Понимание толерантности для детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) по теме
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shatlova.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Понимание толерантности для детей старшего дошкольного возраста.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
В младшем дошкольном возрасте формируются у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействую большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и других народов планетя;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) подвижные игры народов разных стран;
4) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;
5) знакомство детей с традициями народов Сибири
6) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
7) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
8) организованные праздники совместно с родителями по данной тематике.
В результате, систематически проведенной работы с детьми они узнают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.
Также необходимо не забывать о важном звенье по воспитанию основ толерантности у дошкольников - это взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
ходимо найти пути достижения согла
сия, а также зафиксировать их в виде
законодательных актов, деклараций,
межгосударственных и общемировых
соглашений. Что еще более важно,
необходимо принять пользующуюся
всеобщим признанием систему ценно
стей, в основе которой лежат такие
понятия, как консенсус (согласие),
компромисс, взаимоприемлемость, а
также терпимость, сочувствие, пони
мание и т.п.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть
важность формирования у человека с
самого детства толерантности.
Понятие толерантности складыва
лось на протяжении долгого времени,
и процесс этот продолжается до сих
пор, поскольку, накапливая разносто
ронние значения, это понятие напол
нятся новыми смыслами в соответ
ствии с действительностью, в которой
многообразные проявления нетерпи
мости требуют новых (адекватных)
средств ее преодоления.
Слово «толерантность» употребля
ется для обозначения адаптационных
способностей организма, позволя
ющих ему взаимодействовать с други
ми, не нарушая внутреннего равнове
сия. Толерантность является факто
ром социализации личности.
Вместе с тем в современной жизни по
нимание толерантности разными наро
дами оказывается различным, что
обусловлено их историческим опытом.
По этой причине соответствующее по
нятие имеет довольно широкий диапа
зон интерпретаций.
В научной литературе толерант
ность рассматривается прежде всего
как уважение других людей, призна
ние их равенства, отказ от доминиро
вания и насилия как признание мно
гомерности (многообразия) человече
ской культуры, норм поведения и
отказ от сведения этого многообразия
к преобладанию какой
либо одной
точки зрения.
Очевидно, что многие проблемы со
временного общества проецируются на
процесс функционирования образова
тельных систем, начиная с дошкольно
го образования и воспитания и закан
чивая послевузовским профессиональ
ным образованием.
Современного культурного человека
отличает не только уровень образован
ности и самоуважения, но и наличие
у него чувства уважения к окружа
ющим. Следовательно, важнейшей
задачей является формирование у под
растающего поколения умения стро
ить взаимоотношения с окружающи
ми на основе сотрудничества и взаимо
понимания, готовности принимать
других людей, их взгляды, обычаи и
привычки такими, какие они есть. За
дачу детского сада мы видим в том,
чтобы из его стен выходили воспитан
ники, мировосприятие которых осно
вано на принципах толерантности.
Многие психологи (Р.С. Немов,
А.В. Петровский, В.С. Мухина и др.)
отмечают, что в развитии человека
существуют периоды, наиболее бла
гоприятные для формирования опре
деленных качеств личности. В до
школьный период важно закладывать
толерантность как одну из основ лич
ности ребенка, демонстрировать и объ
яснять значение позитивного обще
ния, сотрудничества, подчеркивать
значение других людей, не похожих на
самого ребенка, показывать ценность
Воспитание толерантности
дошкольника по программе
«Детский сад 2100»
О.Н. Подивилова
1
12/08близких людях (в детском саду, семье),
помогает понять их действия, чувства,
проявлять по отношению к ним эмо
циональную отзывчивость. С другой
стороны, воспитатель помогает ребен
ку разобраться в его собственных
чувствах и переживаниях, побуждает
рассказать о них, чтобы проявить со
чувствие и поддержку. Эти две парал
лельно осуществляемые линии воспи
тания имеют целью приучение детей к
выполнению общепринятых норм и
правил поведения. Важно, чтобы этот
процесс протекал на ярком эмоцио
нальном фоне. Воспитатель стремится
вызвать у ребенка положительный
эмоциональный отклик на выполне
ние правильного действия, эмоцио
нальную отзывчивость на состояние
окружающих. Полученные позитив
ные впечатления являются стимулом
для самостоятельного воспроизведе
ния малышом доброжелательного по
ведения, проявления гуманных чувств
и внимания к окружающим его взрос
лым и сверстникам [4].
В младшем дошкольном возрасте у
детей формируются элементарные
представления о добре, отзывчивости,
взаимопомощи, дружелюбии, внима
нии к взрослым и сверстникам, поэто
му задача развития и воспитания
детей данного возраста – воспитание
доброжелательного отношения к ок
ружающим, эмоциональной отзывчи
вости, способности к сопереживанию,
общению.
Если ребенок младшего дошкольно
го возраста с помощью игр, организу
емых взрослым, осваивал свой внут
ренний потенциал, узнавал свои воз
можности и способности к познанию
мира и самого себя, то детям среднего
дошкольного возраста предлагаются
игровые занятия и упражнения, кото
рые помогут им понять, что люди
могут испытывать разные чувства: ра
дости, грусти, злобы, страха. На пятом
году жизни открываются новые воз
можности для дальнейшего развития
умения понимать окружающих лю
дей, проявлять к ним доброжелатель
ное отношение, стремиться к общению
толерантных межличностных отноше
ний. Детский сад как социальный ин
ститут должен способствовать этому
воспитанию детей в духе толерантности.
Большими возможностями в этом
отношении обладает программа «Дет
ский сад 2100». Рассмотрим их.
Данная программа входит в состав
Образовательной системы «Школа
2100». Это современная личностно
ориентированная образовательная си
стема, которая реализует идеи разви
вающего образования непрерывно и
преемственно от дошкольного этапа до
окончания общеобразовательной шко
лы. Ее главная цель – не формирова
ние ЗУНов, а выращивание функцио
нально грамотной личности. Иначе
говоря, воспитатели не «формируют»
ребенка по заданной кем
то модели, а
выращивают в каждом творческие спо
собности, готовность к самореализа
ции, поддерживают в ребенке все то,
что связано с «лица необщим выра
женьем», с личностным развитием [4].
Программа дошкольного образова
ния базируется на нескольких основ
ных линиях развития ребенка, одной
из которых является переход от эго
центризма к децентрации (способно
сти видеть мир с точки зрения другого
человека). Так происходит воспитание
толерантных установок.
Реализация данной линии находит
яркое отражение в следующих разде
лах программы: «Социально
личност
ное развитие», «Воспитание и разви
тие личностных качеств» для каждого
возрастного периода (младший до
школьный возраст, средний дошколь
ный возраст, старший дошкольный
возраст). Воспитание ребенка, разви
тие его личностных качеств обеспечи
вается всей системой работы детского
сада. В этом случае физическое и соци
ально
личностное развитие, игровая и
познавательная деятельность, органи
зация всей жизни ребенка являются
средствами воспитания.
Процесс воспитания осуществляет
ся в двух направлениях. С одной сторо
ны, воспитатель обогащает представ
ления детей об окружающих их
2ЛИЧНОСТЬ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. РАЗВИТИЕ
и взаимодействию. Находясь в обще
стве сверстников, малыш должен
научиться устанавливать с ними дру
же
ские отношения, а для этого вос
питатель учит детей разбираться в
причинах собственных поступков, на
ходить способы примирения с друзья
ми. Таким образом, задачей развития
и воспитания детей среднего до
школьного возраста является форми
рование гуманных отношений между
детьми и дружеских взаимоотноше
ний в совместных играх и занятиях.
Большое внимание в старшем до
школьном возрасте уделяется форми
рованию целостного представления о
себе: педагог побуждает детей «при
слушиваться» к собственным ощуще
ниям, рассказывать о своих чувствах
и переживаниях.
Совместная деятельность педагога и
детей направлена на поиск каждым
ребенком своего места в обществе свер
стников, выделение своего «Я», проти
вопоставление себя другим, занятие
активной позиции в разнообразных со
циальных отношениях, где его «Я»
выступает наравне с другими. Это обес
печивает ребенку развитие нового
уровня самосознания, решает задачи
социально
нравственного развития и
воспитания дошкольников. Ребенок
учится понимать, что принятие его
другими зависит от его принятия дру
гих. Самопознание, адекватное отно
шение к себе рождает потребность в
ценностном отношении к окружа
ющим людям.
В дошкольном возрасте очень вели
ка роль эмоциональных пережива
ний, которые ребенок получает в ре
зультате проживания нравственной
ситуации, совершения нравственного
выбора. Педагог создает условия для
формирования у старшего дошкольни
ка опыта нравственной деятельности.
Задача развития и воспитания детей
старшего дошкольного возраста – вос
питание культуры доброжелательного
общения.
В результате выпускники детского
сада знают, что все люди отличаются
друг от друга внешностью и пове
дением, но обладают и схожими черта
ми (строение тела, эмоции); им знако
мы способы эмоциональной поддерж
ки сверстника, взрослого; они понима
ют, что причинами конфликта могут
быть противоположные интересы,
чувства, взгляды, и имеют представле
ние о возможных способах разрешения
конфликтов. Дети могут понимать
друг друга, осознавать собственную
ценность и ценность других людей;
проявлять эмпатию и толерантность;
сознавать, какое чувство испытывают
другие по отношению к их поступкам;
выражать свои чувства и понимать
чувства другого; находить конструк
тивное решение конфликта. Таким об
разом происходит воспитание толера
нтных установок.
Итак, мы можем сделать вывод, что
при помощи Комплексной программы
развития и воспитания дошкольников
«Детский сад 2100» у ребенка могут
быть сформированы гуманистические
ценности и реальная готовность к то
лерантному поведению.
Литература
1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя
школа. – М.: Знание, 1994.
2. Давыдов В.В., Петровский А.В. Кон
цепция дошкольного воспитания// До
школьное воспитание. – 1989. – № 5.
3. Образовательная система «Школа
2100». Сб. программ: Дошкольное
образование. Начальная школа. – М.: Ба
ласс, 2007.
4. Образовательная система «Школа
2100». Предшкольное образование: Сб.
программно
метод. мат. – М.: Баласс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»
Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...
Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
"Роль семьи в формировании межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста".
Презентация....
Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...
«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .
видеоматериал к тексту выступления «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста» ....
доклад к педсовету "Воспитание социокультурной толерантности у детей старшего дошкольного возраста"
доклад для педсовета, один из элементов в программе по поликультурному воспитанию....
Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)
Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...