Характеристика НОД в условиях введения ФГТ.
статья по теме

Nechaeva Yana Alexandrovna

Данный материал позволит педагогу дошкольного образования увидеть различие между обычными занятиями и непосредственно образовательной деятельностью в условиях введения ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Непосредственно образовательная деятельность – это форма (после введения  ФГТ основная) организации обучения в детском саду, имеющая определенную структуру: начало, основная часть, окончание – «открытый конец»). Непосредственно образовательная деятельность организуется в форме совместной  деятельностью взрослых и детей. (Определение И.А.Бурлаковой)

      Под совместной  деятельностью взрослых и детей понимаются все виды взаимодействия детей и взрослых в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, учитывающих мотивацию ребенка

        Исходя из наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды, непосредственно образовательную деятельность называют партнерской.

        Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской совместной деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля воспитателя.

В психологии принято выделять два разных стиля отношения человека с другими людьми: авторитарный и демократический. Первый связан с превосходством над другими, второй – с равенством, взаимным уважением.

Что это означает в реальности дошкольной группы?

      Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем демократический стиль отношений, а не авторитарный. Сопряженный с учительской позицией. Понять, что значит быть партнером детей, легче всего, сопоставив эти две позиции. Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Учитель – это  руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует (оценивает: правильно – неправильно). Он, по сути, не может избежать психологического и дисциплинарного принуждения, авторитарного стиля.

Чем для детей чревата та или иная позиция взрослого?

      Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

      Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что – то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.

      Непосредственно образовательная деятельность в партнерской форме требуют от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

      В разные моменты непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом (работа со структурой) (начало). Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Как сделать так, чтобы присоединились все дети? Что может помочь? (игровая мотивация). Что такое игровая мотивация?

Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах

Младший дошкольный возраст.

  1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
  2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
  3. Вы исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации и говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.
  4. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек.
  5. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.
  6. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт.

Средний возраст.

        В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации.

Первый тип как для предыдущей возрастной группы.

Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).

     В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется.

     Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации. Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.  Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

      Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:

1) сам формулирует проблему (задачу);

2) сам находит ее решение;

3) решает и

4) самоконтролирует правильность этого решения.

      Непосредственно образовательная деятельность в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми вовсе не означает хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей.

      Дети включаются в непосредственно образовательную деятельность из интереса к предложением взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у них возникает привычка к дневному и недельному ритму «рабочей» деятельности.

Переход к такой форме непосредственно образовательной деятельности часто бывает осложнен тревожность воспитателя по поводу добровольного (без дисциплинарных)  участия детей: «А вдруг они не захотят заниматься?»

      В группе из 20 – 24 человек всегда найдутся 2-3 дошкольника, крайне редко принимающих участие в непосредственно образовательной деятельности. Это гиперактивные дети, которые с трудом концентрируются на любой деятельности. Предпочитая свободную двигательную активность, или дети с гипертрофированными игровыми интересами; те и другие требуют кропотливой индивидуальной работы с ними.

Надо лишь сразу договориться с детьми об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это вместе с нами, займись потихоньку своим делом но не мешай другим».

       Если воспитатель правильно подбирает содержание для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединиться к нему детей просто не возникает.

В заключении сформулируем существенные характеристики организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:

  1. Включенность взрослого в деятельность наравне с детьми.
  2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения).
  3. Свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности.
  4. Открытый конец занятия (каждый работает в своем темпе).

РАЗЛИЧИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ДОУ, ОРГАНИЗОВАННОГО В ВИДЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Процесс обучения в детском саду

В виде учебной деятельности

Через организацию детских видов деятельности

  1. Ребенок- объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый- главный, он руководит и управляет ребенком.

1.Ребенок и взрослый- оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости, каждый в равной степени ценен, хотя взрослый, конечно, и старше и опытнее.

  1. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

2.Активность ребенка не меньше, чем активность взрослого.

  1. Основная деятельность- учебная. Главный результат учебной деятельности- решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цел знания, умения, навыки детей. Активность детей нужна для достижения этих цели.

3.Основная деятельность- детские виды деятельности: общение, игра, предметная деятельность. конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность. сам процесс их выполнения и итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких либо жестких норм и правил. Цель- подлинная активность (деятельность ) детей, а освоение знаний, умений и навыков- побочный эффект этой активности.

  1. Основная модель организации образовательного процесса- учебная.

4.Основная модель организации образовательного процесса- совместная деятельность взрослого и ребенка.

  1. Основная форма работы с детьми- занятие.

5. Основная форма работы с детьми- рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д.

  1. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частичном использовании опосредованных)

6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).

  1. Мотивы обучения на занятии не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходиться украшать занятия наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого- вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний»

7.Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны с интересом детей к этим видам деятельности.

  1. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

8.Допускается так называемый «вход» и «выход» детей. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора- участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

  1. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого- двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей.

9.Образовательный процесс предполагает внесение изменений (коррективов) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала, отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Новая модель организации образовательного процесса, согласно п.2.4. ФГТ предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

     В современном ДОУ образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно образовательной деятельности, он должен быть растянут в режиме всего дня. Именно поэтому режим дня является главным документом, в котором отражается многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми и самостоятельная деятельность воспитанников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение ПДОУ в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Нориативно-правовое и  программно-методическое обеспечение введения платных дополнительных образовательных услуг в ДОО....

Разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Цель исследования: разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОО, способствующей повышению качества образовательного процесса в ДОО.Задачи исследования:1). Разработ...

Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:

УМК, используемый в образовательной деятельности. учителем- логопедом.УМК, используемый в образовательной деятельности воспитателем.Специализированные и развивающие компьютерные программы, используемы...

Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

          1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования ...

П А М Я Т К А по созданию психолого-педагогических условий для индивидуализации ребенка дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

В условиях внедрения ФГОС ДО педагогам ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» с целью повышения профессиональной компетенции было предложено ознакомиться с ...