Самоанализ проектной деятельности по патриотическому воспитанию
проект (старшая группа) по теме

Актуальность темы,пути реализации темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neshtak.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Самоанализ проектной деятельности

Нештак Юлии Сергеевны

Воспитателя 2 квалификационной категории

Я, Нештак Юлия Сергеевна , имею высшее специальное образование по специальности «Педагогика и психология». В 2007 году окончила «Новосибирский государственный  педагогический университет».Имею стаж педагогической работы 4 года . С сентября 2010г. работаю воспитателем дошкольного отдела МБДОУ № 388, до этого в течение 3 лет работала воспитателем в ДОУ № 333.

В настоящее время усилено внимание со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ к решению задач патриотического воспитания. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Третья программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

Целью своей педагогической деятельности считаю формирование ребенка как свободной, творческой, духовно-нравственной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, человека-гражданина и патриота с активной жизненной позицией.

Для реализации поставила цели:

​ изучить педагогическую литературу по заявленной проблеме; выявить качество гражданско-патриотических знаний детей

​ разработать систему педагогической деятельности по воспитанию патриотизма как любви к родному городу, родной стране

​ провести диагностику эффективности использования системы (приложение 1, 2)

​  обобщить и систематизировать педагогический опыт по заявленной проблеме

Важнейшим условием реализации заявленных целей и задач является программно-методическое и материально-техническое оснащение образовательного процесса.

В самоанализе представлены результаты работы, полученные в процессе реализации Программы «Детство»(под ред. Логиновой В. И.), направленной на всестороннее развитие ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Сейчас, я работаю по примерной образовательной программе»Успех»   которая выстроена в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Требования включают обязательное планирование результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы, описывающих интегративные качества ребенка, одним из которых является « первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе…» 

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Что такое «патриотизм»? В разные времена пытались дать определение этому понятию многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа к его великим корням, к таким вечным понятиям, как род. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, реализация деятельности по данному направлению включает решение целого комплекса взаимо-связанных задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому детскому саду, улице, городу
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: непосредственно образовательной, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной – в играх, в труде, в быту, в педагогических ситуациях. В ходе реализации этих задач мы помогаем формированию у ребенка не только патриотических чувств, но и его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности, формировании патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. По результатам проводимой в начале работы диагностики было выявлено, что многие дети ничего не знают о малых формах фольклора (потешках, колыбельных, частушках и.т ).(приложение3) Поэтому был разработан проект «Играем и поем» целью которого было знакомство детей с жанрами фольклора. Этот проект актуален так как на протяжении нескольких лет Россия испытывает не только экономические трудности, но и трудности в воспитании подрастающего поколения. В последние десятилетия нити, которые связывают старшее и подрастающее поколения нарушены. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений и дать детям нравственные устои, которые, ярко выражаются в малых формах фольклора.

Таким образом произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со своей страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Семья

любимая страна

детский сад

родной город

родная улица

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти составляющие присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Работу по патриотическому воспитанию дошкольников я начала с того, что пересмотрела содержание и оформление стенда по патриотическому воспитанию детей. Были приобретены новые дидактические и наглядные пособия, атрибуты, связанные с государственной символикой. В нашей группе появился символ нашего города «Городовичок», выполненный родителями в объеме. Этот символ повышал мотивацию детей к различным формам работы по данному направлению.

Я стараюсь отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я сама хорошо изучала, подбирала материал - что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Немаловажное значение в формировании представлений о родном крае имеет правильная организация развивающей среды. Развитию поискового интереса способствуют различные формы музейной педагогики, как-то: виртуальные экскурсии с Городовичком – символом нашего города; создание уголка краеведения со сменными экспозициями по темам блоков проекта. В программе «Успех» большое внимание уделяется такому виду детской деятельности как коллекционирование. Дети вместе с родителями с удовольствием собирают материалы для экспозиции в нашем уголке краеведения. (См. приложение 3)

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

​ повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

​ везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

​ повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

​ люди берегут и охраняют природу;

​ есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Продолжением данной работы является знакомство детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Формированию чувства гордости за свою страну способствует знакомство детей с наиболее важными событиями истории, спорта, культуры: победа в Великой Отечественной войне; полет в космос первого человека земли Ю.А.Гагарина; победа российских спортсменов на чемпионатах по хоккею, футболу, фигурному катанию;

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникает негативное восприятие данных проблем. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, опираясь на следующие принципы:

​ "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

​ непрерывность и преемственность педагогического процесса;

​ дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

​ рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

​ сочетание научности и доступности исторического материала

​ принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю;

​ 

​ развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

« Семья», « Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Одним из основных принципов деятельности в соответствии с ФГТ является календарно-тематический подход. (приложение 4)

Основные формы совместной деятельности взрослого и детей являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его существования. Наряду с использованием в образовательном процессе относительно новых форм совместной деятельности взрослого и ребенка я не отказываюсь от употребления ряда старых, например бесед (Моя улица; Природа моего края) разговоров, экскурсий (Почта; Монумент славы; Зоопарк), наблюдений (Транспорт нашего города; Деревья в разное время года), рассматривания (иллюстраций о разных видах транспорта; открыток с видами города; иллюстраций с изображением птиц, животных)

Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, используется интегративный подход, объединяющий в одной теме несколько образовательных областей: познание, коммуникацию, социализацию, музыку, художественное творчество и др. (например, "Мой город", "Столица нашей Родины — Москва").

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Работа, организованная в тесном сотрудничестве с семьей, объединяющая разные поколения, способствует позитивному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей семье, малой родине, стране.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие, которого я придерживаюсь в работе. (приложение 5)

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной помогает детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

​ семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

​ счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Интерес родителей к родословной своей семьи я использую, для мотивации их к взаимодействию с детским садам по воспитанию детей в этом направлении. Родители с детьми придумывали герб своей семьи, составляли генеалогическое древо (приложение 6)

Большое значение в своей работе я отважу- семейным экскурсиям по району, городу, посещение родителей с детьми отдельных предприятий и учреждений города, памятных мест и т.. При активной помощи родителей был создан альбом « Памятные места нашего города».

Тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; вовлечение их в педагогический процесс, обеспечение родителей необходимой педагогической информацией. С этой целью проводятся консультации (« Воспитание любознательного ребенка»; « Что вы читаете детям») , круглые столы («Без колыбельной ни куда»). Традиционно каждой осенью в нашей группе проходит выставка «Дары осени», а весной – выставка пасхальных яиц., Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.

             Вся работа ведется блокам:

​ блок - «Моя семья»

​ блок - «Родной город»

​ блок - «Родная страна»

            Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезкам.

Блок - «Моя семья».

        Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра 111 своему сыну Никола «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

- корни каждого - в истории и традициях семьи

- семья- ячейка общество, хранительница национальных традиций

- счастье семьи - счастье и благополучие народа

К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

Блок -  «Родной город».

            Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Новосибирской области, России. Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству

Блок - «Родная страна»

             Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций. (приложение 7)

В перспективе планирую продолжать работать по данному направлению. Я думаю, что поведенная работа с детьми и их родителями была успешной. В итоге реализации данного проекта у многих детей сформировались знания малых форм фольклора, появился интерес к изучению устного творчества (сказок, былин, пословиц и поговорок, загадок). Многие дети проявляли чувство гордости за свою страну, с интересом участвовали в совместной деятельности, знакомились с историческими, спортивными, культурными событиями в жизни нашей страны. Во время бесед дети охотно рассказывали об участии членов своих семей в исторических событиях города, страны (прабабушки и прадедушки в В.О.в, строительство заводов, мостов, метро, участие в акциях и т.д). Родители воспитанников, становясь равноправными участниками педагогического процесса, отмечают улучшение микроклимата в семье, укреплению связи поколений, а также интерес детей к совместной деятельности с родителями. Считаю, что работа по заявленной системе должна быть продолжена по направлениям:

- совершенствование взаимодействия с родителями воспитанников

- укрепление и развитие поликультурных связей

- формирование толерантности как одной из граней гражданственности и патриотизма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Любовь к близким, к своему дому, городу, стране необходима каждому человеку. Рост научно – технического  прогресса, новые открытия и изобретения – отодвинули на второй план духовные ценности .Про...

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию " Мы живем в России"

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию проектной деятельности  по воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста . Презентация включает в ...

Перспективный план проектной деятельности в патриотическом воспитании старших дошкольников

Перспективное планирование проектной деятельности впатриотическом воспитании старших дошкольников по месяцам...

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию детей "День Защитника Отечества" в старшей группе

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию детей "День Защитника Отечества" в старшей группе Актуальность: одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание...

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе, посвященная 70-летию битвы под Москвой

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе, посвященная 70-летию битвы под МосквойПомните!О погибших, пожалуйста, помните!О горе, которое несёт война, помни...