Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ
статья по теме

Ершова Наталья Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-ozdorovitelnaya_rabota_v_dou_statya.doc93.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ.

Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!».

Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранении, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание и эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

По данным статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в СМИ, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают любви к окружающим людям и самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы человека.

Поэтому оздоровление детей в последнее время становиться приоритетным направлением в работе ДОУ.  В нашем детском саду все педагоги, в том числе и музыкальный руководитель, стараются решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

О силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон, считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. В наши дни все чаще врачи обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.

Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи музыкально-оздоровительной работы:

Образовательные задачи:

  1. Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.
  2. Формировать начала музыкальной культуры.
  3. Совершенствовать практическое  употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
  4. Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
  2. Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей.
  3. Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

  1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:

  1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
  2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
  3. Повышение уровня речевого развития.
  4. Снижение уровня заболеваемости.
  5. Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Условия ДОУ для развития музыкальных и творческих способностей детей,

укрепления их психофизического здоровья.

Помещения

Процессы

Участники

Музыкальный зал

Утренняя гимнастика

Музыкальные занятия

Индивидуальные занятия

Театрализованные представления

Праздники, досуги, развлечения

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Групповая комната

Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках.

Индивидуальная работа с детьми.

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели.

Физкультурный зал

Утренняя музыкальная разминка. Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением.

Музыкально-спортивные праздники и развлечения.

Дети, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель.

Территория детского сада

Праздники, развлечения.

Музыкально-физкультурные праздники.

Спортивные праздники и развлечения.

Дети, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, родители.

Этапы реализации музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.

1-й этап

Организационный

Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий.

2-й этап

Диагностический

Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье.

3-й этап

Практический

Перспективное планирование музыкальных занятий с учетом результатов диагностики.

Разработка цикла музыкальных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических, пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплексов игрового массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений.

4-й этап

Обобщающий

Исследование результатов практической деятельности.

                   Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях.

Музыкально-оздоровительная работа  предполагает использовать на каждом музыкальном занятии следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Валеологические песенки – распевки. (valeo-я здоров, logos-учение)

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные тексты и мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Например:

                                                           Доброе утро!

Доброе утро!                                                                  Поворачиваются друг к другу.

Улыбнись скорее!                                                          Разводят руки в стороны.

И сегодня весь день будет веселее.                           Хлопают в ладоши.

Мы погладим носик, лобик и щечки.                          Выполняют движения по тексту.

Будем мы красивыми,                                                         Постепенно поднимая руки вверх,

Как в саду цветочки!                                                             выполняя «Фонарики».

Разотрем  ладошки сильнее, сильнее!                        Движения по тексту.

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.         Разводят руки в стороны.

Улыбнемся снова, будьте все здоровы!

  1. Дыхательная гимнастика.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в оздоровлении дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

  1. Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
  2. Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох).
  3. Тренировать силу вдоха и выдоха.
  4. Развитие продолжительного вдоха.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

  1. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении.
  2. Способствует восстановлению центральной нервной системы.
  3. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Например:

                                         «Маятник головой»

Тик-так! Тик-так! Стучат часы,

И маятник качается.

У наших добрых малышей

День новый начинается!

Дети стоят ровно и прямо, ноги уже, чем на ширине плеч, руки вдоль туловища. На счет «раз» опустить голову вниз (смотреть в пол) – вдох! И сразу же без остановки (не возвращая головы в и.п) на счет «два» откинуть ее вверх (посмотреть в потолок) – вдох!

Выдох уходит посередине каждого вдоха. Следить, чтобы шея была абсолютно свободная, ненапряженная. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

  1. Артикуляционная гимнастика.

При разучивании песен педагогам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Педагоги стараются помочь детям справиться с этими трудностями с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

Задачи артикуляционной гимнастики:

  1. Формировать  артикуляцию различных звуков.
  2. Развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание.
  3. Развивать чувство ритма.
  4. Совершенствовать пространственное ориентирование в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Например:

Котик Рыжик в детском саду.

Котик Рыжик стал скучать -                                           Дети зевают.

Не с кем дома поиграть.

Чтоб друзей себе найти,                                                Улыбаются.

Надо в детский сад пойти!

Рыжик лапки причесал,                                               «Протаскивают» язык между зубами вперед-назад

Язычком их облизал,                                                      Облизывают рот по часовой стрелке.

Влево-вправо потянулся                                                Сильно высовывают язык то влево, то вправо.

И, конечно, улыбнулся.                                                  Улыбаются.

Мяу! Мяу! Малыши!                                                        Хлопают в ладоши.

Веселимся от души!                          

Мы достанем с верхней полки                                     Тянут кончик языка вверх к  носу.

Наш веселый звонкий мяч.

Покатаем мяч по полю,                                                    Рот закрыть, кончик языка с напряжением 

                                                                                                 упирать то с одну, то в другую щеку так,

                                                                                                чтобы  под щекой надувались «мячики».

А потом помчимся вскачь!                                             Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз.

Круглый обруч мы возьмем                                             Округляют рот, словно произнося букву «о».

И крутить его начнем.

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки!                                               Показывают язык, затем быстро прячут его    

                                                                                                 за  зубы – несколько раз.

Рыжик целый день играл, только к вечеру устал.       Дети потягиваются.

Дома на кроватке                                                                 Дети кладут голову на сложенные ладошки.

Спит котенок сладко.

  1. Игровой массаж.

Все взрослые и дети любят массаж. Приемы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и взрослому человеку. Обучение простейшим массажным приемам происходит на игре. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было еще интереснее, предлагается им стать героями известных сказок, песен.

Например:

Гусенок Тимошка.

Гусенок Тимошка пошел погулять,                         Шлепают ладошками по коленям.

Зеленой и сочной травы пощипать.                       Щиплют пальцами мочки ушей.

Гусенок: «Га-га!»                                                          Показывают пальцами рук «клювики».

Веселый всегда,                                                           Хлопают.

Он травку пошел пощипать.                                     Щиплют пальцами мочки ушей.

Гусенок Тимошка пошел на лужок,                        Шлепают ладошками по животу.

Увидел красивый и вкусный цветок.                      Гладят шею сверху вниз.

Гусенок: «Га-га!»                                                           Показывают пальцами рук «клювики».

Веселый всегда,                                                            Хлопают.

Уж очень был вкусный цветок!                                 Делают круговые движения по животу.

Гусенок Тимошка на речку пошел,                          Шлепают ладошками по груди.

В высокой осоке лягушку нашел.                              Щиплют щечки.

Гусенок: «Га-га!»                                                            Показывают пальцами рук «клювики».

Лягушка: «Ква-ква!»                                                      Качают ладонями с растопыренными  

                                                                                            пальцами.

Подружку себе он нашел.                                           Хлопают.

  1. Пальчиковые игры.

Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки. Тексты для этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки.

Например:

Кошка.

Посмотрели мы в окошко                                    Делают пальцами обеих рук «окошко»

По дорожке ходит кошка                                    «Бегают» указательным и средним пальцами правой

                                                                                      руки по левой руке.

С такими усами!                                                       Показывают «длинные усы».

С такими глазами!                                                    Показывают «большие глаза».

Кошка песенку поет,                                                «Зовут» правой рукой.

Нас гулять скорей зовет!

                                                                   

                                                                                      Зайка.

По лесной лужайке                                                         Легко ударяют пальцами правой руки по 

Прыгал серый зайка.                                                      левой ладони.

Ушками шлеп-шлеп,                                                       Показывают «ушки».

Ножками топ-топ!                                                           Топают ногами.

Он к пенечку прибежал,                                               Ритмично шлепают по коленям.

Лапочками застучал:

«Тра-та-та! Тра-та-та!

Жизнь у зайки – красота!

Не боюсь я никого,                                                         Качают указательным пальцем вправо-влево.

Даже волка самого.                                                    Ладошками показывают, как волк стучит зубами.

Как услышим волчий вой –

Убежим скорей домой!»                                               «Бегают пальчиками по коленям».

  1. Музыкотерапия.

Музыкотерапия – это одно из самых перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательную импровизацию под музыку) и пассивную (прослушивание стимулирующей или успокаивающей музыки) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание.

В детском саду музыка необходима в течение всего дня. По утрам воспитатели приветливо встречают детей под классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма – ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ является создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом – детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Также воспитатели в своей работе используют для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон мелодичную классическую музыку, современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, журчание ручейка). Дети слушая эту музыку на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Особое внимание педагоги уделяют музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. При чем эта музыка используется постоянно в течении примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Воспитатели также проводят гимнастику пробуждения, не поднимая детей с кроватей.

Например:

                                                             Гимнастика пробуждения «Зайчата».

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Вот пушистые зайчата

Мирно спят в своих кроватках.

Но зайчатам хватит спать,

Пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем,

Ручку  левую потянем,

Глазки открываем,

С ножками играем:

Поджимаем ножки,

Выпрямляем ножки,

А теперь бежим скорей

По лесной дорожке.

С боку на бок повернемся

И уже совсем проснемся!

Взаимодействие педагогов с родителями по оздоровлению детей с помощью музыки.

Важную роль в оздоровлении детей  играет семья, так как именно семья является персональной средой жизни ребёнка от самого рождения, которая во многом определяет его психическое и физическое развитие и, действуя только сообща, мы сможем добиться хороших результатов.

Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.

Важнейшими формами взаимодействия детского сада и семьи являются формы, в которых предусмотрено непосредственное участие детей, развивающие не только отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействуют развитию отношений между семьями воспитанников.

 Проведение в детском саду вечеров музыки, «Семейных гостиных» является хорошим средством объединения детей и взрослых в контексте искусства. Их тематика может быть самой разнообразной: «В гостях у детства», «Песни наших бабушек и дедушек» и др. На таких вечерах бабушки и дедушки могут показать подвижные игры своего детства, поиграть вместе с внуками. Главное, чтобы произведения, звучащие на вечерах, пробуждали высокое чувство прекрасного, объединяли поколения прародителей, родителей и детей, способствовали развитию родительских чувств.

 Одной из самых интересных форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями и детьми в нашем дошкольном учреждении зарекомендовали себя семейные конкурсы, эстафеты.

Педагоги стараются как можно активнее привлекать родителей к организации и проведению  праздничных мероприятий,  приучать их к роли не  пассивных наблюдателей, а активных участников. На подготовительном этапе работы целесообразно поделиться с родителями своими творческими идеями, обговорить детали, привлечь их к оформлению музыкального зала, созданию костюмов, корректно распределить роли в соответствии со сценарием, исходя из индивидуальных особенностей и личных пожеланий  взрослых.

Таким образом, применение комплексной системы музыкально-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении дает возможность при единой системы работы педагогического персонала совместно с родителями , опираясь на современные педагогические технологии, методики и программы успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей - будущего здоровья нации.

                                                                               Статью подготовила  Ершова.Н.В.

                                                                               старший воспитатель  МБДОУ «Детский сад»№13.

Открытые показы музыкальных занятий

Театральные представления для детей и родителей

Проведение музыкальных, спортивных, интеллектуальных праздников, досугов с участием родителей.

Совместное изготовление костюмов и декораций к праздникам

Дни открытых дверей

Конкурсы с участием родителей

Консультации и семинары-практикумы для родителей

Оформление наглядного материала для родителей

Родительские собрания

Анкетирование и тестирование родителей

Формы работы с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями по вопросам музыкально-оздоровительной работы ДОУ

Планирование на год . Взаимодействие музыкального руководителя и родителей по вопросам музыкально - оздоровительной работы....

Музыкально-оздоровительная работа. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности."

Данная презентация может использоваться на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах-практикумах....

«Интеграция и реализация физкультурно-оздоровительной и музыкально- оздоровительной работы в дошкольных организациях ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспита...

Инновационные формы и технологии музыкально- оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ

Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми в ДОУ...

Музыкально – оздоровительная работа на музыкальных занятиях в ДОУ

Музыкально  - оздоровительная деятельность  на музыкальных занятиях  - это организация педагогического процесса ,направленного на  развитие музыкальных и творческих способнос...

ДОКЛАД по теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

ДОКЛАДпо теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»...