проект "Песочные сказочки, мокрые загадочки"
проект (младшая группа) на тему

Педагогический проект  "Песочные сказочки, мокрые загадочки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnye_skazochki_mokrye_zagadochki.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 15 «Сказка»

ПРОЕКТ «Песочные сказочки, мокрые загадочки»

 «Путь к умной, светлой голове лежит через руки»

Любина Г.А. доктор педагогических наук

Постановка проблемы.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», Федеральными государственными требованиями основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Под влиянием телевидения, компьютера и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания.  Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Многие дети с этим не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Одной из актуальных проблем сегодня является изучение эмоциональной сферы и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Негативные способы поведения дети переносят в игру. Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Опыты и эксперименты с песком  способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для этого необходим системный подход, позволяющий   ежедневно включать ребенка  в поисковую, творческую деятельность. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.                

Срок реализации проекта: октябрь – май.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Цель проекта: помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним его неприятности, вселить в него уверенность, зажечь огонек радости, творчества, помочь поверить в себя и не бояться  направить его деятельность.

Задачи:

1. Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии;

2. Разнообразить способы песочной игротерапии  и разработать систему занятий с детьми;

3. Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду;

4. Наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данного проекта;

5. Познакомить  со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики;

6. Развивать  творчество,  познавательные способности, креативность участников проекта;

7. Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;

8. Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Принципы при организации игр:

  1. Добровольность. Ребенок играет по своему желанию.
  2. Активность ведущего взрослого (взрослый в роли организатора, и непосредственного участника игры в образе какого- либо персонажа. Однако, активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка.
  3. Предупреждение открытых конфликтов между детьми. Взрослому необходимо быть внимательным и проявлять терпение, чтоб  не было агрессивных проявлений в поведении детей. Управлять игровой ситуацией, быть настойчивым – справляться с трудностями и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях.
  4. Безоценочность. В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей.
  5. Безопасность. Существует строгий запрет на то, чтобы дети причиняли боль друг другу, для чего необходима организация свободного и удобного игрового пространства и отсутствие в помещении мебели, которая могла привести к травмам.

Методы и приемы:

  1. Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, ситечками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
  1. Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций, инсценирование и театрализация (животные пустыни, ветер, дождик – дождик, необыкновенные следы…)
  2. Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).
  3. Наглядные методы. Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций.
  4. Игровые приемы могут быть различного характера - подвижные игры,   пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.

Формы работы по проекту

     - работа с детьми:

1.Чтение и рассматривание  художественной литературы, альбомов  (потешки, прибаутки, рассказы, сказки).

2.Проведение  игр с песком, водой.

3.Проведение игровых занятий.

     4. Пополнение  предметно - развивающей среды группы;

     5. Опытно – экспериментальная деятельность;

     6. Тематический день: «День мыльного пузыря и песка»

     - работа с родителями:

1. Выполнение творческих заданий;

2. Совместная опытно–экспериментальная деятельность;

3. Консультации: «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «Как проводится «терапия» песком?»

4. Мастер-класс «Песочные фантазии»;

5. Изготовление и сбор оборудования для игр с песком;

6. Альбом: «В мире песка», «Водичка, водичка»;

7. Создание мини – музея «Вода и песок»

8. Сборник художественной литературы (потешки, прибаутки, стихотворения, высказывания великих людей…)

Материалы  проекта:

В данном проекте  представлены:

  1. перспективный план работы на учебный год;
  2. игровые занятия и упражнения;
  3. опыты с песком и водой  (алгоритмы);
  4. иллюстрированный альбом «Водичка, водичка»; «Песочный мир»
  5. консультации для родителей и педагогов по проведению игровых занятий и опытно – исследовательской деятельности с детьми.
  6. Мастер-класс
  7. Сборник (стихов, загадок, потешек и т.п.)
  8. Тематический день: Мыльного пузыря и песка»

 Предполагаемый результат:

  1. Сформированны коммуникативные навыки общения, эмоционально – волевая сфера.

-получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,

-получают положительные эмоции от   экспериментирования;

-пользуются речью как средством общения со сверстниками;

  1. Повысился  уровень мотивации к  играм с песком.
  2. Развита тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика.
  3. Получение первого опыта рефлексии (самооценка).
  4. Творческое самовыражение воспитанников.

Планирование работы по реализации проекта

Октябрь

     Цель:

          Формировать знания  у детей  о свойствах воды: жидкая, прозрачная,  льется, без запаха, бывает горячая  и холодная, меняет цвет.

    Задачи:

  1. Вызвать интерес к данному объекту
  2. познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной, подвести к тому, что вода может менять цвет
  3. Развивать у детей наблюдательность, изобретательность,  познавательную активность в процессе экспериментирования.
  4. Воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.
  5. Учить делать элементарные выводы.
  6. Развивать и активизировать словарь.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- «Игра в прятки»

- «Теплая капелька или поможем Колобку умыться»

Приложение 1

2

Коммуникация

- рассматривание и беседа по иллюстрациям;

-заучивание потешки «Мы умеем чисто мыться»

Приложение 5

3

Социализация

- наливаем, выливаем;
-
Игра в прятки;

- теплая капелька;

Приложение 2

Оснащение предметно-развивающей среды:

-пополнение  уголка детского экспериментирования

(картотека, алгоритмы, оборудование для игр с водой);

- подбор художественной литературы о воде (стихи, потешки, загадки)

Работа с родителями:

- пополнение уголка детского экспериментирования;

- изготовление ящиков для игры с песком

- выпуск альбома «Водичка, водичка»

Ноябрь        

Цель: 

            Формировать знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

Задачи:

  1. Дать представление о свойствах песка, с приемами его увлажнения;
  1. Учить способам обследования;
  2. Познакомить с песочницей и правилами поведения в ней;
  3. Развивать интерес к играм  с песком;
  4. Воспитывать положительное отношение к персонажу - Песочная фея.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- «Чувствительные ладошки»

-«Дед знай»

- «Знакомство с Песочным человеком»

- «В гостях у песочной феи»

Приложение 1

2

Коммуникация

- Беседа «Вода – источник жизни»

3

Социализация

- игра «Здравствуй песок, песочный дождик»

- игра «Песочный ветер»

- игра «Необыкновенные следы»

- игра «Дождик моросит, ручеек течет»

Приложение 2

Оснащение предметно-развивающей среды:

-пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности.

Работа с родителями:

- Консультация «Наливаем, выливаем…»

Декабрь:

Цель:

Совершенствовать знания детей о свойствах песка: удерживает воду, изменяет форму в   зависимости от формочки.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику рук;
  2. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, аккуратность в играх с природными материалами;
  3. Закреплять название основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий);
  4. Снижение психофизического напряжения.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- «Пироги пекла лиса»

- «У солнышка в гостях»

- «Волшебный цветок»

Приложение 1

2

Коммуникация

- коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, колыбельные к героям сказки «Репка»)

3

Социализация

-игра «Песочные прятки»

- игра «Секретные задания кротов»

- игра «Цветные заборчики»

- игра «Я пеку, пеку»

Приложение 2

Оснащение предметно-развивающей среды:

- подбор художественной литературы о воде, песке (стихи, потешки, загадки)

Работа с родителями:

- Консультация «Терапия песком»

Январь

Цель:

              Развивать чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий

Задачи:

  1. Учить способам обследования;
  2. Развивать мыслительную и речевую активность;
  3. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение;
  4. Воспитывать умение взаимодействовать в игре.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- «Сказка об умном мышонке»

- «Вырастала репка на песке»

- «Путешествие золотой рыбки»

Приложение 1

2

Коммуникация

 - Беседа «Кому нужен песок для жизни»

3

Социализация

-игра «Отгадай загадку»

- игра «Песочный круг»

- игра «Отпечатки»

Приложение 2

Оснащение предметно-развивающей среды:

- сбор картотеки опытов с песком и водой (алгоритмы)

Работа с родителями:

- Выпуск альбома «В мире песка»

Февраль

Цель:

             Учить детей моделировать сказку на песке

Задачи: 

  1. Учить рассказывать о своих чувствах, ассоциациях, фантазиях;
  2. Развивать умение импровизировать в образе действий знакомых персонажей;
  1. Развивать фантазию, творческие способности;
  2. Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- «Колобок»

- «Город веселых музыкантов»

- «Сказочная страна»

- «Городок игрушек»

Приложение 1

2

Коммуникация

- Загадывание загадок

Приложение 5

3

Социализация

- игра «Узоры на песке» (1 вариант)

- игра «Узоры на песке» (2 вариант)

- игра «Кто к нам приходил»

- игра «Мы едем в гости»

Приложение 2

Оснащение предметно-развивающей среды:

- пополнение дидактических игр: «Плавает, не плавает»; разрезные картинки «Замки на песке»

Работа с родителями:

- Мастер-класс «Песочные фантазии»

Март

Цель: 

            Развивать и расширять представления детей об окружающем мире природы.

Задачи:

  1. Продолжать учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать материалы по всей поверхности песка.
  2. Развивать тактильную чувствительность;
  3. Способствовать возникновению игровых взаимодействий между детьми;
  4. Побуждать строить самостоятельно и по инструкции различные сообщества;

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- «Путешествие к гномам в горы»

- «Кто, где живет?»

- «Приключения Квака»

- «Солнечный мальчик»

Приложение 1

2

Коммуникация

Чтение и драматизация знакомых сказок

3

Социализация

- игра «Спрячь игрушку»

- игра «Три медведя»

- игра «Общим словом назови и напомни»

- игра «Детские секретики»

Приложение 2

Оснащение предметно-развивающей среды:

- Создание мини – музея «Вода и песок»

Работа с родителями:

- Субботник (изготовление столов для рисования песком на стекле)

Апрель

Цель:

             Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком на стекле.

Задачи:

  1. Учить воссоздавать в рисунке на стекле представляемые эпизоды;
  2. Познакомить с алгоритмом выполнения песочных картин;
  3. Развивать творческое воображение, мелкую моторику, координацию движений;
  4. Вызвать эмоциональный отклик.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- «Ласковый цветок и сердитые тучки»

- «Цветок – лепесток»

Приложение 1

2

Коммуникация

- Речевая игра: «А знаете ли вы...?»

3

Социализация

- игра «Веселые соревнования»

- игра «Нарисуй картинку пальцами»

- игра «Азбука настроения»

- игры по желанию

Приложение 2

Оснащение предметно-развивающей среды:

-Пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности.

Работа с родителями:

- Фотовыставка «Песочные сказочки, мокрые загадочки»

Май

Отчёт – презентация по проекту на итоговом педсовете.

Литература:

  1. Журнал «Обруч». Дошкольное образование, N 2,  1998  год, г.Москва.
  2. Журнал «Дошкольная педагогика» N 1, 2007 год, г.Санкт- Петербург.
  3. К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2005.
  4. Журнал «Обруч». Дошкольное  начальное образование, N 6, 1997 год, г.Москва.
  5. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
  6. Журнал  «Дошкольное воспитание», N 10, 2007 год, Московская область, г.Мытищи.
  7.  Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006. 208 с.
  8.  Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.
  9. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  10. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
  11. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. Спб., 2001.
  12. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.
  13. Интернет-ресурсы. Песочная терапия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочные сказочки, мокрые загадочки

"Песочные сказочки, мокрые загадочки"Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация»....

Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» для работы с детьми раннего возраста

Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» для работы с детьми раннего возраста22.09.2014Автор:Найданова С.А.воспитатель МДОУ«Детский сад "Кораблик №18"г. СаранскПроект «Песочные сказочки, мокрые за...

Информационно-исследовательский проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки»

Данный материал позволяет  вести целенаправленную работу  по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия  окружающего мира. Он м...

ПРОЕКТ "Песочные сказочки-мокрые загадочки"

Информационно - исследовательский проект для детей средней группы...

Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки»

Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» предназначен для работы с детьми  раннего  возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познавательное...

Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки»

Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» предназначен для работы с детьми  раннего  возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познавательное...