Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте
консультация по теме

Содержание работы 1. Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте 2. Русская народная игрушка Используемые материалы: Материалы из интернета. Сайт «КУКЛА.ru”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya_word.doc352.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте

Выполнила: Задорожная Наталья Александровна

Зам.зав. по УВР ГДОУ детский сад № 85

Содержание работы

  1. Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  2. Русская народная игрушка

Используемые материалы:

Материалы из интернета.     Сайт «КУКЛА.ru”  

  1. ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В  ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

        Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения. К  трем годам ребенок  проделывает огромный путь в своем психическом развитии. Он уже свободно передвигается в пространстве, хорошо говорит, понимает речь окружающих, сознательно руководствуется (или также сознательно не руководствуется) требованиями и  указаниями взрослых, проявляет инициативу и самостоятельность. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и в сознании дошкольника, Л.С. Выгодский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимание, памяти, мышления и т.д.), а изменением отношения между отдельными функциями. Центральной психической функцией, определяющей остальные процессы в дошкольном возрасте, является память. Мыслить для дошкольника  - это значит вспоминать, то есть опираться на свой пережитый опыт или видоизменять его. Его мышление перестает быть наглядно – действенным, оно освобождается от воспринимаемой ситуации, что дает возможность устанавливать связи между общими представлениями, которые не даны в непосредственном чувственном опыте. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

       Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Дошкольник создает воображаемую ситуацию в игре, сочиняет истории, рисует придуманные им персонажи. В этот период ребенок не просто придумывает, он верит в свой воображаемый мир и живет в  воображаемой ситуации. Эмоциональная насыщенность воображаемых образов и вера в воображаемую ситуацию является одной из самых важных  специфических особенностей дошкольного возраста. Важнейшим новообразованием этого периода является также произвольное поведение, которое можно определить, как поведение  опосредованное нормами и правилами.  Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, то есть создается образ своего поведения.  Образ поведения, который может быть задан в форме обобщенного правила, или игровой роли, или действия конкретного человека, выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с этим образом, который становится образцом. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения образца. Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразования дошкольного возраста. Старший  дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свое внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения и т.д.

        Таковы основные психические новообразования дошкольного возраста. Все они складываются и проявляются и функционируют в различных видах деятельности дошкольника. Отделение дошкольника от взрослого к концу раннего возраста, по мнению Е.О.Смирновой, приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы  своего семейного круга и устанавливает новые отношения с более широким миром взрослых людей.

       Общение дошкольника усложняется, приобретает новые формы и новое содержание. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь содержание общения становится внеситуативным, то есть выходящим за пределы воспринимаемой ситуации. Ведущий для этой формы мотив общения – познавательный. Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве – как источник новых знаний, как человек, способный разрешить сомнения и ответить на вопросы. Для такой формы общения характерно является стремление ребенка к уважению взрослого; любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду.

      К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста – внеситуативно – личностная форма общения. В отличии от предыдущей ее содержанием мир людей, а не вещей. Если в 4 – 5 лет в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях и т.д. Ведущим мотивами становятся личностные.

     Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию и сопереживанию. Социальная ситуация развития дошкольника не ограничивается его контактами с окружающими взрослыми. Кроме реальных окружающих ребенка взрослых, в жизни и в сознании дошкольника появляется еще один – идеальный взрослый. Главная проблема дошкольника – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможностей. В этом и заключается  противоречие социальной ситуации ребенка –  дошкольника. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить  это противоречие, является игра.  Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно – ролевой.

      Сюжетно – ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются  все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинает развиваться произвольное  поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что – то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. Игра оказывает больше влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами – заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет – заместитель становиться опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации: реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном  пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

       Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением  возрастающей связи ребенка с обществом – особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. Исследования Д.Б.Эльконина показали, что ролевая игра возникает не сразу. Только к середине дошкольного возраста она достигает развитой формы.

      Предпосылками для возникновения ролевой игры являются:

  1. Отдельные действия от предмета и их обобщение;
  2. Использование ребенком неформальных (не имеющих ясно выраженной функции) предметов в качестве заменителей других;
  3. Отделение своих действий от действий взрослых и возникновение личных действий самого ребенка;
  4. Сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и отождествление их;
  5. Воспроизведение ребенком в своих действиях цепочки действий взрослых, отражающих в обычной последовательности отрезки их жизни.

      Многие педагоги и психологи, исследовавшие игровую деятельность дошкольников, отмечали, что для возникновения и усложнения игровой деятельности ребенка наиболее существенное значение имеет  руководство со стороны воспитателей.

      Так Н.М.Аксакова на основании своего исследования пришла к выводу, что для появления игры необходимы три условия:

  1. наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности;
  2. наличие разнообразных игрушек и воспитательных пособий;
  3. частое общение ребенка со взрослым.

Определяющим является непосредственное  воздействие взрослых на ребенка. Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких – то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. При более тщательном анализе игровой деятельности Д.Б.Эльконин отметил, что внешние условия, хотя и являются необходимыми,  тем не менее сами по себе недостаточны для возникновения ролевой игры. Для этого необходимо коренное изменение отношений ребенка и взрослых, которое происходит в период перехода  от раннего детства к дошкольному возрасту.

      Почти все авторы, описывающие ролевую игру, единодушно отмечают, что на нее решающее значение оказывает окружающая ребенка действительность. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них привлекательным.

      Для того чтобы дети дошкольного возраста играли, необходимо наличие у них ярких, эмоционально окрашенных представлений об окружающей действительности. При этом вся окружающая действительность может быть условно разделена на мир предметов и на мир человеческой деятельности и отношений. Исследования н.В.Королевой показали особую чувствительность детей именно к сфере человеческой деятельности и взаимоотношений.

      В ролевой игре, прежде всего, различаются сюжет и содержание. Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, классовой принадлежности детей, их семейного быта, географических и производственных условий, непосредственно их окружающих. По мнению Д.Б.Эльконина, чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем уже и однообразнее сюжеты их игр. Все сюжеты ролевых игр в дошкольном возрасте он предложил разделить на три группы:

  1. игры с сюжетами на бытовые темы;
  2. игры с производственными сюжетами;
  3. игры с общественно – политическими сюжетами.

      Младшие дошкольники  воссоздают в игре отношения в очень незначительном количестве сюжетов. Как правило, это игры, связанные с непосредственной практикой самих детей. Позднее воссоздание отношений людей становится в игре главным моментом. В игре у детей среднего дошкольного возраста производимые действия не повторяются бесконечно, а сменяют друг друга. При этом действия совершаются не ради самих действий, а чтобы выразить определенное отношение к другому человеку в соответствии с взятой ролью. Эти отношения могут разыгрываться и с куклой, получившей определенную роль. Орудийные действия, производимые дошкольником среднего возраста, более свернутые, чем у младших дошкольников. В сюжетных играх дошкольников среднего возраста основным содержанием становятся отношения между людьми. Развернутая передача отношений между людьми, в игре учит ребенка подчинятся определенным правилам. Знакомясь через игру с общественной жизнью взрослых, дети все больше приобщаются к пониманию общественных функций людей и правил отношений между ними.

      Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчинено правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил.  Некоторые сюжеты детских игр встречаются как у младших, так и у старших дошкольников. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и, наконец, к играм с сюжетами общественно – политических событий. Такая последовательность, по мнению ученого, связана с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых. На разнообразие сюжетов игр определяющее влияние оказывает воспитательная работа с детьми.

      Помимо сюжета, Д.Б.Эльконин предложил различать и содержание ролевой игры. Под содержанием игры он понимает то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре.

      Так, по исследованиям Л.С.Славиной, основным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками, в которых воспроизводятся действия взрослых людей с предметами. Совсем иначе проходит игра у старших детей. На первый план выдвигается использование результата действия для другого участника игры (или для куклы, его заменяющей). Действия совершаются ребенком уже не ради их самих, а для осуществления через них определенного отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью. Основным в содержании становятся отношения между людьми, роли которых взяли на себя дети. Л.С.Славина отмечает, что действия детей при этом чрезвычайно сокращаются и обобщаются, приобретая иногда условный характер; тем более сокращенный и обобщенный характер носят их действия. Изменение содержания игр может быть выявлено не только по характеру действий, но и по тому, как начинается игра и что является основой причиной конфликтов, возникающих между детьми.  У младших детей роль подсказывается самим предметом, попавшим в руки.  Если у ребенка в руках трубка, то  он «доктор», если термометр, - то «медсестра» и т.д.  Основные конфликты между детьми возникают из – за обладания предметом, с которым должно производиться действие. Поэтому  очень часто на машине едут одновременно два шофера, больного осматривают несколько врачей, обед готовят несколько матерей. Отсюда частная смена ролей, связанная с переходом от одного предмета к другому.

      У детей среднего дошкольного возраста роль формулируется до начала игры. И здесь главные ссоры возникают из – за ролей: кто кем будет. На первый план выступают отношения людей друг к другу. Действие может носить обобщенный характер, и его основное содержание может переносится на выражение отношения к другому человеку (шофера к пассажирам, матери к дочке, вожатого к кондуктору и т.п.). наконец, у старших дошкольников  главным в содержании игры становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Причем детки этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил своими товарищами по игре. И здесь в основном спорят вокруг того, «бывает ли так или не бывает» и, кроме того, отчетливо выступает критика действий соучастников по игре. Таким образом, содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми. Наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается длительность игр. Так, продолжительность игры у детей трех – четырех лет составляет всего 10 – 15 минут, у четырех, пятилетних доходит до 40 – 50 минут, а у старших дошкольников игры могут длиться несколько часов и даже несколько дней.

      В игре существует два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.  В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Элементы общения  появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально – каждый сам по себе. Обычно в этот период развития игры ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к  игре сверстника как раз и приводит к попыткам установления определенных отношений. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие легкие контакты еще не изменяют самого существа игры: каждый ребенок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния».

      На следующем этапе (в три – четыре года) ребенка начинает более интенсивно общаться со своими сверстниками.  Он активно ищет повода для совместной деятельности, для установления отношений. Продолжительность общения в этом случае зависит от того, в какой мере ребенок овладел игровым употреблением предметом, умением создавать и реализовывать игровой замысел. В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками (катание машины за веревочку, пересыпание песка из ведерка), взаимодействие ребенка со сверстником носит кратковременный характер. Содержание игры еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один может; кинуться помочь другу; один может; кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.

      С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержание игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий. С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность, ребенок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять желания играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности.

      Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центральным моментом любой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. В этом вхождении в человеческие отношения и в их освоении заключается сущность игры. Именно на развитие всей личности ребенка дошкольного возраста, на развитие всех сторон психической жизни.

  1. Русская народная кукла

          Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. До наших дней кукол сохранилось очень мало, потому что материал, из которого они изготавливались, (дерево, ткань, солома) недолговечен. Но имеющиеся музейные экспонаты, помогают мастерам частично восстановить древнейшее искусство. Искусствовед, специалист по традиционной народной культуре Русского Севера Нина Филева, была в экспедиции в одной отдаленной поморской деревне, и там ей удалось встретиться со старым мастером Петром Поповым, который рассказал и показал, как изготавливались старинные поморские игрушки. Изготовление этих игрушек корнями уходит в далекую древность. Из далекого детства он сохранил в памяти магическое значение определенного вида игрушки. Петр Попов резал игрушки – «Панки».

              В игрушках сохранились старинные представления об оберегах. «Паны» - это предки, которые живут в том мире, и помогают тем, кто живет ещё в этом мире. « Панками» еще назывались игрушки, вырезанные из цельного куска дерева и изображающие фигурки людей, зверей, птиц. Само слово «панк» происходит от слова «панг», что означает «корень», «ствол». Цельность, нерасчлененность массива дерева была главной отличительной чертой этих игрушек. В них легко угадывается прототип - древние идолы, которые были широко распространены в дохристианские времена.

              О том, какие куклы бытовали во времена Древней Руси, мы можем узнать только из литературных источников. Изучая литературу, я сделала вывод, что все куклы делились на три большие группы: куклы-обереги, обрядовые и игровые. Куклы-обереги предназначались для оберега семьи, дома, детства от злых сил, духов. Одной из древнейших считается зольная кукла, внутрь которой вкладывалась зола. Это была кукла-оберег женщины, дома, очага. Такими куклами не играли, а хранили в сундуке и при переезде на новое место жительства обязательно брали с собой. Кукла «Пеленашка». В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным детям. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка. В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленатый. В основе правил изготовления куклы «Пеленашки» лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы.

             При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное значение. В нашем селе до сих пор сохранилась традиция широко отмечать старинный праздник «Масленица», делать большую куклу «Масленицу» и в конце праздника сжигать её на костре. Куклу делают в человеческий рост, используя деревянную крестовину и солому. Солома как и дерево олицетворяют буйную силу растительности. Куклу наряжают в женскую одежду, украшают лентами, искусственными цветами. В её руке обязательно должен быть блин. Сжигая куклу, люди загадывают желания, которые обязательно должны исполниться. В рождественские праздники изготавливали обрядовую куклу «Козу». В её основе деревянная крестовина, а морда, голова, косы или борода из соломы. Одевали «Козу» специально в яркое платье или тулуп, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками. Кукла «Коза» была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб. Обрядовых кукол великое множество. На Руси почти к каждому православному празднику или обряду (рождение, свадьба, похороны) изготавливали свою куклу. Наряду с куклами- оберегами и обрядовыми куклами были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. Названия этих кукол очень просты и наивны. Люди что видели, что делали -так и называли. Такое мышление вообще характерно для людей славянской культуры.

            Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В некоторых домах их насчитывалось до ста штук. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет, такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла- простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в «скалку»-«скрутку», тщательно обернутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в неё лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, иногда обращались к мастерице, бабе, у которой куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ. Наши занятия по русской тряпичной кукле проводит Народный мастер России Короткова Марина Юрьевна. Она специально приезжает из Москвы обучать наших жителей традиционному русскому искусству.

        

        

        

        

        

        

        

Кукольные игры

В быту русской деревни еще в первые десятилетия XX пека лоскутная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях, где детскими игрушками служили лапти, ложки, деревянные яйца, тряпичные куклы имелись обязательно. Житейское мнение, будто кукла была забавой только для девочек, ошибочно. В куклы играли все дети примерно до 7-8 лет, пока не имели различий в костюме. Но лишь мальчик облачался в порты, а девочка в юбку, их игры и игровые роли начинали строго различаться. С этого времени и до самого замужества игровые интересы девочки сужались вокруг куклы и все теснее переплетались с традиционным рукоделием. Покровительственное внимание взрослых к детским кукольным играм во многом объясняется связью этих игр с магическими действиями, с культом плодородия и материнского начала. Еще долго в семьях сохранялись старые приметы, связанные с игрой в куклы. Если дети усердно мастерили «лялек» и подолгу возились с ними, то предсказывалось скорое появление в семье ново]южденного, а небрежное обращение с куклами предвещало болезнь близких. Если дети хоронили куклы, бросали их в воду или закапывали, значит, предсказывали покойника в доме; если же представляли их князем и княгинею, то пророчили близкую свадьбу. В Святки старались прекратить кукольные игры. Это пограничное время, связанное с зимним солнцестоянием, считалось опасным. Куклы убирали и прятали - подальше от всякой нечисти с «того света». Этими ритуальными действиями защищали дом и потомства; Отношение детей к кукле до сих пор интерпретируется как знак судьбы: «не играет в куклы - детей не будет, плохая мать будет». Самое интересное, что эти народные приметы часто подтверждаются в жизни. Повсеместно в наших экспедициях пожилые женщины рассказывали о бережном отношении взрослых и детей к куклам. Вспоминали, что игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали но избе, где попало. Их хранили

Куклы с  сундучком. Нач. XX в.. Архангельская губ. Х/ШИ РАО

в специально отведенных корзинах, коробах, ящиках или даже в ларчиках . Куклы часто сохраняли до замужества, брали с собой в приданое, а йотом передавали по наследству своим детям. Этнографы-собиратели во время экспедиций даже в 1920-30-е годы отмечали, что дети не хотят отдавать их для музейной коллекции. Маленьким детям куклы шили матери, бабушки, старшие сестры. При невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка. Каждая кукла-самоделка была индивидуальной интерпретацией традиционной игрушки, а часто и новым ее вариантом. В творчестве дети свободнее взрослых, и если безликая кукла мало устраивала, лицо пятнали сажей, мазали углем, выводили чернилами, отмечали карандашом, вышивали нитками, клеили из конфетных оберток. Разные варианты вышивки кукольных лиц могут составить оригинальную коллекцию потешных портретов-типажей. Старшие обучали, контролировали работу и оценивали успехи детей. Куклу рассматривали как эталон рукоделия. По ней судили о мастерстве и вкусе хозяйки. Поэтому на «посиделки» вместе с прялкой часто брали и повозочку с куклами. Изготовление кукол и игры с ними всячески поощрялись. Считалось, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей матерью. В куклы дозволялось играть даже «молодухе», пришедшей после свадьбы в дом мужа.

Е.Аикоба. Каргополъский мужичок. 2007 г.

Кукла с вышитым лицом. 1930-е гг. ХПМИ РАО

Возок с куклами. Кон, XIX— нач. XX в., Архангельская губ.

 

            Внимание взрослых к кукле объяснялось не только таинственным ее значением, но также и необходимостью раннего трудового обучения. С малого возраста крестьянский ребенок сотрудничал со старшими членами семьи, а лет с семи-восьми труд становился основным занятием в его жизни. Общество было чрезвычайно заинтересовано в подготовке девочек к женским ремеслам, к ручному труду. Играя в куклы, дети непроизвольно учились кроить, вышивать, прясть, шить. Игра находилась в прямом отношении к деятельности будущего взрослого члена общества, сохраняя при этом и отжившие трудовые навыки. Так, в деревнях Рязанской губернии чуть более ста лет назад девочки пряли нитки для шитья кукольных нарядов из волокон крапивы, уже не употребляемой тогда на пряжу в крестьянском быту.

          Полностью содержание куклы раскрывалось в игре. Получив игрушку от взрослых, ребенок имел своего рода задание для совершенно определенной деятельности. Это важный момент: кукла становилась не индивидуальной игрушкой, а средством общения, потребность в котором столь развита в деревенской среде. Все отношения, в том числе и семейные, но-С4ли в деревне публичный характер - р??ждение, свадьба, похороны. Коллективным было и искусство. Естественно, эту жизненно важную потребность в общении необходимо было передать ребенку. Тряпичная кукла этому активно способствовала, консолидируя детское сообщество.

         Для кукольных игр дети объединялись в небольшие «партии». У каждой «девки» была своя «коробейка» с куклами - прямо с ними и собирались, как на ритуал, на кукольные игры. Тут и разворачивалось коллективное творчество: строили шалаши из прутьев и соломы, лепили посуду из глины, пряли нитки на кукольное приданое. В ход шли плоды, листья, цветы, камешки, черепки. Будто в зеркале, отражалась в этих детских играх бытовая и духовная жизнь деревни. Старые крестьянки помнят, как в детстве нянчили и пестовали свои тряпичные куклы, укладывая их в зыбку, пели им колыбельные песни, при «болезни», как матери, опрыскивали водой... Исполняли с ними все домашние работы: «девочки» пряли пряжу и ткали холсты, стряпали в печке, ходили в поле жать, а «мальчики» рубили дрова, пахали, косили, пасли скотину..."

Е. Николаева. девочка с мишкой. 18 см, 2004 г.

Гармония формы - результат модульного подхода к формообразованию куклы. Она собрана только из квадратных лоскутков ткани, сшитых, набитых, свернутых и скрученных разными способами. Головка, перетянутая по шее, и туловище сделаны из одного цельного лоскута, рукава — из квадратов, сложенных по диагонали, ладошки с большим пальцем — тоже квадратики. Даже прическа сделана из квадрата ткани, нашитого верховым швом. Из отдельного квадратного лоскутика сшит трушенный мишка.

          Справляли со своими куклами все обряды и празднества: крестины, похороны, где, подражая взрослым, «кричали причитания» и «голосили». Чаще всего проигрывалась с куклами свадьба, в ней повторялись все основные традиционные драматические и комедийные сцены, игровые действия и обряды, сопровождаемые песнями.

        Собиратели фольклора и этнографы неоднократно записывали полную свадебную игру девочек 8-10 лет. Сцена за сценой развертывались «сватовство», «налаживание к богомолью», «посиделки» с обрядом расплетания косы. Положив на колени куклу, девочка расплетала ей кудельную косу и голосила: «Не свет ли да рассветается...». После «посиделок» следовала «баня», а затем «девишник»; на кукле-невесте был красный ситцевый сарафан, на голове — повязка, волосы распущены, и все девочки пели хором: «Уж ты, Аксиньюшка...». После «венчания» «невесте» заплетали две косы и укладывали на голове «по-бабьи», а затем устраивали кукольный «княжой стол» и «первую ночь» на лавке: «жениха кладут на невесту и закрывают шалями»...

          Уже в детском коллективе среди участников игр выделялись наиболее способные исполнители, знатоки игровых традиций, лучшие кукольницы - их знали во всей деревне, а то и в целой округе. Из них вырастали талантливые мастерицы на нес руки, подлинные хранители обрядового и песенного творчества.

        И в наше время дети с большим удовольствием делают тряпичные игрушки и играют с ними.  А самое главное сделанные игрушки своими руками ценятся детьми и хранятся многие годы. Это проверено временем, на примере моих сыновей. Сделанные ими игрушки они хранят до сих пор, а им уже больше 20 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определе...

«Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Содержание и организация работы по формированию игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью....

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качест...

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Консультация "Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста"...

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

В данной статье представлены рекомендации воспитателям по организации развивающей предметно-пространсвенной среды....

Консультация для педагогов «Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов «Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста»....