конспект родительского собрания "Обучение без стресса"
материал (подготовительная группа) по теме

Походенько Лариса Борисовна

«Современное образование предлагает недифференцированный и бесполый подход к обучению детей. Поэтому можно считать: источник стресса – это школа. Возникновению стресса способствует обучение, не соответствующее возрастным этапам развития головного мозга и не учитывающее психофизиологические особенности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания по теме:

«Обучение без стресса. Основные факторы укрепления здоровья будущего первоклассника»

Предварительная работа:

  1. Объявление о родительском собрании.
  2. Изготовление памятки для родителей «Как избежать обучения без стресса».
  3. Материал по проведению кинезиологических упражнений для каждого родителя.

                       П А М Я Т К А   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

                           « Как избежать обучения без стресса».  

  1. При подготовке ребёнка к школе помните: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» (М.Монтень)
  2. Воспитание и обучение правополушарных и левополушарных детей, мальчиков и девочек необходимо проводить по различным методикам.
  3. Раннее начало знакового обучения недопустимо. Оно способствует формированию

минимальных мозговых дисфункций.

  1. Детей до семилетнего возраста следует воспитывать и обучать как правополушарных,

так как это соответствует возрастному этапу их развития.

  1. Неподвижный ребёнок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться

движением.

  1. При любой ассиметрии полушарий необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребёнка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости является полноценное развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).
  2. При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела, чем при подготовке девочек.
  3. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в это случае истощаются информационно (снижение активности левого «рациональнологического» полушария).
  4. Лень ребёнка – сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с данным ребёнком.
  5. Сделайте своей главной заповедью – не навреди!

                               Х  О  Д

«Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего собрания звучит так: «Обучение без стресса. Основные факторы укрепления здоровья будущего первоклассника». Сначала мы предоставим слово старшей медсестре . В своём выступлении она расскажет о том, как укрепить здоровье ваших детей – будущих первоклассников.

                      (выступление ст. медсестры детского сада)

Какие вопросы у вас есть ? (вопросы родителей)

Ну а сейчас мы подошли к первой части темы – обучение без стресса.

«Современное образование предлагает недифференцированный и бесполый подход к обучению детей. Поэтому можно считать: источник стресса – это школа. Возникновению стресса способствует обучение, не соответствующее возрастным этапам развития головного мозга и не учитывающее психофизиологические особенности детей. Кроме того, к стрессовым факторам можно отнести и постоянную угрозу наказания на ошибочные ответы и действия. Стресс, вызванный постоянными контрольными работами, снижает способность детей видеть решение проблемы с точки зрения более широкого контекста. Возникает вопрос: что способствует успешному обучению и развитию ребёнка без стресса? Это:

  1. учёт ассиметрии полушарий головного мозга;
  2. полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела;
  3. учёт половых особенностей;
  4. воспитание и обучение в соответствии с динамикой развития головного мозга.

Ассиметрия полушарий распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.

   Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарные, левополушарные и равнополушарные. Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоции, восприятие, память и т.д.

   Мозолистое тело (межполушарные связи – пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающие целостность работы головного мозга) находится между полушариями в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков – до 8-8,5 лет. Во время стресса нарушаются межполушарное взаимодействие и это является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах. Следовательно, одно из основных условий высокой стрессоустойчивости ребёнка в дошкольном возрасте – полноценное развитие мозолистого тела. Для этой цели разработаны специальные упражнения.

   Половые различия заключаются в темпах созревания центральной нервной системы. Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. К семи годам у девочек головной мозг имеет высокую степень готовности к обучению, у мальчиков – к 8 годам. Получается, что при поступлении в школу мальчики младше по своему биологическому возрасту на год. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, у девочек – правое. Девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. У мальчиков активен передний мозг, что делает их мышление творческим, способствует более активной самореализации. У девочек активны задние отделы коры (слуховые отделы левого полушария). Мальчикам характерна высокая сосредоточенность на конкретной проблеме, девочки часто думают обо всём сразу и ни о чём одновременно, могут выполнять несколько видов деятельности сразу.

При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела, так как они более подвержены школьной дезадаптации и стрессу.

   Развитие головного мозга ребёнка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Учёный Лурия А.Г. выделил формирование трёх основных блоков мозга.

             1 блок

Блок регуляции тонуса, бодрствования мозга.

                2 блок

Блок приёма, переработки и хранения информации.

                   3 блок

Блок программирования, регуляции и контроля.

Формирование продолжается до 3 лет. При неполноценном формировании дети быстро утомляются: выполняя умственные операции зевают, стараются свернуться в позу эмбриона (подтягивают колени к груди, подкладывают ногу под себя; кладут голову нас тол и т.д.) Поза эмбриона выгодная, так как высвобождается часть энергии, которая может быть потрачена на деятельность коры головного мозга. Решение любых проблем начинается со слов «Я хочу (не хочу)…» и необязательно аргументировать

свои «хотения».

Формирование продолжается до 12 лет. Решение проблем характеризуется только «Я могу (не могу)…». Если ребёнок в этом возрасте всё ещё говорит «Я хочу (не хочу)», то это не соответствует возрастному этапу развитию.

Формирование начинается после 12 лет; сопровождается словами «Я должен (не должен)», что обязательно предполагает аргументацию и соответствие социальным нормам. Если 14-летний подросток говорит «Я не хочу идти в школу», попросите его то же самое сказать в соответствии со своим возрастом. Получится так: «Я не должен идти в школу», после чего он сам поймёт абсурдность своих слов.

      Исследования волновой активности мозга детей показало: неуспешные в обучении дети отличаются более низкой активностью левого полушария, у них меньше частота переключений с одного полушария на другое при выполнении заданий, которые требуют мыслительных действий. Объясняется это либо несформированностью мозолистого тела, либо стрессовым состоянием мозга. Такие дети заранее обречены на неуспех в логической системе образования.

    Также можно выделить следующие факторы стрессового состояния ребёнка:

  1. режим традиционно-неподвижной сидячей позы.
  2. программно-скоростные установки к технике чтения.
  3. авторитарное, бесполое и недифференцированное обучение.
  4. замена письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой.
  5. замена ростомерной мебели на одномерную.
  6. замена парт с наклонной рабочей поверхностью на столы с горизонтальной.
  7. замена электролампового освещения на люминесцентное.

   Постоянное действие стресса приводит к тому, что нервная активность сосредоточивается в правом полушарии и стволе мозга. Остальные области мозга могут быть частично блокированы. Во время стресса адреналин активизирует организм на борьбу и бегство и это проявляется в гиперактивности, неусидчивости детей. Также стрессовые ситуации вызывают рефлекс защиты ахиллова сухожилия, который способствует сокращению икроножной мышцы, выпрямлению и отведению колен назад. Это переносит центр тяжести тела на носки и напрягает спину и шею. Одно из основных условий успешной адаптации ребёнка к стрессовому обучению – развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг. Этому способствуют кинезиологические упражнения. Что это такое? Это – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Несколько таких упражнений я вам сейчас покажу, а вы можете повторить их за мной.

  1. «Колечко».
  2. «Кулак –ребро-ладонь».
  3. «Лягушка»
  4. «Замок»
  5. «Ухо-нос».

Дыхательные упражнения:

Растяжка ахиллова сухожилия:

2 вариант.

Постукивание.

Методика стирания стрессовой информации.

Родители выполняют упражнения вместе с воспитателем.

Я подготовила для вас подборку кинезиологических упражнений, которым вы можете научить своего ребёнка, а также памятку «Как избежать обучения без стресса».

Надеемся, что вы с интересом отнесётесь к этой информации. Удачи вам!

                                          П А М Я Т К А   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

                                              « Как избежать обучения без стресса».  

  1. При подготовке ребёнка к школе помните: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» (М.Монтень)
  2. Воспитание и обучение правополушарных и левополушарных детей, мальчиков и девочек необходимо проводить по различным методикам.
  3. Раннее начало знакового обучения недопустимо. Оно способствует формированию

минимальных мозговых дисфункций.

  1. Детей до семилетнего возраста следует воспитывать и обучать как правополушарных,

так как это соответствует возрастному этапу их развития.

  1. Неподвижный ребёнок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться

движением.

  1. При любой ассиметрии полушарий необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребёнка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости является полноценное развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).
  2. При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела, чем при подготовке девочек.
  3. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в это случае истощаются информационно (снижение активности левого «рациональнологического» полушария).
  4. Лень ребёнка – сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с данным ребёнком.
  5. Сделайте своей главной заповедью – не навреди!

                                          П А М Я Т К А   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

                                              « Как избежать обучения без стресса».  

  1. При подготовке ребёнка к школе помните: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» (М.Монтень)
  2. Воспитание и обучение правополушарных и левополушарных детей, мальчиков и девочек необходимо проводить по различным методикам.
  3. Раннее начало знакового обучения недопустимо. Оно способствует формированию

минимальных мозговых дисфункций.

  1. Детей до семилетнего возраста следует воспитывать и обучать как правополушарных,

так как это соответствует возрастному этапу их развития.

  1. Неподвижный ребёнок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться

движением.

  1. При любой ассиметрии полушарий необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребёнка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости является полноценное развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).
  2. При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела, чем при подготовке девочек.
  3. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в это случае истощаются информационно (снижение активности левого «рациональнологического» полушария).
  4. Лень ребёнка – сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с данным ребёнком.
  5. Сделайте своей главной заповедью – не навреди!

             1 блок

Блок регуляции тонуса, бодрствования мозга.

                2 блок

Блок приёма, переработки и хранения информации.

                   3 блок

Блок программирования, регуляции и контроля.

Формирование продолжается до 3 лет. При неполноценном формировании дети быстро утомляются: выполняя умственные операции зевают, стараются свернуться в позу эмбриона (подтягивают колени к груди, подкладывают ногу под себя; кладут голову нас тол и т.д.) Поза эмбриона выгодная, так как высвобождается часть энергии, которая может быть потрачена на деятельность коры головного мозга. Решение любых проблем начинается со слов «Я хочу (не хочу)…» и необязательно аргументировать

свои «хотения».

Формирование продолжается до 12 лет. Решение проблем характеризуется только «Я могу (не могу)…». Если ребёнок в этом возрасте всё ещё говорит «Я хочу (не хочу)», то это не соответствует возрастному этапу развитию.

Формирование начинается после 12 лет; сопровождается словами «Я должен (не должен)», что обязательно предполагает аргументацию и соответствие социальным нормам. Если 14-летний подросток говорит «Я не хочу идти в школу», попросите его то же самое сказать в соответствии со своим возрастом. Получится так: «Я не должен идти в школу», после чего он сам поймёт абсурдность своих слов.

 

             1 блок

Блок регуляции тонуса, бодрствования мозга.

                2 блок

Блок приёма, переработки и хранения информации.

                   3 блок

Блок программирования, регуляции и контроля.

Формирование продолжается до 3 лет. При неполноценном формировании дети быстро утомляются: выполняя умственные операции зевают, стараются свернуться в позу эмбриона (подтягивают колени к груди, подкладывают ногу под себя; кладут голову нас тол и т.д.) Поза эмбриона выгодная, так как высвобождается часть энергии, которая может быть потрачена на деятельность коры головного мозга. Решение любых проблем начинается со слов «Я хочу (не хочу)…» и необязательно аргументировать

свои «хотения».

Формирование продолжается до 12 лет. Решение проблем характеризуется только «Я могу (не могу)…». Если ребёнок в этом возрасте всё ещё говорит «Я хочу (не хочу)», то это не соответствует возрастному этапу развитию.

Формирование начинается после 12 лет; сопровождается словами «Я должен (не должен)», что обязательно предполагает аргументацию и соответствие социальным нормам. Если 14-летний подросток говорит «Я не хочу идти в школу», попросите его то же самое сказать в соответствии со своим возрастом. Получится так: «Я не должен идти в школу», после чего он сам поймёт абсурдность своих слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Родительская любовь и воспитание"

«Любя своих детей, учите их любить вас, не  научите – будете  плакать на старости лет. Вот, по-моему, одна из самых мудрых  истин  материнства и отцовства»    ...

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»

 Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать перед аудиторией....

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"

Формировать представления детей о традиционных семейных праздниках.Вызывать у детей радостные эмоции, способствующие становлении его личности, закреплять знания об окружающем мире, развивать речь, тво...

Конспект родительское собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"

Это мероприятие способствует возникновению  взаимосвязи детей воспитателей и их родителей. Воспитывать у детей желание радовать своих родителей своими результатоми в творческой и интеллектуальной...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...