На пороге школьной жизни (родительское собрание)
материал на тему
Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка; помощь родителям в подготовке детей к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_poroge_shkolnoy_zhizni_roditelskoe_sobranie.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
На пороге школьной жизни
родительское собрание в подготовительной к школе группе
Цель. Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка; помощь родителям в подготовке детей к школьному обучению.
Задачи: дать родителям информацию:
- о параметрах готовности дошкольника к школьному обучению;
- о путях достижения готовности к школьному обучению.
Предварительная подготовка: Анкетирование родителей дошкольников.
ХОД СОБРАНИЯ
Ведущий начинает встречу с вопроса:
«В чем каждый из присутствующих видит проблему дискуссии на данную тему»? После высказываний родителей предлагает им выполнить задание 1.
Тест «Пирамида».
Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек
Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.
Должна получиться вот такая пирамида:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:
- Ответственность
- Умение считать, читать, писать
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками
- Самостоятельность
- Настойчивость
- Состояние здоровья
- Умение логически мыслить
- Умение организовать рабочее место
- Развитие речи и памяти.
Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)
Информация для родителей
Что такое «готовность к школе»?
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
· Физиологическая готовность ребенка к школе.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
· Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает:
-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
• Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3) Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Ведущий. Часто школьные учителя, психологи, обеспокоенные трудностями адаптации ребенка к школе, говорят о «психогенной школьной дезадаптации», которая может выражаться в школьных страхах, неврозах и др.
К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. (Предлагает папам и мамам выполнить задание 2).
Задание 2
На карточках написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего школьника и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него. Напишите свои предположения.
- Вот пойдешь в школу, там тебе...
- Ты, наверное, будешь двоечником?
(Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
- Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.)
- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!
(Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза.)
- Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?
(Не предъявляйте ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
- Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!
(У ребенка, которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др.)
Резюме. Важно занять правильную позицию по отношению к ребенку, предоставить ему возможность самому делать все, что он в состоянии сделать. Позиция гиперопеки - выполнять за ребенка его школьные задания, идти у него на поводу; снисходя к его усталости, и пр. - может принести впоследствии массу неприятностей и родителям, и самому ребенку.
В конце встречи можно предложить родителям домашние игры для подготовки к школе, например: «Выложи сам» (на умение анализировать форму предметов); «Угадай, что спрятано» (на умение узнавать предметы по их словесному описанию и самому давать описание разных предметов и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"
Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...
Родительское собрание "Ребенок на пороге школьной жизни"
Практикум для родителей...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
Звучит спокойная музыка. Садятся за столы, пьют чай. Воспитатель: Добрый вечер мамы и папы, наши гости. Мы очень рады встрече с нашими уважаемыми учителями. Сегодня мы постараемся совместны...
Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни"
Родительское собрание в подготовительной группе "Семья на пороге школьной жизни"...
Родительское собрание "На пороге школьной жизни"
Сценарий родительского собрания для родителей будущих первоклассников. Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений....
Родительское собрание "Ребенок на пороге школьной жизни"
Конспект родительского собрания...
Родительское собрание Подготовительная группа Тема собрания: «Семья на пороге школьной жизни ребенка» Подготовила воспитатель: Стрельникова В.В.
Родительское собраниеПодготовительная группа Тема собрания:«Семья на пороге школьной жизни ребенка»Подготовила воспитатель: Стрельникова В.В....