Проектный метод в деятельности ДОУ
статья на тему

 

   Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod_v_deyatelnosti_dou.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в деятельности ДОУ.

   С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость.

   В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование,  исследовательская деятельность, решение кроссвордов,

головоломок и т.д.

    Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-

эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.

      Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  Полная интеграция ( экологическое с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием).

  Частичная интеграция ( интеграция худ. литературы и изодеятельности).

  Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

      Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

  комплексные тематические занятия;

интеграция:

- частичная интеграция;

-полная интеграция;

метод проектов:

- форма организации образовательного пространства;

- метод развития творческого познавательного мышления.

       

      План по подготовке проекта

На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Составление плана-схемы проекта.

Разработка плана достижения цели ( воспитатель обсуждает план с родителями).

Сбор, накопление материала.

Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

Домашние задания для самостоятельного выполнения.

Презентация проекта, открытое занятие.

     Основные этапы метода проектов

  1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  2. Разработка проекта- план деятельности по достижению цели:

 к кому обратится за помощью ( взрослому, педагогу);

 в каких источниках можно найти информацию;

 какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

 с какими предметами научится работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта- практическая часть.

4. Подведение итогов- определение задач для новых проектов.

  В настоящее время проекты классифицируются:

-по составу участников;

- по целевой установке;

- по тематике;

- по срокам реализации.

       В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

- исследовательское- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

- ролево- игровые ( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы ( оформление и дизайн группы, витражи и др.);

- творческие ( оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя».

      Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

       Значимы и другие виды проектов, в том числе:

- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

- творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы»;

- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;

- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

- исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

   По продолжительности они бывают краткосрочными ( одно или несколько занятий),

средней продолжительности, долгосрочные ( например, «Творчество Пушкина»-на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития исследовательской деятельности детей.

   

        Задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

 

       Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию ( ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем  дошкольном возрасте это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

      ЭТАПЫ ПРОЕКТА

 

Деятельность педагога                                                                Деятельность детей

1ЭТАП

1.Формирует проблему (цель). При поста-                 1. Вхождение в проблему.

новке цели определяется и продукт проекта

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию                2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Формулирует задачу ( не жестко).                             3.Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.                                        4.Помогает в решении задачи.

2 ЭТАП

5.Помогает спланировать деятельность                        5.Обьединение детей в рабочие

                                                                                               группы.

6. Организует деятельность                                           6. Распределение амплуа.

3 ЭТАП

7.Практическая помощь (по необходимости)              7. Формирование специфических

                                                                                               знаний, умений, навыков.

8. Направляет и контролирует осуществление            8. Продукт деятельности готовят к

    проекта.                                                                             Презентации.            .

 4ЭТАП      

 9. Подготовка к презентации.                                        9.Представляют (зрителям или экс-

                                                                                          пертам) продукт деятельности.

 10. Презентация.  

   Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.

 

    Младший дошкольный возраст.

  Задачи обучения:

-пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

-приобщать детей к процессу познания;

-формировать различные представления;

-привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

-побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

   Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

-осознание поставленной цели;

-овладение различными способами решения поставленных задач;

-способность предвосхитить результат, основываясь на своем прошлом опыте;

-поиск различных средств достижения цели.

   Совершенствование психических процессов:

-формирование эмоциональной заинтересованности;

-знакомство с предметами и действиями с ними;

-развитие мышления и воображения;

-речевое развитие.

 

         Линии развития личности

    Физическое развитие:

-стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

-формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своем здоровье.

     Социальное развитие:

-формирование способов общения (индивидуальные семейные проекты).

      Познавательное развитие:

-обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

-расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

-сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (межгрупповой проект «Мир животных и птиц».

       Эстетическое развитие:

-развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства;

-овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», проект «Любимые игрушки»).

         Старший дошкольный возраст.

     Задачи обучения:

-развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

-развивать специальные способы ориентации- экспериментирование и моделирование;

-формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

-развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

      Формирование предпосылок учебной деятельности:

-произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

-потребности в создании собственной картины мира;

-навыков коммуникативного общения.

       Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

-выявить проблему;

-самостоятельно искать нужное решение;

-выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

-самостоятельно анализировать полученные результаты.

 

              Линии развития личности.

        Социальное развитие:

-развитие самопознания и положительной самооценки;

-овладение способами личностного общения;

-высокий уровень коммуникативной компетентности;

-осознание функций речи («Я и моя семья»).

        Физическое развитие:

-развитие осознанного отношения к своему здоровью;

-формирование потребности в здоровом образе жизни

-совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

        Познавательное развитие:

-систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

        Эстетическое развитие:

-углубленное приобщение к искусству;

-овладение различными видами худ. деятельности

        Примерная схема осуществления проекта «Семья»

 

Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья», «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д.

Игры-драматизации по произведениям «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.

Настольно-печатная игра «Моя квартира».

      Эстетическое развитие.

Пословицы и поговорки о семье.

Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Например возьмем проект «Неделя матери».

 

        СОДЕРЖАНИЕ                                                                                ЗАДАЧИ

                                                    Физическая культура

Ежедневно: утренняя гимнастика под                  Содействовать гармоничному физическо-

любимую музыку мамы, физкульт –                     му развитию детей. Воспитывать желание

минутки, подвижные игры, игры                          самостоятельно организовывать и прово-

эстафеты. Физкультурный досуг                           дить подвижные игры и упражнения в

«Папа, мама и я- спортивная семья».                    детском саду и дома.

Организация подвижных игр с детьми                 Способствовать укреплению детско-роди-

и родителями на прогулке.                                      тельских отношений.

                                                              Здоровье

Ежедневно пальчиковая гимнастика.                      Способствовать становлению устойчи-                                                                                                                                                                                        

Беседы: «Добрые и верные друзья                           вого интереса к правилам и нормам

здоровья», «Любимый вид спорта                           здорового образа жизни

нашей семьи».

Д/И«Любимое и полезное блюдо моей мамы»

Составление кулинарной книги

«Рецепты моей мамы»

                                                          Безопасность.

Дидактические игры «Пожароопасные                      Формировать представления детей об

предметы», «Законы улиц и дорог»,                           основных источниках и видах опас-

«Можно-нельзя». Совместно с мамой                        ности в быту, на улице, в природе и

составление безопасного маршрута                            способах безопасного поведения.

«Дорога в детский сад».

Беседы: «Как поступить чтобы не огорчить

маму», «Как беречь здоровье мамы»,

«Как мама меня бережет»

Ситуации: «Как бы ты поступил, если мама…»

                                                          Социализация.

Сложно-ролевые игры «Дочки-матери»,                 Закрепить навыки детей самостоятельно

«День рождения моей мамы».                                   договариваться между собой о распре-

Игра-путешествие «У мамы на работе».                  делении ролей, о том, кто будет в дан-

Пальчиковый театр «Волк и семеро козлят».          ной исполнять роль мамы.

                                                                                      Уметь самостоятельно подбирать атри-

                                                                                       бутику. Закреплять в игре знания

                                                                                       социальных ролей, обязанностей, пра-

                                                                                       вил поведения.

                                                                   Труд

Изготовление карты-схемы «Мамина                       Расширить представление детей о труде

комната».                                                                      Мамы и его общественном значении.

Беседа: «Я была у мамы на работе»

                                                                  Познание.

Беседа о профессиях «Где работает мама,                Воспитывать уважительное отношение

папа?», «Какая моя мама?».                                        к маме, ее профессии, желание помо-

Целевая прогулка по территории детского               гать ей в силу своих возможностей.

сада, сбор природного материала для                       Углубить знания детей о роли мамы в

изготовления поделок и букетов для мамы.              их жизни

                                                              Коммуникация

Дидактические игры «Найди маму»,                     Развивать коммуникативные навыки

«Чья мама?», «Что делает мама?».                         детей, способствовать развитию речи

Составление рассказов по картинкам.                   детей через выразительное чтение стихов

Беседа по сказке «У каждого своя мама».             Составление рассказов о маме.

                                         Чтение художественной литературы.

Чтение литературы о маме.                                      Воспитывать любовь и уважение к маме.

Заучивание стихов о маме.                                            

Знакомство с пословицами и поговорка-

ми о маме, отгадывание загадок.

Тематическая выставка в книжном угол-

ке о маме.

Чтение сказки «У каждого своя мама».

                                                   Продуктивная деятельность.

Коллективное рисование «Весь мир я маме                Закрепить навыки самостоятельного

подарю».                                                                          воплощения своего замысла в работах

Пластилинография «Портрет моей мамы».                 Закрепить навыки передачи своих

Коллективная лепка «Лепим сказку для мамы».         эмоций, чувств к маме, с помощью

Аппликация «Вот какие наши мамы».                         художественных средств.

Конструирование оригами «Подарок маме».              Развивать творческие способности

Конструирование из природного материала               детей в оформлении коллективных

«Рябиновые бусы для мамы».                                       работ.

Составление букетов из природного материала».

                                                              Музыка.

Музыкально-дидактические игры                     Раскрыть маме важные стороны музыкаль-

для развития слуха: «Мама и детки»,                ного развития ее ребенка. Способствовать

«Где мои детки?».                                                созданию теплых взаимоотношений в

Разучивание новых песен о маме.                      семье.

       В заключении проекта проводится музыкальный досуг и выставка на конкурс

«Моя мама» сделанная дома совместно с папами и бабушками. Это может быть лепка,

книжка-раскладка. Все что угодно своими руками т.е. продуктивная деятельность.

Методическая разработка «Волшебные кристаллы»

Данная тема очень интересная и познавательная. Развивает у детей

самостоятельность и наблюдательность. Эти качества помогут  им в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в деятельности ДОУ

Постояннодействующий семинар-практикум. Теоретические основы проектного метода....

Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектный метод в деятельности ДОУ

Материал предназначен для педагогов ДОУ. В презентации дается характеристика проектного метода: понятие, классификация, виды проектов, а также примерные темы. Раскрываются этапы работы над проектом с ...

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКИХ САДАХ. ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО

Презентация для студентов  пед.колледжей и ВУЗов по специальности "Дошкольное образование"...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...