Семинар-практикум "Практическая психология общения"
методическая разработка на тему
Семинар-практикум для педагогов "Практическая психология общения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_psihologiya_obshcheniya.docx | 91.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая психология общения.
Наверное, каждый из нас замечал, что некоторые люди ведут диалог очень легко и непринужденно. При этом собеседники внемлют каждому слову, верят и соглашаются, даже если говорятся не самые приятные или достоверные вещи.
С другой стороны есть и такие, которые совершенно не умеет строить общение. Даже умные и интересные мысли в их исполнении звучат блекло.
В чем же дело? Неужели у кого-то культура общения в крови, а для других это мастерство недоступно?
На самом деле культура общения хоть и является непростой наукой, но при этом её можно изучать, чтобы повысить качество своего общения.
И в этом нам поможет практическая психология общения. Практическая психология общения – это целый комплекс навыков. Сюда входит, во-первых характеристика речи: умение говорить грамотно и красиво, подборка фраз, которые наилучшим образом смогут воздействовать на собеседника. Кроме того, это работа над голосом, дикцией, дыханием.
Во-вторых, в практическую психологию общения входит: развитие личностных особенностей человека: умение слушать и чувствовать людей, взаимопонимание, открытость и т.д.
Разумеется, всё это не усвоить за несколько дней, а тем более часов. Чтобы полностью овладеть навыками эффективного общения, придется потратить достаточное количество времени на изучение теоретической части, а также требуется большая практика, чтобы отточить мастерство.
И сегодня я предлагаю вам мини-практику, простые, но достаточно эффективные приемы овладения искусством общения.
- Сейчас мы с Вами будем расширять представления о себе, для того чтобы лучше воспринимать другого человека в межличностном общении.
Вопрос к группе: - Что напоминает нам этот рисунок? (окно)
Действительно, через окно мы видим и познаем много нового и удивительного об окружающем мире. Согласитесь, иногда у каждого из нас возникает желание заглянуть в окно квартиры жилого дома: посмотреть занавески, ковры, люстры и т.д. заглянуть внутрь какого-нибудь закрытого предмета (например подарочная упаковка).
Для понимания собственной личности и личности собеседника современная психология предлагает схему «Окно Джохари».
«Окно Джохари» – это психологический инструмент, используется, чтобы помочь людям лучше понять межличностное общение и отношения, созданный Джозефом Лафтом и Гарри Ингемом в 1955 году в Соединенных Штатах.
Это способ описания представления о самом себе и участия других в процессе восприятия человека. В соответствии с этой моделью можно представить, что каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности.
1. Открытая свободная зона. Это то, что вы знаете о себе, и ваши коллеги и руководство также о вас знают. Например, вы лучше всех в коллективе умеете общаться с налоговой инспекцией. Все знают об этом. Поэтому ваш руководитель всегда посылает туда только вас. Это та зона вашей личности, которая приносит вам успех на работе.
2. Скрытая зона – это то, что вы о себе знаете, а другие – нет. Например, вы прошли по своей инициативе курсы повышения квалификации работы в «1С». В учреждении идет модернизация компьютерной системы «1С», но никто не знает, что вы можете быть полезны в этой работе.
3. Слепая зона. Очень опасное место, это то, что другие о вас знают, а вы о себе – нет. Например, вы считаете, что ваши зеленые замшевые ботинки выглядят очень стильно, а все ваши коллеги смеются над ними за вашей спиной.
4. Черный ящик. Ни вы, ни кто-либо иной ничего не знает про эти скрытые стороны вашей личности. Это – материал для работы психоаналитика.
Практика:
Сейчас каждый из вас СОЗДАСТ СВОЕ «ОКНО ДЖОХАРИ»
(работа над самим собой) |
|
(секреты, мечты, желания) | 4. «Черный ящик» (работа для психоаналитика) |
ОКНО № 1
В окно № 1: необходимо вписать характеристики, личностные качества те о которых знаете вы, и знают другие люди.
ОКНО № 2
(участники практикума наугад вытаскивают, одно из ниже перечисленных изречений, и вклеивают в окно №2)
- Только я знаю, что я хорошая девушка. И у меня лишь один недостаток - волосы ярко малинового цвета (стремление выпендриться). Есть и достоинство - бусы в цвет волос (наличие хорошего вкуса)!
- Только я знаю, что я «птица-говорун» - отличаюсь большим умом и сообразительностью!
- Только я знаю, что я нормальная, миленькая, но немного неформальная!
- Только я зная, что список желающих познакомится со мной в интернете превышает объем памяти в моем компьютере!
- Только я знаю, что живу себе на пользу, другим на зависть.
- Только я знаю, что являюсь мечтой поэта!
- Только я знаю, что Путин издал приказ на меня ровняться!
- Только я знаю, что из-за меня модели сели на диету!
- Только я знаю, что мне предложили участвовать в ближайшем конкурсе «Мисс Вселенная!»
- Только я знаю, что хотела бы спрыгнуть с парашютом, потому что люблю когда страшно.
- Только я знаю, что я луч света, в темном царстве.
- Только я знаю, что всё при мне: вкус, стиль, подвешенный язык и очаровательная внешность.
- Только я знаю, что Тина Канделаки брала уроки красноречия у меня!
- Только я знаю, что мое любимое занятие «Попадаться кому-нибудь на глаза!»
- Только я знаю, что моя любимая книга «Как заставить кого угодно, согласиться с чем угодно»
- Только я знаю, что мое любимое занятие делать поспешные выводы!
- Только я знаю, что идеальная работа для меня босс боссов!
- Только я знаю, что моя любимая книга «Как быстро овладеть искусством запугивания»
- Только я знаю, что мой девиз по жизни «Что моё – то моё, что твоё - то тоже моё!»
- Только я знаю, что моя любимая книга «Руководство мученика»
- Только я знаю, что идеальная работа для меня советник по всем жизненным вопросам!
- Только я знаю, что идеальная работа для меня «Финансовый советник для миллионера!»
ОКНО № 3
(участники практикума наугад вытаскивают, одно из ниже перечисленных изречений, и вклеивают в окно №3)
- Про меня говорят: У нее три извечных женских темы: 1) нечего носить, 2) как похудеть, 3) все мужики - сволочи.
- Про меня говорят: Она всегда живет по правилам - она их создает, она же их и изменяет.
- Про меня говорят: Она любит думать о себе от третьего лица и сама о себе замечает «Да что же я за прелесть такая!»
- Про меня говорят: То как волк она завоет, то заплачет, как дитя.
- Про меня говорят: Хищница, ее внешность, не соответствует внутреннему миру.
- Про меня говорят: Она наряжается так, что даже собственный отец с трудом ее узнает.
- Про меня говорят: Девушка умная, расчетливая, с огромным потенциалом, но вынужденная носить «лягушачью кожу».
- Про меня говорят: Не мышонка, не лягушка, а неведома зверюшка.
- Про меня говорят: Она безропотная, загнанная домохозяйка, выполняющая нелюбимую работу и окруженная жестокими людьми.
- Про меня говорят: «Как выскочит, как выпрыгнет – пойдут клочки по заулочкам».
- Про меня говорят: «У нее наверное, кризис среднего возраста ?»
- Про меня говорят: «Вся скрючится, скукожится, как старый рваный башмак и вот чешет на работу, как будто сваи вколачивает!»
- Про меня говорят: «Демократичная вы наша! Скажите, пожалуйста, какая цаца!»
- Про меня говорят: «Мы же ведь ее на самом деле любим глубоко в душе… где-то очень глубоко…»
- Про меня говорят: «Что она молчит, как рыба об лед?»
- Про меня говорят: «Ее трехдюймовые глазки путем меткого попадания зажигают огнедышащий пожар»
- Про меня говорят: «Возможно, она интраверт с замашками неформального лидера!»
- Про меня говорят: «Комсомолка, спортсменка и просто красавица!»
- Про меня говорят: «Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива»
- Про меня говорят: «А сама-то величава, выступает буд-то пава!»
Подведем итоги: Для успешной коммуникации, лучшего психологического взаимодействия, нам необходимо расширять «Свободную зону», заполнять ее положительными характеристиками, и тем самым за ужать «Слепую зону».
2.А теперь мы поработаем над характеристиками речи.
Думаю, Вы согласитесь, что для любого из нас самое трудное в общении это ведение диалога, конструктивного диалога (особенно в общении с родителями).
Поэтому, умению вести диалог, мы будем учиться посредством разыгрывания готовых сценариев.
Практика:
Делимся на две команды
СЦЕНКА №1
Молодой специалист и председатель колхоза
(действующие лица: молодой специалист, председатель колхоза)
Выпускник института приходит устраиваться на работу (раньше это делалось по распределению). Его принимает председатель колхоза.
Молодой специалист: Здравствуйте!
Председатель колхоза: И ты не болей. Чего тебе?
Молодой специалист: Я - молодой специалист. Прибыл к вам по распределению. Вот мой диплом.
Председатель колхоза: (посмотрев диплом) Так! Диплом у тебя хороший. Ну-ка, крикни что-нибудь!
Молодой специалист: Как это, крикни?
Председатель колхоза: Как ты в лесу кричишь.
Молодой специалист: (тихо) А-а-у-у.
Председатель колхоза: Да ты не стесняйся, кричи погромче.
Молодой специалист: (чуть громче) А-а-у-у.
Председатель колхоза: Да, с голосом у тебя слабовато. А ну-ка, ругнись.
Молодой специалист: Как? Прям здесь?
Председатель колхоза: А чего стесняться! Тут все свои. Вот прямо на меня и ругнись.
Молодой специалист: (скромно) Нехороший человек.
Председатель колхоза: Нет! Ты можете по-мужски что-нибудь?
Молодой специалист: (чуть громче) Нехороший человек – редиска.
Председатель колхоза: (вздыхает) Как же ты с людьми работать будешь? Вот, скажем, доярки не вышли на утреннюю дойку. Что ты им скажешь?
Молодой специалист: Ну, скажу, что так делать нехорошо.
Председатель колхоза: И завтра будешь сам доить коров. А вот, к примеру, пастух вечером только половину стада привел. Что ты ему скажешь?!
Молодой специалист: Ну, скажу, чтобы это было в последний раз.
Председатель колхоза: Да-а-а! Диплом у тебя, конечно, красивый, но на работу я тебя принять не могу.
Молодой специалист: Как это не могу?!
Председатель колхоза: А вот так! Не могу и всё!
Молодой специалист: Да вы что! Что же это получается?! Я зря пять лет в университете корячился?! Зря государство на меня деньги тратило?! (заводится) Зря к вам сюда к черту на рога ехал? Вы что себе позволяете?!! Сидит тут, штаны протирает, да еще и над людьми издевается, бюрократ проклятый!!!
Председатель колхоза: Так-так. Продолжайте.
Молодой специалист: Ты думаешь, я тебя испугался?! Да ты знаешь, что я из тебя сейчас сделаю?! Козел!..
Председатель колхоза: Всё, стоп! Отлично! Именно такие специалисты нам нужны! Завтра же на работу!
СЦЕНКА № 2
Урок литературы
(действующие лица: учитель, два ученика)
Класс. Доска. В классе за партами сидят дети. На доске число.
Учитель: Итак, сегодня мы побеседуем с вами о романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»! Пичужкин!
Пичужкин (нехотя встает из-за парты): Марь Ванна, я не прочитал.
Учитель: А что же ты делал?
Пичужкин (мнется): Я это... смотрел «Человека-паука».
В классе смешок.
Учитель: Может быть, Щеглов расскажет нам про образ Раскольникова?
Щеглов так же нехотя встает из-за парты
Щеглов: Я тоже... про Паука смотрел.
Учитель: Хорошо! И что же вас привлекает в этом «Человеке-пауке»?
Пичужкин: Ну... там в него стреляют.
Щеглов: А потом бац - паутина! И всех победил!
Учитель (выразительно и пафосно): Стреляют. Паутина. Да знаете ли вы, что образ Человека-паука занимает в американской мультипликации конца ХХ века особое место. Вольготную жизнь Нью-йоркских негодяев прерывает классическая фраза: «К нам едет Человек-паук!». Силы зла становятся в оппозицию к нашему герою. Кроме того, что Человек-паук разночинец, он мутант до мозга костей, которых у него, кстати говоря, и нету! Критики определяют характер Человека-паука как «решительный, цельный, американский»! В отличие от драмы Достоевского, наш Паук с человеческим лицом, и ни что человеческое, как и ни что паучье, ему не чуждо! Это и заставляет его плеваться паутиной и с легкостью карабкаться на небоскребы, где, возвышаясь над суетой мегаполиса, герой сам себе задает вопрос: «Тварь я дрожащая, или человек, способный любить и прощать?!».
Дети слушают, раскрыв рты.
Учитель: Запишите тему следующего сочинения: «Покемоновщина, или кому на Японии жить хорошо?».
Подведем итоги: Практическая психология общения присутствует в любом разговоре. Любое ваше слово, жест, мимика, интонация оказывают влияние на собеседника. Психология общения является неотъемлемой стороной культуры общения. Многим из вас эти истины известны. Помните о них и пользуйтесь ими, желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психология общения
Психология общения...
Психология общения с детьми дошкольного возраста
помещен материал о возрастных особеностях детей дошкольного возраста....
психология общения
Содержание:1. Какие правила надо соблюдать в диалогическом общении?2. Что означает слово «этикет»? Сформулируйте основные принципы делового этикета.3. Перечислите стратегии поведения в конфликте...
консультация для родителей "Психология общения детей со сверстниками"
Интерес детей друг к другу возникает уже в первый год жизни. И вы, наверное, не раз замечали, как малыши с первых шагов проявляют неподдельный интерес к своим ровесникам. Задача воспитателя – помочь м...
Консультация для родителей "Психология общения детей со сверстниками"
Интерес детей друг к другу возникает уже в первый год жизни. И вы, наверное, не раз замечали, как малыши с первых шагов проявляют неподдельный интерес к своим ровесникам. Задача воспитателя – помочь м...
Конспект урока психология общения
Мир вокруг нас беспределен, а наше сознание такое маленькое… Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а всё остальное отсеивать. Фильтрация происходи...
«Психология общения» Общение с застенчивым ребенком
КАК ОБЩАТЬСЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ...
Комментарии
(Тема не указана)