ПРОЕКТ "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
проект по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад №5 комбинированного вида города Бокситогорска»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».
Подготовила: Афанасьева Н.В.
воспитатель
г.Бокситогорск 2013г.
Описание проекта
Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЛИЯЕТ
Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.
Формирование сенсорных эталонов:
- цвет
- форма
- величина
Развитие познавательных процессов:
развитие:
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
- Образовательные:
- развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
- учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
- обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
- Воспитательные:
- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
- Развивающие:
- развивать познавательные процессы;
- развивать мелкую моторику.
Актуальность проекта
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Цель проекта
– систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Задачи проекта:
· Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
· Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.
· Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста.
· Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.
Ожидаемый результат:
– повышение уровня сенсорного развития детей I мл. группы №1
Сроки проекта: январь – апрель 2013 г. (среднесрочный)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители I мл. группы №1.
Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.
Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей:
1. Занятия.
2. Игровые образовательные ситуации.
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
включает:
- повышение уровня профессиональной компетентности;
- определение объема материала, который будет адресован детям.
- планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
реализация:
- Изучение специализированной литературы;
- Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету» ;
- Оборудование «дидактического стола»;
- Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
- Подбор заданий и проведение диагностики;
- По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
- Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
- Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап: творческий (основной)
включает:
- Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
- Оформление стендов для родителей по теме проекта;
- Консультации для родителей.
реализация:
- Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
- Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
- Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
- Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
- Проведение дидактических игр и игр-занятий;
- Исследовательская деятельность детей;
III этап: заключительный
включает:
- Подведение итогов
реализация:
- Диагностика детей;
- Проведение заключительного занятия;
- Самооценка, выводы.
Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах в I младшей группе № 1
- начало проекта
В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте 2-х лет. Выявлено 2 уровня развития детей:
- низкий -5 детей (35 %)
- средний – 9 детей (65 %)
- конец проекта
В исследовании приняли участие 14 детей. Выявлено 3 уровня развития детей:
- низкий -1 ребенок (7 %)
- средний – 9 детей (64 %)
- высокий -4 ребенка (29 %)
Результаты проекта:
- В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
- У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
- Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
-Мозаика-вкладыши крупная;
-Мозаика мелкая;
-Мозаика –пазлы мелкая;
-Лотто «Фигуры по местам»;
-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);
-Пирамидки.
- В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
-«Колеса для машин»;
-«Спрячь игрушку»;
-«Иголки для ежика»;
-«Подбери по цвету»
-Оборудован дидактический стол.
Практическая значимость проекта
- Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;
- Разработка дидактического материала и дидактических игр;
- Разработка методических рекомендаций для родителей.
Перспективы развития проекта
- Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
- Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
- Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Информационные ресурсы
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
- Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
- Венгер Л.А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
- Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
- Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
- Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста". («Комплексный подход к образованию детей раннего возраста»)
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста"....
«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...
- Мне нравится (3)