Познавательно-исследовательский проект "Хлеб"
проект (подготовительная группа) на тему
Проект содержит материалы для проведения занятий по теме "Хлеб", стихи, пословицы, загадки, рекомендации по организации детской самостоятельной деятельности по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb.docx | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Что считалось главным богатством на Руси? Что самое вкусное на земле? Без чего нет обеда? Какой продукт употребляют все народы мира? Хлеб!!!
О том, как появился главный продут, как к нему относились наши предки, какие обычаи с ним связаны и о многом другом можно рассказать дошкольникам в рамках проекта “Хлеб – всему голова”.
Участники: воспитанники старшей - подготовительной группы, воспитатели.
Цель: приобщить детей к истории русского народа; воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб.
Задачи:
1 | Развивающие | 1.1. Развивать сенсорные навыки. 1.2. Помочь увидеть необыкновенное в обычном. 1.3. Развивать эмоциональную сферу ребёнка. 1.4. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей. |
2 | Воспитательные | 2.1. Воспитать уважение к труду хлебороба, пекаря. 2.2. Научить доводить порученное дело до конца. 2.3. Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие. 2.4. Учить получать радость от факта бескорыстного труда. 2.5. Учить сотрудничать, уважать чужой труд. |
3 | Образовательные | 3.1. Установить характер влияния факторов внешней среды на рост и развитие злаков. 3.2. Расширить представления детей о мире растений. 3.3. Обогатить кругозор детей. |
4 | Практические | 4.1. Опытным путём установить влияние факторов внешней среды на жизнь растений. 4.2. Закрепить навыки по посадке и уходу за злаками. 4.3. Испечь с детьми печенье. 4.4. Изготовить фигурки из солёного теста. 4.5. Изготовить коллекцию забавных человечков с растительными причёсками. 4.6. Подготовить Праздник труда. |
Срок реализации проекта: краткосрочный – 2 недели.
Вид проекта: информационно- исследовательский.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Этапы работы
1. Подготовительный:
- определение объектов изучения;
- подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
- подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.
2. Исследовательский:
- посадка семян, выращивание рассады;
- ведение наблюдений и фиксация их в альбоме;
- получение муки из зерна;
- изучение свойств муки, теста.
3. Этап создания продукта по проекту:
- фигурок из солёного теста;
- печенья;
- изготовление коллекции забавных человечков с растительными причёсками.
4. Заключительный:
- обобщение результатов работы;
- оформление экспозиции поделок из теста.
Защита проекта:
- проводится в … году;
- в виде собеседования с участниками проекта;
- в виде Праздника труда или праздника “Хлеб – всему голова!”.
Способы организации работы:
- принцип добровольности участия;
- работа проводится в организованное время и на занятиях кружка (во второй половине дня);
- воспитанники работают под руководством педагога.
Механизм оценки проекта: опрос детей по теме «Хлеб».
Работа по проекту оценивается:
- конкурсной комиссией (заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР);
- родителями воспитанников.
Практический выход:
- приобретение детьми практических агротехнических навыков;
- оформление экспозиции поделок из теста, коллекции забавных человечков;
- проведение фольклорного праздника “Хлеб – всему голова!”.
Рабочая программа к проекту “Хлеб – всему голова”
№ | Тема занятия | Краткое содержание |
1 | Что нужно для жизни растений. | Установление характера влияния факторов внешней среды (свет, воздух, вода, качество почвы) на рост и развитие растений. |
2 | Знакомство с миром злаков. | Рассматривание злаков. Получение муки из зерна. Изучение свойств муки. Экскурсия семьёй на сельскохозяйственную выставку (ноябрь). |
3 | Как хлеб на стол пришёл. Знакомство с предметами домашней утвари. | Рассматривание иллюстраций картин И.Васнецова “Полдень”. Рисунок “Мельница”. |
4 | Истории о хлебе. | Обычаи и легенды народов мира, связанные с хлебом. |
5 | Народное слово. | Чтение сказки “Девочка – припевочка”. Слушание в записи русской народной сказки “Петушок и меленка”. |
6 | Кто хлебушек растит. | Рассказ о труде хлебороба. Рассматривание иллюстраций, плакатов. Чтение стихотворения. |
7 | Труд в огороде. | Посев озимой пшеницы. |
8 | Меткое слово. | Заучивание пословиц и поговорок о хлебе. |
9 | Чтение сказки Н.Одоевского “Мороз Иванович”. | Наблюдение за пшеничкой зимой. Посев ржи для подкормки птички. Уход за проростками ржи. |
10 | Разучивание стихотворения. | Разучивание стихотворения “Вот он хлебушек душистый…” |
11 | Беседа о труде повара, пекаря. | Экскурсия на кухню ДОУ. Д/ игра “Поварята”. Заучивание пословиц и поговорок о труде. |
12 | Печём печенье. | Самостоятельно печём печенье. |
13 | Обсуждение рассказа Ю. Кона “Как хлеб растёт”. | Рассказ Ю. Кона “Как хлеб растёт”. |
14 | Чтение рассказов о труде хлебороба. Рассказ о подвиге Анатолия Мерзлова. | Воспитывать уважение к труду, подвигу. |
15 | Фиксация наблюдений в альбоме. | Фиксация наблюдений в альбоме. |
16 | “Я леплю из солёного теста…” | Чтение стихотворения Л. Кочергиной. Изготовление фигурок из солёного теста. |
17 | Фольклорный праздник. | Проведение фольклорного праздника “Хлеб – всему голова!” |
Приложение 1
Я леплю из солёного теста
(Люба Кочергина, 12 лет, 1997 г.)
Я леплю из солёного теста
яркий мир: жениха и невесту;
колдуна и шута, Бабку – Ёжку
да избушку на курьих ножках.
На печи развалился Емеля,
а лиса Колобок чуть не съела,
превратилась царевна в лягушку, -
но не прячу я их под подушку:
ведь леплю я их для ребятишек,
пусть играют с героями книжек!
Я леплю из солёного теста,
Сомневаясь, слегка, если честно.
Налепила и стало мне грустно:
я бы лучше пирог пекла вкусный,
я бы лучше в снежки наигралась
и на санках с друзьями каталась…
Так обидно, что в этот год тоже
Дед Мороз появился в галошах!
Вместо бабы из снега – ох, вместо –
я леплю из солёного теста.
Приложение 3
Конспект занятия
«Кто хлебушек растит»
Цель: Систематизировать знание детей по теме «Хлеб».
Задачи:
- Познакомить детей с историей хлебопечения на Руси.
- Расширять знания детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием хлеба и изготовлением различных изделий из муки.
- Воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу.
Материалы: Иллюстрации с изображением работы земледельцев в прошлые века и в настоящее время; колосья различных злаковых культур, кофемолка, фишки, разрезные картинки.
Ход занятия:
- Воспитатель зачитывает стихотворение А. Блока «Уж осень, хлеб обмолотили…», в котором говориться о не легком крестьянском труде земледельцев. Воспитатель объясняет детям значение устаревших слов «серп», «цепы», «гумно», «амбар», «сноб» и т.д. Воспитатель рассказывает детям о том, как выращивали и пекли хлеб наши предки.
- Воспитатель предлагает детям из разрезанных картинок сложить одну картину соответствующую определенному этапу производству хлеба. По этой картине дети составляют рассказ о труде хлеборобов в наше время. Целесообразно, чтобы дети отследили последовательность получения хлеба.
- Воспитатель спрашивает у детей, из чего получается хлеб? Дети отвечают, что хлеб получается из теста, из муки, мука из зерен, зерна из колоса. Воспитатель показывает детям колосья различных злаковых культур. Дети по возможности называют эти культуры, если затрудняются, воспитатель им помогает.
- Далее дети этих групп берут себе название «колосок», «зернышко», «мука». Группа «колосок» расщепляет колоски на зерна. Группа «зернышко» под присмотром воспитателя мелет зерна в кофемолке и получает муку. Группа детей «мука» проделывает различные опыты с мукой: определяет на вкус, на цвет, на запах, смешивает с водой и т. д. По каждому эксперименту дети делают выводы: что они получили или определили.
- Затем воспитатель предлагает детям провести «аукцион профессий». Кто такие хлеборобы? Чем они занимаются? Кто больше назовет профессий людей, связанных с производством хлеба? За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победитель поощряется призом.
- В заключение воспитатель спрашивает у детей, что нового они узнали о труде людей, которые выращивают и пекут хлеб, обращает внимание на то, как нелегок труд всех этих людей и призывает детей бережно относиться к хлебу.
Приложение 4
Стихи
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода-
Побежит за трактористом
К синей речке борозда.
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
И черны, как из печи,
Провожают их грачи.
В. Степанов
Земля
Говорит земля травинке:
«Пей, травинка, сок мой чистый!
Скоро вырастешь большая,
Станешь рожью золотистой,
Принесу тебе от дуба
Силу вечную земную,
От прозрачной чистой речки-
Свежесть бодрую лесную.
Ты расти, расти травинка,
Наливайся сладким соком.
Подымайся надо мною
Спелым колосом высоким!»
Я. Дягутите
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят!
Е. Серова
О чем трещат кузнечики
Пойди- ка за околицу,
Когда там зреет рожь,
О чем трещат кузнечики,
Не сразу разберешь.
Трещат они без устали,
Как будто бы кругом
Стрекочут жатки шустрые
В просторе полевом.
Сорвешь два полных колоса,
В ладошках разотрешь…
О чем трещат кузнечики?
О том, что зреет рожь.
Щербаков
Летом
Зарумянились вишня и слива,
Налилась золотистая рожь,
И как море волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь.
Солнце ходит высоко над сводом
Раскаленных от зноя небес,
Пахнет липа душистая медом,
И шумит полный сумрака лес…
Н. П. Треков
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
По дорогам пыль клубится-
Едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь…
Урожай у нас хорош.
Убран хлеб, и тихо стало,
Мелют мельницы зерно.
Поле- полюшко устало,
И под снегом спит оно.
Над селом дымки плывут-
Пироги в домах пекут.
В. Степанов
Вот он- хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот- он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал- пришел.
В нем - здоровье наш, сила, в нем- чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом-тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки-
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас
В добрый день, счастливый час!
С. Погореловский
Пекари
Когда под звездным небом
Все по домам уснут,
Запахнет город хлебом,
Что в темноте везут.
Ночными переулками
Бегут машины с булками.
Внутри грузовика
Лежат, лежат не смяв бока,
Высокие батоны,
И плюшки всех фасонов,
И халы, и ватрушки,
И калачи, и сушки.
На цыпочках машина,
Чтоб спящих не будить,
Спешит по магазинам
Поклажу развозить.
Машина за машиной-
Шуршат не слышно шины…
Заря займется алая,
И пекари усталые
Халаты снимут белые:
- Мы эти булки сделали,
Высокие батоны,
И плюшки всех фасонов,
И халы, и ватрушки,
И калачи, и сушки.
Катали мы рогалики
И маком посыпали.
Шоферы помогали нам:
Возили их - не спали.
Мы все трудились от души-
Садитесь, ешьте, малыши!
Е. Стюарт
Пословицы и поговорки.
Хлебушко – пирогу дедушка.
Без печки холодно – без хлеба голодно.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
Плох обед, если хлеба нет.
Ешь пироги, а хлеб впереди береги.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба нет обеда.
Много снега – много хлеба.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
Хлеб на стол – и стол престол.
Хлеб – батюшка – кормилец.
Без хлеба не сытно, без него и у воды жить худо.
Хлеб – всему голова.
Все приедается, а хлеб нет.
Приложение 5
Игра «Верно ли утверждение»?
Дети выслушивают утверждение и если оно, верно, поднимают вверх красные карточки, если не верно то синие карточки.
Беседа «Слава хлебу на столе».
Вопросы к беседе:
- Вспомни, пожалуйста, какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.
- Люди, каких профессий выращивают хлеб?
- Люди, каких профессий сохраняют хлеб?
- Как называются строения, где хранится хлеб?
- А чем занимаются селекционеры? Расскажи об их профессии.
- Люди, каких профессий занимаются изготовлением хлеба, и различных изделий из хлеба?
-Вспомни, какие пословицы, поговорки ты знаешь о хлебе.
Дидактическая игра «Что за чем»?
Детям прилагаются карточки (пазлы), на которых изображены этапы производства хлеба. Нужно разложить карточки соответственно определенному этапу производства хлеба.
Список используемой литературы:
1. Е. С. Евдокимова. Технология проектирования в ДОУ. – М, 2006
2. Материалы Интернет.
3. И. Недосекина Булки на деревьях. // Обруч, 2007, № 4.
4. Технология проектного обучения в работе с дошкольниками. // Детский сад от А до Я, 2008, № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»
Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...