Правовое воспитание дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_pravovomu_vospitaniyu_doshkolnikov.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад компенсирующего вида №32 «Айболит»
ДОКЛАД
из опыта работы на тему:
Правовое воспитание дошкольников
« Хочу. Могу. Должен».
Подготовила:
Шимкова Нина Анатольевна,
воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ д/с №32«Айболит»
г. Усть – Илимск
2013г
План доклада
- Введение.
1.1. Актуальность проблемы правового воспитания у дошкольников.
1.2. Цели, задачи, принципы организации деятельности.
- Практическая значимость правового воспитания у дошкольников.
- Организация воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками по формированию основ правовой культуры.
- Выводы.
3.1. Перспектива работы.
- Список литературы.
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых.
Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. С наступлением ХХI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего на детях. Дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?
С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости. Самоуважение и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.
* На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.
Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.
В России формируется новый общественный строй, устремлённый к развитию гражданского демократического общества и правового государства; новая демократическая система гуманистического образования, адекватная этой устремлённости общества. Российская система образования впервые обретает, но далеко ещё не обрела правовую основу демократического общества в соответствии со Всеобщей Декларацией о правах человека и Конвенцией о правах ребёнка. Все субъекты образования должны освоить новую правовую основу и изменить всю образовательную деятельность на этой основе.*
Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Связано это, с более ранним созреванием и становлением личности ребенка, большим освещением данных вопросов в средствах массовой информации, появлением большого количества литературы по правовым вопросам. К сожалению, в программах дошкольного воспитания, этому вопросу отводится мало времени. Таким образом, недостаточная разработка данной проблемы в теории педагогики, востребованность грамотной правовой личности определили мою тему работы: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста».
Цель работы – формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
- Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
- Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
- Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
Мною изучена и адаптирована программа по ознакомлению дошкольников с правами: «Защити меня» Н.Г. Зеленовой , которая включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При отборе материала по правовому воспитанию мною учитываются возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком. Переработав и адаптировав предлагаемый материал на детей старшего дошкольного возраста в своей группе. Разрабатывая концептуальную модель педагогического процесса в своей группе, я исходила из следующих принципов, которые я считаю важными:
1. Праксиологический (деятельностный) подход. Правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной;
2. Интегративный подход предполагает, что правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия;
3. Принцип регионалъности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных традиций и норм не только российского общества, но и своего региона. В процессе правового воспитания происходит знакомство детей с элементарной системой общественного устройства своего края, его знаменитыми гражданами, их вкладом в развитие нашего города;
4. Принцип взаимодействия воспитателя с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.
Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях: "Я и моя семья", «Я и мои права», "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».
Согласно новым федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы осуществление правового воспитания детей входит в образовательную область «Социализация». Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности, но так, же прослеживается интеграция образовательных областей по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изодеятельности, музыкальному воспитанию, свободной, игровой и театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей.
Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»- право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.
Проводила беседы на этические темы: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!», «Приятного аппетита», «Не подарок дорог, а внимание», «Чтобы гости не скучали». Проводила сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», «Экскурсия» и т.п., дидактические игры: "Я имею право», Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков: «Обратись по имени», «Назови имя девочки (мальчика)», «Мои друзья, мои родственники», «Поможем Золушке» и т.п.
Организовывала проблемно-поисковую деятельность (разрешение различных ситуаций), предлагала решить проблемные задачи путем поиска решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:..., если бы я поймал золотую рыбку:..., если бы я вдруг превратился в:...; отгадывание загадок.
При организации самостоятельной деятельности детей подготавливала задания для самостоятельных наблюдений: где детям предлагала понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствовал развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Продуктивными видами деятельности стали альбомы: «Что в имени моем?», «Моя семья», «Наши правила», «Наши права и обязанности»; «Ребенок имеет право», «История имени»; символ «Имя», изготовление плакатов, эмблем.
В организацию воспитательно-образовательного процесса по данной теме были вовлечены не только дети, но и их родители.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.
С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста я разработала анкету для родителей, позволяющую определить необходимость изучения прав ребенка и проблемы в формировании правового воспитания детей в дошкольном возрасте.
Анализ анкет родителей показал, что из всего количества опрошенных?:
- знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 35%;
- согласны со всеми перечисленными правами – 20%;
- 45% отмечают, что детям необходимо знать свои права;
- 40% считают это необязательным;
- 15% воздержались;
- в 65% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей.
Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала план мероприятий по организационно - просветительской работе с родителями. Для родителей я создала папки – передвижки с нормативно – правовыми документами, изготовила буклеты и памятки, консультации на темы:
- Конвенция о правах ребёнка
- «Семь правил для взрослых» (наказывая детей, подумай «Зачем?»)
- «Джентльмен» или последний бойскаут (Правила для мальчиков)»
- «Василиса Премудрая» или «Золушка» (как воспитать девочку, чтобы стала прекрасной женщиной)
- «Как развивать у ребёнка чувство ответственности»
- «Игрушки для мальчиков» (какими должны быть игрушки)
- «Пять рецептов избавления от родительского гнева»
- «Четыре заповеди мудрого родителя».
- «Почитайте детям о правах» (подбор литературы, дети без прав - Россия без будущего)
Мною в группе были проведены родительские собрания на тему: «Права ребенка», «Новогодние традиции семьи» , организован долгосрочный проект «Семь-Я».
Все родители приняли активное участие в выполнении домашних заданий, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени»; газету «Вспоминаем лето». Также родители приняли активное участие в изготовлении бюллетеней по правам, совместно с детьми подбирали иллюстрации к статьям Конвенции по правам ребенка. Популярной и интересной формой стали фотоколлаж «Я рядом с папой», «Мой дедушка лучший», « Ласковое слово для мамы» и др.
Настоящим открытием стали совместные детско-родительские проекты и их презентации. Подготовка проекта «Генеалогическое древо», по словам родителей, подарило много радости и удовольствия от общения со своими детьми и другими членами семьи. «Верим, что именно наш ребенок станет веточкой, которая будет развиваться, укрепляться, неся мир, добро и процветание нашему семейному древу. Ведь народная мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего».
В результате проводимой работы видны позитивные изменения в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать; дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше. Дети говорят теперь: "Я имею право на семью", "Я имею право на отдых" и т.д. Чувство достоинства и уважения друг к другу стало доминирующим в общении детей.
Особенно хотелось отметить, что совместная работа с семьями воспитанников по проблеме правового воспитания дошкольников, помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
В заключение хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включению всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка и не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников. Тем не менее практические наблюдения доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность и наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка с использованием разработанных и представленных в работе материалов.
Перспективу дальнейшей работы я вижу:
- в использовании возможностей дифференцированного и индивидуального подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста
- создании банка правовых и методических материалов для работы педагогам в образовательном учреждении по проблемам правового воспитания и правовой культуры
- выработке действенного механизма правового просвещения родителей и создания условий для правового воспитания в условиях семьи.
Литература:
- Т.Н. Доронова «Защита прав и достоинства маленького ребёнка»
- Н.Г. Зеленова «Защити меня»
- Л.К. Мячина «Маленьким детям – большие права»
- Н.Н.Копытова. Правовое образование в ДОУ.
- Т.А.Харитончик «Правовое воспитание»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание дошкольников
Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”
Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....
Занятие по правовому воспитанию дошкольников
Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....
Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"
Данное занятие разработано в рамках работы с дошкольниками по правовому воспитанию Содержит множетсво интересных игр...
Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников
Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми старшего возраста....
Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"
Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....
Основы правового воспитания дошкольников
Основы правового воспитания дошкольников Когда начинать знакомить ребёнка с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Этот вопрос всегда сто...