Концепция
материал по теме
На тему: «Обучение детей старшей группы русскому языку с помощью театрализованных игр».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hertek_b._s._koncepciya_1.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая концепция
«Бессмертие народа – в его языке».
Ч. Айтматов
На тему: «Обучение детей старшей группы русскому языку с помощью театрализованных игр».
Цель: Формулирование и развитие умений и навыков практического владения русским языком в устной форме с помощью театрализованных игр.
Актуальность: русский язык один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием.
Создание условия для развития русского языка с помощью театрализованных игр, для детей дошкольного возраста в условиях сельской местности, где не живут русскоязычное население.
Ф. М. Бартан пишет, что психологами и методистами по обучению русскому и иностранным языкам, как Е. И. Негневицская, В. С. Мухина, Н. Д. Гальскова и др., давно установлено, что дети в дошкольном возрасте лучше усваивают второй язык, чем в последующие годы.
К 5-6 летнему возрасту, дети в основном усваивают систему родного языка. Это наиболее благоприятный период для обучения языкам. Этот возраст отмечается сензитивностью (восприимчивостью к обучению). Гибкость речевого аппарата, активная память, повышенная восприимчивость к языку, способность к подражанию дают им возможность быстро усвоить второй язык «Дошкольный возраст является периодом, которым имеется наибольшее чуткость к языковым явлениям, - это твердо установленный факт».
Психологами также доказано, что в каждом ребенке функционирует врожденный механизм постепенно ослабевает, поэтому психологи и методисты утверждают, что в раннем детстве ребенку легче овладеть разными языками.
Поэтому я считаю, что использование театрализованных игр в обучении русского языка эффективным. В статье О. А. Акуловой пишется, что игра – наиболее доступный ребенку интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Это было доказано великими педагогами и психологами – А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способа позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
- дети знакомятся с чувствами, настроениями героев;
- осваивают способы их внешнего выражения;
- осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры или речевого развития:
- совершенствование диалогов и монологов;
- освоение выразительности речи.
Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л. В. Артемова, Л. В. Ворошнина, Л. С. Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов). В играх-драматизациях ребенок исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ.
Видами драматизации являются:
- игры-имитации образов животных;
- людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений и сказок;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются:
- игрушки или их заменители, а ребенок, организуя деятельность как «как сценарист и режиссер» управляет «артистами».
- «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в нашем детском саду:
- настольный,
- кукольный (пальчиковый, театр кукол) и т.д.
Задачи, решаемые на непосредственной образовательной деятельности:
- Учить пользоваться русским языком и самостоятельно строить фразы с помощью сказочных персонажей;
- Научить не только отвечать на вопросы воспитателя, но и самому задавать вопросы, высказываться на русском языке со сверстниками, поддерживать разговор, беседу.
- Активизировать словарный запас детей с помощью театрализованных игр.
Основная форма обучения - непосредственно образовательная деятельность.
При работе над произношением использую следующие приемы:
- многократное произношение,
- показ, объяснение артикуляции и упражнения с использованием «Сказки веселого язычка»,
- проговаривание слогов,
- рассказ о звуке с использованием «Веселого язычка»,
- использование стихотворных строк, чистоговорок, потешек, подвижных игр
- театрализованные игры.
Практическая значимость:
В старшей группе я проводила занятие-путешествие «В гости к бабушке на юрту», где использовала театр кукол, рисование с этнокультурным составляющим. Детям было интересно и они с удовольствием принимали участие в диалогах и охотно отвечали на вопросы. С помощью театра кукол непосредственная образовательная деятельность проводилась на должном уровне. В дальнейшем в своей работе планирую использовать различные виды театрализованных игр и театра кукол.
В работе с детьми я использовала следующие игры «Теремок», «Кто кричит?», «Том-дом-ком», «Это правда или нет», «Поезд». Пальчиковые игры – «Фонарики», «Заготавливаем капусту», «Моем руки, месим тесто». Речевые артикуляционные гимнастики «Бегемотики», «Лягушки», «Слон», «Змея», «Лошадка», «Расческа».
Перспектива моей работы. И в дальнейшем планирую показ сказок с помощью театрализованных кукол в группах нашего детского сада.
Таким образом, я пришла к выводу, что использование театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности по русскому языку в старших группах способствует формированию и развитию первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме.
Я убеждена, что в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняема роль, особенно диалог с другими персонажами ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко и понятно изъяснятся. Именно театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитания детей дошкольного возраста
В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции: 1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) ...
Концепция воспитания детей дошкольного возраста
В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции: 1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) ...
Концепция портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения
Концепция портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения Обоснование актуальности. Настоящая...
Педагогическая концепция учителя-логопеда
Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...
Моя педагогическая концепция
Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...
Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....
«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр
Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...