Проект "Что такое каравай"
проект (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Детский исследовательский проект «ЧТО ТАКОЕ КАРАВАЙ?»
Участница проекта: Черникова Алёна
Руководитель: Яровикова Н.С.
Введение
Глава 1. История каравая
Символика украшения каравая
Обряды и традиции, связанные с караваем
Глава 2. Особенности выпечки каравая
Глава 3. Экспериментально-практическая работа по изготовлению именинного каравая
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
С хлебом мы встречаемся ежедневно и, возможно, у нас теряется значимость этого главного продукта.
Каравай - это, по сути, буханка хлеба, но не простого, а хлеба праздничного, всегда имевшего определенное назначение, обрядовость, символику. И так же, как обычный хлеб, - со своей богатой историей и традициями. А потому становится актуальной тема «Что такое каравай?».
Объект исследования: каравай
Предмет исследования: символичные украшения каравая
Цель исследования: изучить символику украшения каравая и традиции, связанные с ним
Задачи:
- Найти и структурировать материалы по данной теме, из литературных источников и Интернета;
- Провести опрос «Что такое каравай» среди воспитанников подготовительной группы и членов семьи;
- Испечь каравай.
Методы исследования: поиск и структурирование материала, анализ, опрос, сравнение.
Гипотеза: Символичные украшения на каравае связаны с различными обычаями.
Весь процесс изготовления каравая по русскому обычаю сопровождался исполнением специальных каравайных песен, в которых рассказывалось об этапах его создания:
Валю, валю сыр каравай
С правой руки на леву,
С левой руки на праву —
По золоту лоточку,
По золоту лоточку,
По серебряному блюдечку.
Каравай на лавку взлез,
Каравай по лавке пошел,
Каравай на полку сел,
Каравай на печку взлез,
Каравай с печки слез,
Каравай на лопату сел,
Каравай в печку глядит.
Каравай валяется,
Каравай шатается,
Пошел каравай по дубовым столам,
По скатертям браным,
Тогда зашел каравай к Анне Александровне.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КАРАВАЯ
… «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай…» эту песню обычно поют, празднуя чьи-то именины. А почему каравай? Этим вопросом заинтересовалась Алёна. Она часто в хлебном магазине видела хлеб разной формы и названия, но каравая там не было.
Так что же такое каравай и можно ли его сделать самой.
Это вопрос Алена задала всем членам своей семьи. Вот их ответы:
Папа: Это хлеб, просто хлеб.
Мама: Это праздничный хлеб. Я думаю, в старину он выполнял роль торта. А в наше время каравай остался символом значимых событий, таких как свадьба или встреча дорогих гостей. Встречать гостей караваем или «хлебом - солью» - русская традиция
Бабушка: Праздничный красивый хлеб. Символ русского гостеприимства.
Дедушка: Это красивый, круглый хлеб с украшениями из теста. Его подают на праздник.
Брат Данил: Это круглый вкусный хлеб.
Затем этот же вопрос Алена задала ребятам подготовительной группы, по результатам которого можно сделать вывод о том, что многие дети не знают о назначении каравая и его приготовлении. Некоторые ребята вспомнили о традиции водить хоровод и петь песню «Каравай, кого хочешь выбирай…» .
Немало информации о каравае узнала Алена из произведений русского народного творчества и сказок народов мира. Вместе с ребятами группы Алена сначала с удовольствием рассматривала изображения караваев и различные украшения на них, а потом предложила оформить выставку детских рисунков «Наш каравай». Выбрав наиболее подходящий рецепт приготовления каравая, она вместе с мамой испекла его.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема исследовательской работы стала интересной и актуальной. С хлебом мы встречаемся ежедневно и, возможно, у нас теряется значимость этого продукта. Изучая литературные источники, мы познакомились с историей каравая, символикой украшений и главными обрядами, связанными с ним. Выполняя цели и задачи, поставленные перед началом работы, мы убедились, что каравай - это, по сути, буханка хлеба, но не простого, а хлеба праздничного, всегда имевшего определенное назначение, обрядовость, символику. И так же, как обычный хлеб, - со своей богатой историей и традициями.
Проделав много работы, связанной с данной темой, можно сделать вывод о том, что символичные украшения на каравае связаны с различными обычаями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.Н. Андреев (2003) Производство сдобных хлебобулочных изделий.
2. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба — М.: Современник, 1985
3. Гура А. В. Каравай // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 1999. — Т. 2. — С. 461-466. — ISBN 5-7133-0982-7.
4. Иванов В. В., Топоров В. Н. Каравай // Мифы народов мира: Энциклопедия, в 2 тт. — М.: Советская энциклопедия. — 1980. — с. 398—406.
5. Е.И, Перетятко (2006), Кондитер. Учебное пособие.
6. "Мифы народов мира. Энциклопедия". В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998
7. И. Шангина "Русские девушки" глава "Каравайный обряд"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация"Каравай, каравай,какой хочешь выбирай".
Презентация по проекту "Путь хлеба к нашему столу"....
Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста «Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай!»
Цели: Приобщать детей к традициям русского народа. Дать знания откуда хлеб пришёл. Привить бережное отношение к хлебу. Задачи: 1) Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, ...
"Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай"
Развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада. Они являются яркими моментами в жизни детей: радуют их, обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями, с...
Конспект комплексного занятия по лепке «Каравай, каравай» в первой младшей группе
Цель данного занятия – сформировать интерес у малышей к соленому тесту, научить детей работать с данным материалом – отщипывать кусочки от целого куска, раскатывать длинные валики, ов...
ИНФОРМАЦИОННО-ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА « КАРАВАЙ, КАРАВАЙ КОГО ХОЧЕШЬ ВЫБИРАЙ…»
ИНФОРМАЦИОННО-ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА « КАРАВАЙ, КАРАВАЙ КОГО ХОЧЕШЬ ВЫБИРАЙ…»...
Краткое представление методического пособия «Логопедический лэпбук» по формированию и коррекции слоговой структуры слова «Каравай-каравай…»
Использование сюрпризных моментов, игровых форм, увлекательных заданий и упражнений процесс обучения и научения превращает в интересную игру. Такую, как «Каравай-каравай»&helli...
Конспект дефектологического (логопедического) занятия с применением методического пособия «Логопедический лэпбук «Каравай-каравай»
Цель: подготовка детей к усвоению ритмической структуры слов родного языка, к определению слоговой структуры слова; формирование чувства ритма....