конспект родительского собрания "Обучение без стресса"
материал (подготовительная группа) по теме
«Современное образование предлагает недифференцированный и бесполый подход к обучению детей. Поэтому можно считать: источник стресса – это школа. Возникновению стресса способствует обучение, не соответствующее возрастным этапам развития головного мозга и не учитывающее психофизиологические особенности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания по теме:
«Обучение без стресса. Основные факторы укрепления здоровья будущего первоклассника»
Предварительная работа:
- Объявление о родительском собрании.
- Изготовление памятки для родителей «Как избежать обучения без стресса».
- Материал по проведению кинезиологических упражнений для каждого родителя.
П А М Я Т К А Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
« Как избежать обучения без стресса».
- При подготовке ребёнка к школе помните: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» (М.Монтень)
- Воспитание и обучение правополушарных и левополушарных детей, мальчиков и девочек необходимо проводить по различным методикам.
- Раннее начало знакового обучения недопустимо. Оно способствует формированию
минимальных мозговых дисфункций.
- Детей до семилетнего возраста следует воспитывать и обучать как правополушарных,
так как это соответствует возрастному этапу их развития.
- Неподвижный ребёнок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться
движением.
- При любой ассиметрии полушарий необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребёнка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости является полноценное развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).
- При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела, чем при подготовке девочек.
- Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в это случае истощаются информационно (снижение активности левого «рациональнологического» полушария).
- Лень ребёнка – сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с данным ребёнком.
- Сделайте своей главной заповедью – не навреди!
Х О Д
«Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего собрания звучит так: «Обучение без стресса. Основные факторы укрепления здоровья будущего первоклассника». Сначала мы предоставим слово старшей медсестре . В своём выступлении она расскажет о том, как укрепить здоровье ваших детей – будущих первоклассников.
(выступление ст. медсестры детского сада)
Какие вопросы у вас есть ? (вопросы родителей)
Ну а сейчас мы подошли к первой части темы – обучение без стресса.
«Современное образование предлагает недифференцированный и бесполый подход к обучению детей. Поэтому можно считать: источник стресса – это школа. Возникновению стресса способствует обучение, не соответствующее возрастным этапам развития головного мозга и не учитывающее психофизиологические особенности детей. Кроме того, к стрессовым факторам можно отнести и постоянную угрозу наказания на ошибочные ответы и действия. Стресс, вызванный постоянными контрольными работами, снижает способность детей видеть решение проблемы с точки зрения более широкого контекста. Возникает вопрос: что способствует успешному обучению и развитию ребёнка без стресса? Это:
- учёт ассиметрии полушарий головного мозга;
- полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела;
- учёт половых особенностей;
- воспитание и обучение в соответствии с динамикой развития головного мозга.
Ассиметрия полушарий распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.
Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарные, левополушарные и равнополушарные. Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоции, восприятие, память и т.д.
Мозолистое тело (межполушарные связи – пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающие целостность работы головного мозга) находится между полушариями в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков – до 8-8,5 лет. Во время стресса нарушаются межполушарное взаимодействие и это является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах. Следовательно, одно из основных условий высокой стрессоустойчивости ребёнка в дошкольном возрасте – полноценное развитие мозолистого тела. Для этой цели разработаны специальные упражнения.
Половые различия заключаются в темпах созревания центральной нервной системы. Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. К семи годам у девочек головной мозг имеет высокую степень готовности к обучению, у мальчиков – к 8 годам. Получается, что при поступлении в школу мальчики младше по своему биологическому возрасту на год. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, у девочек – правое. Девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. У мальчиков активен передний мозг, что делает их мышление творческим, способствует более активной самореализации. У девочек активны задние отделы коры (слуховые отделы левого полушария). Мальчикам характерна высокая сосредоточенность на конкретной проблеме, девочки часто думают обо всём сразу и ни о чём одновременно, могут выполнять несколько видов деятельности сразу.
При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела, так как они более подвержены школьной дезадаптации и стрессу.
Развитие головного мозга ребёнка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Учёный Лурия А.Г. выделил формирование трёх основных блоков мозга.
1 блок Блок регуляции тонуса, бодрствования мозга. | 2 блок Блок приёма, переработки и хранения информации. | 3 блок Блок программирования, регуляции и контроля. |
Формирование продолжается до 3 лет. При неполноценном формировании дети быстро утомляются: выполняя умственные операции зевают, стараются свернуться в позу эмбриона (подтягивают колени к груди, подкладывают ногу под себя; кладут голову нас тол и т.д.) Поза эмбриона выгодная, так как высвобождается часть энергии, которая может быть потрачена на деятельность коры головного мозга. Решение любых проблем начинается со слов «Я хочу (не хочу)…» и необязательно аргументировать свои «хотения». | Формирование продолжается до 12 лет. Решение проблем характеризуется только «Я могу (не могу)…». Если ребёнок в этом возрасте всё ещё говорит «Я хочу (не хочу)», то это не соответствует возрастному этапу развитию. | Формирование начинается после 12 лет; сопровождается словами «Я должен (не должен)», что обязательно предполагает аргументацию и соответствие социальным нормам. Если 14-летний подросток говорит «Я не хочу идти в школу», попросите его то же самое сказать в соответствии со своим возрастом. Получится так: «Я не должен идти в школу», после чего он сам поймёт абсурдность своих слов. |
Исследования волновой активности мозга детей показало: неуспешные в обучении дети отличаются более низкой активностью левого полушария, у них меньше частота переключений с одного полушария на другое при выполнении заданий, которые требуют мыслительных действий. Объясняется это либо несформированностью мозолистого тела, либо стрессовым состоянием мозга. Такие дети заранее обречены на неуспех в логической системе образования.
Также можно выделить следующие факторы стрессового состояния ребёнка:
- режим традиционно-неподвижной сидячей позы.
- программно-скоростные установки к технике чтения.
- авторитарное, бесполое и недифференцированное обучение.
- замена письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой.
- замена ростомерной мебели на одномерную.
- замена парт с наклонной рабочей поверхностью на столы с горизонтальной.
- замена электролампового освещения на люминесцентное.
Постоянное действие стресса приводит к тому, что нервная активность сосредоточивается в правом полушарии и стволе мозга. Остальные области мозга могут быть частично блокированы. Во время стресса адреналин активизирует организм на борьбу и бегство и это проявляется в гиперактивности, неусидчивости детей. Также стрессовые ситуации вызывают рефлекс защиты ахиллова сухожилия, который способствует сокращению икроножной мышцы, выпрямлению и отведению колен назад. Это переносит центр тяжести тела на носки и напрягает спину и шею. Одно из основных условий успешной адаптации ребёнка к стрессовому обучению – развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг. Этому способствуют кинезиологические упражнения. Что это такое? Это – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Несколько таких упражнений я вам сейчас покажу, а вы можете повторить их за мной.
- «Колечко».
- «Кулак –ребро-ладонь».
- «Лягушка»
- «Замок»
- «Ухо-нос».
Дыхательные упражнения:
Растяжка ахиллова сухожилия:
2 вариант.
Постукивание.
Методика стирания стрессовой информации.
Родители выполняют упражнения вместе с воспитателем.
Я подготовила для вас подборку кинезиологических упражнений, которым вы можете научить своего ребёнка, а также памятку «Как избежать обучения без стресса».
Надеемся, что вы с интересом отнесётесь к этой информации. Удачи вам!
П А М Я Т К А Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
« Как избежать обучения без стресса».
- При подготовке ребёнка к школе помните: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» (М.Монтень)
- Воспитание и обучение правополушарных и левополушарных детей, мальчиков и девочек необходимо проводить по различным методикам.
- Раннее начало знакового обучения недопустимо. Оно способствует формированию
минимальных мозговых дисфункций.
- Детей до семилетнего возраста следует воспитывать и обучать как правополушарных,
так как это соответствует возрастному этапу их развития.
- Неподвижный ребёнок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться
движением.
- При любой ассиметрии полушарий необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребёнка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости является полноценное развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).
- При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела, чем при подготовке девочек.
- Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в это случае истощаются информационно (снижение активности левого «рациональнологического» полушария).
- Лень ребёнка – сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с данным ребёнком.
- Сделайте своей главной заповедью – не навреди!
П А М Я Т К А Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
« Как избежать обучения без стресса».
- При подготовке ребёнка к школе помните: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» (М.Монтень)
- Воспитание и обучение правополушарных и левополушарных детей, мальчиков и девочек необходимо проводить по различным методикам.
- Раннее начало знакового обучения недопустимо. Оно способствует формированию
минимальных мозговых дисфункций.
- Детей до семилетнего возраста следует воспитывать и обучать как правополушарных,
так как это соответствует возрастному этапу их развития.
- Неподвижный ребёнок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться
движением.
- При любой ассиметрии полушарий необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребёнка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости является полноценное развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).
- При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела, чем при подготовке девочек.
- Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в это случае истощаются информационно (снижение активности левого «рациональнологического» полушария).
- Лень ребёнка – сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с данным ребёнком.
- Сделайте своей главной заповедью – не навреди!
1 блок Блок регуляции тонуса, бодрствования мозга. | 2 блок Блок приёма, переработки и хранения информации. | 3 блок Блок программирования, регуляции и контроля. |
Формирование продолжается до 3 лет. При неполноценном формировании дети быстро утомляются: выполняя умственные операции зевают, стараются свернуться в позу эмбриона (подтягивают колени к груди, подкладывают ногу под себя; кладут голову нас тол и т.д.) Поза эмбриона выгодная, так как высвобождается часть энергии, которая может быть потрачена на деятельность коры головного мозга. Решение любых проблем начинается со слов «Я хочу (не хочу)…» и необязательно аргументировать свои «хотения». | Формирование продолжается до 12 лет. Решение проблем характеризуется только «Я могу (не могу)…». Если ребёнок в этом возрасте всё ещё говорит «Я хочу (не хочу)», то это не соответствует возрастному этапу развитию. | Формирование начинается после 12 лет; сопровождается словами «Я должен (не должен)», что обязательно предполагает аргументацию и соответствие социальным нормам. Если 14-летний подросток говорит «Я не хочу идти в школу», попросите его то же самое сказать в соответствии со своим возрастом. Получится так: «Я не должен идти в школу», после чего он сам поймёт абсурдность своих слов. |
1 блок Блок регуляции тонуса, бодрствования мозга. | 2 блок Блок приёма, переработки и хранения информации. | 3 блок Блок программирования, регуляции и контроля. |
Формирование продолжается до 3 лет. При неполноценном формировании дети быстро утомляются: выполняя умственные операции зевают, стараются свернуться в позу эмбриона (подтягивают колени к груди, подкладывают ногу под себя; кладут голову нас тол и т.д.) Поза эмбриона выгодная, так как высвобождается часть энергии, которая может быть потрачена на деятельность коры головного мозга. Решение любых проблем начинается со слов «Я хочу (не хочу)…» и необязательно аргументировать свои «хотения». | Формирование продолжается до 12 лет. Решение проблем характеризуется только «Я могу (не могу)…». Если ребёнок в этом возрасте всё ещё говорит «Я хочу (не хочу)», то это не соответствует возрастному этапу развитию. | Формирование начинается после 12 лет; сопровождается словами «Я должен (не должен)», что обязательно предполагает аргументацию и соответствие социальным нормам. Если 14-летний подросток говорит «Я не хочу идти в школу», попросите его то же самое сказать в соответствии со своим возрастом. Получится так: «Я не должен идти в школу», после чего он сам поймёт абсурдность своих слов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/14/picture-315659-1381765357.jpg)
Конспект родительского собрания "Родительская любовь и воспитание"
«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет. Вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства» ...
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»
Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать перед аудиторией....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/18/picture-464900-1405691820.jpg)
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-655071-1440677591.jpg)
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"
Формировать представления детей о традиционных семейных праздниках.Вызывать у детей радостные эмоции, способствующие становлении его личности, закреплять знания об окружающем мире, развивать речь, тво...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-655071-1440677591.jpg)
Конспект родительское собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"
Это мероприятие способствует возникновению взаимосвязи детей воспитателей и их родителей. Воспитывать у детей желание радовать своих родителей своими результатоми в творческой и интеллектуальной...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/04/picture-157061-1354638835.jpg)
Конспект родительского собрания Тема: «Сценарий родительского собрания в средней группе Будем любознательны»
это собрание будет интересно для родителей старших групп....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/05/picture-1418929-1662405363.jpg)
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...