Стили воспитания ребенка
материал по теме
Предварительный просмотр:
СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА
1. Сочувствующий стиль воспитания
Ребенок предоставлен сам себе в силу постоянной занятости родителей. Родители не применяют ни наказаний, ни поощрений. Они любят ребенка, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они разделяют с ним, но по возможности стремятся уберечь от перегрузок как физических, так и психологических. Им характерен личный пример нравственного поведения, а также обучение ребенка нравственному поведению на ошибках других. Не читают длинных нотаций, им достаточно посмотреть с укоризной, пристыдить, расстроиться. Положительно относятся к превосходству в поступках ребенка рассудочных действий, а не эмоций.
Сочувствующий стиль воспитания формирует у ребенка черты характера, соответствующие следующему типу:
Интровертированный тип личности ребенка
Чуткий, внимательный, правдивый, честный, вежливый, скромный, уравновешенный, спокойный, стеснительный, простодушный, прост в общении с людьми, терпелив, исполнителен, склонен к занятию физическим трудом, ответственен, самокритичен.
2. Попустительский стиль воспитания
Ребенку предоставлена бесконтрольная свобода действий. Родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребенка и удовлетворяют только те, которые можно удовлетворить за счет других людей. Обучая выполнению правил, требований родители действуют ситуативно, не знают меры ни в поощрении, ни в наказании. Непоследовательны в проявлении своих чувств к ребенку. В выборе форм поведения ребенок свободен, но на людях должен формально соблюдать правила приличия. Мыслительная деятельность ребенка связана в основном с поиском и ожиданием возможного получения удовольствия.
Попустительский стиль воспитания формирует у ребенка черты характера, соответствующие следующему типу:
Конформный тип личности ребенка
Нечестен, хитер, хвастлив, изворотлив, отсутствует чуткость к людям, извлечение из всего личной выгоды, скуп, жаден, требователен только к другим, ябедничество, клевете, склонность к сплетням, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безразличие к безнравственным поступкам других, подхалимство, недобросовестность.
3. Состязательный стиль воспитания.
Родители ищут в действиях ребенка необычное, выдающееся, отличительное от других детей. В случае успеха ребенок может быть вознагражден как восторженными эпитетами, так и материально. Учат не сдавать завоеванных позиций. Родителей мало волнуют человеческие качества ребенка, главное, как должен он выглядеть в обществе. Моральные нормы лишь для того, чтобы комфортно чувствовать себя среди людей и по возможности выгодно выделиться. Следят за интеллектуальным развитием детей, приучая к демонстрации своих интеллектуальных возможностей, к поиску момента их проявления, а не к глубоким размышлениям.
Состязательный стиль воспитания формирует у ребенка черты характера, соответствующие следующему типу:
Доминирующий тип личности ребенка
Самоуверенный, высокомерный, эгоистичный, преувеличивает свои возможности, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на собственной защите и все это при высоком проявлении двигательной активности.
4. Рассудительный стиль воспитания.
Предоставляют ребенку полную свободу действий, чтобы ребенок путем самостоятельных проб и ошибок приобрел личный опыт. Терпеливо рассказывают и отвечают на все возникающие у ребенка вопросы. Они считают, что можно обходиться без внешних стимулов активизации детей. Взаимоотношения ровные и спокойные во всем. Четко следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось. Каждый поступок ребенка родители обсуждают вместе с ним. Отсутствие наказания порождает у детей не страх, а желание не причинять вреда другим. Родители много беседуют и отвечают на вопросы ребенка, поддерживают стойкий интерес и любознательность, преподносят интересные факты для осмысления их ребенком.
Рассудительный стиль воспитания формирует у ребенка черты характера, соответствующие следующему типу:
Сензитивный тип личности ребенка
Чувствительный, добросовестный, общительный. Свойственен самоконтроль, уверенность в себе. Имеет средние значения по качествам: сообразительность, склонность к риску, тревожность и низкие значения по качествам: возбуждение, доминирование, социальная смелость, напряженность.
5. Предупредительный стиль воспитания.
Родители считают, что ребенок не должен действовать самостоятельно. Ребенок полностью лишен активной деятельности и является пассивным, постоянно развлекаемым родителями. Такое ограничение связано со страхом родителей за ребенка. Никогда в дошкольном возрасте не наказывают, наоборот испытывают чувство вины перед ребенком, если он капризничает. Безмерная любовь родителей к ребенку толкает их на самый изощренный путь бесконечного проявления любви и ласки. Господствуют вседозволенность и потакание, ребенку прощается все шалости.
Предупредительный стиль воспитания формирует у ребенка черты характера, соответствующие следующему типу:
Инфантильный тип личности ребенка
Несамостоятельный, неспособный к принятию решений, действует лишь по чьему-либо указанию, равнодушны и холодны, безразличны и безучастны к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощны, осторожны, сдержаны в действиях и словах, исполнительны при условии контроля, пассивны, безответственны, не уверены в своих силах, неорганизованны, недисциплинированны, безынициативны.
6. Контролирующий стиль воспитания.
Родители представляют ограниченную свободу действий, строго контролируя выход действий ребенка за рамки родительских представлений. Часто наказывают за неправильное поведение, начиная с командно – приказного тона, переходят к крику, постановке в угол, наказанием ремнем, запретом на удовлетворение потребностей ребенка, считая, что за один и тот же проступок мера наказания должна постоянно возрастать. Ласкают ребенка очень редко, в основном предъявляют к нему высокие требования. «Ребенок – мишень», на которого сыпятся все шишки.
Контролирующий стиль воспитания формирует у ребенка черты характера, соответствующие следующему типу:
Тревожный тип личности ребенка
Вспыльчив, подозрителен и осторожен во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливый, добросовестный, с заниженной самооценкой, стремиться оказать помощь товарищу. Защищает товарищей и своих близких. Сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.
7. Гармоничный стиль воспитания является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стили воспитания ребенка
стили воспитания и их влияние на детей...
"Стиль воспитания ребенка в семье"
Анкета для родителей...
«Стиль воспитания ребенка в семье».
«Стиль воспитания ребенка в семье».(тест для родителей)...
Родительское собрание. Тема: «Стиль воспитания ребенка в семье»
Заседание родительского клуба...
Анкета для родителей "Стиль воспитания ребенка в семье"
Дорогие родители! С помощью вопросника попробуйте оценить стиль воспитания в Вашей семье. Из трех ответов выберите один и отметьте его * в нужной графе....
«Мой стиль воспитания ребенка в семье»
Данная разработка пригодится для родителей и воспитателей...