Возрастные особенности образа сверстника у дошкольников.
материал по теме

Баканова Екатерина Алексеевна

 

Многие исследования как отечественные (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Т.А. Репиной, С.В. Мухина, М.И. Лисиной, Р.А Смирновой, Е.О. Смирновой, Р.К. Терещук и другие), так и зарубежные (Ж. Пиаже, Дж. Мид, Л. Ли, Б. Спок, Р. Снайдер и другие) посвящены проблеме взаимодействия и общения детей со сверстниками. Вместе с тем эта проблема остается весьма актуальной, как с теоретической, так и с практической точек зрения: 1) многие аспекты проблемы общения и взаимодействия до настоящего времени недостаточно изучены; 2) практические психологи отмечают многочисленные трудности детей, обусловленные нарушениями их общения и взаимодействия.

При этом многие авторы указывают на ведущую роль сверстника. Так, Дж. Мид утверждал, что социальные навыки развиваются благодаря возможности брать на себя роли других, что возможно только в игровом взаимодействии. В исследовании Левис и Розенблюм было показано, что в общении сверстников формируются и упражняются различные социальные навыки (просоциальные, агрессивные и  др.). Л. Ли подчеркивает, что благодаря сверстнику у детей развивается способность понимать другого и выстраивать свое поведение с учетом их потребностей и эмоциональных состояний.

В отечественной психологии проблеме общения и ее влияния на психическое развитие детей посвящены работы Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, Р.К. Терещук и др. В работах исследователей, посвященных дошкольному возрасту отмечается, что благодаря общению со сверстником происходит становление таких психологических новообразований этого возраста, как: произвольное поведение, становление личностных качеств (самооценка, овладение этическими представлениями, развитие мотивационно – потребностной сферы).

Важное направление исследований связано с изучением межличностных отношений детей (Я.Л. Коломинский, А.Д. Кошелева, ТА Репина, Т.В. Сенько и др.). В рамках данного подхода выделяются социометрические исследования, направленные на выявление существующих в группе детей предпочтений. Было установлено, что в старших возрастных группах детского сада уже существует относительно устойчивая и дифференцированная система межличностных отношений.

Я.Л. Коломинский и Б.П. Жизневский отмечаются важность изучения детских конфликтов. Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации общения, способствующие психическому развитию в целом и формированию личности. Подчеркивается, что взрослому необходимо знать возможные причины возникновения детских конфликтов, прогнозировать поведение детей в соответствии с возрастом и специально обучать детей наиболее оптимальным способам общения в них.

Существует ряд близких социометрическим исследованиям работ, посвященных изучению общения детей в группе (Л.В. Артемова, Т.А. Репина, А.А. Рояк, Р.К. Терещук и др.). Взаимоотношения детей рассматриваются в зависимости от степени выраженности во взаимодействии таких параметров, как частота, длительность и устойчивость во времени, интенсивность общения, количество детей, объединенных совместной деятельностью и т.д. Результаты исследований показали, что с возрастом расширяется круг общения дошкольников со сверстниками, увеличивается его длительность, интенсивность, при этом в реальном взаимодействии детей выделяются популярные и непопулярные дети.

В научной литературе представлен широкий спектр направлений исследований по проблеме взаимодействия детей друг с другом. Одним из них является изучение общения ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности, разработанной М.И. Лисиной (З.М. Богуславская, Л.Н. Галигузова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина и др.). Согласно данной концепции, в целостной практике ребенка имеется тесная связь общения со всеми другими видами деятельности и с его общей жизнедеятельностью. Особенность данного подхода заключается в акценте на содержательных качественных особенностях общения детей с ровесниками на разных возрастных ступенях развития. Здесь общение рассматривается как сложная деятельность, имеющая свои структурные компоненты (потребности, мотивы, цели, задачи и т.д.).

Раскрывая роль общения в психическом развитии, М.И. Лисина в качестве главных продуктов этой деятельности выделила образ сверстника и образ самого ребенка. С точки зрения М.И. Лисиной, образ сверстника представляет собой условный аффективно – когнитивный комплекс, в котором представлены отношение ребенка к сверстнику или оценка особенностей его деятельности и поведения (аффективные составляющие) и представления (или знания) ребенка о сверстнике (когнитивная составляющая). Эти два аспекта образа реально неразделимы. Они могут быть лишь условно отделены друг от друга в целях исследования. Дошкольники приобретают знания о другом ребенке на основе его действий и поступков, которые затем оцениваются.

С точки зрения М.И Лисиной образ сверстника играет в развитии дошкольника существенную роль, т.к. ребенок познает свои особенности при соотнесении себя с образом другого.

 

Вместе с тем, до настоящего времени данных о возрастных особенностях представлений детей о других не так много.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности образа сверстника у дошкольников.

Автор статьи: Баканова Екатерина Алексеевна

педагог-психолог ГБОУ детского сада № 439,

города Москвы

Проблеме общения посвящено много исследований как отечественных (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Т.А. Репиной, С.В. Мухина, М.И. Лисиной, Р.А Смирновой, Е.О. Смирновой, Р.К. Терещук и др.), так и зарубежных (Ж. Пиаже, Дж. Мид, Л. Ли, Б. Спок, Р. Снайдер и др.).Особое место среди них занимает исследование М.И. Лисиной,  которое раскрывает роль общения в психическом развитии  и в качестве главных продуктов этой деятельности выделила образ сверстника, с помощью которого ребенок познает свои особенности. (С точки зрения М.И. Лисиной, образ сверстника представляет собой своеобразный аффективно – когнитивный комплекс, в котором представлены отношение ребенка к сверстнику или оценка особенностей его деятельности и поведения (аффективные составляющие) и представления (или знания) ребенка о сверстнике (когнитивная составляющая).)

Вместе с тем, до настоящего времени исследований, посвященных изучению особенностей образа сверстника у дошкольников, не достаточно.

Целью нашего исследования стало выявление влияния особенностей взаимодействия дошкольников на их представления о сверстнике.

Гипотеза – содержание представлений дошкольников о сверстнике зависит как от возрастных, так и от индивидуальных особенностей их взаимодействия.

Объект – представления дошкольников о сверстнике в дошкольном возрасте.

Предметом выступает влияние возрастных и индивидуальных особенностей взаимодействия на образ сверстника, в  дошкольном возрасте.

В исследовании последовательно решались следующие задачи:

   1. анализ литературы по проблеме взаимодействия и общения;

  1. выявить содержание представлений образа сверстника у дошкольников;
  2. выявить влияние возрастных особенностей взаимодействия на образ сверстника;
  3. выявить влияние индивидуальных особенностей взаимодействия на образ сверстника.

В исследовании использовались следующие методики:

1.Наблюдение, для выявления возрастных особенностей взаимодействия;

2. Беседа, в которой просилось ребенка рассказать о ребенке, к которому он испытывает симпатию, и о ребенке, к которому он не испытывает симпатию;

3. Методика «Ситуации», в которых ребенка просилось высказать свое суждение о том, как поступит его сверстник в ситуациях, изображенных на картинках. Приложение. 1.Нейтральное взаимодействие:

а) игровое;

б) на занятии.

2.Взаимодействие, в котором возможен конфликт:

а) в игре;

б) в общении с взрослым;

в) в отсутствии взрослого;

г) возможно, конфликт уже произошел. (См. Приложение)

В качестве оценки адекватности высказываний использовались экспертные оценки воспитателей.

Исследование проводилось в младшей (15), средней (15) и старшей (17) группах, на базе детского сада № 1262 г. Москвы.  Всего в эксперименте приняло участие 47 детей.

Анализ ответов детей по методикам выделить 4 типа описания сверстника:

1. отсутствие четких представлений; ответы «не знаю»

2. содержанием представлений являются формальные высказывания: «У него красивая книжка».

«У него короткие светлые волосы. Синие глаза. Часто играет с Никитой».

3. представления о ребенке сводятся к оценочным высказываниям: «Она хорошая», «Она плохая».

4.содержание представлений основаны на реальном опыте взаимодействия со сверстником. «Она мне конфеты не дает. Она всех бьет. Злится на всех. Разговаривает не спокойно со мной».

Как распределились высказывания по возрастам представлены в таблице 1.

Взаимодействие

Оценочные суждения

Формальные сведения

«Не знаю»

Младшая гр.

10 %

24%

24%

Средняя гр.

20%

60%

20%

-------

Старшая гр.

35%

41%

24%

-------

        




Группы

Беседа

«Ситуации»

взаимодействие

оценочным суждениям

формальные сведения

не знаю

взаимодействие

оценочным суждениям

формальные сведения

не знаю

Младшая

10 %

24%

24%

40%

10%

23%

23%

44%

Средняя

20%

60%

20%

-------

20%

49%

31%

-------

Старшая

35%

41%

24%

-------

47%

24%

29%

-------

Из таблицы видно, что в младшем возрасте большая часть детей не имеют четких представлений о сверстнике. Наиболее часто в среднем возрасте встречаются оценочные высказывания. Из табл. видно, что к старшему возрасту увеличивается процент высказываний, отражающие реальное взаимодействие. В то же время видно, что в старш. дошк. возр. Увеличивается количество  формальных высказываний.

Полученные данные свидетельствуют о том, что представления о сверстнике на протяжении дошкольного возраста изменяются.

Проведенное наблюдение за особенностями взаимодействия позволяет сделать вывод о том, что на представления влияют возрастные особенности взаимодействия.

Так в младшем дошкольном возрасте взаимодействии со сверстником ситуативно, либо инициируется взрослым, оно неустойчиво, кратковременно.

  В среднем возрасте дети при решении конфликтных ситуаций обращаются за помощью к взрослому, который решает их в форме оценочных высказываний.

Как показали наши наблюдения, в старшем дошкольном возрасте повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений, взаимодействие становится длительным, устойчивым, избирательным, разнообразным по формам, что согласовывается с данными других авторов.

Несмотря на то, что количественная обработка результатов высказываний детей не выявляет отличий формальных представлений среднего и старшего возрастов, качественный анализ показывает их существенные отличия. Так в среднем возрасте они единичны, отражают случайные особенности, тогда как в старшем возрасте формальные представления более полно описывают внешние особенности ребенка.

Индивидуальный опыт взаимодействия так же влияет на представления о сверстнике. Такое влияние можно видеть в таблице высказываний относительно ребенка к которому испытывают симпатию, и относительно ребенка, к которому не испытывают симпатию. Таблица 2. содержит данные о количестве высказываний.

Таблица 2.





Беседа

«Ситуации»

взаимодействие

оценочным суждениям

формальные сведения

не знаю

взаимодействие

оценочным суждениям

формальные сведения

не знаю

друг

28%

40%

32%

-------

28%

38%

37%

-------

«не друг»

25%

63%

12%

-------

25%

61%

13%

-------

Индивидуальные особенности мы будем рассматривать относительно средней и старшей гр., т.к. в младшей гр. Дети не имеют четких представлений о сверстнике. Как видно из таблицы влияние индивидуального опыта взаимодействия отражается в высказываниях, относительно ребенка, к которому не испытывают симпатию. Видно доминирование оценочных высказываний относительно него. Что касается ребенка, к которому дети испытывают симпатию, то ответы распределены по ровну. Из таблицы видно, что к старшему возрасту у детей больше представлений, отражающий индивидуальный способ взаимодействия, относительно ребенка, к которому дети испытывают симпатию больше оценочных.

Проведение беседы с воспитателями позволило оценить адекватность суждений детей о сверстнике.

Таблица 3.Средняя группа

« Друг»

«Не друг»

успешное

неуспешное

успешное

неуспешное

Взаимодействие

15%

------

13%

7%

Оценочные суждения

7%

40%

7%

67%

Формальные сведения

-----

35%

------

7%

«Не знаю»

------

-----

-------

------

Таблица 4. Старшая группа

« Друг»

«Не друг»

успешное

неуспешное

успешное

неуспешное

Взаимодействие

41%

-----

29%

-----

Оценочные суждения

12%

18%

23%

29%

Формальные сведения

-----

29%

-----

19%

«Не знаю»

-----

-----

-----

-----

Как видно из таблицы наиболее успешны казались дети, у которых образ сверстника сложился на основе опыта реального взаимодействия. Дети, имеющие оценочные представления, не всегда адекватно могут оценить поведение сверстника. Неуспешны оказались дети, со сформированным представлением о сверстнике, основанном на формальных суждениях.

Т.о., полученные в исследовании данные позволили

1. Выделить 4 типа описания сверстника.

1.отсутствие четких представлений;

2. содержанием представлений являются формальные высказывания:

3. представления о ребенке сводятся к оценочным высказываниям: 4.содержание представлений основаны на реальном опыте взаимодействия со сверстником.

2. Возрастные особенности взаимодействия влияют на представления детей о сверстнике.

В младшем дошк. возр. представления о сверстнике не сформированы.

В среднем возрасте содержанием образа сверстника являются представления, отражающие оценочные высказывания.

В старшем возрасте на фоне оценочных суждений, возрастает количество высказываний, описывающих взаимодействие с конкретным ребенком.

3. Особенности индивидуального взаимодействия так же оказывают влияние на представление детей о сверстнике. Начиная со старшего возраста на образ сверстника влияет и индивидуальный опыт взаимодействия. Особенности взаимодействия отражаются в высказываниях относительно ребенка, к которому дети испытывают симпатию имеют оценочный характер.

Литература

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., «Педагогика», 1983.
  2.  Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи
    лет.- М., 1992.
  3.  Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -
    Минск, 2000.
  4.  Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.-Воронеж, 1997.

     5.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – Москва – Воронеж,   2002.

    6.Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. /Под ред. Е.О. Смирновой. — М., 2001.

     7. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.

    8. Общение детей в детском саде и семье. – М., 1990.

    9.Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. – С – Пб., «Химиздат», 2001.

     10.Терещук Р.К. Общение и избирательное взаимоотношения дошкольников. Отв. ред. Рузская А.Г. – Кишинев; 1989.

      11. Миронова Т.Б., Павлова Н.С. Критерии Выборов партнера по общению детьми старшего дошкольного возраста.

     12. Вопросы психологии. Вып. 2., 1988. ст. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общение дошкольников со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"

В материале отражены  психологически аспекты знакомсва детей дошкольного возраста с книгой. Раскрыты все их возрастные особенности.  ...

Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова  Г. А....

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой.

Данныий материал позволит правильно подобрать художественную литературу для чтения детям, учитывая их возрастные особенности....

Реферат "Возрастные особенности восприятия картины ребенком-дошкольником. Психологические стадии общения ребенка-дошкольника с картиной. Характеристика типов и уровней восприятия

В дошкольном возрасте ознакомление детей с художественным творчеством носит, в первую очередь, эстетический характер. Учась чувствовать, воспринимать, проявлять эмпатию и анализировать ребенок начинае...