статья
статья по теме
Полихудожественный подход в системе дошкольного образования на раскрытие творческого потенциала детей в образовательной деятельности « Искусство»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Полихудожественный подход в системе дошкольного образования на раскрытие творческого потенциала детей в образовательной деятельности « Искусство»
В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Дошкольное детство – важный период в детстве детей. В этом возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, открывающего окружающий его мир. Детское творчество - область самостоятельного своеобразного искусства, со своими закономерностями, этапами поступательным движением вперед. Богатые возможности в этом отношении представляет творческая деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Не случайно сейчас внимание психологов все больше и больше привлекает дошкольный возраст, истоки развития личности человека.
Ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития.
Актуальность полихудожественного подхода к системе образования обусловлена требованиями общества на современном этапе его развития. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в раннем детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека.
«То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы» - предупреждал В.А. Сухомлинский.
Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру искусства, научить понимать этот мир и наслаждаться им, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.
Несомненно, искусство – это источник формирования творческих способностей ребенка. У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы.
Таким образом, полихудожественный подход предполагает форму приобщения воспитанников к искусству, позволяющему им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства. Учёными, работающими над принципами полихудожественного подхода, говорилось о развитии творческого потенциала ребёнка в процессе различных видов деятельности. Единая художественная природа всех искусств соответствует врождённой предрасположенности ребёнка к разным видам творческой деятельности, поли модальности его интересов. Ребёнок выражает желание выразить своё внутреннее состояние в песне, танце, слове, рисунке и т.д. Такие разнообразные определения сущности полихудожественного подхода как целостный процесс художественного воспитания, как гармоничная система вхождения ребёнка в процесс обучения, как раскрытие своего творческого потенциала и самореализация в творчестве, приводят к возникновению неоднозначного его понимания у различных исследователей, и в настоящий момент. Полихудожественный подход находится ещё в стадии разработок. Но, несмотря на то, что понятие "полихудожественный подход", основанный на принципе интеграции, находится в стадии разработок, в целом все определения основаны на универсальном законе гетерозиса, согласно которому любое предметное содержание, обогащённое интегративными связями, несомненно, обладает большим развивающим резервом, чем каждый компонент содержания образования в отдельности.
В дошкольном возрасте система интегрированных занятий предполагает следующую динамику: информационно-образное и сенсорное насыщение ребёнка, его гармоническое развитие на основе полихудожественного восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Художественно-эстетическое воспитание ребёнка - сложный, многогранный процесс и даёт большой простор деятельности взрослых и детей. Взрослый передаёт художественный опыт ребёнку, с помощью опытно-поисковой деятельности изучает его способности и открывает ребёнку дверь в мир прекрасного. Целостный подход к воспитанию эстетического отношения не исключает, а, наоборот, предполагает развитие специальных способностей. Педагог, стремящийся достичь высоких результатов, использует в своей работе новые технологии, в том числе, и полихудожественный подход. Например, музыкально-дидактическая игра "Теремок" на развитие чувства ритма может плавно интегрироваться в подвижную игру с любимыми сказочными персонажами, а конечным результатом творческой деятельности станет постановка сказки " Теремок", где восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности - речевая, двигательная, музыкальная .
Положительное воздействие на ребёнка оказывает рисование под музыку. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребёнка множество ассоциаций. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир, движения руки подчиняются работе "очарованного" музыкой мозга.
Особое внимание следует уделить среде, в которой растёт и развивается ребёнок. Именно среда выдвигает основное педагогическое условие - интегрированный подход к освоению искусства ("Каждое искусство есть средство организации пространства"- П. Флоренский). Среда интегрирована по своей природе, она позволяет максимально развивать у детей поле пространственного воображения: широту, объём воображаемых представлений, фантазию, которые с точки зрения теории "полихудожественного развития" Б.П.Юсова являются непременным условием развития творческого потенциала ребёнка.
Побуждая детей к самостоятельной художественной деятельности, педагоги создают особую эстетическую среду, наполняют каждый центр активности стимулирующим материалом, предоставляя детям возможность самовыражения и самореализации.
Все условия взаимосвязаны друг с другом, выключение одного из названных условий приводит к невозможности реализации полихудожественного подхода в целом в системе воспитательно - образовательного процесса.
В реализацию полихудожественного подхода должны быть включены все субъекты образования: дети, педагоги, родители.
Полихудожественный подход является концептуальной идеей о необходимости включения ребёнка в разные виды деятельности. Погружение в различные виды искусств, позволяет решить поставленные задачи в сравнительно короткий временной период, дают ребенку более полную картину окружающего мира и себя в нем А ведь, как известно, истинная ценность детского творчества не в том, как он творит, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт. Реализация полихудожественного подхода приводит к интенсивному развитию духовно-ценностных ориентиров личности, способствует обогащению художественной информации, постепенному освоению культурного наследия и раскрытию творческого потенциала дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...
Комментарии
Полихудожественный подход в системе дошкольного образования
статья основана на раскрытие творческого потенциала детей в образовательной деятельности « Искусство»