Фотоэкскурсии
проект (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (ДОЛГОСРОЧНЫЙ)
в группе старшего дошкольного возраста
2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД.
«ФОТОЭКСКУРСИИ».
СТРУКТУРА РАБОТЫ.
- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
- СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
- ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФОТОЭКСКУРСИЙ.
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ДАННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ.
- УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
- НОВИЗНА.
- ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
- ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Очевидно, что экология и здоровье неразрывно связаны между собой. Задача дошкольного образования состоит в том, чтобы дать правильное направление экологическому развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе чувства и сформировать правильное отношение к себе, к собственному здоровью, к природе и окружающему миру. Это можно сделать, только превращая каждое общение в познание ребенком самого себя, своего организма, своего отношения к себе, природе, окружающему миру, как важнейшим факторам сохранения здоровья.
Сущность проведения фотоэкскурсий: самостоятельное получение знаний о природе и своем здоровье, знакомство с различными объектами окружающей природы, что способствует формированию интеллектуального здоровья; пребывание детей в течение значительного времени на свежем воздухе, организация трудовой деятельности – для духовно-нравственного и физического здоровья детей; введение элементов туризма – для развития потребности в движении. А общение с мудрыми педагогами, понимающими и любящими природу, научит этому детей и тем самым сохранит их психическое здоровье. Следовательно, формирование экологической культуры обусловлено необходимостью усиления его здоровьесберегающей направленности для физического, психического и интеллектуального здоровья ребенка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Разрабатывая данную систему работы, мы опирались на знания психологических механизмов и закономерностей развития детей дошкольного возраста, поэтому большое внимание уделили воздействию на чувства ребенка на основе современных технических средств (фотоаппарат), которые безопасны и привлекательны для ребенка. Это направление работы может способствовать воспитанию здорового, активно мыслящего и действующего ребенка, а также конструктивному взаимодействию педагогов с семьей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
ЦЕЛЬ: развитие экологического, интеллектуального, духовно- нравственного потенциала и полезных навыков у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой, как важнейшие условия сохранения их физического, интеллектуального и психического (эмоционально-нравственного) здоровья.
ЗАДАЧИ:
- Формирование экологической культуры дошкольников на основе природоохранной деятельности.
- Создание здоровьесберегающей развивающей среды для организации исследовательской деятельности по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.
- развитие эмоционального отношения к природе, творческого потенциала, психологического здоровья детей и родителей через фотоэкскурсии.
- Содержание работы.
Для реализации ПЕРВОЙ ЗАДАЧИ в ДОУ провести следующее:
- Работа по формированию экологической культуры через организацию исследовательской - трудовой деятельности проводится на основе фотоэкскурсий, как совместная деятельность воспитателя с детьми. Планируется работа на учебный год в форме перспективного плана (приложение 1). На фотоэкскурсиях дети знакомятся с живой и неживой природой. Дети самостоятельно, либо с помощью воспитателя выбирают объекты живой и неживой природы в соответствии с темой фотоэкскурсии, делают фотоснимки.
- Ознакомление детей со свойствами объектов живой и неживой природы.
- Выясняют значимости объекта для жизни и здоровья людей, чем полезен или опасен этот объект, как с ним обращаться.
- Подбор воспитателями с детьми литературы по данному объекту.
- Чтение познавательной литературы (например, энциклопедических словарей и т.д.). Педагог учит детей существовать в мире природы и вещей, не нарушая естественного равновесия. осуществляя «заботливую связь с тем местом на земле, где живет сам человек». Дети ищут данный объект в «Красной книге Саратовской области» и делают выводы о необходимости природоохранительной деятельности.
- Организация природоохранительной деятельности через соотнесение исследуемого живого объекта с содержанием «Красной книги Саратовской области».
- Совместно с педагогами и родителями оформление фотовыставки, фотогазеты и т. д.
Для реализации ВТОРОЙ ЗАДАЧИ провести ряд мероприятий:
- Оборудование вместе с детьми экологических зон на участках детского сада.
- Наблюдение за объектами исследований на фотоэкскурсиях.
- Знакомство со свойствами объектов живой и неживой природы.
- Беседы о значении природы для здоровья людей.
- Организация трудовой деятельности для познавательного развития, физического и психологического здоровья детей.
- Проведение экскурсий в парк (элементарный туризм).
- Работа с дневником по народным приметам.
- Проведение экспериментальной работы.
ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА РЕШАЕТСЯ ЧЕРЕЗ:
- Беседы о значимости объекта для жизни и здоровья людей.
- Рассматривание, выбор и съемку объектов живой и неживой природы.
- Подбор в группе литературы по данному объекту и чтение познавательной литературы (энциклопедические словари, справочники и т. д.).
- Работу с фотографиями живой и неживой природы, снятыми на экскурсии:
а) рассматривание фотографий;
б) составление детьми рассказов о названиях, свойствах, особенностях объектов, изображенных на фотографиях.
5. Оформление фотовыставки, фотогазет, фотоальбомов, изготовление книг-самоделок с фотографиями (привлечение родителей).
ТЕХНОЛОГИЯ (СТРУКТУРА) ПРОВЕДЕНИЯ ФОТОЭКСКУРСИЙ.
- Наблюдения за объектами исследований (в соответствии с планом).
- Выбор объектов, которые заинтересовали детей для фотосъемки.
- Съемка объектов живой и неживой природы.
- Знакомство со свойствами объектов живой и неживой природы.
- Трудовая деятельность в природе.
- Работа с фотографиями живой и неживой природы, снятыми на экскурсии (проводится после изготовления фотографий):
а) рассматривание фотографий;
б) составление детьми рассказов о названиях, свойствах, особенностях объектов, изображенных на фотографиях;
в) размышления детей о значимости объекта для жизни и здоровья дюдей, а также об опасности этого объекта и о правилах общения с ним (например, нельзя близко подходить к шмелям и т. д.);
г) подбор в группе литературы по данному объекту и чтение чтение познавательной литературы (энциклопедическиз словарей, справочников лекарственных растений и т. д.);
д) работа с «Красной книгой Саратовской области» и нахождения в ней объектов, изображенных на фотографиях; получение детьми новой информации;
е) оформление фотовыставки, фотогазет, фотоальбомов, изготовление книг-самоделок с фотографиями (привлечение родителей). (Приложение 2, 3, 4).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ФОТОЭКСКУРСИЙ
- Фотоаппарат.
- Познавательная литература о растениях, насекомых, птицах, животных.
- Энциклопедические словари.
- Красная книга Саратовской области.
- Справочник лекарственных растений Саратовской области.
- Паспорт комнатных растений.
- На участках детского сада оборудовать экологические зоны: сад, огород, цветники, уголок нетронутой природы и лекарственных растений, экологическая тропа.
- В групповых комнатах уголки природы с многообразием комнатных растений.
- Альбомы с иллюстрациями растительного мира Саратовской области.
- Альбомы с иллюстрациями животного мира Саратовской области.
- «Центр науки», в котором можно разместить материал и оформить фотовыставки.
УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ.
- ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ:
а) научно-методическое обеспечение: детская и методическая, научно-популярная литература по экологии;
б) художественно-эстетическое обеспечение: фотографии, картины;
в) материально-техническое обеспечение: фотоаппарат, канцтовары.
2. СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ:
а) психологическая готовность педагогов: понимание актуальности и желание заниматься работой по данному направлению;
б) овладение педагогами теоретическими знаниями: понимание цели, задач, содержания, технологии проведения фотоэкскурсий;
в) практическая готовность: умение ставить задачи, отбирать оптимальное содержание работы, рационально использовать технологию фотоэкскурсий.
НОВИЗНА.
По степени новизны разработка является эвристической, так как вся работа строится на основе фотоэкскурсий с непосредственным применением детьми современных технических средств (фотоаппарата) через исследовательскую, трудовую и природоохранную деятельность.
Работа с детьми осуществляется по ПРИНЦИПАМ развивающего обучения по ТРЕМ взаимосвязанным линиям развития личности ребенка:
- развитие эмоциональной отзывчивости и гуманного отношения к живой природе через фотоэкскурсии;
- формирование сенсорного анализа, как способа познания окружающего природного мира;
- развитие творческой активности старших дошкольников, стремления к проявлению инициативы через исследовательскую, трудовую и природоохранительную деятельность.
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Данная система работы достаточно технологична, так как может быть использована всеми воспитателями ДОУ по элементам и в целом, независимо от реализуемой программы; может использоваться и как кружковая работа. Формирование экологической культуры способствует усилению ее здоровьесберегающей направленности. Детям младшего и среднего дошкольного возраста фотоэкскурсии также будут интересны, но доминирующая роль отводится воспитателю. Это направление работы способствует активному конструктивному взаимодействию с родителями. педагогическая диагностика будет способствовать ее эффективной реализации.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
- Создание «Экологической тропы» детского сада.
- Создание «Экологического паспорта» детского сада.
- Провести спортивно-музыкальное развлечение по данной теме.
- Воспитателям в группах провести интегрированное открытое занятие по экологии.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Воронкевич О. «Добро пожаловать в экологию»
- Виноградова Н. «Развитие умственных способностей детей через ознакомление с природой»
- Горбань Л. «народный календарь»
- «Экология в картинах»
- В. А. Зебзеева «Теория и методика экологического образования детей».
- С. Н. Николаева «народная педагогика в экологическом воспитании».
- П. Г. Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию»
- Е, П, Кочеткова «Цвет природы».
- С. Н. Николаева «Юный эколог».
- В. Т. Лободин «В стране здоровья» Программа Эколого-оздоровительного воспитания дошкольников.
- «Времена года» - диск DYD/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотоэкскурсия "По улицам родного города"
Развлечение проходит в музыкальном зале. Дети, рассматривая иллюстрации родного города, узнают и называют знакомые им места....
Фотоэкскурсия "По улицам родного города"
Развлечение проходит в музыкальном зале. Дети, рассматривая иллюстрации, узнают и называют знакомые им места....
Фотоэкскурс по проекту "Такая разная Африка"
Проект "Такая разная Африка" в средней группе позволил детям и родителям окунуться в интересный и загадочный животный мир Африки. Дети знакомили друг друга с животными Африки через поделки и доклады, ...
Конспект НОД "Фотоэкскурсия по Москве"
Образовательная область: «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»Программное содержание:- Расширять кругозор детей сведениями о столице РФ – Москве.- Развивать зрительное ...
"Фотоэкскурсия по родному городу"
Конспект музыкального занятия для детей старшх групп...