Мастер-класс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения «Каменная дорожная сказка»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Анисимова Любовь Ивановна

Цель мастер-класса:

1. Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога – воспитателя.

2. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению знаний правил дорожного движения.

3. Поиск педагогических идей по побуждению детей освоению правил дорожного движения посредством различных художественных приемов. 

Участники: воспитатели методического объединения детского сада.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения мастер-класса участники смогут познакомиться с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему освоения материала.

Продуктом мастер-класса можно будет считать разрисованные камни в виде машин, светофора и героев сказки, а также обыгрывание «дорожной сказки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №2 «Колокольчик»

МАСТЕР-КЛАСС

по ознакомлению детей

дошкольного возраста

с правилами дорожного движения

«Каменная дорожная сказка»

Воспитатель

        Анисимова Л.И.

        г. Старый Оскол

Мастер-класс по ознакомлению детей

дошкольного возраста с правилами дорожного движения

«Каменная дорожная сказка».

Цель мастер-класса:

1. Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога – воспитателя.

2. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению знаний правил дорожного движения.

3. Поиск педагогических идей по побуждению детей освоению правил дорожного движения посредством различных художественных приемов.  

Участники: воспитатели методического объединения детского сада.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения мастер-класса участники смогут познакомиться с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему освоения материала.

Продуктом мастер-класса можно будет считать разрисованные камни в виде машин, светофора и героев сказки, а также обыгрывание «дорожной сказки».

План проведения мастер-класса.

Работать мы с вами будем по следующему алгоритму:

1. Представление технологии

2. Проведение художественной и театрализованной игры.

3. Совместное моделирование.

4. Заключительный этап.

«Самое дорогое у человека – это его жизнь», - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной и игровой. Ведь в самом ребёнке уже от природы заложена игра. У детей очень хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты оставляют в сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых им.

1. Представление технологии.

Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре,  занимаясь художественным творчеством – рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д.

Вашему вниманию представляю познавательно-игровой  проект с элементами исследования по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на дорогах и улицах. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.

Занимаясь уже давно с детьми таким видом творчества, как рисование на камнях, я подумала, а почему бы не совместить это с изучением правил дорожного движения. На камешках различной величины мы изображаем  машинки различных цветов и даже марок, знакомые некоторым детям знаки и  светофор, и, конечно же, самих персонажей наших историй.

Целью этого творческого мероприятия является - обеспечение сознательного усвоения детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах города и выработку стереотипов законопослушного поведения участников дорожного движения.

Задачи на пути достижения указанной цели:

  1. расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города через активные формы познания: рисование, художественно-речевую и театрализованную деятельность.
  2. научить детей представлениям о Правилах дорожного движения, делиться своим опытом с окружающими.
  3. сформировать у участников дорожного движения стереотипы законопослушного поведения, пропагандировать безопасность дорожного движения.
  4. Воспитывать чувство коллективизма, умение радоваться своему успеху и успеху товарищей, так же отзывчивость и желание помочь другу в сложных ситуациях.

Несомненно, такое мероприятие должно иметь несколько уровней подготовки.

  1. во-первых, нужно повторить сами правила дорожного движения. Это может происходить в различных формах: беседа, какая-либо история из жизни, чтение рассказов, стихов и сказок о дорожном движении, и т.д. Например, сказка  о мышонке, который не знал правил дорожного движения.

Жил-был Мышонок. Домик его был рядом с дорогой. А на другой стороне дороги находился  магазин, в котором было много сыра. Из магазина так вкусно пахло, что Мышонок каждое утро просыпался и мечтал покушать этого вкусного свежего сыра. Запах манил его на другую сторону дороги в магазин. Но Мышонок очень боялся машин и не знал, как перейти дорогу, никто ему не рассказывал об этом. Однажды к нему в норку зашёл старый мудрый Бобёр. Он принёс Мышонку вкусные тёплые булочки из магазина. Мышонок обрадовался гостинцу. Его  очень удивило, что старый Бобёр не боится переходить дорогу. Мышонок спросил:

—  Как же ты переходишь дорогу?

—  Это очень просто! Я тебя научу, –  сказал Бобёр. – Дорогу можно переходить только в специальных местах, там, где есть полосатая дорожка и трёхглазый великан-светофор. Идти можно только если великан открыл зелёный глаз, а если открыт красный глаз – стой  на месте.

—  А какой третий глаз у великана? – не терпелось  Мышонку.

—  Третий глаз великана – жёлтый,  не разрешает идти, а только просит приготовиться и быть внимательным. Чтобы тебе легче было переходить  дорогу, запомни правило-стишок:

Красный свет – дороги нет!

Жёлтый свет – готов к пути!

А зелёный свет – ИДИ!

На следующий день Мышонок смело перешёл дорогу и наконец-то купил себе сыр, о котором так долго мечтал.

(авт. Ворон Лена)

  1. Во-вторых, необходимы сами камни. Я попросила ребят принести несколько камешков в детский сад, а кое – что мы нашли на территории детского сада во время нашей прогулки. После в группе мы их тщательно помыли и дали им просохнуть. Данный этап подготовки развивает у детей внимательность, ребенок постоянно фантазирует (ведь, найдя камешек, малыш изучает его, смотрит на него внимательно, что же он из себя представляет…. Этот силуэт напоминает папину  «девятку», ну а этот ну уж очень похож на светофор.)
  2. Третий этап более художественный, дающий ребенку полную свободу воображению и фантазии. После прочитанной сказки, я обычно предлагаю обыграть её, но для начала нужно нарисовать героев, а как же интересно рисовать не на бумаге, а на камешках, ведь это так необычно и не привычно. А потом можно взять своих героев в руки и изобразить какое – либо театрализованное действо.

Детям очень близки различные формы творчества, а если это связано с правилами дорожного движения, то здесь ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит ПДД, но и к тому же поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть, к тому же здесь имеют место развитие творческих способностей и фантазии. Иными словами, плюсов очень много.
        В данном проекте ПДД рассматриваются с разных сторон, то есть это не только рассказ о правилах и знаках, цветах светофора, но и к тому же ещё интересные персонажи, которых надо самим нарисовать. Изучая правила не только теоретически, но и практически дети достигнут несомненных успехов в изучении "Дорожной азбуки".

2. Проведение художественной и театрализованной игры.

А теперь, уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей средней группы.

Участники располагаются на стульях.

Ведущий: Уважаемые гости, сегодня я получила странное письмо от нашего всемилюбимого героя Незнайки. Вот что он пишет: « Друзья! Помогите! Знайка совсем уж замучил меня. Мало того, что он загадал мне несколько загадок о транспорте, так он заставил меня рассказать о правилах перехода через дорогу. Помогите мне, пожалуйста. Без вас я пропаду!»

Ну что, поможем Незнайке? Тогда слушайте загадки:

Для этого коня еда –                             Спозаранку за окошком -

Бензин, и масло, и вода.                       Стук, и звон, и кутерьма.

На лугу он не посеется.                         По стальным прямым дорожкам

По дороге он несётся.                           Ходят красные дома.                  

(автомобиль)                                                      (трамвай)

 

Что такое, отгадай:                                       Дом по улице идет,

Не автобус, не трамвай,                              На работу всех везёт,

Не нуждается в бензине,                             Не на тонких курьих ножках,

Хоть колеса на резине.                                А в резиновых сапожках.

(троллейбус)                                                             (автобус)

Ведущий: Вы знаете, этот транспорт называется – пассажирский транспорт. А кто из вас мне напомнит, как правильно переходить дорогу? (По пешеходному переходу)

Как называется та часть дороги, где можно спокойно идти людям (тротуар)

Что такое светофор? Какие сигналы у светофора для пешеходов? (красный и зеленый).

Как надо правильно переходить дорогу? (Даже на пешеходном переходе надо убедиться в полной остановке транспорта, сначала посмотреть налево, затем направо).

Ведущий: Но я сомневаюсь, что наш Незнайка знает, как выглядит трамвай или автобус. Я предлагаю нарисовать автомобиль, трамвай, автобус и троллейбус на наших камушках, а также изобразить самого Незнайку и показать, как правильно надо переходить дорогу на нашем макете. Вы покажете, а я все сфотографирую и наши фотографии мы пошлем нашему другу.

Участники начинают рассматривать камушки, их силуэт, форму. Этот камушек точно будет светофором, а этот похож на автобус. После того как участники определились с выбором они приступают к самому творческому процессу – нанесению на камни рисунка.

Ведущий: Вот мы и нарисовали автобус, троллейбус, трамвай и автомобиль и, конечно же, нашего друга Незнайку. А пока сохнет краска, я предлагаю немного поиграть.

Физкультминутка - «Автомобили». Участники берут на себя роль водителей и в соответствии с сигналами светофора выполняют движения: красный - стоят, желтый - готовятся к движению, зелёный «едут в автомобилях». Затем участники – пешеходы: красный - стоят, желтый - хлопают, зелёный - топают.

Ведущий: итак, пока мы играли краска высохла, и мы можем спокойно показать Незнайке как надо переходить дорогу. Все участники подходят к настольному перекрестку, на котором изображен сам перекресток, дорога и тротуар. Участники сами должны рассказать о правилах перехода через дорогу, а ведущий тем временем фотографирует.

Ведущий: Молодцы! Я обязательно сегодня отошлю фотографии Незнайке с точным описанием правил дорожного движения для пешеходов.

3. Совместное моделирование.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приёмы технологии ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Вы можете использовать данный опыт на своих занятиях, и прошу вас, в течение нескольких минут придумать собственную модель и тему, применяя данный метод. Группа находится на этапе моделирования фрагмента своей непосредственно-образовательной деятельности, затем следует этап демонстрации каждым своего варианта и обсуждение тех или иных моментов, плюсов и минусов.

4. Заключительный этап.

Уважаемые коллеги! Прошу Вас выполнить мою просьбу. Перед вами находятся карточки с различными эмоциями. Выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующему вашему настроению на нашем занятии, вложите её в конверт и оставьте свои комментарии.

Благодарю за сотрудничество! Творческих Всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения

«Дети и дорога» - это Программа образовательной работы педагогов ДОУ и детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников, ...

Презентация "Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"

Презентация поможет воспитателям оформить в группе центр "Безопасность дорожного движения".В каждой возрастной группе должен быть такой центр в соответствии с программными требованиями   группы. ...

Статья "Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"

Именно на  этом этапе важно сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации....

Рабочая программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения «Дорожно-светофорная наука»

Цель программыСоздание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, ус...

Мастер - класс для родителей "Ознакомление детей дошкольного возраста с ПДД в разных видах деятельности"

Цель данного мастер - класса - повышение активности взрослых по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге....

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»Цель: Повышение профессиона...

Мастер-класс для родителей и детей дошкольного возраста (3-7 лет). Арт-терапия "Зимняя сказка".

В данном мастер-классе Вы познакомитесь с одним из методов эмоциональной разгрузки, который называется арт-терапия....