Концепция
материал по теме

Хертек Булакмаа Сергеевна

 

 

На тему: «Обучение детей старшей группы русскому языку с помощью театрализованных игр».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hertek_b._s._koncepciya_1.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая концепция

«Бессмертие народа – в его языке».

Ч. Айтматов

На тему: «Обучение детей старшей группы русскому языку с помощью театрализованных игр».

Цель: Формулирование и развитие умений и навыков практического владения русским языком в устной форме с помощью театрализованных игр.

Актуальность: русский язык один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием.

Создание  условия для развития русского языка с помощью театрализованных игр, для детей дошкольного возраста в условиях сельской местности, где не живут русскоязычное население.

Ф. М. Бартан пишет, что психологами и методистами по обучению русскому и иностранным языкам, как Е. И. Негневицская, В. С. Мухина, Н. Д. Гальскова и др., давно установлено, что дети в дошкольном возрасте лучше усваивают второй язык, чем в последующие годы.

К 5-6 летнему возрасту, дети в основном усваивают систему родного языка. Это наиболее благоприятный период для обучения языкам. Этот возраст отмечается сензитивностью (восприимчивостью к обучению). Гибкость речевого аппарата, активная память, повышенная восприимчивость к языку, способность к подражанию дают им возможность быстро усвоить второй язык «Дошкольный возраст является периодом,  которым имеется наибольшее чуткость к языковым явлениям, - это твердо установленный факт».

Психологами также доказано, что в каждом ребенке функционирует врожденный механизм постепенно ослабевает, поэтому психологи и методисты утверждают, что в раннем детстве ребенку легче овладеть разными языками.

Поэтому я считаю, что использование театрализованных игр в обучении русского языка эффективным. В статье О. А. Акуловой пишется, что игра – наиболее доступный ребенку интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Это было доказано великими педагогами и психологами – А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.

Театрализованная игра  как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способа позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

- дети знакомятся с чувствами, настроениями героев;

- осваивают способы их внешнего выражения;

- осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры или речевого развития:

- совершенствование диалогов и монологов;

- освоение выразительности речи.

Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л. В. Артемова, Л. В. Ворошнина, Л. С. Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов). В играх-драматизациях ребенок исполняя роль в качестве  «артиста», самостоятельно создает образ.

Видами драматизации являются:

- игры-имитации образов животных;

- людей, литературных персонажей;

- ролевые  диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений и сказок;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются:

- игрушки или их заменители, а ребенок, организуя деятельность как  «как сценарист и режиссер» управляет «артистами».

- «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в нашем детском саду:

- настольный,

- кукольный (пальчиковый, театр кукол) и т.д.

Задачи, решаемые на непосредственной  образовательной деятельности:

- Учить пользоваться русским языком и самостоятельно строить фразы с помощью сказочных персонажей;

 - Научить не только отвечать на вопросы воспитателя, но и самому задавать вопросы, высказываться на русском языке со сверстниками, поддерживать разговор, беседу.

- Активизировать словарный запас детей с помощью театрализованных игр.

Основная форма обучения - непосредственно образовательная деятельность.

При работе над произношением использую следующие приемы:

- многократное произношение,

- показ, объяснение артикуляции и упражнения с использованием «Сказки  веселого язычка»,

- проговаривание слогов,

- рассказ о звуке с использованием «Веселого язычка»,

- использование стихотворных строк, чистоговорок, потешек, подвижных игр

- театрализованные игры.

Практическая значимость:

В старшей группе я проводила занятие-путешествие «В гости к бабушке на юрту», где использовала театр кукол, рисование с этнокультурным составляющим. Детям было интересно и они с удовольствием принимали участие в диалогах и охотно отвечали на вопросы. С помощью театра кукол непосредственная образовательная деятельность проводилась на должном уровне. В дальнейшем в своей работе планирую использовать различные виды театрализованных игр и театра кукол.

В работе с детьми я использовала следующие игры «Теремок», «Кто кричит?», «Том-дом-ком», «Это правда или нет», «Поезд». Пальчиковые игры – «Фонарики», «Заготавливаем капусту», «Моем руки, месим тесто». Речевые артикуляционные гимнастики «Бегемотики», «Лягушки», «Слон», «Змея», «Лошадка», «Расческа».

Перспектива моей работы. И в дальнейшем планирую показ сказок с помощью театрализованных кукол в группах нашего детского сада.

Таким образом, я пришла  к выводу, что использование театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности по русскому языку в старших группах способствует формированию и развитию первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме.

Я убеждена, что в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняема роль, особенно диалог с другими персонажами ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко и понятно изъяснятся. Именно театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитания детей дошкольного возраста

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:   1.     Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) ...

Концепция воспитания детей дошкольного возраста

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:   1.     Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) ...

Концепция портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Концепция портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения      Обоснование    актуальности.    Настоящая...

Педагогическая концепция учителя-логопеда

Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...

Моя педагогическая концепция

Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...

Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр

Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...