Доклады к родительским собраниям
материал на тему

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Родительские собрания  один из методов взаимодействия с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад к родительскому собранию в средних группах с ОНР и ЗПР

«Возрастные и психологические особенности детей 4-5 лет»

Добрый вечер уважаемые родители. В детском саду как уже сказал ваш воспитатель, с детьми будут заниматься педагоги узкого профиля, т.е. учитель-логопед и педагог-психолог. Ознакомлю Вас с работой педагога-психолога. Одной из важных задач работы психолога в детском саду является развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его адекватным способам выражения собственных чувств.  Психотерапевтический эффект предполагает развитие интереса, снижение деструктивных форм поведения(агрессивность, расторможенность, тревожности).

На занятиях развиваются все психические функции детей, а это внимание (его устойчивость, быстрое переключение с одной деятельности на другую), память ребенка, ведь без нее не возможно развитие мышления. В данном возрасте  происходит интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению. Запоминиание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка и зависит от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для ребенка какое-то значение – чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.

Именно поэтому, ВЫ родители и должны закреплять с ребенком в повседневной жизни все те знания, которые он получил на занятиях в ДОУ. Просите ребенка повторить услышанное,  перечислить предметы, описать увиденное; больше читайте и рассказывайте, т.е. объясняйте значение буквально каждого предмета и явления. На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей – чем больше ребенок умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить.  

Хвалите ребенка, если ему самостоятельно удалось что-то запомнить. Вообще похвала творит великое дело, но здесь главное не переусердствовать, т.е. хвалить за дело. Чаще говорите детям как Вы их любите и доказывайте свою любовь реальными делами.

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Такие дети могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения,

Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с отклонениями в развитии требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовыми вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность педагогов к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.

К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

Поэтому не пугайтесь если вас просят пройти ПМПК с ребенком. Еще раз повторюсь, вовремя начатое обучение и коррекция в развитии, могут привести к положительным результатам. Мы готовы помочь ВАМ и вашим детям и надеемся на взаимопонимание.

А теперь немного о том, когда нужно обращаться к психологу:

Если проблема не решается длительное время;

Если Вы знаете, как решить проблему, но Вам все-таки нужна помощь;

Если Вас что-то тревожит в детском поведении, но Вы не можете понять причину;

Если Вам кажется, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников. Скорее всего, Вам это кажется. Но лучше расставить все точки над i и не мучить ребенка сравнением с другими детьми;

Если у Вас есть семейные проблемы, и это отражается на ребенке.

Жду вас на индивидуальные консультации по средам с 17.00 до 18.40. Благодарю за внимание. Отвечу на возникшие вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Детская агрессивность и её причины» Цель : Формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях. Актуальность: Тема детской агрессивности не случайна. За последнее десятилетие во всём мире отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и в семье. Такие социально-опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывают серьёзное беспокойство. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии?

Слайд 2

1. Изречения великих педагогов на тему «Агрессия» 2. Введение 3. Что такое Агрессия 4. Проявления агрессии у детей 5. Характерологические особенности агрессивных детей 6. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности 7. Поможем ребенку справиться с агрессией 8. Задачи родителей и педагогов 9. Притча «Все в твоих руках…» Содержание

Слайд 3

Изречения великих педагогов на тему «Агрессия»: Плакать дети должны не в уголочке, брошенные всеми, а в любящих руках. Гордон Ньюфелд http://www.respectme.ru/aphorism/family Когда мы видим раздражённого, расстроенного ребёнка, наш порыв - помочь ему. Другое дело, когда мы видим маленького агрессивного эгоиста, грубого, жестокого, требовательного. Так что наша первоочередная задача - увидеть в агрессии фрустрацию. Гордон Ньюфелд http://www.respectme.ru/aphorism/family Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли. Эрих Фромм http://www.prodlenka.org/nachalnaia-shkola/detskaia-agressiia.html Исследование влияния воспитания и семейных отношений на становление агрессивного поведения детей показало, что существует «прямая взаимосвязь между наказаниями, выговорами, отсутствием поощрений, с одной стороны, и родительскими установками на неприятие ребенка в целом – с дугой». А.Бандура, 1998 Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 145с. – (Психологический практикум)

Слайд 4

Все мы с вами помним фильм Ролана Быкова «Чучело». Введение http://www.google.ru/search - Вспомните, чем была вызвана агрессия со стороны детей к девочке Лене? ( она взяла вину другого ученика на себя, её считают предателем ) - Как объясняет автор фильма поведение каждого подростка? ( у одной девочки были проблемы с матерью - та ей постоянно лгала ; кто-то из ребят хотел таким образом самоутвердиться; у кого-то из детей были проблемы в семье между родителями ) - Какие формы приобретает в фильме агрессия детей? ( избиение, угрозы, запугивание, оскорбления ) - Откуда же дети «приобрели» такой опыт общения? Получается, что в агрессивном поведении детей виноваты мы - взрослые. Давайте попробуем найти причины детской агрессивности. Агрессивное поведение станет понятнее, если разобраться в сущности самого понятия агрессии.

Слайд 5

Критерии агрессивного поведения детей: угрожают другим детям, взрослым (вербально, жестом, взглядом) инициируют физические драки; используют в драке предметы, которые могут ранить физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно) намеренная порча имущества шантаж, вымогательство Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio - нападение . Агрессия проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Агрессия – это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний. Нередко дети слышат от родителей: «Перестань злиться!», «Хватит кричать!». Ребенок получает послание, что это плохо. Теперь он будет стараться подавить злость и гнев, а так как это не будет получаться, он будет чувствовать вину за испытываемые естественные чувства. http://www.2mm.ru/vospitanie/90/ Что такое агрессия? http://www.google.ru/search http://festival.1september.ru/articles/580294/

Слайд 6

Проявления агрессии у детей Что может случиться дальше? Разные варианты. Можно подраться с тем, кто под руку подвернется. Можно устроить истерику по пустяковому поводу. А можно направить всю агрессию на себя и заболеть каким-либо психосоматическим заболеванием. Существуют три основных проявления агрессии : мимика, поведение и речь . Проявления злости и гнева у детей более отчетливы, и менее замаскированы. Например , пятилетняя Аня, когда злится, краснеет от напряжения, сжимает кулаки и говорит: «Я тебя съем!». Сережа, прежде чем начать драться, прищуривает глаза и топает ногой. А Ванечка, насупившись, отворачивается и не хочет говорить. Важно уметь замечать проявления агрессии именно у вашего ребенка. Это может пригодиться, чтобы научить его выражать свой гнев в социально приемлемых формах. http://www.2mm.ru/vospitanie/90/ http://www.google.ru/search

Слайд 7

Характерологические особенности агрессивных детей http://festival.1september.ru/articles/580294/

Слайд 8

Семья Плохие отношения с одним или двумя родителями Ощущение безразличия к своим чувствам Отсутствие необходимой поддержки со стороны родителей и заинтересованности их жизнью Противоречивость требований к ребенку Факторы, способствующие становлению детской агрессивности: http://festival.1september.ru/articles/580294/

Слайд 9

Негативный стиль общения с ребенком: Вербальное оскорбление детей Игнорирование чувств, желаний ребенка. Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение http://festival.1september.ru/articles/580294/ СМИ

Слайд 10

Поможем ребенку справится с агрессией 1. Важно, чтобы в семье были четкие правила и одинаковые требования к ребенку у всех окружающих его взрослых. Тогда у ребенка будет меньше шансов манипулировать своей агрессивностью, он не сможет сказать, что: «Мама плохая, потому что не дает смотреть телевизор, а папа хороший, потому что разрешает». 2. Для обучения контролю над своим поведением очень полезны любые игры с правилами 3. Играйте в Красную Шапочку, в Ивана-царевича и Кощея Бессмертного. Пусть при этом малыш покажет вам, как он «героически» расправится с негодяем, как одолеет всех вокруг, потому что он – храбрый и сильный. Все это поможет вам направить его агрессию в «мирное русло» 4. Будьте рядом с вашим малышом, когда он осваивает навыки общения (например, приходит в новый коллектив). Поддерживайте его в обучении новым, разнообразным способам контактов с детьми и взрослыми 5. И самое главное – ваш пример в конфликтных ситуациях. У дошкольников сильно развито подражание, они копируют поведение взрослых и друг друга. Поэтому если у вашего ребенка возникают проблемы с агрессивным поведением, подумайте: а как вы сами обращаетесь со своими чувствами злости и гнева? http://www.psychologos.ru/articles/view/chto_takoe_detskaya_agressivnost

Слайд 11

Задачи родителей и педагогов Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся Говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений» «Активно слушать» внутренний мир ребенка Не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения Обладать навыками саморегуляции http://festival.1september.ru/articles/580294/

Слайд 12

ПРИТЧА «О МУДРЕЦЕ И БАБОЧКЕ» Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был мудрым человеком, сказал: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ….» http://diavip.wellnet.me/page46.php Ребёнок, которого мы воспитываем, тоже находится в наших руках, и от нас зависит, что и кто из наших рук выйдет в жизнь.



Предварительный просмотр:

Доклад к родительскому собранию

в старших группах с ОНР и ЗПР

«Психологическая служба в ДОУ»

                                                                                                Провел:  педагог – психолог

                                                                    Т.В. Яценко

                                                                                                       дата проведения: февраль 2013г.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Дети волновались и очень ждали вас сегодня. Ведь они так любят вас, гордятся вами, и мы все, кто работает с вашими детьми, разделяем их чувства и признаем: вы действительно являетесь достойным примером для своих детей, примером доброжелательности, вежливости, пунктуальности и отзывчивости. Если Вы задумываетесь над тем, что получится и кем станет ваш ребенок, если в определенной ситуации Вы поступите именно так и не иначе, то это очень хорошо. И это значит, что Вы – творческие родители. В помощь Вам родителям создана психологическая служба в ДОУ.

Что же такое психологическая служба в детском саду? Кому и для чего она должна служить?

Для экстренных случаев, чтобы не наделать глупостей сгоряча или от нехватки времени. Знаете, - это как оказание первой помощи: сделал повязку, остановил кровотечение. А потом обязательно – радикальная помощь. Если необходимо, то и к специалисту придется обратиться.

Не комплексуйте! Помните, что все родители ошибаются, потому что их никто не учил быть родителями. Но важно свои ошибки видеть и не навредить ребенку, потому что быть мамой и папой – огромная ответственность! Как часто у родителей возникают вопросы о воспитании? Ежедневно? Нет, наверное, еще чаще. И многие мамы и папы оказываются один на один со своими проблемами. В самом деле, что делать, если ребенок регулярно устраивает истерики? Грызет ногти? Или боится темноты?

Можно посоветоваться с подружкой. Вполне возможно, что она что-нибудь подскажет из собственного педагогического опыта. Можно спросить у мамы или свекрови. В конце концов, воспитали же они Вас и Вашего мужа. И, вроде бы, неплохо получилось. Можно накупить книг или журналов для родителей. Благо, таких изданий сейчас великое множество. И читать, читать, читать…

И все-таки, каждый ребенок уникален. Более того, каждая ситуация тоже уникальна. И родители должны отдавать себе отчет, с какой проблемой они в состоянии справиться самостоятельно, а с чем нужно все-таки обратиться к специалисту.

Почему-то существует некое предупреждение, что к психологу стоит идти только в том случае, если ситуация и вовсе критическая. Мол, психолог нам не нужен, у нас ребенок нормальный, просто капризничает, как все.

Но ведь родители чаще всего видят только своего ребенка. А психолог работает со многими детьми и, значит, ему проще увидеть и сравнить особенности поведения Вашего ребенка с другими детьми.

А потом, разве родитель проходит специальную подготовку? Нет, он учится воспитывать на собственных ошибках. И какие-то наши ошибки, и промахи проходят для ребенка бесследно. Но, иногда, ошибаясь, мы раним ребенка, оставляя след в его душе на многие годы. Чтобы не делать ошибок попытаться построить свою собственную педагогику и стоит обратиться к психологу. Детский психолог поможет Вам ответить на вопросы о детском поведении, скорректировать Ваш подход к ребенку, придумать и подсказать, как лучше поступить в той или иной ситуации.

А теперь я попрошу Вас заполнить анкету и, узнать какие Вы родители и как относитесь к своему ребенку, может быть Вам надо задуматься и изменить или скорректировать методы воспитания ребенка. (Родители заполняют анкету-см.Приложение №1)

Одной из важных задач работы психолога в детском саду является развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его адекватным способам выражения собственных чувств.  Иногда у детей (и у взрослых тоже) бывает такое состояние, когда хочется, чтобы тебя оставили в покое. Побыв некоторое время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние и быстрее включаются в обычную жизнь группы. Некоторые устают просто оттого, что долгое время находятся в обществе сверстников.

Предложив ребенку побыть одному или в обществе 2–3 детей, близких ему по духу, взрослый дает ребенку понять, что его чувства, состояние не безразличны окружающим. Для этой цели в каждой группе имеются уголки уединения, где ребенок может находиться один или с кем-то из друзей. Это просто уголок, отделенный ширмой от общего пространства.

В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью поведения: одни излишне конфликтны, другие очень обидчивы, третьи просто агрессивны. Если один ребенок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удается с трудом. Находясь, долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния.

В работе с детьми широко используются игры и упражнения, снимающие психоэмоциональное напряжение (см. игры в Приложении 2). В кабинете игровой психотерапии ребенок, которому грустно, может просто посидеть (полежать) на диване в обнимку со своей любимой игрушкой, послушать спокойную музыку. Для выражения чувства злости есть предметы для битья — подушки, которые можно колотить руками, пинать ногами, подбрасывать. Можно построить башню из поролоновых кубов с последующим ее разрушением. В уголке рисования ребенок сможет снять негативное состояние с помощью рисунков, раскрашивания.

А теперь немного о том, когда нужно обращаться к психологу:

Если проблема не решается длительное время;

Если Вы знаете, как решить проблему, но Вам все-таки нужна помощь;

Если Вас что-то тревожит в детском поведении, но Вы не можете понять причину;

Если Вам кажется, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников. Скорее всего, Вам это кажется. Но лучше расставить все точки над i и не мучить ребенка сравнением с другими детьми;

Если у Вас есть семейные проблемы, и это отражается на ребенке.

Таким образом, уважаемые родители, детский психолог поможет Вам ответить на вопросы о детском поведении, скорректировать Ваш подход к ребенку, подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации. Поэтому мы ждем вас на индивидуальные консультации по средам с 17.00 до 18.40 в кабинете психолога.

Благодарю за внимание! Если у вас возникли вопросы, мы с удовольствием на них ответим.

Список используемой литературы:

1. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 272с. – (Справочники образования).

2. Чуб Н. В. Справочник для родителей. Психология ребенка от А до Я / Худ.Е. А. Мартыненко. - Х.: Изд. группа «Основа», 2007. – 160с. – (Серия: «Для заботливых родителей»).

3. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику: Книга для родителей и воспитателей. – СПб.: Валери, 2001. – 112с.

Интернет – ресурсы:

1. http://www.7ya.ru/

2. http://www.mama.ru/

3. http://www.materinstvo.ru/

        

        

Приложение 2

Рекомендуемые игры и упражнения помогут детям снять негативные состояния, отрицательные эмоции, наладить взаимоотношения, научиться понимать друг друга.  

КРУГЛЫЙ УШАСТИК

Наклеить на стене (щите) круг с ушами. Дети, которых кто-то обидел, разозлил, могут побросать мяч в «ушастика», представляя своего обидчика. Таким образом, снимается негативное состояние.

ЛАСКОВЫЕ ЛАДОШКИ

Дети стоят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди стоящего ребенка(маму, папу по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь). Это упражнение снимает напряжение, расслабляет.

ВЬЮНОК

Упражнение выполняется в парах. Один из детей, легко перебирая пальчиками рук, «поднимается» по спине другого ребенка снизу вверх (вьюнок растет, тянется вверх). Упражнение снимает напряжение, успокаивает ребенка.
Примечание: перед выполнением этого и предыдущего упражнений необходимо обратить внимание детей на то, как надо гладить, как прикасаться пальчиками (показать, как именно это надо делать).

ПЕРЕМАТЫВАНИЕ КЛУБОЧКОВ

Два клубочка разного цвета диаметром примерно 5 см, закрепленных так, чтобы нитки не разматывались, соединены между собой толстой ниткой пряжи длиной 1–1,5 м. Ребенок перематывает нитку с одного клубочка на другой.
Можно иметь несколько таких наборов: наматываемая нить может быть разного цвета, длины и толщины.  Упражнение прекрасно снимает напряжение и развивает мелкую моторику
.

ХЛОПАЙ — ТОПАЙ

Предложить одному или нескольким детям, испытывающим психоэмоциональное напряжение или чувство злости, выполнить простые движения — потопать ногами, похлопать в ладоши так сильно, как кому нравится. Выполнять упражнение нужно в специально отведенном для этого уголке.

РАЗРУШИТЕЛИ

Вместе с детьми собрать крепость (башню, стену) из картонных кубиков (кубиками могут быть склеенные и покрашенные коробочки из-под продуктов, парфюмерии). Потом дети разрушают эту крепость, бросая в нее мячи. Упражнение выполняют до тех пор, пока есть желание строить и разрушать.

СЕКРЕТИКИ

Сшить небольшие мешочки (примерно 10 ґ 15 см) одной расцветки. Насыпать в них различную крупу (набивать не туго) — манку, рис, горох, фасоль, гречку и т.п. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же такое находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя, таким образом, от негативного состояния.

РВАНАЯ БУМАГА

Дети разрывают на мелкие кусочки бумагу (старые газеты, другую ненужную бумагу), складывают все это в большую кучу. Потом можно этой бумагой посыпать друг друга, подбрасывать ее вверх. Предварительно нужно договориться с детьми, что после разбрасывания все вместе будем собирать кусочки бумаги и мыть руки.

МЕСИМ ТЕСТО

Манипуляции с тестом отлично снимают психоэмоциональное напряжение, развивают моторику. Дети просто мнут его в руках, месят, по желанию могут лепить из него различные фигурки. Дети могут играть с тестом в уголке уединения, вдвоем или поодиночке.  Рецепт приготовления теста: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан подкрашенной пищевым красителем воды, 2 столовые ложки растительного масла. Такое тесто можно долгое время хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете. Если оно подсохнет, нужно добавить немного воды и хорошо его размять.

ПУШИСТЫЕ РИСУНКИ

Кусок искусственного меха (не очень короткого и густого) наклеить на плотную основу — картон, фанеру. Ребенок пальцем рисует различные предметы на меху. Это упражнение успокаивает ребенка, снимает напряжение.

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Дети становятся мыльными пузырями. Под слова ведущего, имитирующего выдувание мыльных пузырей, дети выполняют различные движения.
Осторожно пузыри!
Ой, какие!
Ой,
 смотри!
Раздуваются!
Блестят!
Отрываются!
Летят! И лопаются!
Мыльные пузыри лопаются (хлопок в ладоши). Дети падают на ковер, расслабляются, некоторое время отдыхают. Упражнение повторяется.

МАЙСКИЕ ЖУКИ

Дети-майские жуки. Они летают, жужжат под слова ведущего.
Жуки ложатся на ковер ножками вверх, барахтаются. Устали. Некоторое время лежат, отдыхают под звуковой фон на лесной полянке. Упражнение можно повторить 2–3 раза в зависимости от желания детей.

На полянке, у реки летают майские жуки.
На спинке полежали, Ножками болтают.
Затихли. Падают, устали! Отдыхают.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация ребенка к детскому саду

Слайд 2

Еще совсем недавно ваш малыш появился на свет. Первое слово, первый шаг и вот, настал момент идти в детский сад. Это важный и волнительный момент, как для родителей, так и для самого ребенка. Начинается новый жизненный этап. И очень важно, что бы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно.

Слайд 3

Что же для этого нужно? Нужно ли как-то готовить ребенка к поступлению в детский сад? И что вообще такое – адаптация? Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Слайд 4

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

Слайд 5

Как показывает практика, ребенок, который обладает простейшими навыками игры, гигиеническими навыками (самостоятельно ест ложкой, моет руки, пользуется носовым платком), умеет взаимодействовать со своими сверстниками, адаптируется легко и быстро.

Слайд 6

Советы для родителей: Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1г 3мес., 1г 6мес., 1г 9мес., 2г 3мес., 2г 6мес., 2г 9мес., 3года. Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу. Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.

Слайд 7

Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми. Очень важно научить ребенка общаться со сверстниками (поделиться игрушкой, поблагодарить). Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте. Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня.

Слайд 8

Расскажите ребенку, что такое детский сад и зачем туда ходят. Расскажите, чем он там будет заниматься и к кому сможет обратиться за помощью в трудных ситуациях. В первый день нужно познакомить ребенка с группой, показать, где, его шкафчик, кроватка, где можно помыть руки и куда идти в туалет.

Слайд 9

Рекомендовано не оставлять ребенка в детском саду сразу на целый день. Лучше, если для начала вы будете приходить с ребенком на утреннюю и вечернюю прогулку. В этой ситуации ребенок успевает больше увидеть и узнать, понаблюдать за детьми, а главное — он видит, как за всеми приходят родители и забирают их домой. Психологически очень важным моментом является то, что ребенок понимает — никто не остается в детском саду навсегда, за всеми вечером приходят родители. В целом наличие в группе или на прогулке посторонних — мам, бабушек — очень дезорганизует работу группы, поэтому количество и продолжительность их посещений лучше ограничить двумя-тремя визитами.

Слайд 10

Не нужно отучать ребенка в это время от «вредных» привычек, если таковые имеются (соска, укачивание). На данный момент ребенок и так находится в стрессовой ситуации. Давайте ребенку в сад любимую игрушку, частичка чего-то родного и домашнего поможет ему справиться со страхом и растерянностью, связанной с новой обстановкой.

Слайд 11

Избегайте в присутствии ребенка критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Чаще обнимайте своего ребенка и говорите ему, как вы его любите.

Слайд 12

На время адаптации, для того, чтобы уменьшить нагрузку на нервную систему обеспечьте ребенку покой, исключите шумные праздники, походы в цирк и другие многолюдные места, ограничьте просмотр телевизора.

Слайд 13

И помните, полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. Приложите усилие и вскоре вы увидите, как изменился ваш малыш, как он повзрослел и стал более самостоятельным .

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей первой младшей группы

«Влияние стиля общения с ребёнком на его успешность в будущем»

Современные семьи часто нуждаются в поддержке специалистов, которые помогут утвердиться им в родительской компетентности, выработать правильную стратегию воспитания своего ребенка. С этой целью мы проводим различные формы работы с родителями в детском саду, одна из которых это тренинг для родителей. http://tc-sfera.ru/sites/default/files/styles/medium/public/field/image/74628258_03dffd9de836.jpg?itok=8_ZiqDQY

Цель тренинга: психолого-педагогическое просвещение и психологическое сопровождение семей.

Задачи:

  • показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, закладку его будущей жизни; 
  • познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми;
  • формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком;
  • приобретение родителями нового чувственного опыта при общении и взаимодействии с детьми.

Ход тренинга.

Участники тренинга располагаются по кругу.

Знакомство – приветствие.

Цель: способствовать установлению контакта между родителями; сформировать у них положительный настрой.

Упражнение «Мое мнение»

Инструкция педагога психолога. Наш разговор сегодня - о родительских запретах и общении с ребенком. Прежде чем начать работу, предлагаю познакомиться.

Сейчас каждый участник назовет свое имя и три предполагаемых изменения, которые произойдут с ним после сегодняшней встречи, а также чем вы любите заниматься в свободное время вместе с ребенком.

Упражнение «Ленточки»

Материал: ленточки.

Примечание. Родители работают в парах или по одной паре ot каждой группы.

Инструкция педагога-психолога. А сейчас представьте, что один из вас - ребенок, которому уже два года, любопытный и активный (обращаясь к одному из родителей), а другой (обращаясь к другому родителю) - его мама или папа, которые, естественно, любят своего ре бенка и стараются сделать для его блага все возможное. Однако мама беспокоится за малыша. Он уже начал ходить. Вот вышли гулять на улицу, мама стала переживать: вдруг малыш убежит, что она будет делать? И из любви к своему ребенку мама завязывает ему ножки лен точкой, чтобы он не убежал далеко (родителю, выполняющему роль мамы или папы ребенка, предлагается завязать ленточку на щиколотках «ребенка»). И все это делается исключительно из любви к нему!

Далее, поскольку ребенок подрастает и начинает все хватать, мама, опять же из любви к нему и во благо, завязывает ему ленточки на руках (произносится примерно такой же текст, как и в первом случае: «Вдруг малыш...»), потом глаза - чтобы не увидел ничего лишнего, затем рот - чтобы не сказал ничего лишнего. Через какое-то время ребенка пора отдавать в сад, и мама повязывает ему ленточку на шею, с тем чтобы отдать свободный конец другим взрослым, которых он должен будет слушаться. Еще ребенку завязывают уши, чтоб он, не дай Бог, не услышал ничего лишнего; когда он подрастает и начинает выражать много чувств, ему завязываю! грудь, позже; когда появляется интерес к сексуальной сфере - ему завязывают ленточку на бедрах. Чтобы все держать под контролем, мама привязывает свою руку к руке ребенка.

Вопросы «ребенку»:

Что чувствует ребенок, находясь в таком положении?

Какая ленточка вам больше всего мешает?

Какую ленточку вам хотелось бы снять в первую очередь и почему?

Упражнение «Мое наследство»

Материал: листы бумаги, ручки.

Инструкция педагога-психолога. Проанализируйте «наследство», которое вам, уже взрослым людям, досталось от ваших родителей. Напишите родительские запреты, которые вы получали или получаете до сих пор. Запишите только те из них, которые ограничивали ваши действия, мысли, чувства, тяготили вас в жизни (дается несколько минут для записи). А теперь можете их разорвать, они вам больше не нужны! Вы сами отвечаете за свою жизнь, а родители всегда вам помогут, поддержат, придадут сил и энергии. Так и вы должны помогать своим детям и поддерживать их.

В психологии давно установлено, что прежде чем осуществить какое-либо действие, человек обязательно сначала мысленно «проигрывает» его, иногда даже сам не замечая этого. Получая какой-либо запрет, мы все равно мысленно «прокручиваем» запретное действие, чтобы понять, что ЭТОГО делать нельзя.

Что будет, если я вам сейчас скажу: «Смотрите, пожалуйста, только на меня. На фортепиано, на котором стоит ваза, смотреть нельзя». Вы, сами того не осознавая, будете постоянно поглядывать в запретном направлении. При этом мы, взрослые, если хотим, то можем противостоять этому искушению, а вот дети не могут. Если велеть ребенку не бросать мячик, он его тут же бросит. Мысленно малыш представит себе это действие, а поскольку мысленный и действительный планы для детей еще слишком слиты, то он сразу начнет действовать. Чтобы освоить запрет, ребенку нужно совершить запретное действие в реальности. И только после многократных проб он сможет представить себе это действие в уме и больше не совершать его.

Для многих запрет - прямое побуждение к действию. Не зря ведь говорят, что запретный плод сладок. Для того чтобы ребенок чего-то не делал, родители должны сразу предложить ему какое- либо другое действие, альтернативное запретному, и сформулировать запрет в утвердительной форме. Например, вместо того чтобы говорить «Не дергай кошку за хвост!», лучше сформулировать свой запрет следующим образом: «Кошка - такое же живое существо, как и люди и ее надо любить! Ты можешь ее погладить, если хочешь»,  (сначала дать ребенку возможность освоить какой-либо предмет в искусственно созданной ситуации (что- то бросить, сломать, разрисовать, погладить), а потом уже запрещать.

Обсуждение в кругу «Безусловная любовь…»

- Как вы думаете, как же надо общаться с ребёнком? (2-3 ответа родителей)

В первую очередь нужно принять своего ребенка полностью, таким какой он есть, со всеми его послушаниями и капризами, хорошими и «плохими» чертами характера, и не забывать говорить ему про то, как вы его любите. С ребенком важно и нужно говорить на равных, тогда и он будет стремиться к общению.

 «Прежде всего надо безусловно принимать ребенка – любить не за то, что он умный, спокойный, красивый, а за то, что он Ваш, за то, что он есть!»

Потребность в любви это одна из основных, базовых потребностей каждого человека, а ее удовлетворение для ребенка условие его нормального, полноценного развития.

- А как же можно выражать свою любовь к ребёнку?

- Конечно, это и слова любви, и объятия, сказка перед сном, купание в теплой ванне, ваш ласковый взгляд, слова поддержки «Я знаю, у тебя все получится!», одобрения «Ты у меня самый хороший, любимый, способный, умный, красивый!», признания «Ты мне очень нужен, ты мне очень дорог!»

- А Вы обнимаете своего ребенка?

Смешной вопрос, конечно! А вот  психологи рекомендуют обнимать ребёнка от 8 раза в день, и это только для выживания и хорошего самочувствия, а для развития его как личности, будущего гения, и просто хорошего человека… посчитайте сами! И обнимайте ребенка столько сколько вы с ним рядом в течении дня, и это как витамины, нет запаса в организме, нужно каждый день получать витамины через пищу, а любовь через вас, родителей!

- Как Вы выражаете своё недовольство ребёнком?

Кричите на него? Шлепаете? Ставите в угол? Или спокойно объясняете свое недовольство, высказываете СВОИ чувства по поводу ЕГО поведения. И предлагаете альтернативу «плохому» поведению?!

Ведь если мы кричим на ребенка, шлепаем, и даже критикуем, он делает свой собственный маленький вывод : «Меня не любят». И как потом он будет доверять людям, близким, миру….

Упражнение «Я –высказывание»

Цель: познакомить родителей с «Я-высказыванием» как эффективном способе выражения своих чувств, особенно негативных.

Как же лучше объяснить маленькому ребенку что можно, а что нельзя делать, как выразить свое недовольство?

Предлагаем эффективную модель, она называется «Я-высказывание», известная еще и как «Я-сообщение». Это когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА, О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. Эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня.

Схема «Я-высказывания»:

1. сообщаем о своем чувстве от первого лица  («Я расстраиваюсь… )

2. говорим о причине негативного чувства,  в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры…)

3. говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка (…я бы хотела, чтобы после игры ты клал все игрушки на свое место»)

А сейчас давайте потренируемся, каждому предлагаем ситуацию с ребенком, и вам необходимо высказать свои эмоции и пожелания ребенку от своего имени, используя в «Я-высказывании». (см. Приложение 2)

Счастливость и успешность каждого человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он вырос, живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве.

Упражнение «Чтение сказки» (мне нужны добровольцы 3 человека)

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при чтении художественной литературы.

Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком при чтении художественной литературы, в частности сказок?

Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.

После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Каков вывод, как лучше преподносить художественную литературу ребенку?

Синквейн

Инструкция педагога-психолога. Сейчас у каждого из вас будет возможность выразить свои впечатления по теме сегодняшней встречи. Для этого предлагаю использовать такую форму, как синквейн. Синквейн пишется по схеме:

существительное

4

два прилагательных

4

три глагола

I

фраза из четырех слов

I

существительное (синоним первого)

Примеры обратной связи, записанные родителями

встреча замечательная, поучительная

I

общались, говорили, играли

I

произошло осмысление родительских запретов

ч

ЗНАНИЯ

интерес

i

познавательный, необычный

I

говорить, слушать, думать

4

все очень понравилось

4 жизнь

запрет

4

осознанный,неосознанный

I

играть, бегать, кричать

4

запрет должен быть понятен ребенку НЕВОЗМОЖНОСТЬ встреча

4

продуктивная, позитивная

4

разрешаю, запрещаю, думаю

4

это было очень полезно

4

СЕМИНАР

Заключительное слово педагога-психолога. Спасибо вам большое за то, что нашли возможность прийти на эту встречу, пожелали получить новый опыт общения и познания. Ведь важно не то, какие знания предоставляет нам жизнь, а то, как мы их используем.

Рефлексия: передавая мячик расскажите о своих впечатлениях и чувствах, возникших в течении собрания, как вы себя чувствовали в начале, в процессе, и постарайтесь проанализировать причину их возникновения. Что понравилось? Что запомнилось? Что возьмите себе на заметку и в практику общения и воспитания со своим ребенком?

Использованная литература:

  1. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.- М.: Эксмо, 2008 г.
  2. В.Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р.Кучкарова. – Издательство Апрель-ПрессИнститут общегуманитарных исследований, 2011.
  3. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТАстрель, 2011. – 240 с.: ил.

Приложение 1.

Опросник «Общение родителей с ребенком»

Уважаемый родитель! Отметьте, пожалуйста, те виды деятельности, которыми вы занимаетесь с ребенком, и как часто. Спасибо.

№ п/п

Виды деятельности с ребенком

Что именно и сколько времени Вы уделяете этому виду деятельности (каждый день, 1-2 раза в неделю, по выходным)

  1.  

Чтение ребенку художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, потешки и т.п.)

 

  1.  

Совместная продуктивная деятельность с ребенком (рисование, лепка, аппликация и т.п.)

 

  1.  

Семейные походы, прогулки, поездки, направленные на интересы ребенка

 

  1.  

Совместное выполнение домашних дел

 

  1.  

Игры в кругу семьи (настольно-печатные, подвижные и др.)

 

  1.  

Разговор наедине с ребенком, «по душам» (между делом не засчитывается), обсуждение волнующих его событий

 

Приложение 2.

Ситуации для упражнения

Ситуация

Ваше чувство

Я-высказвание

  1. Ребенок шалил за столом, и несмотря на предупреждение, пролил чай.

 

 

  1. Ребенок собирается в детский сад, одевая грязные брюки. И отказывается одевать другие, чистые.

 

 

  1. Вечером предлагаете ребенку убрать за собой игрушки, он отказывается.

 

 

  1. Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.

 

 

  1. Вы ожидаете гостей. Дочь взяла и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству, еще и слизала все «цветочки» с торта.

 

 

  1. Вы только что вымыли пол, сын прошел и наследил.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к родительскому собранию "Воспитание ответственности"

Все родители мечтают приучить своих детей нести отвественность за свои слова и поступки. В это м докладе приведены некоторые приемы воспитания этой черты характера у детей....

Доклад к родительскому собранию "Воспитание ответственности"

Здесь даются рекомендации родителям по воспитанию ответственности у детей...

Доклад к родительскому собранию

Родной край-Кировская область...

доклад на родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

данный материал поможет родителям сфрмировать внутренний мир ребёнка....

Доклад на родительском собрании в средней группе "Путешествие в страну знаний продолжается"

Знакомство родителей с программами, по которым будет осуществляться воспитание и обучение детей средней группы, с задачами по всем разделам программы....

Доклад к родительскому собранию

В докладе указаны правила дорожного движения для детей, и их родителей! Краткие анкеты, и рекомендационные советы!...