирование детей. Из 22 человек в начале года 5 человек (23% имели высокий уровень знаний, 14  человек (63%) – средний ,3 человека (14%)-низкий, а в конце года из 22 человек  6 человек(27%)высокий уровень знаний,15 человек(68%)-средний,1 человек(5%)- низкий.

В подготовительной  группе закрепляла знания детей о родном городе, систематизировала их, давала новые знания об истории города, связывала их с  историей  России, чтобы дети осознавали, что история их родного города неразрывно связана с историей страны. Заочные путешествия по городу проходили и во время организованной  деятельности, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их,  чтобы правильно дозировать познавательный материал предлагаемый детям, установить логическую связь между различного рода  сведениями. Организовала деятельность  в определенной последовательности. Совместно с детьми организовала  фотовыставку «Ковров в прошлом и настоящем».  Занятия «Мой любимый город в настоящем и прошлом »   было проведено  в форме  викторины, заданий и игр. Занятия «Части города» построила согласно на доступных детскому возрасту методах и приёмах т. к. с помощью приёма дробления и объединения дети смогли понять, из каких частей состоит наш город. Занятие  было интересным,  дети были  активными участниками, а не пассивными слушателями. Провела занятие «Дерево славится плодами, а человек трудом». Цель этого занятия  - вызвать у детей  чувство гордости за наш город, заложить ростки уважения к людям  труда работающих на благо города, вызвать желание самим трудиться и прославлять город.  С целью познакомить детей с людьми интересных профессий были проведены  экскурсии на телевидение-Ковров ТВ. Ребята познакомились с работой оператора- монтажа, редактором, ведущими телепередач. Воспитанники пригласили в детский сад журналиста телевидения с целью рассказать о своей профессии.  В библиотеке, где ребята познакомились с  работой библиотекаря, была организована выставка книг А.С.Пушкина много интересного ребята узнали о творчестве писателя. Приём эмпатии дал возможность учить детей беречь общественное,  воспитывать элементы гражданственности. Например «Я грязная скамейка» о чём мечтаешь? Ксюша : «Чтобы меня вымыли».  «Чтобы меня вымыл дождь», «Чтобы на меня не ставили ноги». «Я сломанная кнопка» о чём мечтаешь? «Чтобы пришёл  лифтёр и починил меня»,  «Кто меня сломал пусть ходят пешком», «Как дедушка и бабушка будут подниматься на 9 этаж» и т.д. Интересной была экскурсия «Транспорт на улице нашего города». Дети классифицировали  транспорт      по функциям, находили сходство и различие с помощью игрового упражнения «Что  было раньше» по генетическому принципу, выстраивали линию развития транспорта от  телеги до современной ракеты. Деятельность  организованная  и проведенная в нетрадиционной форме позволяла мне обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить  активность,  уверенность. Убедилась, что воспитанники становятся настоящими маленькими  гражданами, которые  любят, знают свой город, стараются решить его проблемы

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установки тесной связи с семьёй. Организация совместных творческих домашних   заданий : родители  совместно с детьми принимали активное участие в подборке материала о родном городе,  придумывали изображение семейного герба, создавали альбом «Мой родной город», выращивали комнатные растения для группы. Объединение родителей и детей обогатило общение между ними и доставило радость. Совместно с родителями организовывала экскурсию в столицу нашей Родины. Ребята  увидели, что Москва  город очень  большой и красивый, побывали на Красной площади. Экскурсовод  рассказала как возникла Москва, как появился Кремль. Обратили  внимание на Храм Василия Блаженного, Спасскую башню, здание исторического музея. Была проведена обзорная  экскурсия по столице нашей Родины. Ребята побывали на Цветном бульваре, познакомились с цирком Ю.Никулина, где смотрели цирковое представление. Каково же было восхищение и удивление детей, увидев такое количество животных, птиц, рыб побывав в музее Дарвина. После проведенной экскурсии у детей осталось большое впечатление   о Москве, что они выразили в своих рисунках.Проводила родительские собрания на тему: «Привитие патриотизма у детей», «Учим детей любить и беречь родной город»,консультации  на тему:  «Семейный маршрут выходного дня»,  «Отдыхаем всей семьёй» .Помогла многим семьям  проводить выходные всей семьёй, гулять по знакомым и любимым  местам  ,уточнить и закреплять  знания  о родном городе .Традициями группы были утренние и вечерние беседы с родителями, давала информацию о том ,что рассказывала детям по теме  «Мой родной город».Работа в данном направлении вызвала  интерес у родителей, что побудило  их лучше  узнать историю родного города и вызвало чувство гордости  за него. Этот  положительный  отклик    послужил   примером  для их детей

Тема  моего опыта была интересна не только детям их родителям, но и педагогическому составу детского сада. Для воспитателей  мной были проведены открытые просмотры: «Путешествия по родному городу»,  « Никто не забыт, ничто не забыто». Выступила на педсовете с докладом «Воспитание у детей любви  к родному городу-Коврову и краю Владимирской области, провела консультацию  «С чего начинается Родина».  

       

С  целью выявления  результативности проведённой мной работы по  воспитанию патриотических  чувств  у дошкольников посредством знакомства с родным городом , были  повторно предложены детям вопросы , в ходе которых были выявлены знания о родном городе  и показаны  следующие результаты :100%-детей твёрдо знают название города, в котором они живут, могут  найди герб города и области и рассказать о них. Об истории возникновения  города имеют  точные знания 92%,8 % (1 человек) допускает небольшие  ошибки.

Считаю, что основным  результатом  моей работы  по данной  теме  является ,то что воспитанники моей группы  стали духовно богаче .Они много  узнали о своём городе, изменили своё отношение  к нему, увидели его красоту и богатство своим глазами, с уважением  стали относиться к основателям, защитникам и людям  прославившим город, бережнее относиться  к окружающему, чувствовать красоту природы .Так  же у ребят изменилось взаимоотношения друг с другом, появились  чувства коллективизма, сопереживания  к людям , животным , доброжелательные отношение к окружающим. Дети  отличаются  устойчивым  интересом  к истории родного города, краю, желанием облагородить  территорию детского сада. Я старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира ,но  и заложить  ростки любви  к родному городу.Пыталась научить их   самостоятельно решать проблемы, возникшие в жизни, старалась  воспитать  чувство  настоящего горожанина, который  умеет использовать свои знания на практике.

Анкетирование родителей подтвердило  эффект работы  многие указали в своих анкетах, что они узнали много нового и интересного  о своём городе, стали больше проявлять к нему интерес и желание  облагородить его ещё лучше. Так же они отметили, что стали больше  уделять внимание патриотическому воспитанию детей. Количество родителей  участвующих  в педагогических процессах  возросло  с30% до 92%,А количество родителей  оценивающих свою достаточную компетентность знаний о родном городе возросло с 30% до 96%.  

 Новизна моего опыта.

    Новизна моего  опыта заключается в описании авторских  разработок по данной теме ,и адаптированных для детей данного возраста.

 Таким  образом, я считаю, систематическая работа по воспитанию  патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного  учреждения  имеет свои положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ознакомление дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания"

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось д...

Консультация для воспитателей "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания"

Базовым этапом формирования у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине по праву считается накопление детьми опыта социальной жизни в родном городе, усвоение принятых в городе норм поведения,...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Обобщение опыта: Ознакомление с родным городом - как средство патриотического воспитания

"Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, ... стать подлинным патриотом" (С.Михалков)...

«Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом как средство патриотического воспитания»

Сообщение из опыта работы по ознакомлению дошкольников с родным городом....

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

Данный проект адресован работникам  дошкольных образовательных учреждений с целью   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,  формирования у детей любви к Ро...