Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
статья (младшая группа) по теме

Бурлакина Елена Михайловна

Часто причиной болезней человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве. И трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки и приход его в детский сад.По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей -одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Собственно-эмоциональное развитие - это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций.

Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И не напрасно. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок  не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход  вновь  встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается.

С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении   нескольких  часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды.

Детский сад не должен быть источником стресса для детей! Необходимо изменить существующее положение дел и создать новую систему мероприятий, которая снизит напряжение и нервозность как детей, так и взрослых. Возникла необходимость в инновации, обновлении и изменении.

Проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т. к. часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе  воспитателей. Проявление нехарактерных невротических симптомов у ребенка тревожит и пугает родителей.  Ведь они  отдают малыша в «чужие руки» и не знают, что с ним происходит в течение дня. Это  говорит  о том,  что  проблема адаптации зависит не  только  от возраста, состояния здоровья, уровня развития ребенка, но и от  компетентности  родителей и профессионализма  воспитателей.

Без  тесной связи  с родителями  вряд ли можно  добиться  каких-то положительных результатов. Поэтому следует  в  первую  очередь  уделить внимание  инновационному  подходу  в  работе с  родителями.  И  это первый этап - предварительный. Работа в  нашем  детском  саду  начинается весной, до начала нового учебного года. В  детском  саду  проводится  «День  открытых  дверей»,  когда  родители  могут  посетить  детский  сад  и  посмотреть  работу  воспитателей  в  любые  режимные  моменты. В коридорах и группах ДОУ мы  располагаем  информационные стенды для родителей, папки-передвижки: «Готовим малыша в детский сад», «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям» с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад; информационные листы-памятки с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду", которые родители могут взять с собой, стенды  с фотографиями из жизни детского сада «Мы ждем тебя малыш!».С родителями проводится анкетирование, в ходе которого они  анализируют «Готов ли ребенок к посещению детского сада?»

Второй  этап – это  поступление ребенка  в  детский  сад. В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют инновационные формы и способы:  элементы телесной терапии (обнять, погладить) - ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.  Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим и  сохранение  первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом. В  первые же дни мы приглашаем   мам присутствовать в детском саду вместе с малышом. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении. Приводить ребенка лучше не к завтраку, а к прогулке. И оставлять ребенка без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.

Еще одной немаловажной составляющей является- оформление групп и  раздевалки. Для детей мы  готовим: веселые, детские панно, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их; подвески, которые помогают зрительно "снизить" потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно. Игровое, физкультурное  и другого оборудование в  нашей группе  расположено     так, чтобы обеспечить ребёнку свободный доступ к играм и игрушкам, к материалам и орудиям для рисования, лепки, конструирования, а также удобства их использования. Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному. Основная цель – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей. Инновационные технологии  позволяют на  сайте  детского  сада  поместить  визитку  группу, где  родители  могут заранее  познакомиться  с  воспитателями  и  группой,  в  которую  поступит  ребенок.

Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок-взрослый” и “ребенок-ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.

Игры на коленках.Подбрасывать ребенка на коленях с разной амплитудой, покачивая в стороны на ухабах, в конце уронить. Лучше напевать.

Поехали с орехами на бочке, на бочке

 По ровной дорожке, по кочкам, по кочкам.

 По оврагам, по оврагам,

 По ухабам, по ухабам,

 На высо-о-окую горку,

 В ямку бух!

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама). Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

      В  этот период  я  обязательно  провожу с  детьми  специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания: хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн, игра  с  крупными  модулями, резиновые игрушки-пищалки, лабиринты, крупные детали конструктора «Лего», подбираются игрушки-забавы, куклы Бибабо. Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим,  забывая  на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. Воспитатель  же в процессе работы постоянно поощряет  спонтанные, живые и естественные реакции детей.

Интересныинновационные формы  работы  других  детских  садов, и я  его использовали  в  своей практике. Это оздоровительная ходьба на прогулке «Мой  любимый детский  сад». На территории нашего  МДОУ  имеется  большой  парк  и  поэтому  с  детьми  раннего  возраста   мы  использовали  методику оздоровительной ходьбы. Один  раз  в  неделю  мы с детьми идем в гости. Заранее воспитатель готовит игрушку (героя) к которой идут дети. Иногда устраиваются походы - сюрпризы: дети угадывают по предметам, которые мы берем с собой, к кому мы идем. Во время ходьбы дети идут в свободном движении;кому как удобно вместе с воспитателем. В это время педагог может разговаривать с детьми о природе, петь песни, использовать сюрпризные моменты (найти спрятанную игрушку) и показать  все  лучшее,  что есть  в  детском  саду.

          Самый  наибольший  результат  я  получила  от  театрализованной деятельности. Первые показы  сказок  могут  быть  как  с  куклами Бибабо так  и  просто  с пальчиками. «Куколки»  могут  петь  веселые  песенки,  рассказывать  малышу  сказки,  приглашать  поиграть. Самый большой  всплеск эмоций у  детей  вызывает     сказка «Репка» на  прищепках  .  Детям  предлагалось  помочь  каждому  герою позвать  следующего.  Дети  помогали  деду  позвать  бабку,  а  бабке  внучку и  т.д.

Показателями окончания адаптационного периода являлись: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;  уравновешенное настроение в течение дня; если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда утром  и  не  желает  уходить  вечером, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период  закончился. Проводя анализ адаптации, можно заключить, что работа прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей, а именно эта характеристика была принята показателем  адаптации  детей  к ДОУ.

Бурлакина Е.М.

 Воспитатель группы раннего  возраста  МБДОУ №12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...

Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адаптация у детей раннего возраста длится 2-3 недели....