Приобщение детей к истокам духовной культуры через православные праздники
методическая разработка по теме
Не секрет, что искусство, как специфическая форма познания действительности, вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности, используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться, вглядываться. Искусство осваивает и, вместе с тем, представляет человеку богатство окружающего мира, позволяет ему увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему он давно привык.
Ребенок формируется на основе эстетического восприятия, образных представлений. Впоследствии это обеспечивает ему успешное владение учением и спокойную адаптацию к переходу из детского сада в школу.
Искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение, в связи с этим, имеет интегрирование искусства и разнообразных видов художественной деятельности детей дошкольного возраста.
Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и созерцаемый детьми в разных идах художественной деятельности:
- в литературе – слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, метафора, ритм);
- театрализованной деятельности – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
- изобразительном искусстве – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм);
- музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Нужно подчеркнуть, что немалое значение для эстетического, духовного формирования личности ребенка-дошкольника средствами интеграции заключается в том, то важнейшей составляющей интегрированных занятий есть искусство (изобразительное, музыкальное, театральное, литература, и др.) как классическое, так и народное.
При интеграции разных видов искусства все содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях. Вместе с тем какое-то тематическое содержание всегда выступает в роли стержневого. Именно вокруг этого стержня объединяются и другие формы работы, виды искусства и художественной деятельности. Для меня таким “стержнем” является музыка.
Эта тема так богата и разнообразна, что каждый педагог может включить в свою работу этот компонент. Поэтому все виды деятельности в детском саду проводятся в сотворчестве с другими педагогами.
В своей работе я стараюсь приблизить детей к пониманию и осмыслению христианских православных праздников и обрядов. Основную задачу в проведении таких праздников и бесед я вижу в приобщении детей к православной культурной христианской традиции, вере в Иисуса Христа, в утверждение высоких духовных ценностей – любви, доброты, сострадания и душевной чистоты. Для создания атмосферы духовности и возвышенности на православных праздниках и беседах используются отрывки церковных песнопений в записи.
Итак, православная культура, сопряженная со всей культурой русского народа, должна занять важное место в образовании. Замечу, что соединение народной и церковной традиций воспитания с педагогической наукой, теорией и методикой благотворно влияет на реальный педагогический процесс, спасая его от омертвения, преображая в духе неповторимой живой русской культуры.
Опираясь на вышесказанное, были разработаны методические рекомендации по теме: “Духовно-нравственная модель воспитания дошкольников на основе слушания музыки. Приобщение детей к народным и православным традициям”.
Приобщение детей к истокам русской культуры и лучшим образцам мировой музыки является важнейшим фактором, помогающим оградить ребенка от пагубных влияний современной массовой эрзац – культуры.
Свою работу я разделила на 3 части:
I часть
Воспитание в ребенке человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной народной культуры.
Целью подобных занятий являются:
- дополнение объективных представлений и понятий о прекрасном,
- формирование эстетического вкуса,
- развитие и закрепление национально – эстетических взглядов, ценностей и убеждений.
В произведениях народного творчества материализована народная память, народная мудрость и вечные чаяния о торжестве гармонии. Огромную роль в развитии народной культуры имели праздники. Соприкосновение, познание и погружение в мир народного искусства и творчества формирует эстетические и нравственные идеалы. Через народные сказки и песни, обряды и художественные предметы быта передаются и сохраняются эстетические воззрения и дух народа, осуществляется связь между поколениями.
К первому направлению следует отнести средства эмоционального воздействия на детей в рамках детских фольклорных праздников. Использование этих средств на детскую аудиторию в процессе мероприятия имеет некоторую специфику. Рассмотрим широко известные и наиболее доступные средства, используемые в ходе проведения праздников.
Музыка в фольклорном празднике непосредственно воздействует на чувства дошкольников. Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыкальное искусство создает у воспитанников соответствующее настроение: торжественно-приподнятое или веселое, трагическое или спокойное.
Для музыкальных номеров могут быть использованы такие жанры, как песня, ансамбль, фонограммы с записями оркестра народных инструментов, звучание народных мелодий на различных музыкальных инструментах.
Песня и танец на празднике – это средство общения и единения детей. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют танцевальные движения, напевая и двигаясь под музыку. Танец, песня, пантомима и музыкально-игровая драматизация пробуждают у них потребность изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах, охарактеризовать персонажей, используя слово и движение. Все это создает необходимые условия для эмоционально-праздничного восприятия детьми фольклорного праздника.
Слово как средство информации имеет дополнительную функцию. Звучащее в пословицах, загадках, поговорках, колядках и т.п., оно воодушевляет участников фольклорного праздника. Важно донести до детей красоту, емкость фольклорного слова, закрепить в их сознании то, что всегда имело живое хождение в народе, выражало интересы, использовалось в определенных целях.
Особый смысл заложен в поэзии обрядовых праздников, которые часто бывают подкреплены действиями, символическими образами. Известно что святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи с играми, песнями, хождениями по домам, посиделками и гаданиями. Обрядовые песни заклинали, описывали благополучие и изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое.
Колядовщики исполняли колядки – пожелания, величания, воспевая в них неправдоподобное, сказочное богатство.
Иванов-то двор виноградьем оброс.
У Ивана-сударя высок терем,
У Прасковьи на дворе полным-полно.
Гуси-лебеди летели!
Мы, младешеньки колядовщички,
Мы пришли прославлять, хозяев величать!
Игра на детском фольклорном празднике выступает как прием активизации аудитории, и как важнейшая форма освоения народного творчества и традиций. Игра формирует особое игровое настроение во время праздника. Коллективные игры характеризуются сюжетностью, действием, образностью. Важно в игре увлечь детей. Впечатления детей от игры часто зависит не только от ее динамики, но и от развязки. Огромная роль отводиться ведущему, который должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любом игровом действии.
Итак, основными и наиболее доступными средствами эмоционального воздействия в рамках детского фольклорного праздника являютсямузыка, слово и игра. Кроме того, могут быть использованы такие жанры фольклора как перепевы, переплясы, частушки, состязания в разгадывании загадок, проговаривании скороговорок на скорость, “распутывание” пословиц и поговорок, объяснение примет. Эти виды традиционного народного фольклора выступают действенными средствами эмоционального воздействия и выразительности. Таким образом, через интеграцию различных видов искусства ребенок получает знания о народных традициях.
II часть
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе слушания музыки.
Основными целями этого раздела являются:
- воспитание патриотических чувств на начальном этапе формирования личности ребенка;
- воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры;
- освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему;
- формирование индивидуальной музыкальной культуры ребенка и общей духовной культуры;
- воспитание духовно-богатой личности.
Проблема воспитания активного слушателя – одна из актуальных проблем музыкальной педагогики. Наиболее точно и многогранно определил значение восприятия музыки в своей музыкально-педагогической концепции композитор Д.Б. Кабалевский. По его мнению, понятие “восприятие музыки” нельзя отождествлять с термином “слушание музыки”. “Восприятие музыки, - писал он, - нельзя сводить к одному из видов деятельности детей, как это обычно делается по отношению к слушанию музыки. Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнить эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и размышлять о ней… Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир детей, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусства вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы”.
Слушание музыки обладает большой силой воздействия на детей. Дети духовно обогащаются, формируется их вкус, привязанности. Дети получают разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется культура. Необычайно новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствует формированию интересов, чувств, воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке.
Приведу некоторые методы и приемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста на основе слушателей музыки
- прием сравнения, который сочетает в себе различные методы (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, практический )
- прием контрастного сопоставления музыкальных произведений который позволяет в проблемной форме показать музыкальное произведение , обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей
Остановимся на характеристике наглядного приема “цвет-настроение”. Он позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыке. Кроме того, он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о ее характере.
Определенный цвет (небольшие карточки из цветной бумаги) связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый) – с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона(темно-коричневый, темно-синий) – с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) – с решительным, торжественным.
Незнакомые слова разъясняются: решительная – смелая, тревожная – беспокойная.
Предлагаю словарь, характеризующий эмоционально – образное содержание музыки, усвоенный детьми старшей группы. При его составлении использовался следующий принцип: слова сходного эмоционально – образного содержания объединялись в одну группу.
Слушая с детьми музыку, я стараюсь не оставлять детей пассивными. Задействую разные виды исполнительства и творческие задания: выражать переживания в образном слове, музыкально – ритмических движениях, подпевании ярких мелодий, игре на музыкальных инструментах, рисовании.
Можно ли понимать язык музыки в том же прямом смысле, как мы понимаем язык литературы или конкретные образы живописи? Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей.
III часть
Приобщение детей к православным традициям.
Основными целями этого направления я считаю:
- сохранение духовно-нравственного здоровья детей;
- приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры
- изучение православной культуры и народных традиций
- формирование общей духовной культуры.
Особенность духовно-нравственного образования и воспитания в том, что оно содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому я в своей работе пытаюсь помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться нравственные и духовные обычаи ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.
Проводя занятия, я знакомлю детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России. Помогают в подготовке и участвуют в праздниках родители детей. Дети вместе с родителями знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней.
Представляется, что наиболее правильным в дошкольном возрасте должно стать изучение православной культуры в рамках главных православных праздников (православный литургический год) которые вводят детей в светлый, радостный и праздничный мир Православия.
“Рождество”, “Крещение”, “Сретение”, “Благовещение”, “Вербное воскресенье”, “Пасха”, “Троица, “Успение”, “Покров”.
Я уверена, что православный праздник для ребенка должен быть наполнен особым смыслом, поэтому в своей работе всегда стараюсь объяснить детям на доступном им языке, как празднуемое событие связано с сегодняшним днем. Ведь нередко в семьях все дело сводится к внешним символам и обрядам: Пасха – значит, куличи и яйца, Рождество – елка и подарки, Троица – березки в храме и панихида на кладбище. Сохраняя значимые для русских людей “преданья старины глубокой”, я старалась органично вплести в программу детских православных праздников глубинный смысл, предлагая и детям, и взрослым стать участниками Евангельских событий, причастниками Христа в православных праздниках.
При подготовке к празднику мы стараемся наполнить новым смыслом знакомы с детства мелодии и сказки. И это, оказывается, так здорово, когда тебя и здесь встречают знакомые герои. И те ценности, о которых они говорят, такие близкие и такие понятные: верность, дружба, искренность, уважение, доверие. В праздниках использованы не только стихи великих русских поэтов, но и стихи сочиненные педагогами, участниками праздников, потому что мы ставим своей целью привить русским детям любовь к Богу, Церкви, Родине и к родному слову, написанному столь талантливо, с верой и болью, слову, пропущенному через огонь сердца.
На занятиях я стараюсь познакомить, рассказать и показать детям все, что знаю о Православии, о его колоссальном эстетическом потенциале, который оно накопило за многие века своего существования. Православная культура – это литература, написанная сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева, и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это колокола и колокольные звоны, это наконец удивительная музыка, не сравнимая по красоте и целостности ни с какой другой.
Озвучивание пространства – необходимый компонент культового действия во время которого мир словно вновь и вновь рождается.
Звучание – это жизнь, безмолвие – это смерть. В христианском культовом действе музыка словно соединяет небо и землю, тело и душу.
Итак, православная культура представляет собой неисчерпаемую сокровищницу духовных ценностей. Как помочь детям заглянуть в нее, разобраться в огромном звуковом море, научиться отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки?
Совет один: научить наших детей “слушать” и “слышать” музыку, понимать ее. Только тогда музыка сможет выполнить эстетическую, познавательную и воспитательную роль.
В заключении мне хотелось бы сказать: потребность создать у ребенка целостную картину мира, где все находится в нерасторжимом единстве привела нас педагогов к использованию в своей работе интегрированных занятий. Сверхзадача для педагога в данном случае вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество
Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. припевки, песенки, потешки дети с...
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Проект«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игр...
Приобщение детей к истокам духовной культуры через сказку
Приобщение детей к истокам духовной культуры через сказку...
Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...
"Приобщение детей к истокам национальной культуры через традиции и обычаи татарского народа"
Данную тему выбрала не случайно, её считают очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произощли перемены к лучшему. Возрождаются забытые народные традиции и обычаи, знакомиться с которыми необ...
Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»
Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского и башкирского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художестве...
Консультация «Приобщение детей к истокам духовной культуры»
Я в своем саду стараюсь приблизить детей к пониманию и осмыслению христианских православных праздников и обрядов. Основную задачу в проведении таких праздников и бесед я вижу в приобщении детей ...