Стили воспитания ребенка
консультация на тему
Предварительный просмотр:
СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Родители проявляют справедливую требовательность к ребенку, осуществляют контроль на основе разумной заботы. Чувствуется эмоциональное тепло, привязанность; общение родителей с детьми личностно ориентированно. Суть личностного развития – удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка (потребность в развитии, удовлетворение которых способствует воспитанию гармоничной личности). Дети проявляют самостоятельность со знанием дела. Это оптимальный тип развития личности.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ
Это чрезмерная требовательность, жестокость в отношениях, запреты без объяснения причин, жесткий, часто не корректный контроль, отсутствие эмоционального тепла, дисциплинарная модель общения. Такой стиль общения чаще всего вызывает неадекватные реакции со стороны ребенка: замкнутость, приспособление, безынициативность, пассивность, неуверенность в себе, агрессивность.
ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ («САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК»)
Требовательность со стороны ребенка отсутствует, у ребенка нет взрослого как образца. Контроль за ним слабый, осуществляется нерегулярно, периодически. Ребенку недостает теплых чувств, общения, внимания, участия родителей в его жизни. Модель родительского общения – «невмешательство». В результате у ребенка появляются неадекватные реакции, непредсказуемость поведения. В общеобразовательном учреждении такой ребенок отличается своим поведением, неустойчивым типом личности, ассоциальностью. Подобный стиль общения проявляется в семьях, где родители заняты бизнесом, часто отсутствуют дома.
ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ С ОПРАВДАНИЕМ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
В таких семьях требовательность к нему и контроль за ним отсутствуют. Ребенок предоставлен самому себе. Проявляется исключительное отношение к его поведению, однако из-за нарушений поведения ребенка лишают теплых чувств. Модель общения в таких семьях – «заискивающая». При таком воспитании поведение ребенка непредсказуемо. Отмечается неустойчивый, эпилептический тип личности, развивается задержка психического развития и стойкая неуспеваемость в школе. Такой стиль общения чаще всего проявляется в семьях группы риска.
ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРОПЕКА («ЖИЗНЬ ЗА РЕБЕНКА»)
Требовательность отсутствует, ребенка считают гением и навязывают ему эту мысль, но при этом лишают самостоятельности, чрезмерно контролируя каждый его шаг. Модель общения родителей с ребенком – запреты или мелочная опека. В результате реакция детей неадекватна, эгоцентрична. И как следствие – вседозволенность, несамостоятельность. Такой стиль общения чаще всего проявляется в неполной семье, когда ребенка воспитывает одна мать, которая всю жизнь без остатка дарит своему единственному ребенку, решает все за него, живет ради него и за него. Проявление излишней заботы приводит к тому, в душе ребенка появляется затаенное желание вырваться на «свободу», уехать подальше от семьи, жить своей жизнью, что нередко приводит детей к бродяжничеству.
ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРОПЕКА («КУМИР СЕМЬИ»)
Требовательность по отношению к ребенку отсутствует, контроль за ним слабый, а забота большая. Ребенком восторгаются, любуются, его обожают. Все вращается вокруг его желаний и прихотей. В результате у ребенка формируются неадекватные реакции, завышенные притязания (требования), стремление получить желаемое без труда. Складывается истероидный тип поведения, т.е. эгоцентризм, стремление выделиться к позерству, демонстративному поведению, постоянная игра в «тонкую натуру» не понятую окружающими; ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие, на худой конец приемлемо даже негодование и ненависть в отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным. Формируется эпилептический тип личности. Такой ребенок не способен постоять за себя в школе, среди сверстников он отвергаемый и принебрегаемый. Данный стиль общения характерен, прежде всего, для семей с большим достатком, в которых все решается с помощью денег.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ («ЗОЛУШКА»)
Данный стиль общения может проявиться в результате развода родителей, когда ребенок остается либо с матерью, либо с отцом, но материальное положение семьи не ухудшается. Ребенок становится камнем преткновения, к нему предъявляют повышенные требования, его жестко контролируют, лишают эмоционального тепла. Ребенок замыкается в себе, теряет контакт с родителями, в результате развивается задержка психического развития, появляются трудности в адаптации к общественному учреждению. Реакция ребенка в этом случае равнодушно-жесткая, он становится мечтателем, проявляет жестокость по отношению к сверстникам, испытывает трудности в общении.
ЖЕСТКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ
Родители предъявляют повышенную требовательность к ребенку, выражают открытую агрессию к нему. Контроль очень жесткий, ребенка часто бьют за непослушание. Эмоциональное тепло отсутствует, каждый сам за себя. Модель общения только по поводу поведения ребенка. Реакция детей неадекватна – страх наказания, ложь, жестокость, задержка психического развития, стойкая неуспеваемость. В результате эпилептический тип личности, индивидуализм, жестокость.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА
- Выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми.
- Уверенность в своих силах, удовлетворение собой.
- Умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у других.
- Ощущение свободы, автономности при общении с взрослым человеком.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
- Медлительность.
- Упрямство.
- Неуравновешенность.
- Эгоизм.
- Агрессивность и жестокость.
- Неуверенность в себе.
- Страхи.
- Вранье.
- Отсутствие друзей.
- Отрицательные отношения с членами семьи.
- Отказ идти гулять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стили воспитания ребенка
Стили воспитания...
"Стиль воспитания ребенка в семье"
Анкета для родителей...
«Стиль воспитания ребенка в семье».
«Стиль воспитания ребенка в семье».(тест для родителей)...
Родительское собрание. Тема: «Стиль воспитания ребенка в семье»
Заседание родительского клуба...
Анкета для родителей "Стиль воспитания ребенка в семье"
Дорогие родители! С помощью вопросника попробуйте оценить стиль воспитания в Вашей семье. Из трех ответов выберите один и отметьте его * в нужной графе....
«Мой стиль воспитания ребенка в семье»
Данная разработка пригодится для родителей и воспитателей...