из опыта работы
материал на тему
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с истоками русской народной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy_opyta.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков.
Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё важнее обращать внимание на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Духовно – нравственное воспитание – это воспитание духа, духовности, развитие духовных качеств личности. Основными задачами духовно-нравственного воспитания дошкольников, на мой взгляд, должны стать формирование доброжелательного отношения к близким, чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Выдающиеся общественные деятели, писатели, педагоги отмечают, что народная культура близка детям. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа (Н.К. Крупская, Е.Н. Водовозова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский). Изучая данную проблему, мы опирались на теоретическое положение К.Д. Ушинского о том, что «опыт народа в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех». Г.Н. Волковым научно обосновано положение о том, что у каждой нации и народности есть такие педагогические находки, которые обогащают общечеловеческую культуру.
В дошкольной педагогике данная проблема рассматривалась в связи с развитием у дошкольников чувства симпатии, интереса, дружелюбного отношения к людям других национальностей, воспитанием культуры межнационального общения, любви к Родине (М.И. Богомолова, В.Д. Ботнарь, Р.И. Жуковская, Н.Г. Капустина, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова, С.Н. Султанова, Э.К. Суслова.). Отдельные исследователи использовали различные средства приобщения к национальной культуре (Н.А. Асадулаева, З.-Б.Ф. Контаутене - игру; З.А. Богатеева, Г.А. Брюханова, Л.Г. Васильева, О.А. Соломенникова, Р.Ш. Халикова - декоративно-прикладное искусство; Г.А. Куриева - устный фольклор; Н.Ф. Самсонюк - пословицы; А.Ю. Тихонова - художественные ремесла и др.).
В детских садах разработаны программы по приобщению детей к народной культуре, как своего народа, так и России. Благодаря этому у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях и в других видах деятельности они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками. В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Но к большому нашему сожалению эта связь и система работы заканчивается на начальной школе. Количество школьных дисциплин в последующие годы увеличивается, а внеклассная работа уже не несет на себе принцип системности по ознакомлению с историей и традициями народа. В жизнь детей входят иные праздники: День Святого Валентина, Хеллуин и т.д. и наши дети начинают слушать заграничную попсу и заниматься неприглядной деятельностью. Нет, не все конечно. Но основная масса растрачивает свои душевные качества, заложенные в ДОУ и начальной школе. Отсюда возникает противоречие: вроде бы те же дети, те же родители, влиятельные педагоги, образовательная среда, а все ценное забывается, растрачивается по крупицам.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как в современных условиях ДОУ эффективнее осуществлять духовно-нравственное становление личности ребенка. Проблема предопределила тему для исследования: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с истоками русской народной культурой».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию формирования духовно-нравственных черт личности дошкольников в процессе ознакомления с русской национальной культурой.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс формирования личности ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология формирования личности ребенка дошкольника 4-6 лет посредством ознакомления с национальной культурой русского народа.
Гипотеза: ознакомление с национальной культурой обеспечит успешность формирования личности дошкольников при условии, если:
личность рассматривается как единство познавательной, творческо-деятельностной сфер и самосознания при активизации эмоционального фактора и интереса детей к различным компонентам национальной культуры;
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:
1. Конкретизировать содержимое понятий», «личность», «формирование личности», «культура», «национальная культура», «региональная культура».
2. Выявить показатели и уровни сформированности познавательной, творческо-деятельной сфер личности ребенка и самосознания.
3. Разработать и экспериментально апробировать технологию формирования личности дошкольников в процессе ознакомления с культурой русского народа за 3 года (с 4-7 лет)
Нами были определены этапы работы:
- изучение текстовых материалов (методическая литература, интернет);
- диагностические мероприятия (анкетирование родителей, тестирование детей)
- организация среды для «погружения» детей в атмосферу старины;
- разработка тематического плана занятий на каждый возраст (средний, старшая, подг.гр);
- подбор и составление методической копилки сценариев мероприятий, конспектов занятий, подборка народных игр, музыкального фонда.
- установление общественных связей(с библиотекой села. школьным музеем)
Таким образом вырисовывается технология формирования духовно-нравственной личности:
Технология формирования духовно-нравственной личности предусматривает:
- отбор содержания истории русского народа, сложившихся в условиях исторического развития;
- использование различных компонентов национальных культур (устное, музыкальное, декоративно-прикладное народное творчество; народные игры и игрушки; праздники; народные традиции и обычаи);
- представления краеведческого и культуроведческого характера, знание своей национальной принадлежности (познавательная сфера); способность к созданию нового продукта (лепка, рисование, движение), его оригинальность, инициативность ребенка в деятельности (творческо-деятельностная сфера);
- уверенность в своих возможностях, собственные желания, стремление в самопознанию, осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, чувство собственного достоинства (сфера самосознания).
В нашем детском саду для духовно-нравственного воспитания организуется проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки»; весной - «Масленица», «Сороки», «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха»; летом - «Именины березки» (Троица). Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги совместно с родителями помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и определить отношение к ним в процессе игры. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Знакомство с народным костюмом позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Педагоги и родители знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Мы помогаем понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта. А у нас в Амурской области пошив национальной одежды, национальная вышивка. Знакомим детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля. Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой. Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия . В старшей группе мы уже знакомим с храмовой архитектурой (экскурсия к храму Живоносный источник с. Белогорье). Педагоги, родители знакомят детей с устным народным творчеством. В нём сохранились особенные черты русского характера, представление о добре и зле, правде, храбрости и трудолюбии. Старших дошкольников знакомят с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, духовным наследием своего народа. Одной из ярких форм приобщения детей к культурному наследию являются предпраздничные посиделки. На них дети узнают о культурных ценностях народных праздников. Перед началом посиделок взрослый (педагог, бабушка - хозяйка горницы) вместе с детьми определяют, для чего они собрались. Основная цель - это подготовка к празднику. На посиделках не только разучиваем песни, затеваем хороводы, игры, но и изготавливаем разные предметы, которые необходимы для праздника; оформляют интерьер русской горницы предметами старины; изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким (родным, друзьям). В ожидании праздника педагоги ДОУ организуют несколько посиделок, при этом каждый раз меняется их содержание. Например, на одних мастерят предметы для оформления праздника и знакомятся с новой хороводной песней; на других - делают подарки для родных, друзей и играют в народные игры; на третьих - бабушка знакомит с национальными блюдами, правилами гостеприимства русского народа и народа другой национальности. Все посиделки заканчиваются народными играми, хороводами. Посиделки состоят из трех частей. В первой - познавательный рассказ бабушки, беседа с детьми; во второй - практическая деятельность детей и взрослых; в третьей - творческие игровые, музыкально-литературные занятия. Каждый ребенок, исходя из собственного интереса, выбирает себе занятие. При этом дети или объединяются в подгруппы и выполняют какую-то общую работу, или занимаются индивидуально. Добровольность и собственный интерес создают эмоционально-насыщенный характер межличностного общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками. Посиделки отличаются тем, что в гости к детям приходит игровой персонаж - бабушка, дедушка, добрый молодец, девица-красавица, домовой. Она (он) ведет живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки. Рассказ сопровождается творческим трудом, песней, игрой. Старшие передают свои знания малышам - в этом заложен важный принцип народной педагогики. Очень любим приглашать на посиделки родителей, которые тоже делятся своими секретами мастерства. Начиная с сентября этого года мы с детьми посещаем сельскую библиотеку. Первое знакомство с библиотекой, ее работниками прошло в живой интересной обстановке. Теперь наши ребята с нетерпением ждут встречи с новой книгой, викториной. Многие стали посещать библиотеку с родителями. А еще дети любят листать странички местной газеты «Родное Белогорье». А вдруг и они попадут на яркие страницы печати. Казалось бы, село маленькое, куда еще податься нам за знаниями и впечатлениями. И такое место есть. В нашей школе №24 находится музей боевой славы односельчан. Сколько здесь экспонатов, сколько интересного может поведать и рассказать о них учитель географии Мищенко И.И. Но нам еще надо подрасти, это будет в следующем учебном году. А пока мы дорожим и пополняем свой мини-музей группы, которому отведено центральное место в игровой. Ребятам знакома каждая вещь, внесенная в него. Она облюбована, изучена, ощупана их взором и руками. Многие предметы принесли дети и их родители. Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Задачи: • осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время»; • ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков; • приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам; • осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов. Мы с ребятами творим новые поделки, сочиняем сказки, выращиваем на окне рассаду для огорода, разучиваем новые хороводные игры, крутим кукол из мочала, с удовольствием занимаемся в нашем кружке «Домовенок», ведем собственную фотолетопись наших праздников. Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конечно не претендуя на общественную значимость получаемого продукта. Творчество — главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. В своей работе практикую тематические недели с итоговым мероприятием или беседой. Мы сравниваем настоящий праздник с прошедшим, находим сходства и различия, подводя детей к логическому рассуждению, почему этот праздник (Масленица, Пасха и др.) отмечают в данное время года, устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда. Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию. Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем — бережное отношение к тому, что их окружает. Еще работая в ОГУЗ АОДС «Василек» мною была разработана система мероприятий, тематические смены, которые носили именно народный фольклорный характер, разработаны программы кружков «Домовенок» и «Хлопотунья», разработана диагностика по определению показателей и уровней сформированности определенных знаний, умений и навыков, а также черт личности ребенка. Диагностика – важная часть любой работы. Иначе как узнаешь эффективность выбранных тобой приемов, форм. средств. В своей работе я использую тесты, интервьюирование детей, анкетирование родителей, рисуночные тесты, итоговые и вводные беседы, игры. Результат есть. Система работает. На сегодняшний день у детей есть высокие показатели. Основная масса – средний. А ведь в том году сентябрь показывал 60% ниже среднего. Да и в общении дети стали раскованнее, искреннее. Умеют сочувствовать и переживать. Работа с родителями Нельзя забывать о роли родителей в педагогическом процессе. Иногда воспитатели жалуются, что родители не хотят. Не понимают значения и роли такого важного дела. Как приобщение ребенка к миру старины. Зачем это им нужно, они ведь дети 21 века!? А ведь родители – это повзрослевшие дети. Их тоже надо заинтересовать, удивить, порадовать. В своей работе с родителями я использую многие формы: консультации, родительские собрания в форме посиделок и мини-концертов, тематические выставки, творческие конкурсы семей, анкетирование. Использую все, но предпочтение отвожу творческим конкурсам. Здесь главное «не навреди себе сам». Требуется «чутье» педагога. Я могла бы выразить эту мысль в нескольких советах. Рекомендации для педагогов: - не злоупотребляйте частотой (в меру) - не проводите в канун больших календарных праздников - объявляйте заранее, но не затягивайте - тема должна быть интересной и доступной не только взрослым, но и детям - обязательно поощряйте конкурсантов - настраивайте эмоционально - зароните зерно конкуренции, но ненавязчиво. И будьте уверены, что родители откликнуться на конкурс так же живо. Как дети на новую игру За эти два года мы провели следующие конкурсы среди семей: «Семейное древо», «Кукла своими руками», «Русская матрешка», «Чудо-валенки». «Лучшее новогоднее поздравление», «Новогодняя игрушка», «Сочиняем сказку всей семьей», «Мой край родной» Данная работа благотворно сказывается на воспитанниках и их семьях, несет положительные эмоции сплачивает семейные узы. На этом не заканчиваются пути и формы приобщения детей к народным традициям. Их великое множество открывается для тех педагогов. Которые всегда в поиске. Таким образом: в процессе духовно - нравственного воспитания дети соприкасаются с деятельностью нескольких поколений. Но это происходит не механическим путём, а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию. Творчество - главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. Считаю, что работа по данной теме, позволяет сформировать у детей стойкий интерес к истокам русской народной культуры. Эмоционально-личностная сфера дошкольника приобретает опыт в восприятии новых впечатлений. При духовно-нравственном воспитании детей развиваются и совершенствуются их патриотические чувства, уважение к старшим, ко всем членам своей семьи, близким, друзьям, формируется бережное отношение к окружающему миру. Я считаю, что тема духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры продолжает оставаться актуальной и даёт широкие возможности для развития и совершенствования форм деятельности работы с детьми в данном направлении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....
Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»
laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....