«О современных технологиях реализации ФГТ в образовательном процессе ДОУ»
статья
Умение увидеть способности ребенка, о которых тот сам может не знать, и убедить его в этом - высшее, что только и может быть в музыкальном воспитании и воспитании вообще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.74 КБ |
Программа по хореографии "Топотушки" | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изменилась форма её планирования в дошкольных образовательных учреждениях.
Вся образовательная деятельность детского сада № 27 «Березка» скорректирована в соответствии с современными технологиями реализации ФГТ, строится на основе интеграции и комплексно-тематического принципа. Образовательный процесс идет непрерывно, в течение всего дня, а не только в периодах непосредственной образовательной деятельности. Во всех режимных моментах, конечно кроме времени, отведенного на сон, ставятся и решаются задачи всех образовательных областей. Форма планирования представляет собой совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности.
Для достижения поставленных целей по внедрению ФГТ в образовательную систему ДОУ мы пришли к выводу, что необходимо улучшить формы организации образовательного процесса, так же изменить позицию педагога и воспитанника, значительно повысить познавательную мотивацию дошкольников, активно внедрять новые методы и технологии обучения.
Технология обучения - это системный метод создания, применения и анализа всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом человеческих и технических ресурсов, их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Организация содержания обучения: отбор наиболее значимого материала; структурирование учебного материала; отбор задач, формирующих умения и навыки.
Выбор форм организации учебного процесса: беседа; самостоятельная деятельность; экскурсия; продуктивная деятельность и др.
Выбор методов обучения:
1. Методы, направленные на первичное овладение материалом.
2. Методы, направленные на совершенствование, формирование навыков и умений.
Выбор средств обучения: наглядные пособия; дидактический материал; художественная литература; ТСО; и др.
Виды педагогических технологий:
1. Технологии коллективного обучения.
2.Личностно-ориентированные.
3. Технологии проблемного обучения.
4.Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ-технологии).
5.Здоровьесберегающие технологии.
6. Игровые технологии.
7. Развивающие.
8.Технологии проектной деятельности и другие.
Останавливаясь на некоторых из них поподробней, можно сказать следующее:
Здоровьесберегающие технологии
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры, игротерапия)
3. Коррекционные технологии ( музыкальное воздействие)
4. Технология проблемного обучения
Цель заключается в активизации поисковой деятельности воспитанника. Знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются инструкции и правила, а материал задается как предмет поиска. Требует особенной организации занятий, отбора методов и приемов обучения, определенной структуры и содержания занятия.
ИКТ- технологии
Информационная компетентность дошкольника представляет собой элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, которые позволяют ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.
Технология проектной деятельности.
Стержнем проектной технологии является совместная деятельность детейсо взрослым (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
План реализации проекта:
- Методическая работа с кадрами
- Работа с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
На мой взгляд, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный, достаточно оптимальный и перспективный метод, который должен занять достойное место в системе дошкольного образования.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не умеет сформулировать проблему, самостоятельно найти противоречия в окружающем, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит форму сотрудничества, в которой принимают участие педагоги и дети дошкольного учреждения, и обязательно вовлекаются родители.
Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью родителей и педагога , в среднем возрасте - воспитанники начинают участвовать в реализации проекта, в старшем -ребята являются полноправными участниками проекта.
В процессе разработки и реализации педагогических проектов педагоги имеют возможность для саморазвития и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста: от проекта к проекту.
Таким образом, технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотворчества и сотрудничества педагогов, детей и родителей. А также способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.
Музыкальный руководитель выполняет функции стимулирования и координации деятельности, прививает любовь и уважение к музыке, как к предмету искусства, а так же формирует основы духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием новых технологий. На основе вышесказанного можно выделить следующие задачи:
1. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
2. Научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
3. Обучить основам музыкальной грамоты.
4.Научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека.
5.Привить основы художественного вкуса.
6. Сформировать потребность в общении с музыкой;
7. Смоделировать художественно – творческий процесс.
Главным становится не столько развитие детей (именно обучение ), сколько наблюдение за их развитием при воздействии музыки и окружающим миром. Направленность на музыкальное развитие ребенка требует отказа от многих стереотипов педагогического мышления. Прежде всего, важно понять, что процесс вхождения в искусство не может носить принудительный характер, а значит, и не нужно насильно «тянуть» ребенка в музыку. Другими словами, в отношении музыкального развития ни в коем случае не следует заниматься самообманом, фальсифицируя быстрый результат. Должна присутствовать естественность процесса, когда музыкальный руководитель проходит путь к музыке вместе с ребенком, соответственно природе ребенка и природе искусства. Для этого надо быть уверенным в выборе правильной цели в музыке, с учетом индивидуальных особенностей, развитием личности воспитанника, его дарований. Хочется добавить, что поставленная цель должна быть искренне прочувствована самим музыкальным руководителем, при этом используя методы и приемы, которые могут заинтересовать ребят музыкой. И конечно, надо знать, что каждый ребенок талантлив. Умение увидеть способности ребенка, о которых тот сам может не знать, и убедить его в этом - высшее, что только и может быть в музыкальном воспитании и воспитании вообще.
Конечно, это обобщенные критерии. Они будут выявляться уже непосредственно в методиках исследования через более частные, «технологические» критерии, где по уровню проявления можно будет судить о сформированности того или иного параметра (элемента, компонента) музыкальной грамотности и музыкальной культуры в целом.
Для каждого этапа непосредственно образовательной деятельности (НОД) используются соответствующие активные методы, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе проектирования НОД с использованием ФГТ педагог подбирает методы с учетом специфических целей этапа, всей НОД и интеграции образовательных областей. Применение системы этих методов помогает в достижении комплекса образовательных эффектов – обучение, развитие, воспитание и социализация личности воспитанника. Создается свободная творческая обстановка, в которой каждое действие должно наполняться образовательным смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечением в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, обеспечением самостоятельности воспитанникам в постановке целей и определении путей их достижения, придания этому процессу личностной значимости для каждого участника, организации командной работы и построением межличностных отношений.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Березка» Старооскольского городского округа
РАССМОТРЕНА на заседании Педагогического Совета МБДОУ ДС № 27 «Березка» Протокол № 1 от «31» августа 2018 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом МБДОУ ДС № 27 «Березка» от «31» августа 2018 г. №137 |
Дополнительная общеразвивающая
программа
«Топотушки»
возраст обучающихся 4-7 лет
срок реализации – 3 года
Составитель:
музыкальный руководитель
Овсянникова Н.Б.
г. Старый Оскол, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик Программы………………………..3
1.1. Пояснительная записка……………………………………...…...3
1.2. Цель и задачи Программы…………………………………...…..6
1.3. Содержание Программы……………………………………...….7
1.4. Планируемые результаты………………………………………19
2. Комплекс организационно-педагогических условий Программы……19
2.1. Условия реализации Программы…………………………….…19
2.2. Формы аттестации……………………………………………….20
2.3. Оценочные материалы………………………………...………...20
2.4. Методические материалы……………………………………….21
2.5. Список литературы………………………………………………23
1. Комплекс основных характеристик Программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Топотушки» (далее- Программа), была разработана в рамках реализации регионального проекта «Танец как средство эстетического развития детей («Танцевальная палитра»), на снове танцевально-игрового комплекса«СА-ФИ-ДАНСЕ» Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г, с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.317214 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014г.
В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных — это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность — в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящих в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики довольно широки и под умелым руководством педагога могут быть использованы в дошкольных учреждениях.
Новизна Программы заключается в акцентировании внимания педагога-хореографа не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего, сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы.
Актуальность.
Сегодня дополнительное образование успешно реализуется не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и в детских садах, тем самым успешно решая педагогические задачи и обеспечивая качество образовательных услуг. Родители заинтересованы в том, чтобы дети с раннего возраста овладевали двигательной культурой, укрепляли свое физическое здоровье, гармонично развивались. Данная Программа выполняет социальный заказ потребителей и решает комплекс проблем.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. Меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.
Срок освоения Программы - 3 года для детей с 4 до 7 лет.
- 1-й год обучения (4-5 лет)
Подготовительная ступень предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.
- 2-й год обучения (5-6лет)
- 3-й год обучения (6-7 лет)
Основная ступень закрепления азов ритмики и усложнение материала по партерной гимнастике, постановочная деятельность на основе изученных танцевальных движений.
Формы занятий:
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- практическое занятие;
- игра, праздник, конкурс, фестиваль;
- репетиция;
- концерт.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
- фронтальная;
- в парах;
- групповая;
- индивидуально–групповая.
В программе заложен годовой цикл занятий – по 36 занятий для каждой возрастной группы, 1 раз в неделю, во второй половине дня, после дневного сна.
Длительность занятий составляет:
- в средней группе(4-5 лет) – 20 минут
- в старшей группе(5-6 лет) -25 минут,
- в подготовительной группе (6-7 лет) -30 минут.
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, чередование различных видов ходьбы, прыжков, беговые упражнения. По длительности –1/3 часть общего времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности–2/3 общего времени занятия. Делится на тренировочную и танцевальную.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания.
В работе педагог использует различные методические приемы:
• показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;
• выразительное исполнение движения под музыку;
• словесное пояснение выполнения движения;
• внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;
• творческие задания.
Чтобы сам процесс обучения был активным и творческим и не сводился к механическому заучиванию и воспроизведению тех или иных движений, необходимо использовать широкий арсенал активных методов. Прежде всего - это танцевальная импровизация, т.е. самостоятельное создание пластических образов на базе использования элементарных движений и перемещений. В ходе изучения и исполнения танцевальных этюдов также проявляются творческие способности каждого ребёнка. Дети могут придумать характер персонажа, в соответствии с условиями, заданными педагогом, характером и настроением музыки. Поскольку для дошкольников основным видом познавательной деятельности является игра, чрезвычайно важно, чтобы каждое творческое задание содержало элемент игры, каждое упражнение носило оригинальный, не трафаретный характер.
Методические приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой.
Программа разработана с учётом принципов: систематичности, психологической комфортности, учёта возрастных особенностей, деятельностного подхода к развитию детей и ориентирована на развитие личности ребёнка.
1. Наглядность. Показ физических и танцевальных движений, подражание, имитация известных детям движений.
2. Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая уровень развития детей.
3. Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения.
4. Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.
5. Постепенность. Постепенное усвоение и нарабатывание навыков ритмичности, воспроизведения движений, поз во время танца.
6. Индивидуальный подход. Учет особенностей возраста, особенностей каждого ребенка. Воспитание интереса к занятиям, активности ребенка.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – выявление, раскрытие и развитие специальных (художественных) способностей каждого воспитанника, всестороннее развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Задачи:
Образовательные:
Обучить детей танцевальным движениям.
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями, формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества .
Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
Формировать умение ориентироваться в пространстве.
Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
Развить у детей активность и самостоятельность.
Содействовать формированию нравственно-коммуникативных качеств личности, умения сопереживать другим, культуры поведения. Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Способствовать развитию раскрепощенности и проявлению творчества в движениях.
Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей.
Развить музыкальный слух и чувство ритма.
Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
Способствовать укреплению здоровья детей: развитию опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки.
1.3. Содержание Программы
Учебный план
Средняя группа (4-5 лет)
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Азбука музыкально-ритмических движений | 3 | 0,75 | 2,25 |
3 | Играя, танцуем | 4 | 0,5 | 3,5 |
4 | Спорт и танец | 4 | 0,5 | 3,5 |
5 | Пластика в танце | 3 | 0,75 | 2,25 |
6 | Выражаем образ в танце | 3 | 0,75 | 2,25 |
7 | Танцы, игры, упражнения для красивого движения | 3 | 0,75 | 2,25 |
8 | Игровое танцевальное творчество | 4 | 0,5 | 3,5 |
9 | Ритмические фантазии | 3 | 0,75 | 2,25 |
10 | Креативная гимнастика | 1 | 0,25 | 0,75 |
11 | Сюжетные занятия (игры-путешествия) | 7 | 1,5 | 5,5 |
Всего часов | 36 | 7,5 | 28,5 |
Старшая группа (5-6 лет)
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Слушаем и фантазируем | 3 | 0,75 | 2,25 |
3 | Характер музыки и движение | 6 | 1,5 | 4,5 |
4 | Русский народный танец | 4 | 0,5 | 3,5 |
5 | Эстрадный танец. Танец с предметами. | 4 | 0,5 | 3,5 |
6 | Бальный танец | 4 | 0,5 | 3,5 |
7 | Игровое танцевальное творчество | 2 | 0,25 | 1,75 |
8 | Ритмические фантазии | 2 | 0,25 | 1,75 |
9 | Креативные танцы | 2 | 0,25 | 1,75 |
10 | Сюжетные занятия (игры-путешествия) | 6 | 0,5 | 5,5 |
11 | Креативная гимнастика | 2 | 0,25 | 1,75 |
Всего часов | 36 | 5,75 | 30,25 |
Подготовительная группа (6-7 лет)
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Слушаем и фантазируем | 3 | 0,75 | 2,25 |
3 | Характер музыки и движение | 6 | 1,5 | 4,5 |
4 | Русский народный танец | 4 | 0,25 | 3,75 |
5 | Эстрадный танец. Танец с предметами. | 4 | 0,25 | 3,75 |
6 | Бальный танец | 4 | 0,25 | 3,75 |
7 | Игровое танцевальное творчество | 2 | 0,25 | 1,75 |
8 | Ритмические фантазии | 2 | 0,25 | 1,75 |
9 | Креативные танцы | 2 | 0,25 | 1,75 |
10 | Сюжетные занятия (игры-путешествия) | 6 | 0,5 | 5,5 |
11 | Креативная гимнастика | 2 | 0,25 | 1,75 |
Всего часов | 36 | 5 | 31 |
Содержание учебного плана
Первый год обучения
1. Вводное занятие – 1 ч.
Теория 0,5 ч.
Знакомство. Беседа о правилах поведения на занятиях, форме одежды. Беседа об искусстве танца.
Практика – 0,5 ч.
- Музыкальная игра «Потанцуй со мной дружок»
2. Азбука музыкально-ритмических движений – 3 ч
Теория – 0,75 ч.
Знакомство с темпами, характером музыки. Понятие о музыкальном вступлении. Динамические оттенки в музыке.
Практика – 2,25 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- ОРУ без предмета
- Акробатические упражнения
- Музыкально-подвижные игры
- Хореографические упражнения
- Игропластика
3. Играя, танцуем – 4 ч.
Теория – 0,5 ч.
Беседа о том, что танцевальные движения используются не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. Объяснение правил игры.
Практика – 3,5 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- Танцевальные шаги
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
4. Спорт и танец – 4 ч.
Теория – 0,5 ч.
Беседа о взаимосвязи спорта и танцев. Объяснение понятий «ритм», «чувство ритма», «ритмическое движение».
Практика – 3,5 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- Хореографические упражнения
- Танцевальные шаги
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
5. Пластика в танце – 3 ч.
Теория – 0,75 ч.
Беседа о творчестве в танце. Объяснение понятий «танцевальный этюд», «импровизация».
Практика – 2,25 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- Танцевальные шаги
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- ОРУ без предметов
- Игропластика
- Игровой самомассаж
6. Выражаем образ в танце – 4 ч.
Теория – 0,5 ч.
Объяснение понятия «танцевальный образ». Беседа о взаимосвязи музыкального и танцевального образа.
Практика – 3,5 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- ОРУ с предметами
- Акробатические упражнения
- Танцевальные шаги
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- Игровой самомассаж
7. Танцы, игры, упражнения для красивого движения – 3 ч.
Теория – 0,75 ч.
Объяснение понятий «осанка», «пластика», «грация». Беседа о важности соблюдения правильной осанки, о красоте танца и танцевальных движений.
Практика – 2,25 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- ОРУ с предметами
- Танцевальные шаги
- Акробатические упражнения
- Игропластика
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- Игровой самомассаж
8. Игровое танцевальное творчество – 4 ч.
Теория – 0,5 ч.
Объяснение понятия «композиция танца». Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе.
Практика – 3,5 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- Хореографические упражнения
- Танцевальные шаги
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- Игровой самомассаж
- Игропластика
9. Ритмические фантазии – 3 ч.
Теория – 0,75 ч.
Объяснение понятия «художественное исполнение танцевального образа». Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе.
Практика – 2,25 ч.
- Строевые упражнения
- ОРУ без предмета
- Хореографические упражнения
- Акробатические упражнения
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Креативная гимнастика
- Танцевально-ритмическая гимнастика
10. Креативная гимнастика – 1 ч.
Теория – 0,25 ч.
Объяснение понятий «креатив», «креативная гимнастика». Поощрение творческих проявлений при выполнении танцевальных упражнений или танцев.
Практика – 0,75 ч.
- Креативная гимнастика
- Игроритмика
- Акробатические упражнения
- Игропластика
- Хореографические упражнения
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
11. Сюжетные занятия (игры-путешествия) – 7 ч.
Теория – 1,5 ч.
Введение в тему (сюжет) занятия. Объяснение заданий. Подведение итогов.
Практика – 5,5 ч.
- Строевые упражнения
- ОРУ с предметами, без предметов, с речитативом
- Креативная гимнастика
- Игроритмика
- Игропластика
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- Танцы.
- Игровой самомассаж
Второй год обучения
1.Вводное занятие – 1 ч.
Теория - 0,5 ч.
Беседа о правилах поведения на занятиях, форме одежды. Беседа об искусстве танца, о том, с какими темами будут знакомиться дети в наступающем учебном году.
Практика – 0,5 ч.
- Музыкально-подвижные игры
2. Слушаем и фантазируем – 3 ч
Теория – 0,75 ч.
Беседа по прослушанным музыкальным фрагментам. Обсуждение выполнения творческих заданий.
Практика – 2,25 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- ОРУ без предмета
- Акробатические упражнения
- Музыкально-подвижные игры
- Хореографические упражнения
- Игропластика
3. Характер музыки и движение – 6 ч.
Теория – 1,5 ч.
Беседа по прослушанным музыкальным фрагментам. Обсуждение выполнения творческих заданий.
Практика – 4,5 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- Танцевальные шаги
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
4. Русский народный танец – 4 ч.
Теория – 0,5 ч.
Беседа об особенностях русского народного танца, объяснение понятий «пляска», «хоровод». Объяснение характерных движений различных русских народных танцев.
Практика – 3,5 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- Хореографические упражнения
- Танцевальные шаги
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
5. Эстрадный танец. Танец с предметами – 4 ч.
Теория – 0,5 ч.
Объяснение понятия «эстрада». Беседа об особенностях эстрадного танца. Объяснение правильного выполнения эстрадных танцевальных движений.
Практика – 3,5 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- Танцевальные шаги
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- ОРУ без предметов
- Игропластика
- Игровой самомассаж
6. Бальный танец – 4 ч.
Теория – 0,5 ч.
Объяснение понятия «бальный танец». Беседа об особенностях бального танца. Объяснение правильного выполнения танцевальных движений бального танца.
Практика – 3,5 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- ОРУ с предметами
- Танцевальные шаги
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- Игровой самомассаж
7. Игровое танцевальное творчество – 2 ч.
Теория – 0,25 ч.
Объяснение понятия «танцевальное творчество». Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе.
Практика – 1,75 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- ОРУ с предметами
- Танцевальные шаги
- Акробатические упражнения
- Игропластика
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- Игровой самомассаж
8. Ритмические фантазии – 2 ч.
Теория – 0,25 ч.
Объяснение понятия «ритмическая формула» и особенностей ее выполнения. Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе.
Практика – 1,75 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- Хореографические упражнения
- Танцевальные шаги
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- Игровой самомассаж
- Игропластика
9. Креативные танцы – 2 ч.
Теория – 0,25 ч.
Объяснение понятия «эмоциональный образ». Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе.
Практика – 1,75 ч.
- Строевые упражнения
- ОРУ без предмета
- Хореографические упражнения
- Акробатические упражнения
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Креативная гимнастика
- Танцевально-ритмическая гимнастика
10. Креативная гимнастика – 2 ч.
Теория – 0,25 ч.
Поощрение творческих проявлений при выполнении танцевальных упражнений или танцев.
Практика – 1,75 ч.
- Креативная гимнастика
- Игроритмика
- Акробатические упражнения
- Партер
- Хореографические упражнения
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
11. Сюжетные занятия (игры-путешествия) – 6 ч.
Теория – 0,5 ч.
Введение в тему занятия, объяснение заданий.
Практика – 5,5 ч.
- Строевые упражнения
- ОРУ с предметами, без предметов, с речитативом
- Партер
- Игроритмика
- Игропластика
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- Танцы.
- Игровой самомассаж
Третий год обучения
1.Вводное занятие – 1 ч.
Теория - 0,5 ч.
Беседа о правилах поведения на занятиях, форме одежды. Беседа об искусстве танца, о том, с какими темами будут знакомиться дети в наступающем учебном году.
Практика – 0,5 ч.
1. Музыкально-подвижные игры
2. Слушаем и фантазируем – 3 ч
Теория – 0,75 ч.
Беседа по прослушанным музыкальным фрагментам. Обсуждение выполнения творческих заданий.
Практика – 2,25 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- ОРУ без предмета
- Акробатические упражнения
- Музыкально-подвижные игры
- Хореографические упражнения
- Партер
3. Характер музыки и движение – 6 ч.
Теория – 1,5 ч.
Беседа по прослушанным музыкальным фрагментам. Обсуждение выполнения творческих заданий.
Практика – 4,5 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- Танцевальные шаги
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
4. Русский народный танец – 4 ч.
Теория – 0,25 ч.
Беседа об особенностях русского народного танца, закрепление характерных движений различных русских народных танцев, построение хореографических композиций.
Практика – 3,75 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- Хореографические упражнения
- Танцевальные шаги
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
5. Эстрадный танец. Танец с предметами – 4 ч.
Теория – 0,25 ч.
Закрепление понятия «эстрада». Беседа об особенностях эстрадного танца. Закрепление правильного выполнения эстрадных танцевальных движений, построение хореографических композиций..
Практика – 3,75 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- Танцевальные шаги
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- ОРУ без предметов
- Игропластика
9. Партер
6. Бальный танец – 4 ч.
Теория – 0,25 ч.
Закрепление понятия «бальный танец». Беседа об особенностях бального танца. Закрепление правильного выполнения танцевальных движений бального танца, построение хореографических композиций.
Практика – 3,75 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- ОРУ с предметами
- Танцевальные шаги
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- Игровой самомассаж
7. Игровое танцевальное творчество – 2 ч.
Теория – 0,25 ч.
Закрепление понятия «танцевальное творчество». Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе.
Практика – 1,75 ч.
- Строевые упражнения
- Игроритмика
- ОРУ с предметами
- Танцевальные шаги
- Акробатические упражнения
- Игропластика
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- Игровой самомассаж
8. Ритмические фантазии – 2 ч.
Теория – 0,25 ч.
Закрепление понятия «ритмическая формула» и особенностей ее выполнения. Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе.
Практика – 1,75 ч.
Строевые упражнения
- Игроритмика
- Хореографические упражнения
- Танцевальные шаги
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- Игровой самомассаж
- Игропластика
9. Креативные танцы – 2 ч.
Теория – 0,25 ч.
Закрепление понятия «эмоциональный образ». Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе.
Практика – 1,75 ч.
- Строевые упражнения
- ОРУ без предмета
- Хореографические упражнения
- Акробатические упражнения
- Ритмический танец
- Музыкально-подвижные игры
- Креативная гимнастика
- Танцевально-ритмическая гимнастика
10. Креативная гимнастика – 2 ч.
Теория – 0,25 ч.
Поощрение творческих проявлений при выполнении танцевальных упражнений или танцев.
Практика – 1,75 ч.
- Креативная гимнастика
2. Игроритмика
3. Акробатические упражнения
4. Игропластика
5. Хореографические упражнения
6. Музыкально-подвижные игры
7. Танцевально-ритмическая гимнастика
11. Сюжетные занятия (игры-путешествия) – 6 ч.
Теория – 0,5 ч.
Введение в тему занятия, объяснение заданий.
Практика – 5,5 ч.
- Строевые упражнения
- ОРУ с предметами, без предметов, с речитативом
- Креативная гимнастика
- Игроритмика
- Игропластика
- Музыкально-подвижные игры
- Танцевально-ритмическая гимнастика
- Танцы
- Игровой самомассаж
1.4. Планируемые результаты
Первый год обучения. Дети должны знать назначение музыкального зала и правила поведения в нем. Уметь выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку. Овладеть навыками ритмической ходьбы с построением и перестроением в одну линию, колону, круг, движения по линии танца. Уметь хлопать и топать в такт музыки, в музыкально-подвижной игре передавать различные образы (зверей, птиц, растений, матрешек, моряков и т.д.).
Второй год обучения. Дети должны уметь ориентироваться в танцевальном зале. Безошибочно перестраиваться из одного танцевального рисунка в другой: «звездочка»; «корзиночка»; «ручеек»; «змейка». Знать названия и правила выполнения танцевальных движений народного танца. Исполнять различные виды шагов, позиции рук и ног, элементы народного экзерсиса и танцевальные движения народного танца, соответствующие данному возрасту. Правильно выполнять все элементы классического танца (соответствующие данному возрасту).
Третий год обучения. Дети овладевают навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Должны уметь выразительно передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.), выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеть основами хореографических упражнений этого года обучения, исполнять ритмические, народные, бальные танцы и комплексы упражнений, а также выполнять двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения. Приобрести правильную осанку.
В конце обучения появляется возможность создания танцевального репертуара, построенного на характерных элементах и движениях танца. Танец должен исполняться музыкально, выразительно, синхронно. Дети должны иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру; иметь представление о народных и классических танцах.
2. Комплекс организационно-педагогических условий Программы
2.1. Условия реализации Программы
Место для занятий: физкультурный или музыкальный зал, который должен проветриваться после каждого занятия в течении 5-7 минут.
Необходимый инвентарь: музыкальная аппаратура, гимнастический коврик на каждого ребенка, реквизит для танцев (мячи, ленты, платочки, шарфики, султанчики, обручи и т.д.), сценические костюмы, декорации (для проведения сюжетных занятий), пособия для упражнений на профилактику плоскостопия (гимнастические палки, массажные коврики и дорожки), грамоты, значки, медали (для подведения итогов занятий и награждения);
Одежда и обувь для занятий: дети занимаются хореографией в физкультурной форме (белая футболка, черные шорты, носки) и чешках.
Занятия по хореографии в детском саду ведет педагог дополнительного образования (педагог по хореографии), имеющий специальную подготовку, которая дает право на работу с детьми дошкольного возраста. Он должен знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста и учитывать их в работе; соблюдать технику безопасности занятий в зале; владеть приемами страховки и оказания первой медицинской помощи.
2.2. Формы аттестации
- выступление детей на детских утренниках, праздниках, открытых мероприятиях;
- участие в театрально-хореографических постановках;
- участие в муниципальных конкурсах детского творчества;
- итоговое занятие.
2.3. Оценочные материалы
Оценить эффективность использования программы предлагается по диагностике уровня музыкального и психомоторного развития ребенка А. И. Бурениной. Карта определения уровня освоения программы заполняется на каждую группу 1 раз в год (май). (Приложение 1)
Способом определения результативности реализации программы дополнительного образования «Танцевальный серпантин» является диагностика. Результаты диагностики педагог вносит в Диагностическую карту.
Диагностическая карта определения уровня сформированности хореографических умений у детей
№ | Ф.И. ребёнка | Ритмич-ность | Гибкость | Артистизм | Умение танцевать в коллективе | Общий балл |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 |
Высокий уровень (В) Ребёнок заинтересован в усвоении знаний об искусстве хореографии, активно проявляет себя в танцевальной деятельности. Обладает высокими данными: гибкостью, музыкальностью, артистизмом. Обладает высокой эмоциональной выразительностью, развита фантазия и воображение.
Средний уровень (С)
В целом ребенок заинтересован в усвоении танцевального искусства. Стремится к приобщению к эстетическим ценностям. Однако не достаточно развита гибкость, музыкальность, редко проявляются фантазия и воображение.
Низкий уровень (Н)
Ребенок мало заинтересован в приобщении к искусству, не проявляет интерес к хореографии. Обладает слабо развитыми физическими качествами: сила, быстрота движений, ловкость, гибкость. Отсутствует пластичность. Слабо развита эмоциональность, фантазия.
Диагностика проводится 1 раз в год: май.
В конце обучения появляется возможность создания танцевального репертуара, построенного на характерных элементах и движениях танца. Танец должен исполняться музыкально, выразительно, синхронно. Дети должны иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру; иметь представление о народных и классических танцах.
2.4. Методические материалы
Основными видами деятельности на занятиях по хореографии являются репродуктивная и творческая.
Репродуктивная деятельность направлена на овладение детьми умениями и навыками через повторение выполнения движений, показанных педагогом.
Творческая деятельность направлена на самостоятельное преобразование детьми имеющихся знаний и умений для получения нового результата.
Взаимосвязь двух этих видов деятельности дает детям возможность реализации творческой самореализации и способствует гармоничному (умственному и физическому) развитию личности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления образовательной деятельности: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, исследовательские.
Учебный материал на занятиях по хореографии распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успеха, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала или при выполнении творческих заданий. Этому способствуют совместное обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе, поощрение творческих проявлений, создание положительной мотивации, актуализации интереса, проведение конкурсов, соревнований.
Важным условием творческого самовыражения воспитанников является реализация идеи свободного выбора: детям предоставляется право выбора танцевальных средств для выражения музыкального образа, творческой комбинации знакомых танцевальных движений.
2.5. Список литературы
- А. И. Буренина. «Топ, хлоп, малыши» - Методическое пособие, СПб.: Музыкальная палитра, 2007 г.-37 с.
- 2. А. И. Буренина. «Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста» - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
- Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-лет. –М.: Айрис – пресс, 2009. – 144с.
- Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 154 с.
- Сказочный театр физкультуры: физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок / авт.-сост. Н.А.Фомина, Г.А. Зайцева, Е.И. Игнатьева, С.С. Чернякина. – Волгоград: издательство «Учитель», 2003. – 96 с.
- Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 272 с.
- Казакевич Н.В. СайкинаЕ.Г., Фирилева Ж.Е. Ритмическая гимнастика. Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 322 с.
- М.В. Опришко. «Методика хореографического обучения детей дошкольного возраста и организации хореографической работы в дошкольном образовательном учреждении», Методическое пособие, г. Лениногорск, 2011г.
- Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. Са-Фи-дансе: танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебное пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.- СПб, «Детство-Пресс», 2007. – 352 с.
- Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. Фитнес-данс: лечебно-профилактический танец. Учебно-методическое пособие. – СПб: «Детство-Пресс», 2007. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологии реализации ФГТ в образовательном процессе ДОУ»
управленческий опыт...
«Современные технологии построения взаимодействия в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО»
Сeгодня в дoшкольном образoвании проглядывается тенденция рeализации госудaрственных стaндартов черeз соврeменные пeдагогические тeхнологии. Во главe пeдагогической тeхнологии стоит позиция ребе...
Опыт работы по потенциалу современной образовательной технологии «Мнемотехника в воспитательно-образовательном процессе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....
Публичная лекция на тему: «Современные образовательные технологии, способствующие повышению качества образовательного процесса».
Какие современные технологии я применяю в своей работе....
Консультация для педагогов. «Современные технологии по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ».
Консультация для педагогов. «Современные технологии по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»....
«Современные педагогические технологии, как залог успешности образовательного процесса» Проектные технологии (Описание опыта работы)
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми п...
Использование современных образовательных технологий и методик в образовательном процессе
Консультация для педагогов...