проект "Песочные сказочки, мокрые загадочки"
проект (младшая группа) на тему
Педагогический проект "Песочные сказочки, мокрые загадочки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnye_skazochki_mokrye_zagadochki.docx | 38.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 15 «Сказка»
ПРОЕКТ «Песочные сказочки, мокрые загадочки»
«Путь к умной, светлой голове лежит через руки»
Любина Г.А. доктор педагогических наук
Постановка проблемы.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», Федеральными государственными требованиями основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Под влиянием телевидения, компьютера и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Многие дети с этим не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Одной из актуальных проблем сегодня является изучение эмоциональной сферы и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Негативные способы поведения дети переносят в игру. Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.
Срок реализации проекта: октябрь – май.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Цель проекта: помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним его неприятности, вселить в него уверенность, зажечь огонек радости, творчества, помочь поверить в себя и не бояться направить его деятельность.
Задачи:
1. Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии;
2. Разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему занятий с детьми;
3. Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду;
4. Наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данного проекта;
5. Познакомить со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики;
6. Развивать творчество, познавательные способности, креативность участников проекта;
7. Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
8. Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Принципы при организации игр:
- Добровольность. Ребенок играет по своему желанию.
- Активность ведущего взрослого (взрослый в роли организатора, и непосредственного участника игры в образе какого- либо персонажа. Однако, активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка.
- Предупреждение открытых конфликтов между детьми. Взрослому необходимо быть внимательным и проявлять терпение, чтоб не было агрессивных проявлений в поведении детей. Управлять игровой ситуацией, быть настойчивым – справляться с трудностями и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях.
- Безоценочность. В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей.
- Безопасность. Существует строгий запрет на то, чтобы дети причиняли боль друг другу, для чего необходима организация свободного и удобного игрового пространства и отсутствие в помещении мебели, которая могла привести к травмам.
Методы и приемы:
- Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, ситечками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
- Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций, инсценирование и театрализация (животные пустыни, ветер, дождик – дождик, необыкновенные следы…)
- Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).
- Наглядные методы. Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций.
- Игровые приемы могут быть различного характера - подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.
Формы работы по проекту
- работа с детьми:
1.Чтение и рассматривание художественной литературы, альбомов (потешки, прибаутки, рассказы, сказки).
2.Проведение игр с песком, водой.
3.Проведение игровых занятий.
4. Пополнение предметно - развивающей среды группы;
5. Опытно – экспериментальная деятельность;
6. Тематический день: «День мыльного пузыря и песка»
- работа с родителями:
1. Выполнение творческих заданий;
2. Совместная опытно–экспериментальная деятельность;
3. Консультации: «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «Как проводится «терапия» песком?»
4. Мастер-класс «Песочные фантазии»;
5. Изготовление и сбор оборудования для игр с песком;
6. Альбом: «В мире песка», «Водичка, водичка»;
7. Создание мини – музея «Вода и песок»
8. Сборник художественной литературы (потешки, прибаутки, стихотворения, высказывания великих людей…)
Материалы проекта:
В данном проекте представлены:
- перспективный план работы на учебный год;
- игровые занятия и упражнения;
- опыты с песком и водой (алгоритмы);
- иллюстрированный альбом «Водичка, водичка»; «Песочный мир»
- консультации для родителей и педагогов по проведению игровых занятий и опытно – исследовательской деятельности с детьми.
- Мастер-класс
- Сборник (стихов, загадок, потешек и т.п.)
- Тематический день: Мыльного пузыря и песка»
Предполагаемый результат:
- Сформированны коммуникативные навыки общения, эмоционально – волевая сфера.
-получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,
-получают положительные эмоции от экспериментирования;
-пользуются речью как средством общения со сверстниками;
- Повысился уровень мотивации к играм с песком.
- Развита тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика.
- Получение первого опыта рефлексии (самооценка).
- Творческое самовыражение воспитанников.
Планирование работы по реализации проекта
Октябрь
Цель:
Формировать знания у детей о свойствах воды: жидкая, прозрачная, льется, без запаха, бывает горячая и холодная, меняет цвет.
Задачи:
- Вызвать интерес к данному объекту
- познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной, подвести к тому, что вода может менять цвет
- Развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.
- Учить делать элементарные выводы.
- Развивать и активизировать словарь.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - «Игра в прятки» - «Теплая капелька или поможем Колобку умыться» | Приложение 1 |
2 | Коммуникация | - рассматривание и беседа по иллюстрациям; -заучивание потешки «Мы умеем чисто мыться» | Приложение 5 |
3 | Социализация | - наливаем, выливаем; - теплая капелька; | Приложение 2 |
Оснащение предметно-развивающей среды:
-пополнение уголка детского экспериментирования
(картотека, алгоритмы, оборудование для игр с водой);
- подбор художественной литературы о воде (стихи, потешки, загадки)
Работа с родителями:
- пополнение уголка детского экспериментирования;
- изготовление ящиков для игры с песком
- выпуск альбома «Водичка, водичка»
Ноябрь
Цель:
Формировать знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
Задачи:
- Дать представление о свойствах песка, с приемами его увлажнения;
- Учить способам обследования;
- Познакомить с песочницей и правилами поведения в ней;
- Развивать интерес к играм с песком;
- Воспитывать положительное отношение к персонажу - Песочная фея.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - «Чувствительные ладошки» -«Дед знай» - «Знакомство с Песочным человеком» - «В гостях у песочной феи» | Приложение 1 |
2 | Коммуникация | - Беседа «Вода – источник жизни» | |
3 | Социализация | - игра «Здравствуй песок, песочный дождик» - игра «Песочный ветер» - игра «Необыкновенные следы» - игра «Дождик моросит, ручеек течет» | Приложение 2 |
Оснащение предметно-развивающей среды:
-пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности.
Работа с родителями:
- Консультация «Наливаем, выливаем…»
Декабрь:
Цель:
Совершенствовать знания детей о свойствах песка: удерживает воду, изменяет форму в зависимости от формочки.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук;
- Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, аккуратность в играх с природными материалами;
- Закреплять название основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий);
- Снижение психофизического напряжения.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - «Пироги пекла лиса» - «У солнышка в гостях» - «Волшебный цветок» | Приложение 1 |
2 | Коммуникация | - коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, колыбельные к героям сказки «Репка») | |
3 | Социализация | -игра «Песочные прятки» - игра «Секретные задания кротов» - игра «Цветные заборчики» - игра «Я пеку, пеку» | Приложение 2 |
Оснащение предметно-развивающей среды:
- подбор художественной литературы о воде, песке (стихи, потешки, загадки)
Работа с родителями:
- Консультация «Терапия песком»
Январь
Цель:
Развивать чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий
Задачи:
- Учить способам обследования;
- Развивать мыслительную и речевую активность;
- Учить отражать в речи свои ощущения, настроение;
- Воспитывать умение взаимодействовать в игре.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - «Сказка об умном мышонке» - «Вырастала репка на песке» - «Путешествие золотой рыбки» | Приложение 1 |
2 | Коммуникация | - Беседа «Кому нужен песок для жизни» | |
3 | Социализация | -игра «Отгадай загадку» - игра «Песочный круг» - игра «Отпечатки» | Приложение 2 |
Оснащение предметно-развивающей среды:
- сбор картотеки опытов с песком и водой (алгоритмы)
Работа с родителями:
- Выпуск альбома «В мире песка»
Февраль
Цель:
Учить детей моделировать сказку на песке
Задачи:
- Учить рассказывать о своих чувствах, ассоциациях, фантазиях;
- Развивать умение импровизировать в образе действий знакомых персонажей;
- Развивать фантазию, творческие способности;
- Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - «Колобок» - «Город веселых музыкантов» - «Сказочная страна» - «Городок игрушек» | Приложение 1 |
2 | Коммуникация | - Загадывание загадок | Приложение 5 |
3 | Социализация | - игра «Узоры на песке» (1 вариант) - игра «Узоры на песке» (2 вариант) - игра «Кто к нам приходил» - игра «Мы едем в гости» | Приложение 2 |
Оснащение предметно-развивающей среды:
- пополнение дидактических игр: «Плавает, не плавает»; разрезные картинки «Замки на песке»
Работа с родителями:
- Мастер-класс «Песочные фантазии»
Март
Цель:
Развивать и расширять представления детей об окружающем мире природы.
Задачи:
- Продолжать учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать материалы по всей поверхности песка.
- Развивать тактильную чувствительность;
- Способствовать возникновению игровых взаимодействий между детьми;
- Побуждать строить самостоятельно и по инструкции различные сообщества;
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - «Путешествие к гномам в горы» - «Кто, где живет?» - «Приключения Квака» - «Солнечный мальчик» | Приложение 1 |
2 | Коммуникация | Чтение и драматизация знакомых сказок | |
3 | Социализация | - игра «Спрячь игрушку» - игра «Три медведя» - игра «Общим словом назови и напомни» - игра «Детские секретики» | Приложение 2 |
Оснащение предметно-развивающей среды:
- Создание мини – музея «Вода и песок»
Работа с родителями:
- Субботник (изготовление столов для рисования песком на стекле)
Апрель
Цель:
Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком на стекле.
Задачи:
- Учить воссоздавать в рисунке на стекле представляемые эпизоды;
- Познакомить с алгоритмом выполнения песочных картин;
- Развивать творческое воображение, мелкую моторику, координацию движений;
- Вызвать эмоциональный отклик.
№ | Образовательная область | Мероприятия | Примечание |
1 | Познание | - «Ласковый цветок и сердитые тучки» - «Цветок – лепесток» | Приложение 1 |
2 | Коммуникация | - Речевая игра: «А знаете ли вы...?» | |
3 | Социализация | - игра «Веселые соревнования» - игра «Нарисуй картинку пальцами» - игра «Азбука настроения» - игры по желанию | Приложение 2 |
Оснащение предметно-развивающей среды:
-Пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности.
Работа с родителями:
- Фотовыставка «Песочные сказочки, мокрые загадочки»
Май
Отчёт – презентация по проекту на итоговом педсовете.
Литература:
- Журнал «Обруч». Дошкольное образование, N 2, 1998 год, г.Москва.
- Журнал «Дошкольная педагогика» N 1, 2007 год, г.Санкт- Петербург.
- К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2005.
- Журнал «Обруч». Дошкольное начальное образование, N 6, 1997 год, г.Москва.
- Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
- Журнал «Дошкольное воспитание», N 10, 2007 год, Московская область, г.Мытищи.
- Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006. 208 с.
- Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. Спб., 2001.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.
- Интернет-ресурсы. Песочная терапия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочные сказочки, мокрые загадочки
"Песочные сказочки, мокрые загадочки"Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация»....
Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» для работы с детьми раннего возраста
Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» для работы с детьми раннего возраста22.09.2014Автор:Найданова С.А.воспитатель МДОУ«Детский сад "Кораблик №18"г. СаранскПроект «Песочные сказочки, мокрые за...
Информационно-исследовательский проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки»
Данный материал позволяет вести целенаправленную работу по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия окружающего мира. Он м...
ПРОЕКТ "Песочные сказочки-мокрые загадочки"
Информационно - исследовательский проект для детей средней группы...
Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки»
Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» предназначен для работы с детьми раннего возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познавательное...
Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки»
Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» предназначен для работы с детьми раннего возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познавательное...
перспективный план работы по проекту "Песочные сказочки, мокрые загадочки" на ноябрь
планирование деятельности в детьми по проекту....