Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр дошкольников.
консультация по теме
Консультация для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_igrushek-zamestiteley_dlya_sr_igr.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр дошкольников
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно когда это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой.
Игрушка встречается не только в игре ребенка, но и в повседневной жизни взрослого человека. Часто игрушка является другом, спутником жизни, источником радости, орудием или материалом игры. В игрушке в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, в том числе людей и животных, которые требуют соответствующих действий с ними. Так, например, кукла – обобщенный образ ребенка, позволяющий детям воспроизвести целый ряд соответствующих действий: купать, кормить, переодевать и т.д.
Игрушки разнообразны по типам, материалу, технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Изображение в игрушках условно и обобщено. Характер, степень обобщенности и условности зависят от типа игрушки, её конкретного назначения. Игрушки по степени усложнения и обобщенности делятся на три группы:
- Реалистические игрушки (собачка конкретной породы).
- Условно-образные игрушки (собачка неопределенной породы, кукла как обобщенный образ человека).
- Игрушки-заместители (палочка вместо градусника, стул вместо коня).
Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что её развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета ребенком-дошкольником. Поэтому, кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием. К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.д. Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.
Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители. Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Заместители игрушек могут быть деревянные и пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3-5 см, дощечки, полоски картона, заменяющие предметы, любимые лакомства детей – конфеты, яблоки и т.д. Вместе с педагогом дети могут изготовить игрушки-заместители и атрибуты для игр – вырезать из картона, пенопласта «блины», «котлеты», «рыбу», «винегрет» из мелко нарезанного цветного поролона, используя все это в играх, имитирующих трудовой процесс. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию.
Ценность этой игрушки в том, что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.
Игрушки-заместители изготавливаются из различных материалов. Куклы и игрушки-животные могут быть сделаны не только из ткани, но и из природного материала (соломы, дерева, травы и др.) Нужны предметы-заместители из любого природного материала (каштаны, шишки, ракушки, солома и т.д.) Для игр можно подготовить разные комплекты игрушек, объединенные общим сюжетом. Например, для игры с куклой: кукла, одеяло, коляска, мебель (кровать, стол, стул); для игры с игрушкой собачкой: миска для кормления, коврик для сна, поводок для прогулок и др.
Например, если ребенок играет с куклой, то ему можно предложить вместо нее чурочку, завернутую в одеяльце. Играя с такой «куклой», ребенок показывает отсутствующие, но представляемые им основные части тела человека: ноги снизу игрушки, голова сверху. Он играет с ней, как с обычной куклой и постепенно слово все чаще начинает обозначать и заменять отсутствующие, но необходимые для игры предметы, их качества, воображаемые свойства и состояния.
Как научить ребенка играть с такой игрушкой? Сначала игрушку-заместитель называет взрослый, а затем ребенок. Он называет её так, как требуется по замыслу игры.
Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность с другим игровым материалом. Если условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание детской игры. Дети с большим любопытством наблюдают, как взрослый, поняв их игровой замысел, из природного материала создает нужный для игры предмет. Важно, чтобы игрушка-заместитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или каким-либо типичным свойством, характерной деталью, необходимой для отображения игровых ситуаций («Котенок» может быть сделан из мягкой махровой ткани, если её скатать и завязать «на шее» бантик; вместо миски для кормления котенка можно предложить кружок картона, пластмассовую крышку и т.п.).
Часто дети не только с увлечением используют предложенные взрослыми игрушки-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать: «Это кошка», «Это миска», «Это будет мама – большая кошка, а это её котенок». Играя такими игрушками, ребенок пытается объяснить другим детям, что обозначает предмет-заместитель: «Это кошка, потрогай, какая пушистая, не видно глазок, наверное, она спит».
Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, целая спичка – мишкой-мамой, коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка. «Так не бывает», - обычная реакция ребенка.
Итак, общение взрослого с ребенком должно быть направлено на формирование прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач. Деятельность детей должна протекать в усложняющихся игровых проблемных ситуациях, опирающихся на практический и игровой опыт. Детям, усвоившим способы решения первых игровых задач, следует усложнить задание. Например, не просто напоить куклу чаем, а усадить её за стол, сначала приготовить обед и т.д. По мере усвоения игровых задач, решаемых в наглядно-действенном плане (показателем чего служит детская самостоятельная игра), необходимо демонстрировать новые, более обобщенные способы их решения с помощью игрушек-заместителей. Например, вместо тарелки предложить кукле, которая очень хочет есть, листок с дерева. Позднее следует демонстрировать детям новые способы решения игровых задач с использованием нарисованных предметов (взрослый берет изображенное на рисунке мыло для купания и т.д.) И наконец, необходимо показывать игровые действия с воображаемым предметом (дать кукле воображаемое яблоко).
Ознакомление с окружающим и обучающие игры создают почву для возникновения игры, но самостоятельная игра детей определяется соответствующей организацией предметно-игровой среды и активизирующим общением взрослого с ребенком по ходу её. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам её реализации и воспроизведения действительности. Предметно-игровая среда изменяется с учетом практического и игрового опыта детей. Важно своевременно расширять не только ассортимент игрушек, разных по тематике, но и своевременно дополнять игровой материал. Самостоятельная сюжетная игра формируется более успешно, если игрушки в неё вводятся постепенно (условная игрушка, более реалистическая, игрушка-заместитель). Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является необходимым элементом в развитии детской игры. Очень важно иметь в групповой комнате уголок конструирования «Строим сами», куда входят наборы различных строительных материалов, конструктор типа «лего», набор кубиков; уголок театрализованной деятельности, где имеются маски, игрушки би-ба-бо, разные костюмы для сюжетно-ролевых игр; различный бросовый материал: коробки разной формы и размера, природный материал, набор различных тряпочек, ниток, катушек и т.д. Например, можно сделать из кубиков и строительного материала стол, стулья, диванчик для кукол, можно сделать домик и многое другое. Счетные палочки превращаются в ложки, поварешки, пистолеты и даже макароны. Кирпичики служат телефонами, кусочками хлеба, пирожными, а конусы превращаются во вкусное мороженное. Из кусочков ткани стелятся постельки, из картона и поролона – еда для кукол.
Таким образом, игрушки-заместители развивают у ребенка воображение, мышление, речь, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками. Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображение. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых. А во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.
ВИДЫ ИГРУШЕК.
- Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных, предметы домашнего обихода).
- Игрушки – орудия труда (совок, лопатка, сачок).
- Технические игрушки с программным или беспрограммным управлением (транспортные агрегаты, машины).
- Игровые строительные конструкторы – сборно-разборные.
- Дидактические игрушки и игры.
- Игрушки для спортивных и подвижных игр (мячи, скакалки).
- Театральные и декоративные игрушки (персонажи кукольных театров, костюмы, украшения).
- Игрушки-забавы.
- Звучащие музыкальные игрушки.
- Игровые материалы и игрушки-самоделки.
- Игровое оборудование (домики, макеты).
- Компьютерные игрушки и игры.
- Развивающие игрушки (игры-головоломки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевые игры младших дошкольников
Описание различных игр...
Предметно-игровая среда как фактор развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников
Статья в сборнике "Материалы международной научно-практической конференции: "Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок"Гринбаум Елена Евгеньевна,воспитатель ГБОУ д/с №1817 ЗелОУО г. Моск...
Руководство сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников «Смелые пожарные».
Конспект по руководству сюжетно - ролевой игрой в старшей группе. Сюжетно-ролевая игра "Смелые пожарные" закрепляет знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём. Расширяет ...
Сюжетно-ролевые игры для дошкольников
Мини-картотека в помощь педагогам...
КОРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
КОРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...
Презентация."Сюжетно-ролевые игры для дошкольников как средство успешной социальной адаптации"
."Сюжетно-ролевые игры для дошкольников как средство успешной социальной адаптации"...
Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников
В картотеке содержаться основные сюжетно-ролевые игры для дошкольников с описанием задач, ролей, игровые действия, игровой материал....