Опыт работы
материал (младшая группа) на тему
Подбор эффективных методов и приемов руководства игрой для развития ребенка 3-го года жизни как личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._vvedenie.docx | 126.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема работы: «Формирование начал сюжетно – ролевой игры у детей 3 – го года жизни».
Предмет работы: сюжетная игра у детей 3 – го года жизни..
Объект работы: формы организации, методы и приемы развития сюжетно – ролевой игры.
Цель работы: изучение, подбор эффективных методов и приемов руководства сюжетно- ролевой игрой с целью обогащения и развития этого вида детской деятельности, стимулирующего развитие малышей.
Задачи:
- Изучить теоретический, практический материал по данной теме, современные технологии игры.
- Выявить специфику сюжетно - ролевой игры у детей 3 го года жизни.
- Осуществить отбор и систематизацию методов и приемов руководства игрой.
- Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по данной теме.
Гипотеза:
Если будет реализована в работе с детьми разработанная система методов и приемов руководства игрой, использованы технологии игры ( Н. Ф. Тарловской, В. И. Турченко, Н. Я. Михайленко и др.), создана соответствующая предметно – развивающая среда, осуществлен индивидуальный подход к ребенку ,то:
Практическая значимость.
- Дети научатся к трем годам принимать игровую роль, ставить простые игровые цели, выполнять игровые действия, освоят элементарные игровые отношения, а также научатся строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Система работы поможет сформировать предпосылки морального поведения, повлияет на всестороннее развитие детей.
- Воспитателям – поможет в организации сюжетно – ролевых игр в группах раннего возраста, даст возможность использовать многообразие методов и приемов развития игры и руководства ею.
- Родителям – понять сущность игровой деятельности, ее значение для ребенка, участвовать в его играх.
Новизна.
В настоящее время идет дальнейшее развитие педагогической науки, теории игры. Многие ученые и практики находят, систематизируют, внедряют эффективные, новые формы работы, содержание, методы и приемы, технологии в работе с детьми на современном уровне, в соответствии с ФГТ ( Федеральными Государственными требованиями). Необходимо изучение и внедрение оптимальных технологий с учетом интеграции 10 – ти образовательных областей.
Результативность.
Анализируя результаты наблюдений за сюжетно- ролевой игрой детей группы, сделала вывод:
В начале учебного года игры детей были непродолжительными, действия порой - хаотичными: дети играли сами по себе; малыши выполняли 1 – 2 игровых действия; называли себя в игре своим именем (Дима везет машину); в игре не использовали предметы – заместители.
К концу учебного года по мере развития игровых умений стали более разнообразными игровые действия; малыши научились принимать игровую роль, стали отождествлять себя с тем взрослым, действия которого изображают («Я шофер»); в цепочке игровых действий стала прослеживаться определенная логика ( готовить обед – кормить – укладывать спать) ; обогатилось содержание игры; все это создало благоприятные условия для взаимодействия детей в играх.
Результативноть проводимой работы отражают диаграммы.
Уровень развития игровых способностей детей раннего возраста группа № 15.
2009 – 2010 учебный год.
2010 – 2011 учебный год.
2011 – 2012 учебный год.
В целях соответствия представленной работы ее целям и задачам композиционно она состоит из 2 частей:
1 часть теоретическая. Формирование сюжетно – ролевой игры в раннем возрасте.
- Этапы развития игровой деятельности.
- Современные технологии сюжетно – ролевых игр детей дошкольного возраста.
2 часть практическая. Система работы по формированию сюжетно – ролевой игры в группах раннего возраста.
2.1.Доигровой этап.
2.2.Создание развивающей среды для сюжетно-ролевой игры.
2.3.Подготовка к принятию роли.
2.4.Игровая цель и целенаправленная деятельность.
2.5.Обучающие игры.
2.6. Методы и приемы руководства сюжетной игрой.
2. 7.Использование сюжетных игр в комплексно – тематическом планировании.
2.8. Рекомендации.
2.9. Вывод.
3. Приложение.
3.1. Картотека сюжетных игр.
3.2.. Фотоальбом «Мы играем».
МУДРЫЕ МЫСЛИ ОБ ИГРЕ.
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»
( А.С. Макаренко.)
« Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций».
( А.В. Запорожец, А. Н. Леонтьев.)
« Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки ,фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.»
( В.А. Сухомлинский.)
« Игра – великая учительница ребенка»
( Г.Г. Блонский.)
« По существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребенка».
( Л. С, Выготский.)
« Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
( Л. С. Выготский.)
« Чем проще игрушка, тем лучше, потому что она дает больше свободы детям, дает возможность превращать их в различные вещи, чтобы рано вкусить плоды весьма важного наслаждения собственной изобретательностью».
( П. Ф. Каптерев.)
« Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства,»
( В.Штерн.)
1 часть. Формирование сюжетно – ролевой игры в раннем возрасте.
Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же и так же, как они. Тенденция подражать старшим лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности – сюжетной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, "понарошку" может действовать как взрослый. Особенность таких действий заключается в том, что в них воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, их повторяемость, а результат является мнимым, воображаемым. В сюжетных играх ребенок чаще всего воспроизводит ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера), переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.). Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек, детских фильмов.
Становление сюжетной игры - одна из главных линий развития детей раннего возраста. Ее значение в психическом развитии ребенка трудно переоценить, так как она оказывает влияние на все его стороны. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Она способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. В то же время это легкая и радостная для малыша деятельность, доставляющая ему удовольствие и поддерживающая его хорошее настроение.
Сюжетная игра возникает не сразу, на протяжении раннего возраста она проходит несколько этапов развития. Становление основных элементов игры происходит на втором году жизни ребенка. Первые игровые действия малыш совершает под руководством взрослого: подносит ложку ко рту куклы, причесывает ее, баюкает. Вначале он играет с небольшим количеством игрушек, чаще всего с теми, действия с которыми ему показала мама или бабушка. Постепенно круг игровых предметов расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другие, похожие на него. Так, если в год малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то через некоторое время он начинает делать то же самое с другими игрушками, которые есть в его игровом уголке. Таким образом, возникают обобщенные действия, в которых ребенок действует "как мама".
Со временем увеличивается число игровых сюжетов. Все больше растет интерес ребенка к играм с сюжетными игрушками, малыш начинает играть не только по инициативе взрослых, но и по собственному побуждению. В этом возрасте он действует преимущественно с реалистическими игрушками, т.е. с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (например, с игрушечной посудой, кроваткой, с игрушками из специальных наборов для игры в парикмахерскую, больницу и пр.). Однако после полутора лет ребенок с помощью взрослого уже может совершать некоторые простые действия с предметами-заместителями (например, подражая взрослому, кормить куклу палочкой вместо ложки, кубиком вместо хлеба).
Итак, на втором году жизни у ребенка появляется и увеличивается интерес к играм с сюжетными игрушками, малыш с удовольствием подражает игровым действиям взрослого, умеет самостоятельно воспроизводить некоторые игровые эпизоды. В то же время самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, они часто переплетаются с манипуляциями. Поэтому так необходимо участие взрослого на этапе становления игры.
На третьем году жизни ребенка его игра становится более самостоятельной, разнообразной и богатой по содержанию. Обогащается ее эмоциональная окраска, увеличивается продолжительность. Теперь уже ребенку не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать игровые действия с ними.
На смену разрозненным игровым действиям приходит последовательная и самостоятельная "проработка" выбранного сюжета, включающая множество разнообразных действий, их постоянные повторения и вариации с использованием различных предметов.
Но, пожалуй, главное достижение в игровой деятельности в этом возрасте – бурный рост воображения. Это выражается в резком увеличении по сравнению с предыдущим периодом замещающих действий. Если на втором году жизни замещения одних предметов другими носят преимущественно подражательный характер, дети третьего года уже способны придумывать их самостоятельно, проявляя подчас большую изобретательность и настоящее творчество. Например, ребенок может использовать один и тот же кубик вместо хлеба, конфеты, столика, плиты, мыла, шарик – вместо яичка, яблочка, помидора, орешка, таблетки и пр. Использование замещений одних предметов другими позволяет значительно расширить рамки хорошо знакомых малышу сюжетов и придумывать собственные сюжеты. Так игра становится по настоящему творческой. Важную роль в процессе развития творческой игры играет речь, которая помогает ребенку лучше осмыслить то, что он делает, строить диалоги с партнерами планировать дальнейшие действия (разговаривать с куклами и животными, обращаться к ним с предложениями, хвалить, делать замечания, отвечать от их лица и пр.)
На протяжении всего раннего возраста происходит подготовка ребенка к принятию на себя роли в игре. Первоначально, подражая действиям взрослого, ребенок не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует как мама, врач или шофер. Такая игра получила название "роль в действии". Однако к концу раннего возраста у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером, куклу дочкой или сыночком и пр.
Несмотря на то, что на третьем году жизни игра ребенка становится более самостоятельной и содержательной, участие в ней взрослых полезно и необходимо.
Этапы развития игровой деятельности.
Первым этапом развития игровой деятельности является.
Ознакомительная игра.
По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.
Второй этап игровой деятельности
Отобразительная игра,
в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
Третий этап деятельности
Собственно-ролевая игра,
в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткий, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.
Итак, игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.
2.Технологии проведения сюжетно-ролевых игр.
В настоящее время существует несколько технологий проведения сюжетно-ролевых игр: Н.Я. Михайленко, Н.Ф. Тарловской, Н.Н. Палашной, В.И. Турченко. Остановимся поподробнее на некоторых из них.
Технология Н.Ф. Тарловской
У ребенка 3-го года жизни имеются два источника игровых целей.
Первый источник – действия взрослого, которые вызывают у малыша вспышку интереса, привлекают его внимание и побуждают к похожим действиям.
Второй источник – это цели, которые специально ставятся перед ним взрослым.
Как же побудить ребенка к тому, чтобы он понял и принял поставленную вами новую цель и начал самостоятельно реализовывать ее?
Современная дошкольная педагогика исходит из того, что таким побудителем является готовность малыша подражать взрослым. Наблюдая за тем, как вы кормите куклу, малыш может захотеть сделать то же. Однако результат будет зависеть от того, насколько ребенку понравятся именно эти ваши игровые действия и насколько он захочет повторить их в своей игре.
Н.Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при котором основным побудителем не подражание взрослому, а общение с ним. В качестве первого шага на этом пути нужно совершать игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки, «понарошку» кормить малыша, мыть ему руки, покатать его на машинке и т.д.
Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно вас. Основная задача воспитателя в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха.
При формировании целенаправленной деятельности в игре предстоит решить четыре основные задачи:
1. Знакомить детей с разнообразием игровых целей;
2. Побуждать самостоятельно, ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;
3. Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;
4. Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.
Тарловская предлагает несколько советов:
1. не старайтесь часто вносить в группу новые игрушки лучше показывать, как можно по-разному использовать одни и те же игрушки.
2. играя с детьми нужно учитывать их интересы и предпочтения. В игре всегда решающее слово должно оказаться за ребенком.
3. ребенок вас примет как партнера, если вы будете искренне и уважительно относится к его игровым возможностям.
4. чем богаче диапазон игровых целей, тем свободнее действует в соответствии с ними ребенок, тем интереснее будет для него игра.
Подготовка ребенка к принятию роли совпадает с развитием его самосознания. В чем же заключается эта подготовка?
Принять на себя роль – это значит суметь вообразить и отобразить себя кем-то другим. Для ребенка данная ситуация является довольно сложной.
Итак, чтобы ребенок овладел сюжетно-ролевой игрой, он должен быть готов к принятию той или иной роли. Отсюда ясна и основная задача работы – подготовка детей к принятию роли. С чего начать?
Тарловская предлагает такую последовательность превращений:
1. известные детям и привлекательные для них животные и птицы;
2. интересные малышам предметы, в первую очередь движущиеся – паровоз, машина;
3. взрослые, чья профессиональная деятельность имеет характерные внешние атрибуты.
Вхождение в образ взрослого не то же самое, что принятие роли взрослого. На первом этапе работы речь идет только о вхождении в образ взрослого.
Создавая образ взрослого, представителя какой-либо профессии, нужно в первую очередь знакомить детей с ее традиционными атрибутами и учить определять профессию по атрибуту.
В образе взрослого следует выполнять только те действия, которые присущи его социальной роли. Если ребенок надевает халат и шапочку и говорит о том, что он – врач, а затем играть с кубиками, значит, он еще не умеет играть «во врача».
Итак, образ взрослого характеризуется не только атрибутами, но и ограничениями, набором специфических действий. Но на первом этапе подготовки мы еще не требуем от малыша выполнения специфических ролевых действий. Вместе с тем, игры «во взрослых» нужны малышу. Это отвечает его внутренним потребностям, потребностям его развития – растущему интересу ко взрослым и их занятиям. Выход из этого противоречия в следующем методическом приеме, суть которого такова. Играя с детьми в хорошо знакомые и усвоенные ими играми воспитатель в удобный для этого момент дает образец вхождения в образ взрослого: обозначает себя представителем какой-либо профессии, используя для этого выразительный атрибут, им показывает два-три игровых действия. А вот детей к этому игровому действию не побуждает, т.к. это было бы преждевременным.
Или еще один прием, который рекомендуется использовать после того, как вы познакомили детей с несколькими образами взрослых. Это игра в отгадывание профессии по атрибуту.
Заметьте, какие роли привлекают, пытается ли ребенок в образе взрослого выполнить характерные для данной роли игровые действия. Если да, то поддержите эту попытку в индивидуальной игре с малышом. Если такие действия совершаются, ребенок готов к сюжетно-ролевой игре. И с ним надо играть по-новому.
Технология В.И.Турченко
Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, д.В. Менджерицкой.
Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого. Они раскрыли три направления руководства:
1. приемы, направленные на формирование игры;
2. приемы, связанные с формированием инициативы и творчества;
3. приемы, направленные на формирование взаимоотношений.
Вышеназванные авторы выделяют следующие этапы руководства игрой:
1. подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);
2. основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);
3. участие в игре (совет, напоминание и т.д.).
Н.Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры от раннего до старшего дошкольного возраста.
Формирование ролевого поведения детей (2,5 – 4,5) в игре. Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события). Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель – врач, ребенок – больной).
Группа педагогов-исследователей под руководством Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года). Комплексный метод включает следующие компоненты:
1. планомерное обогащение жизненного опыта;
2. совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
3. своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
4. активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.
Н.Н. Палагина является автором педагогических технологий творческих игр младших дошкольников. Она предлагает моделировать на игрушках то, что происходит в окружающей ребенка жизни, придавать игрушкам, предметам несвойственные им качества.
2 часть. Система работы по формированию сюжетно – ролевой игры в группах раннего возраста.
1. ДОИГРОВОЙ ЭТАП.
*Выявление игровых предпочтений.
* Анализ уровня развития игровых способностей детей. ( Л. Свирская, Н. Петрова «Ты меня понимаешь» изд. «Атлант», «Детский сад со всех сторон»
Ф. И ., возраст | |||||||||
1 | Легко включается в игру. | ||||||||
2 | Играет в одиночку. | ||||||||
3 | Играет рядом с другими детьми. | ||||||||
4 | Воспроизводит в игре действия с предметами( кормит куклу, нанизывает кольца) | ||||||||
5 | Выполняет в игре 3 – 3 последовательных эпизода. | ||||||||
6 | Использует предметы – заместители. | ||||||||
7 | Продумывает несложный сюжет. | ||||||||
8 | Выбирает роль. | ||||||||
9 | Подбирает атрибуты для роли. | ||||||||
10 | Дополняет игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. |
Сделать это можно в результате наблюдения за игрой детей. Анализ полученной информации позволяет целесообразно выстраивать в систему работу, направленную на развитие игровой деятельности детей.
2.СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ .
Ни один вид детской деятельности не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Ребенку для игр нужны готовые игрушки, строительные материалы, разнообразные предметы ( палочки, тряпочки, дощечки, камушки и др.) – выступающие в качестве предметов- заместителей, развивающих воображение и творчество детей.
Ролевые атрибуты. | Многофункциональный материал. | ||
С/игра. | Элементы формальной одежды. | Копии инструментов. | |
Врач Доктор Айболит | Халат, шапка | Чемоданчик с инструментами, шприцы, вата, бинт, шпатель, фонендоскоп, коробочки из-под таблеток, флаконы из-под микстур,»витамины», градусник, ванночка для промывания ран. | Тряпочки, палочки |
Салон красоты | Фартук, шапочка для парикмахера, накидка для посетителя. | Флаконы шампуня, флаконы из-под духов, расчески, зеркало, ножницы, шкатулка с заколками, ленточки. | Палочки, крышки, кубики |
Магазин | Фартук для продавца | Сумки, кошельки, коробки из-под соков, бутылочки из-под йогуртов, «яички», решетка для яиц с киндер-сюрпризами, баранки, порожки из соленого теста, пирожные из поролона, коробочки из-под леденцов, пакетики супа, колбаса, сосиски, набор овощей и фруктов. | Палочки, бобины из-под скотча широкого и узкого, крышки, пробки |
Искупаем куклу. Идем в гости. Собираемся на прогулку. | Пупс, комплект одежды, полотенце, одеяло, пеленка, туфли на каблуках, косынки, шапочки разных видов, юбки. | Ванночка, кувшин, коробочка из-под мыла, губка. | Кирпичик «мыло» |
шоферы | Кепки, шляпы. | Рули, инструменты для ремонта машины, бензо-заправка, дорога, машины-каталки, мотоцикл, велосипед. | Набор разобранной машины для ремонта, |
Приготовим обед для куклы. | Косынка, фартук, полотенце, прихватки. | Кастрюля, чайник, скоророды – реальная посуда, набор кухонной, столовой, чайной посуды, ножи, терки, кукольный кухонный гарнитур. | Камушки, шишки, бобины из-под скотча, кирпичики палочки. |
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР. (методика Н. Ф.Тарловской)
3.ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ПРИНЯТИЮ РОЛИ.
Подготовка ребенка к принятию роли начинается с 2л. 6 м. и совпадает с началом развития его самосознания.
Принять на себя роль – это значит суметь вообразить и обозначить себя кем – то другим : зайчиком, шофером, паровозиком и т. д. Для ребенка данная ситуация является довольно сложной. Способность «превратиться в другого» появляется у малыша к трем годам, если проводится соответствующая педагогическая работа. Чтобы ребенок овладел сюжетно – ролевой игрой, он должен быть готов к принятию той или иной роли.
Последовательность превращений:
- Привлекательные для детей животные и птицы.
- Интересные малышам движущиеся предметы, машины (паровоз, самолет, машина).
- Взрослые, чьи профессии имеют характерные внешние атрибуты.
Естественный интерес и привязанность детей к животным и птицам способствуют готовности входить в эти образы. Ребенок с удовольствием соглашается вообразить себя белочкой, птичкой, ежиком- это первые шаги к принятию роли. Важно и то , что игры в животных не требуют специальных атрибутов. «Превратившись» в белочку, ежика, воробышка, кошечку и любое другое животное, дети могут готовить обед, стирать белье, катать машину и т д. Принятая ребенком роль его никак не связывает. Малыш освобожден в игре от специальных игровых действий, которых требует , например, роль врача. Работа по подготовке ребенка к принятию роли как бы делится на две части : первая – основная часть игры , это та, в которой мы побуждаем детей принять на себя какие – то роли, помогаем им войти в образ. Вторая часть игры – это ее естественное продолжение и завершение .Здесь могут выполняться самые разные игровые действия.
(См. картотека игр.)
4.ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ .Целенаправленная деятельность.
Игра является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка. На третьем году жизни она обеспечивает его развитие по трем направлениям. Во – первых, игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности; во – вторых, в игре ребенок усваивает назначение предметов ,овладевает обобщенными действиями с ними; в – третьих, игра создает благоприятные условия для развития самосознания.
По мысли психолога А. Н. Леонтьева, игра принципиально отличается от любых других видов детской деятельности своими целями и способами их достижения. Ребенок третьего года жизни ставит перед собой в игре обычные цели, те же самые что ставят перед собой окружающие его взрослые .Варить суп, управлять машиной он может только в игре. Поэтому способы и средства достижения этих целей являются необычными.»Ненастоящий» способ достижения цели позволяет использовать в игре предметы – заместители и совершать действия с воображаемыми предметами.
У ребенка раннего возраста есть два источника игровых целей.
Первый – действия взрослого, которые вызвали интерес.
Второй – цели, которые специально ставит перед ним взрослый.
Побудителем восприятия игровой цели является способность малыша подражать взрослому. Другой способ приобщения детей к игровым целям – общение с ним.
Первоначально игровые действия необходимо совершать относительно самого ребенка («понарошку кормить, мыть руки, катать на машине и т. д.)
Затем осуществляем смену ролей .Ребенок совершает игровые действия относительно взрослого.
Следующий шаг – игровые действия ребенок переносит на игрушку.
При формировании целенаправленной деятельности в игре решаем 4 основные задачи:
- Знакомим детей с разнообразием игровых целей;
- Побуждаем самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;
- Постепенно подводим детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей:
- Практикуем игры с двумя – тремя связанными между собой целями.
Возможные игровые цели и действия для сюжетно-ролевых игр.
Название роли | Цель | Соответствующие действия |
Врач | Лечить кукол, у которых болит:
«Открывается больница.»У кого заболели дети, приходите их лечить. Садиться можно вот сюда, на стульчик. Кто первый? Заходите.» | Осмотр горла (наверное покраснело), ставить градусник (высокая t), давать таблетки, делать компресс, полоскание. Закапывать в уши капли, вставлять в ухо вату с лекарством. Осматривать язык, ощупывать живот, давать таблетки, ставить грелку. Доставать из носа пинцетом предмет, смазывать нос мазью. |
Доктор Айболит | Лечить зверюшек:
| Делать примочки, давать таблетки, закапывать капли в глаза. Накладывать повязку. Давать порошки. Извлекать зуб щипцами, накладывать на рану вату. Протирать кожу ваткой с лекарством, давать таблетки. Зашивать рану, делать укол, проводить полоскание горла, давать таблетки. |
Шофер |
| В магазин за игрушками, продуктами, деталями для машины, за кирпичом (дом строить), на речку, к бабушке, за арбузами и т.д. Подрулить к бензозаправке, открыть бак, вставить шланг, залить бензин, закрыть, отъехать. Шланг насоса подсоединить к шине, накачать ее, проверить хорошо ли накачана. Открутить и прикрутить гайку ключом. Прикрутить гаечным ключом сигнал (резиновую игрушку со звуком), проверить как работает. Проделать любые описанные выше действия. |
Повар |
| Испечь булочки с джемом (скатать из пластилина шарики, намазать), показать те действия по приготовлению пищи, которые дети сами не производят (сварить суп, кашу, компот, испечь печенье, оладьи, полить их сметаной) |
Капитан (матрос) |
| Поднести и уложить продукты, воду, горючее, инструменты для починки корабля. Включить двигатель (подражать звукам неисправного мотора), выключить и начать ремонт. Включить двигатель снова, мотор работает хорошо. Поднять якорь за цепь (шкур то одной, то другой рукой). Присоединить флаг на мачте. Повесить на веревках спасательные круги, лодку. Крутить рулевое колесо, давать команды. Включить прожектор. Сделать остановку, чтобы не столкнуться с китом. Сбросить шланг в море, подключить к насосу, залить огонь. |
Парикмахер | Делать красивые прически | Мыть голову шампунем, вытирать полотенцем, причесывать, сушить феном, стричь волосы, смотреться в зеркало, красить ногти лаком. |
Строители | Постройка дома, гаража, забора, машин, кораблей, самолетов. | Рассматривать чертежи, фотографии построек, готовить строительные материалы, выполнять постройку (дом ,мост и т.д.), возить груз, строить самолеты, «летать»на нем. |
Дрессировщик | Показ циркового представления. | Прыжки зверей через препятствия, поклоны зрителям, бег по кругу, кормление животных. |
Дочки-матери | Кормить кукол – дочек, Укладывать спать, Одевать на прогулку, Лечение куклы. | Накрывать на стол, подвязывать нагрудник, кормить, вытирать рот салфеткой, стелить постель, раздевать куклу, укладывать, петь колыбельную, качать в колыбельке, измерять температуру, давать таблетки, вызывать доктора. |
5.ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ.
Важным этапом в развитии игры является обогащение детей новыми впечатлениями, формирование практического опыта.( знакомство с предметами ближайшего окружения, через наблюдения за действиями взрослых, рассматривание предметных, сюжетных картинок; организация обучающих игр.
При организации обучающих игр важно заинтересовать детей самим содержанием игровых задач. Перед началом игры воспитатель рассматривает вместе с детьми игрушки, старается вызвать интерес, эмоционально – положительное отношение. Важно, чтобы взрослый показывал и называл, что именно он делает и предлагал ребенку действовать самому. Для детей, усвоивших способы решения простейших задач, следует усложнять задания: не просто кормить куклу за столом, но и приготовить обед. Так постепенно расширяя возможности достижения целей в наглядно - действенном плане, воспитатель приобщает ребенка к планированию игровых действий.
Следующий этап – демонстрация более обобщенных способов решения игровых задач с помощью предметов – заместителей.
В дальнейшем можно показать детям способы решения игровых задач с использованием нарисованных предметов, затем – игровые действия с воображаемыми предметами ( дать кукле воображаемую конфету).
Обучающие игры – это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения с ребенком при ведущей роли взрослого. Обучающие игры, ознакомление с окружающим создают почву для возникновения самостоятельной игры.
Формирование практического опыта ребенка.
Название игры. | Методы и приемы. | |
1. | Семья. | Рассматривание сюжетных, предметных картинок. Д/ у «Покормим мишку», «Поставь посуду для чаепития», «Напоим куклу чаем», «Постели простынку», «Укрой куклу одеялом», «Покачай куклу, спой пксенку», «Погладим кукле платье», «Уложим куклу спать», «У нас порядок» и др. |
2. | Больница. Поликлиника. Доктор Айболит. | Рассматривание сюжетных, предметных картинок. Наблюдения за действиями врача д/сада. Экскурсия в медицинский кабинет. Беседы «Как доктор лечит детей», «Как мы ходили на прививку» Рассказ воспитателя «Когда я заболела». Д/у «Попроси куклу показать горлышко», «Измерь температуру зайчику». Д/и «Собери картинку», лото «Больница» Чтение худ. литературы: Е. Крылов «Как лечили петуха», К. Чуковский «Доктор Айболит», В.Берестов «Больная кукла» Продуктивная деятельность : лепка «Витамины» |
3. | Парикмахерская. | Рассматривание предметных, сюжетных картинок. Рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую». Д/у «Что нужно парикмахеру». «Покажем кукле, как работает парикмахер» Д/И «Чудесный мешочек», «Собери картинку», лото «Парикмахерская» |
4. | Магазин. | Рассматривание сюжетных, предметных картинок. Рассказ воспитателя «Как я выбирала фрукты в магазине» , «Как я делала покупки». Беседы «Какие бывают магазины», «Что и как продается в магазине». Д/у «Расскажем зайке , как покупают товары»,»Объясним кукле как надо разговаривать с продавцом в магазине».»Мы покупаем продукты в магазине». Чтение худ. литературы: Ч. Янчарский «В магазине игрушек». Продуктивная деятельность: лепка из соленого теста «Прянички», «Печенье». |
5. | Шофер. | Рассматривание предметных, сюжетных картинок, альбома « Мы едем, едем, едем,,,» Беседы «Как машины ездят по дороге», «Как работает водитель», «Куда можно поехать на автобусе». Д/у «Покажем мишке , как нужно осторожно катать кукол на машине». Рассказы из опыта детей «Как ездили на машине». Чтение худ. литературы: А.Барто «Грузоавик», Б. Заходер «Шофер», Н. Павлова «На машине». |
6. | Строители. | Рассматривание предметных, сюжетных картинок. Чтение худ. литературы: Б. Заходер «Строители». Рассматривание фотографий, чертежей построек. Д/у «Покажем мишке , как строят дома». «Построим лисичке домик» |
7. | Повар. | Рассматривание предметных, сюжетных картинок. Альбома «Посуда» Рассказ воспитателя «Как я варила суп». Д/и «Собери картинку» ( посуда ), « Чудесный мешочек»,лото «Посуда». Д/ у «Приготовим обед для кукол». |
6.Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста.
Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры. | 1. Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова); 2. Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко); 3. Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова); 4. Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская); 5. Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина); 6. Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни (Новоселова С.); 7. Игра в телефон (Н. Палагина); 8. Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; 9. Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. |
Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимотношений. | 1. Игры. Облегчающиме адаптацию («приходите ко мне в гости») (Н.Ф. Тарловская); 2. Участие воспитателя в игре (главная роль) (Михайленко Н.Я.); 3. Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера» (Михайленко Н.Я.); 4. Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; 5. Создание разновозрастных игровых триад (В.И. Турченко). |
Косвенные приемы руководства | 1. Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей) (Т.М. Бабунова); 2. Изменение игровой среды (С. Новоселова); 3. Наблюдение, экскурсия; 4. Создание воображаемой ситуации (Т.М. Бабунова); 5. Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов». |
7.Использование сюжетно-ролевых игр в компклексно-тематическом планировании.
№ | Период | Тема по плану | Сюжетно-ролевая игра |
Сентябрь 1 -2 неделя. 3 -4 неделя. | «Хорошо у нас в саду». (адаптация). «Игрушки». | Игры в адаптационный период. С/р.и. «Самолеты», «Машины»,»»Зайчиха с зайчатами». | |
Октябрь. 3 -4 неделя. | Мониторинг. «Осень в гости к нам пришла». | С/и «Лиса с лисятами». С/р.и. «Едем в лес». С/р.и. «Оденем куклу на прогулку». С/р.и. «Ежиха с ежатами». | |
Ноябрь. 1 – 2 неделя. 3 – 4 неделя. | «Во саду ли, в огороде», «Четвероногие друзья» | С/р.и. «Перевезем урожай», «Идем в овощной магазин», «Испеку вам пирожки», «Сварим суп для куклы». С/р.и. «Обитатели бабушкиного двора», «Доктор Айболит», «Цирк зверей», «Научим куклу раздеваться после прогулки». | |
Декабрь 1 -2 неделя. 3 – 4 неделя. | «Здравствуй, Зимушка – зима». «К деткам елочка пришла». | С/р.и. «Мишка наш пойдет гулять», «Покатаем куклу с горки», «На прием к врачу», «Зайка заболел». С/р.и. «Салон красоты», «Едем в гости», «На праздник». | |
Январь 3 – 4 неделя . | Мониторинг. | С/р.и. «Кукла Ксюша заболела»,»Кошка с котятами». | |
Февраль. 1 неделя. 2 – 3 неделя. 4 неделя. | «Маленькая птичка прилетела к нам». «Кто в лесу живет». «Моя семья». | С/р.и. «Доктор Айболит», «Оденем куклу на прогулку». С/р.и. «Белка с бельчатами», «Едем в зимний лес», С/р.и.«Делаем покупки», «Уложим дочку спать» «Мамы гуляют с малышами». | |
Март. 1 неделя. 2 – 3 неделя. 4 неделя. | «Моя мама лучше всех». «Зоопарк». «У бабушки Федоры». | С/р.и. «Купание кукол», «Стирка белья», «Приготовим кашу кукле Маше». С/р.и. «Едем в зоопарк», «Доктор Айболит», «Приготовим еду зверятам». С/р.и. «Помоем посуду», «Жарим котлеты», «Ждем гостей». | |
Апрель. 1 – 2 неделя. 3 неделя. 4 неделя. Май. 1 – 2 неделя. 3 – 4 неделя. | «Мы едем, едем, едем». «Наши любимые сказки». «К нам весна шагает теплыми шагами». «Игрушки». Мониторинг. | С/р.и. «Машины», «Самолеты», «Ремонт машин», «Мойка машин», «Построим гараж для машины», «Прокатим кукол на машине». С/р.и. «Испечем колобки», «Ждем гостей», «Курочка с цыплятками» С/р.и. «Мамы гуляют с малышами», «У куклы день рождения», «Наведем порядок». С/р. и. «Самолет отправляется в полет», «Мишутка заболел», «Шоферы» |
2.8. Рекомендации.
Педагогические рекомендации.
- Педагогам необходимо помнить ,что:
ИГРА:
–средство развития личности ребенка;
– средство общения;
– форма организации детского общества;
– способ обучения и самообучения ;
– средство коррекции развития ребенка;
– диагностическое средство;
– психотерапевтическое средство.
Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить малышей.
ИГРА УЧИТ НАС:
- преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию;
- оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
- любить детей такими, какие они есть.
Играя, мы можем:
- обогатить представления детей об окружающем мире;
- научить принимать игровую роль;
- научить выполнять игровые действия;
- научить делать свои действия, желания , свои чувства понятными для других;
- научить доверять друг другу, вступать в игровое взаимодействие.
Рекомендации для родителей.
« Я пытался достичь сердца ребенка словами, они часто проходили мимо него не услышанными.
Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?»- воскликнул я.
Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»
Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же и так же, как они. Тенденция подражать старшим лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности – сюжетной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, "понарошку" может действовать как взрослый. Особенность таких действий заключается в том, что в них воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, их повторяемость, а результат является мнимым, воображаемым. В сюжетных играх ребенок чаще всего воспроизводит ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера), переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.). Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек, детских фильмов. Становление сюжетной игры - одна из главных линий развития детей раннего возраста. Ее значение в психическом развитии ребенка трудно переоценить, так как она оказывает влияние на все его стороны. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Она способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. В то же время это легкая и радостная для малыша деятельность, доставляющая ему удовольствие и поддерживающая его хорошее настроение.
« Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки ,фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.»
( В.А. Сухомлинский.)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- Цените детство.
- Больше общайтесь со своими детьми.
- Стремитесь, чтобы ребенок познавал мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны, приносят радость и более всего продвигают его в развитии.
- Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
- Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще .Оказывайте постоянное внимание и проявляйте уважение к детским играм. Соглашайтесь со своим малышом! Это вселяет в него уверенность в свои силы, порождает инициативу и творчество. По окончании игры выразите ребенку благодарность за интересную игру, выскажите надежду на то, что в следующий раз он пригласит вас участвовать в игре.
- Приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения. Сопереживайте чувствам детей в игре – умейте увидеть смешное в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им грустным.
- Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка были разнообразные игрушки, которые надо осознанно выбирать ,а не беспорядочно накапливать.
- Согласовывайте с ребенком требования к хранению и уборке игрушек.
- Наблюдайте за играми ребенка дома и рассказывайте о них воспитателю, интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности Она является эффективным средством формирования личности малыша, его морально – волевых качеств; в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка 3 – го года жизни, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Игра – самая любимая и естественная деятельность малышей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть детям многообразие мира игры.
Путь развития игры - это совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащенной развивающей игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами , предметами – заместителями , воспитание доброго отношения детей друг к другу.
Воспитатель должен уделить внимание:
- Обеспечению условий для возникновения и развития игровой деятельности (достаточное количество времени для игры, наличие площади для развертывания игровых действий, необходимых игрушек и пособий и правильное расположение их в группе; обогащение детей впечатлениями.)
- Знать методику руководства игровой деятельностью; методы и приемы, направленные на поддержание и улучшение эмоционально – положительного состояния детей; обеспечение активности играющих; своевременное переключение с одного вида деятельности на другой; какими методами и приемами достигается направление детей на игру.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное ее формирование, с учетом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре». – М. «Просвещение», 1983.
2.Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей». – М. «Просвещение», 1988.
3. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» .- М. «Просвещение», 1982.
4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком», - М. «Академический проект», 2001.
5.Доронова Т. Н., Кабанова О.А. , Соловьева Е.В. «Игра в дошкольном детстве».(Пособие для воспитателей детских садов). – М. Издательский дом «Воспитание дошкольников» , 2002.
6.Галигузова Л.Н. «Первые сюжетные игры малышей», Дошкольное образование», М. 2000.
7. Доронова Т.Н. «Радуга», «Просвещение», 1993.
8. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»( Система работы в первой младшей группе детского сада).М. , «Мозаика – синтез», 2008.
9. Белая К. «Первые шаги», М. , 2002.
10. Солнцева О. «Играем в сюжетные игры», ж. «Дошкольное воспитание» № 4, 2005 .
11.Миленко В. «Нужно ли учить детей играть», журнал «Дошкольное воспитание», № 4 , 2005.
12.Адилова Л. «Ролевая игра в раннем возрасте», журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2008 .
13.Никифорова О. А. «Формирование сюжетно – ролевой игры в младшем дошкольном возрасте» (опыт работы, МБДОУ №11 г. Салават)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...