Доклад "Детская компетентность"
статья (старшая группа) на тему
Пояснительная записка.
В настоящее время всё более актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании. От педагогов требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ребёнок сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни. Естественно, что реализовываться данный подход должен уже в детском саду.
Детская компетентность – это качество, приобретаемое детьми в результате игры-обучения, которое может быть продемонстрировано только на практике.
Образовательный процесс расширяет возможности эффективного формирования у ребёнка элементарных основ ключевых компетенций таких как: социально-трудовая, коммуникативная, ценностно-смысловая, учебно-познавательная, общекультурная, информационная.
Хотелось бы остановиться на одной из компетенций - социально - трудовой. Которая предполагает формирование у детей умения выбирать вид игры, смысловую роль, партнёра по игре и игрушку; ухаживать за животными и растениями; быстро включаться в игру и предметно – творческую деятельность; уметь проговаривать вслух последующее действие; соединять при конструировании разные по форме, цвету, объёму, материалу детали; обладать навыками безопасного поведения на улице, в общественных местах, дома; уметь работать в коллективе, группе, паре.
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение ребёнка к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – дать детям представление о разнообразии профессий взрослых, о продуктах профессиональной деятельности и их использовании. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.
Ознакомление с разнообразными видами труда взрослых, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир.
В своей работе мы реализуем программу «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гурович. Авторы данной программы уделяют внимание ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, с характеристиками профессий, продуктами труда взрослых. Однако, данная программа предусматривает ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. Кроме того, в программе «Детство» нет ориентира на использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.
Поэтому, на мой взгляд, педагогам, нужно более глубоко проникнуться решением проблемы ознакомления дошкольников с миром профессий, ведь актуальность её обусловлена ещё и проблемой социализации личности. Ребёнок дошкольного возраста стоит на первой ступеньке социализации, которая заключается в приобщении людей к достижениям человеческой цивилизации, усвоении и воспроизводстве людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми - личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни.
Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Главное – показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. И всё это возможно решить средствами игровой и познавательной деятельности.
Вот почему на занятиях с детьми мы на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда обеспечиваем формирование представлений о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, летчик, врач, художник, артист и пр.) Кроме того, формируем у ребёнка обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном и разных производствах. Учим детей соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии, устанавливать связи между качеством труда, физическим усилием человека и используемыми им инструментами, техникой.
Данный конспект-игра – это авторская разработка, которая позволяет дать детям представление о разнообразии профессий, их особенностях.
Главная цель игры-занятия – показать детям многообразие профессий. Задачи, решаемые в ходе игры, позволяют уточнить и конкретизировать цель:
- Стимулировать творческую активность в игре, активизировать воображение, фантазию, побуждать придумывать новые события, учитывать игровые интересы детей.
- Учить детей правилам общения. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений. Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
- Воспитывать желание и умение совместно играть, навыки коллективной игры (распределение ролей и игрушек, умения договариваться, радоваться успехам товарищей). Воспитывать доброжелательное отношение к людям, желание и готовность сделать им полезное и приятное.
Знакомство детей с трудом взрослых, которое происходит в ходе игры - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают в совместной деятельности возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Считаю, что правильная организация работы с детьми по приобщению их к труду взрослых, по обеспечению условий для ранней социализации, должна стать одной из важных задач дошкольного образования.
Компетентностный подход позволяет повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни детей; облегчить труд педагога за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности детей в обучении; не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования
В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....
Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО.
Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме. Альберт ЭйнштейнСегодня информационно-коммуникационные технолог...
Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»
Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...
мастер-класс «Формирование экологической компетентности дошкольников посредством повышения экологической компетентности родителей»
Презентация к Лекции для родителей ДОО...
«ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КАК ОСНОВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА ДОУ»
Методическая разработка...
Деловая игра для педагогов с элементами тренинга на тему: «ИКТ компетентность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»
В статье анализируется процесс педагогической образовательной деятельности дошкольного учреждения, делается акцент на обновлении содержания образовательного процесса за счет стимулирования кадрового п...
Консультация для воспитателей "ИКТ компетентность как основная педагогическая компетентность профессионального стандарта педагога ДОУ»
Содержит материал для воспитателей о применении икт технологий в работе воспитателя...