Воспитываем участников дорожного движения.
статья (старшая группа) на тему

Шестаченко Надежда Николаевна

В материале раскрываются формы и методы, позволяющие воспитывать детей грамотными участниками дорожного движения, начиная с дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospityvaem_uchastnikov_dorozhnogo_dvizheniya.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитываем участников дорожного движения

Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах быстро возрастают, а значит и возрастает опасность дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Поэтому проблема формирование у детей основ безопасного поведения становится с каждым днем все более актуальной и рассматривается в работах многих специалистов, таких, как Т. Ф. Саулина, А. А. Вдовиченко, Т. И. Данилова и др.

Дети дошкольного возраста - это особая категория участников дорожного движения. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и восприятия. Вот почему с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МДОУ д/с №87 и мною лично особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра (Л. С. Выготский), поэтому наилучшему усвоению знаний о правилах поведения на дороге будут способствовать различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, игровые тренинги). Формирование и закрепление знаний, умений и навыков может осуществляться на специальных занятиях, которые проводятся воспитателем и учителем-логопедом. Особое значение имеют экскурсии по улицам города, встречи с работниками ГИБДД, а так же решение проблемных ситуаций в разных видах деятельности.

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у старших дошкольников должно строиться поэтапно в определенной системе. На всех этапах деятельности важно взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, единство требований в выполнении правил.

Взаимодействие педагогов ДОУ, с родителями, с сотрудниками ГИБДД  позволило внести существенный вклад в формирование навыков и умений поведения на дороге у дошкольников.

Необходимыми условиями для этого являются: мотивационная и методическая готовность воспитателя к такой работе, активная поддержка со стороны семьи, тесное сотрудничество педагогов и родителей по передаче ребенку способов безопасного поведения на дороге, совпадение позиций и единство требований в семье и детском саду.

Особую роль играет всесторонняя работа в данном направлении: активная позиция родителей, воспитателей, а так же образовательного учреждения в целом.

Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей на дороге является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.      

                                                                                                                                           В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте, родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность.  Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения  на улице, ту  дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.                                                                                                                                                                                    В этих целях широко используется:                                                                                                                                                                                        

  1. Беседы о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях.
  2. Информация на стендах для родителей «Дети и  дорога».                                                                          
  3. Оформление папок-передвижек по безопасности дорожного движения « Азбука безопасности», «Знай правила дорожного движения» и др.                                                                                                    
  4. Фото - выставка нарушений правил дорожного движения.                                                                      
  5. Выставка «Зеленый огонек»- макеты улиц, дорожные знаки, атрибуты
  6.  Дидактические игры по безопасности дорожного движения: «Подумай – отгадай», «Слушай и запоминай», «Какой это знак», « Красный и зеленый»,  «Кто больше знает» и др.                                                                                                                                                                  
  7. Родительские собрания такие как « Безопасность детей на улице», «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют?» с участием психолога инспектора ГИБДД и других заинтересованных лиц.                                                                                                                  
  8. Семинары – практикумы, на которых родителей знакомят с объемом  предлагаемых  для детей знаний  и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора, пешеходный переход «зебра», обязанности пешеходов, пассажиров).                                                                              
  9. Родительские конференции: «Дисциплина на улице – залог безопасности», на которых могут выступать представители ГИБДД, воспитатели с отчетом о проделанной работе, дети.                                                                                                                                                                
  10. Так же можно использовать деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми: «Ребенок и взрослый на улице», «Учите детей наблюдать» и др.                                                                                                                                                

     Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним  может перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому родители не должны допускать спешки на проезжей части: бега через дорогу к автобусу, разговоров о постороннем во время перехода дороги, движения на красный сигнал светофора.

      Родителям следует помнить о том, что ребенок должен играть только во дворе; кататься на самокате, велосипеде, роликах, в пределах двора, не выезжая на дорогу.

     Очень важны для родителей консультации: «Если вы купили ребенку велосипед», «Как научить ребенка наблюдать за дорогой», «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами», «Если вы взяли ребенка с собой на улицу».                                                

    Интересны и такие формы работы с родителями: «Дни открытых дверей» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте.

    Устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге.

    Совместные праздники и развлечения:  «Папа, мама и я – пешеходная семья», «Красный, желтый, зеленый», «Азбука безопасности движения» и др.

    Единство требований детского сада и родителей к детям – это условия безопасности наших детей. Родители должны помнить, что они являются поведения, объектом любви и подражания. И чтобы ребенок не попал в беду  необходимо воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ненавязчиво, ежедневно.

Шестаченко Н.Н.

МБДОУ ДС № 87


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников компетенций участника дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Праздник «Дорожная Азбука» как средство формирования у дошкольников компетенций участника дорожного движения   и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Актуальной задачей дл...

Конспект занятия "Мы участники дорожного движения"

Название конспекта: «Мы - участники дорожного движения!»Тема: Безопасность на дороге.Время на занятие: 25 минутВозраст: старшая группаОбласть ФГТ: Безопасность.Программа, в рамках которой проводится з...

«Формирование у детей 5 – 6 лет безопасного поведения в качестве участника дорожного движения»

Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогахЗнание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, о...

Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма, повышение культуры участников дорожного движения»

Организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенк...

Родительского собрания Тема: «Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма, повышение культуры участников дорожного движения»

Родительского собранияТема: «Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма, повышение культуры участников дорожного движения»Задачи:Заинтересовать родителей данной проблемой.По...

Тема: «Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма, повышение культуры участников дорожного движения»

Заинтересовать родителей данной проблемой.Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.Познакомить родителей  с методами обучен...

Конспект НОД по безопасности дорожного движения в подготовительной группе «Участники дорожного движения»

Конспект НОД по безопасности дорожного движения в подготовительной группе «Участники дорожного движения»...