Доклад "Детская компетентность"
статья (старшая группа) на тему

Кондакова Наталия Алексеевна

 

Пояснительная записка.

В настоящее время всё более актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании. От педагогов требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ребёнок сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни. Естественно, что реализовываться данный подход должен уже в детском саду.

 Детская компетентность – это качество, приобретаемое детьми в результате игры-обучения, которое может быть продемонстрировано только на практике.

Образовательный процесс расширяет возможности эффективного формирования у ребёнка элементарных основ ключевых компетенций таких как: социально-трудовая, коммуникативная, ценностно-смысловая, учебно-познавательная, общекультурная, информационная.

Хотелось бы остановиться на одной из компетенций - социально - трудовой. Которая предполагает формирование у детей умения выбирать вид игры, смысловую роль, партнёра по игре и игрушку; ухаживать за животными и растениями; быстро включаться в игру и предметно – творческую деятельность; уметь проговаривать вслух последующее действие; соединять при конструировании разные по форме, цвету, объёму, материалу детали; обладать навыками безопасного поведения на улице, в общественных местах, дома; уметь работать в коллективе, группе, паре.

В дошкольном возрасте особое значение для пол­ноценного развития детской личности приобретает  приобщение ребёнка к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – дать детям представление о разнообразии профессий взрослых, о продуктах профессиональной деятельности и их использовании.   Именно это открывает перед ребенком возможности действо­вать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам челове­ческого труда.

Ознакомление  с разнообразными видами труда взрослых, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир.

В своей работе мы реализуем программу «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой,  З.А.Михайловой, Л.М. Гурович. Авторы данной программы  уделяют внимание ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, с характеристиками профессий, продуктами труда взрослых. Однако,  данная программа  предусматривает ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе.  Кроме того, в программе «Детство» нет ориентира на   использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.

 

Поэтому, на мой взгляд, педагогам, нужно более глубоко проникнуться решением проблемы ознакомления дошкольников с миром профессий, ведь актуальность её обусловлена ещё и проблемой социализации личности. Ребёнок дошкольного возраста стоит на первой ступеньке социализации, которая заключается в приобщении людей к достижениям человеческой цивилизации,   усвоении и воспроизводстве людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми - личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни.

Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Главное – показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире.  И всё это возможно решить средствами игровой и познавательной деятельности.

Вот почему на занятиях с детьми  мы на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда обеспечиваем формирование представлений о разнообразии профессий (строитель, биб­лиотекарь, учитель, летчик,  врач, художник, артист  и пр.)   Кроме того,  формируем у ребёнка обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном и разных  производствах.  Учим детей соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии, устанавливать связи между качеством труда, физическим усилием человека и используемыми им ин­струментами, техникой.

Данный конспект-игра – это авторская разработка, которая позволяет дать детям представление о разнообразии профессий, их особенностях.

Главная цель игры-занятия – показать детям многообразие профессий. Задачи, решаемые в ходе игры, позволяют уточнить и конкретизировать цель:

- Стимулировать творческую активность в игре, активизировать воображение, фантазию, побуждать придумывать новые события, учитывать игровые интересы детей.

- Учить детей правилам общения. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений. Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.

- Воспитывать желание и умение совместно играть, навыки коллективной игры (распределение ролей и игрушек, умения договариваться, радоваться успехам товарищей). Воспитывать доброжелательное отношение к людям, желание и готовность сделать им полезное и приятное.

Знакомство детей с трудом взрослых, которое происходит в ходе игры -  это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают в совместной деятельности возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Считаю, что правильная организация работы с детьми по приобщению их к труду взрослых, по обеспечению условий для ранней социализации, должна стать одной из важных задач дошкольного образования.

Компетентностный подход позволяет повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни детей; облегчить труд педагога за счёт  постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности детей в обучении; не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО.

Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме. Альберт ЭйнштейнСегодня информационно-коммуникационные технолог...

Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»

Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...

Деловая игра для педагогов с элементами тренинга на тему: «ИКТ компетентность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

В статье анализируется процесс педагогической образовательной деятельности дошкольного учреждения, делается акцент на обновлении содержания образовательного процесса за счет стимулирования кадрового п...