ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ЭТО АКТУАЛЬНО
статья по теме
В данной статье необходимость проектной деятельности и наш опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО АКТУАЛЬНО
В настоящее время на передний план во многих сферах нашей жизни выступает проектная деятельность. Так или иначе, мы принимаем участие в проектах культурной и политической сферы, сфере обслуживания и образования. Проектная деятельность широко используется и в сфере дошкольного воспитания и образования.
Основоположником проектов считают американского педагога Уильяма Кильпатрика. Он считал, что проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». Некоторое время метод проектов был отражен в работах педагогов начала прошлого века Е.Г. Кагарова, М.В. Крупенина, а во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями М. Монтессори, был запрещен. Все что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
- педагог формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта; вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи;
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний аспект очень важен, поскольку одной из важнейших задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
- на следующем этапе педагог помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач;
- далее педагог по необходимости оказывает детям практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта;
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
- педагог готовит презентацию по осуществлении определенного проекта и проводит ее;
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего представляют зрителям (родителям или педагогам) продукт собственной деятельности.
Необходимо отметить, что метод проектов в работе логопедической группы имеет большое значение. Дети, страдающие речевым недоразвитием, как никто нуждаются в систематической коррекции и развитии речевых и психофизических функций. Грамотно организованная проектная деятельность отвечает этим требованиям и является значительным продвигающим фактором, результатом которого является: чистая и хорошо развитая речь детей, что в конечном итоге необходимо нашим речевым детям для полноценной адаптации в обществе. В логопедии прочно утвердился принцип – устранять дефект речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Это особо значимая проблема специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее исправляются, а это в свою очередь, создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.
В ходе проектов объединенной одной лексической темой («Овощи», «Фрукты», «Домашние животные» и т.д) решаются многие вопросы речевого развития ребенка, что является первостепенной задачей в коррекционном процессе развития речи. Нами широко применяются недельные проекты. Выбранная в начале учебного года тема на каждую неделю позволяет нам объединить усилия всех специалистов, работающих в учреждении, таким образом, чтобы дети не чувствовали перехода от занятия с одним специалистом к занятию с другим. Итогом недельного проекта являются продукты деятельности детей, рекомендации о проведении ребенком вечернего времени дома, выставки, конкурсы. Эта многоуровневая деятельность, направленная на коррекцию речевого развития, развитие психических процессов, мыслительной и игровой деятельности, познавательных и творческих способностей, развитие личности ребенка. Работа в каждом конкретном проекте обусловлена установлением связей между различными сферами деятельности ребенка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в проекте, и родителями дошкольников. Каждый недельный проект нацелен на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего, гармоничного развития.
В нашей группе на протяжении уже многих лет используется проект «Златоустия», который направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов с детьми от 4 до 7 лет, подготовку к обучению грамоте, профилактику дисграфии и дислексии. Проект имеет несколько блоков организованных от простого к сложному, в едином методическом ключе. Однако каждый из нижеперечисленных блоков может использоваться и самостоятельно:
- Релаксация как система расслабляющих упражнений («Волшебный сон»)
- Упражнения для развития мелкой моторики пальцев и артикуляционных органов(«Театр пальчиков и языка»).
- Развитие слухового восприятия звуков жизни («Звуковые странички»).
- Знакомство со звуками речи и буквами русского языка («Путешествие по звукограду»).
- Различение звуков речи по глухости - звонкости, твердости – мягкости («Сказ о Златоустии»).
- Звукобуквенный и слоговой состав слов («Из Слогандии в Словандию»).
- Формирование навыков рассказывания и пересказа («Сказки по подсказке»).
На каждом новом этапе предыдущий материал вновь повторяется, но на обобщенном уровне, и включается в более сложную логическую задачу. Такой подход позволяет ребенку воспринимать знания системно и лучше усваивать материал. Особое внимание уделяется сенсомоторному воспитанию. Ведь каждому ребенку, как известно, надо самому потрогать, пощупать, попробовать на вкус, послушать, посмотреть. Но не каждый посмотрит и разглядит, послушает и услышит. Поэтому развитие внимательности здесь начинается с внимания к своим ощущениям. Материал данного проекта имеет и психотерапевтическую направленность: выражения педагога: «У тебя золотая голова, золотые руки, умелые пальчики, внимательные уши», система расслабляющих упражнений, которые особенно полезны для расторможенный (гиперактивных) или очень неуверенных в себе (тревожных) детей. Сроки этого проекта могут варьироваться от 1 года до 3-х лет. На выходе мы имеем итоговое занятие, целью которого является: Совершенствовать умение слышать речевые и неречевые звуки. Активизировать деятельность при анализе слога и слова, при анализе слова из слогов и букв. Развивать фонематический слух. Закрепить понятие звонкий – глухой согласный. Совершенствовать умение образовывать существительные, обозначающие профессии. Обогащать словарь. Закреплять умение работать над деформированной фразой, составлять предложения с заданным словом. Обобщить знания детей о временах года. Совершенствовать умение пересказывать текст. Прививать вкус к русскому слову (златоуст, Русь, лад),к биографии слова, к пониманию слова «изнутри». Привлекать внимание к семантике в словотворчестве: Буквоед, Златоустия, Волшебник Лад. Развивать общую и мелкую моторику, логическое мышление. Совершенствовать умение произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться. Осуществлять психотерапевтическую направленность в словосочетаниях, обращенных к детям – «золотые головы», «умелые пальчики». Воспитывать в детях дружеские чувства и взаимовыручку.
Метод проектов широко применяется и в нашей профессиональной деятельности, в сфере дошкольного образования. Этот метод в России приобрел популярность в конце девяностых годов прошлого столетия. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект и здесь ведущая, и направляющая роль отводится педагогу. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым проектам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "Актуальность проектной деятельности в детском саду "
Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. И для многих педагогов не совсем понятно , зачем нужно проектирование в д...
Проектная деятельность в старшей группе на тему «Транспорт». Актуальность проекта: Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окруж
Проектная деятельность в старшей группе на тему «Транспорт». Актуальность проекта: Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социал...
Проектная деятельность в ДОО. Актуальность
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуальной деятельности творческого характера; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретическог...
Консультация для воспитателей «Актуальность проектной деятельности в условиях введения ФГОС ДО»
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативног...
«Актуальность проектной деятельности с воспитанниками детского сада»
в статье представлен материал о проектной деятельности в детском саду...
Актуальность проектной деятельности в дошкольном учреждении
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...
Актуальность проектной деятельности в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...