Фотоэкскурсии
проект (подготовительная группа) по теме

Елхова Ольга Александровна

Экологический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologii.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

             ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ         ПРОЕКТ  (ДОЛГОСРОЧНЫЙ)

в группе старшего дошкольного возраста

2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД.

«ФОТОЭКСКУРСИИ».

                      СТРУКТУРА РАБОТЫ.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
  2. ПРАКТИЧЕСКАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ.
  3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
  4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
  5. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФОТОЭКСКУРСИЙ.
  6. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ДАННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ.
  7. УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
  8. НОВИЗНА.
  9. ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
  10.  ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
  11.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

           АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

    Очевидно, что экология и здоровье неразрывно связаны между собой. Задача дошкольного образования состоит в том, чтобы дать правильное направление экологическому развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе чувства и сформировать правильное отношение к себе, к собственному здоровью, к природе и окружающему миру. Это можно сделать, только превращая каждое общение в познание ребенком самого себя, своего организма, своего отношения к  себе, природе, окружающему миру, как важнейшим факторам сохранения здоровья.

        Сущность проведения фотоэкскурсий: самостоятельное получение знаний  о природе и своем здоровье, знакомство с различными объектами окружающей природы, что способствует формированию интеллектуального здоровья; пребывание детей в течение значительного времени на свежем воздухе, организация трудовой деятельности – для духовно-нравственного и физического здоровья детей; введение элементов туризма – для развития потребности в движении. А общение с мудрыми педагогами, понимающими и любящими природу, научит этому детей и тем самым сохранит их психическое здоровье. Следовательно, формирование экологической культуры обусловлено необходимостью усиления его здоровьесберегающей направленности для физического, психического и интеллектуального здоровья ребенка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ     В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

         Разрабатывая данную систему работы, мы опирались на знания психологических механизмов и закономерностей развития детей дошкольного возраста, поэтому большое внимание уделили воздействию на чувства ребенка на основе современных технических средств (фотоаппарат), которые безопасны и привлекательны для ребенка. Это направление работы может способствовать воспитанию здорового, активно мыслящего и действующего ребенка, а также конструктивному взаимодействию педагогов с семьей.

                         

                   ЦЕЛИ   И   ЗАДАЧИ.

   ЦЕЛЬ: развитие экологического, интеллектуального, духовно- нравственного потенциала и полезных навыков у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой, как важнейшие условия сохранения их физического, интеллектуального и психического (эмоционально-нравственного) здоровья.

    ЗАДАЧИ:

  1. Формирование экологической культуры дошкольников на основе природоохранной деятельности.
  2. Создание здоровьесберегающей развивающей среды для организации исследовательской деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.
  3. развитие эмоционального отношения к природе, творческого потенциала, психологического здоровья детей и родителей через фотоэкскурсии.
  4. Содержание работы.

Для реализации ПЕРВОЙ ЗАДАЧИ в ДОУ провести следующее:

  1. Работа по формированию экологической культуры через организацию исследовательской - трудовой деятельности проводится на основе фотоэкскурсий, как совместная деятельность воспитателя с детьми. Планируется работа на учебный год в форме перспективного плана (приложение 1). На фотоэкскурсиях дети знакомятся с живой и неживой природой. Дети самостоятельно, либо с помощью воспитателя выбирают объекты живой и неживой природы в соответствии с темой фотоэкскурсии, делают фотоснимки.
  2. Ознакомление детей со свойствами объектов живой и неживой природы.
  3. Выясняют значимости объекта для жизни и здоровья людей, чем полезен или опасен этот объект, как с ним обращаться.
  4. Подбор воспитателями с детьми литературы по данному объекту.
  5. Чтение познавательной литературы (например, энциклопедических словарей и т.д.). Педагог учит детей существовать в мире природы и вещей, не нарушая естественного равновесия. осуществляя «заботливую связь с тем местом на земле, где живет сам человек». Дети ищут данный объект в «Красной книге Саратовской области» и делают выводы о необходимости природоохранительной деятельности.
  6. Организация  природоохранительной деятельности через соотнесение исследуемого живого объекта с содержанием «Красной книги Саратовской области».
  7. Совместно с педагогами и родителями оформление фотовыставки, фотогазеты и т. д.

 Для реализации  ВТОРОЙ ЗАДАЧИ  провести ряд мероприятий:

  1. Оборудование вместе с детьми экологических зон на участках детского сада.
  2. Наблюдение за объектами исследований на фотоэкскурсиях.
  3. Знакомство со свойствами объектов живой и неживой природы.
  4. Беседы о значении природы для здоровья людей.
  5. Организация трудовой деятельности для познавательного развития, физического и психологического здоровья детей.
  6. Проведение экскурсий в парк (элементарный туризм).
  7. Работа с дневником по народным приметам.
  8. Проведение экспериментальной работы.

ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА РЕШАЕТСЯ ЧЕРЕЗ:

  1. Беседы о значимости объекта для жизни и здоровья людей.
  2. Рассматривание, выбор и съемку объектов живой и неживой природы.
  3. Подбор в группе  литературы по данному объекту и чтение познавательной литературы (энциклопедические словари, справочники и т. д.).
  4. Работу с фотографиями живой и неживой природы, снятыми на экскурсии:

а) рассматривание фотографий;

б) составление детьми рассказов о названиях, свойствах, особенностях объектов, изображенных на фотографиях.

     5. Оформление фотовыставки, фотогазет, фотоальбомов, изготовление книг-самоделок с фотографиями (привлечение родителей).

ТЕХНОЛОГИЯ  (СТРУКТУРА) ПРОВЕДЕНИЯ ФОТОЭКСКУРСИЙ.

  1. Наблюдения за объектами исследований (в соответствии с планом).
  2. Выбор объектов, которые заинтересовали детей для фотосъемки.
  3. Съемка объектов живой и неживой природы.
  4. Знакомство со свойствами объектов живой и неживой природы.
  5. Трудовая деятельность в природе.
  6. Работа с фотографиями живой и неживой природы, снятыми на экскурсии (проводится после  изготовления фотографий):

а) рассматривание фотографий;

б) составление детьми рассказов о названиях, свойствах, особенностях объектов, изображенных на фотографиях;

в) размышления детей о значимости объекта для жизни и здоровья дюдей, а также об опасности этого объекта и о правилах общения с ним (например, нельзя близко подходить к шмелям и т. д.);

г) подбор в группе литературы по данному объекту и чтение чтение познавательной литературы (энциклопедическиз словарей, справочников лекарственных растений  и т. д.);

д) работа с «Красной книгой Саратовской области» и нахождения в ней объектов, изображенных на фотографиях; получение детьми новой информации;

е) оформление фотовыставки, фотогазет, фотоальбомов, изготовление книг-самоделок с фотографиями (привлечение родителей). (Приложение 2, 3, 4).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

                          ФОТОЭКСКУРСИЙ

  1. Фотоаппарат.
  2. Познавательная литература о растениях, насекомых, птицах, животных.
  3. Энциклопедические словари.
  4. Красная книга Саратовской области.
  5. Справочник лекарственных растений Саратовской области.
  6. Паспорт комнатных растений.
  7. На участках детского сада оборудовать экологические зоны: сад, огород, цветники, уголок нетронутой природы и лекарственных растений, экологическая тропа.
  8. В групповых комнатах уголки природы с многообразием комнатных растений.
  9.  Альбомы с иллюстрациями растительного мира Саратовской области.
  10.  Альбомы с иллюстрациями животного мира Саратовской области.
  11.  «Центр науки», в котором можно разместить материал и оформить фотовыставки.

УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ.

  1. ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ:

а) научно-методическое обеспечение: детская и методическая, научно-популярная литература по экологии;

б) художественно-эстетическое обеспечение: фотографии, картины;

в) материально-техническое обеспечение: фотоаппарат, канцтовары.

2.   СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ:

  а) психологическая готовность педагогов: понимание актуальности и желание заниматься работой по данному направлению;

  б) овладение педагогами теоретическими знаниями: понимание цели, задач, содержания, технологии проведения фотоэкскурсий;

  в) практическая готовность: умение ставить задачи, отбирать оптимальное содержание работы, рационально использовать технологию фотоэкскурсий.

НОВИЗНА.

По степени новизны разработка является эвристической, так как вся работа строится на основе фотоэкскурсий с непосредственным применением детьми современных технических средств (фотоаппарата) через исследовательскую, трудовую и природоохранную деятельность.

         Работа с детьми осуществляется по ПРИНЦИПАМ развивающего обучения по ТРЕМ взаимосвязанным линиям развития личности ребенка:

  • развитие эмоциональной отзывчивости и гуманного отношения к живой природе через фотоэкскурсии;
  • формирование сенсорного анализа, как способа познания окружающего природного мира;
  • развитие творческой активности старших дошкольников, стремления к проявлению инициативы через исследовательскую, трудовую и природоохранительную деятельность.

   ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

      Данная система работы достаточно технологична, так как может быть использована всеми воспитателями ДОУ по элементам и в целом, независимо от реализуемой программы; может использоваться и как кружковая работа. Формирование экологической культуры способствует усилению ее здоровьесберегающей  направленности. Детям младшего и среднего дошкольного возраста фотоэкскурсии также будут интересны, но доминирующая роль отводится воспитателю. Это направление работы способствует активному конструктивному взаимодействию с родителями. педагогическая диагностика будет способствовать ее эффективной реализации.

        ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

  1. Создание «Экологической тропы»  детского сада.
  2. Создание «Экологического паспорта» детского сада.
  3. Провести спортивно-музыкальное развлечение по данной теме.
  4. Воспитателям в группах провести интегрированное открытое занятие по экологии.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Воронкевич О. «Добро пожаловать в экологию»
  2. Виноградова Н. «Развитие  умственных способностей детей через ознакомление с природой»
  3. Горбань Л. «народный календарь»
  4. «Экология в картинах»
  5. В. А. Зебзеева «Теория и методика экологического образования детей».
  6. С. Н. Николаева «народная педагогика в экологическом воспитании».
  7. П. Г. Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию»
  8. Е, П, Кочеткова «Цвет природы».
  9. С. Н. Николаева «Юный эколог».
  10. В. Т. Лободин «В стране здоровья» Программа Эколого-оздоровительного воспитания дошкольников.
  11.  «Времена года» - диск DYD/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоэкскурсия "По улицам родного города"

Развлечение проходит в музыкальном зале. Дети, рассматривая иллюстрации родного города, узнают и называют знакомые им места....

Фотоэкскурсия "По улицам родного города"

Развлечение проходит в музыкальном зале. Дети, рассматривая иллюстрации, узнают и называют знакомые им места....

Фотоэкскурс по проекту "Такая разная Африка"

Проект "Такая разная Африка" в средней группе позволил детям и родителям окунуться в интересный и загадочный животный мир Африки. Дети знакомили друг друга с животными Африки через поделки и доклады, ...

Конспект НОД "Фотоэкскурсия по Москве"

Образовательная область: «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»Программное содержание:- Расширять кругозор детей сведениями о столице РФ – Москве.- Развивать зрительное ...

"Фотоэкскурсия по родному городу"

Конспект музыкального занятия для детей старшх групп...