Доклад
материал на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Большеберезниковский детский сад «Теремок»
Доклад на тему:
«Социально-нравственное развитие детей в дошкольных учреждениях в процессе приобщения их к истокам народной культуры»
Подготовила: воспитатель
2 кв. категории МБДОУ
«Большеберезниковский
детский сад «Теремок»
О.В. Шачинова
2012 год
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, патриотизме. Проблема духовно- нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.
Кажется уже нет необходимости говорить о важности нравственного воспитания подрастающего поколения. Каждый, кто профессионально занимается воспитанием и образованием детей, безусловно, понимает эту истину. И тем не менее, в наш прагматический век, когда малыши сначала знакомятся с рекламными слоганами, а только потом узнают что такое поэзия, фольклор, мы должны помнить о спасительной роли духовного начала.
Сегодня идет переоценка ценностей, активный поиск новых методов в образовании и воспитании детей. На первый план выдвигается всестороннее воспитание личности ребенка, обладающего базовой культурой.
Каждое дошкольное учреждение, реализуя комплексную образовательную программу уделяет внимание нравственному воспитанию детей. Наш детский сад , имея приоритет осуществления деятельности по социально- личностному направлению развития детей , уделяет этому вопросу особое внимание.
Мы работаем по комплексной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, используем парциальные программы :« Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой. Региональную программу « Валдоня» Фадеевой.
В образовательной программе ДОУ определили основные задачи по социально - личностному направлению развития детей:
Формирование качеств социальной зрелости личности ребенка, то есть усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности.
Формирование навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.
Формирование интереса к ознакомлению с родным селом, его географией, историей и культурой.
Ознакомление с культурными ценностями России и других стран.
Развитие речи и форм речевого общения, особое внимания уделяя речевому этикету.
Работу строим по трем блокам: взаимодействие с детьми, методическая работа с коллективом ДОУ, взаимодействие с родителями.
Осуществляем экспериментальную работу по апробации авторской программы О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», основной целью которой является воспитание любви к Родине у детей дошкольного возраста через приобщение их к основам национальной культуры. К.Д. Ушинский отмечал, что « … воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Приобщение к истокам русской народной культуры способствует формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре, развитию познавательных способностей детей.
Перед нами встали вопросы по обогащению развивающей среды ДОУ. Сам интерьер детского сада после капитального ремонта способствует развитию интереса к родному краю, селу.
Среди родителей провели конкурс по изготовлению поделок по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Наши воспитатели и родители очень постарались, с помощью родителей значительно обогатили среду предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, лоскутные коврики придали интерьеру группы теплоту и уют. Уголки музыкально- театрализованной деятельности пополнились народными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами.
Предметом гордости каждой нашей девочки является кокошник, изготовленный заботливыми руками мамы или бабушки. Наши маленькие модницы с удовольствием рядятся в народные костюмы и в повседневной деятельности, и на праздники. Спонсоры подарили для сада русские наряды для детей.
Как же мы проводим работу с детьми? Используем форму занятий, бесед, каждый день знакомим детей с художественной литературой. Регулярно проводим фольклорные досуги и праздники. Традиционными являются «Осенние посиделки», зимние «Святки-колядки», «Масленица», «Рождество», «Пасха», весенние «Сороки. День птиц», а летом зовет на улицу «Троица»-праздник русской березки. Наш опытнейший музыкальный руководитель С.А Токарева со всей душой воспитывает любовь к родной культуре у детей волшебными средствами музыки и театра.
Проводим Дни именинника, День рождения детского сада. Развивая преемственность между разными возрастными группами, под рубрикой «Дети - детям» организуем совместную деятельность детей (концерты, постановки сказок, изготовление игрушек, совместные прогулки и экскурсии и т.д.).
В процессе экспериментальной работы используем авторскую технологию Э.П. Костиной по взаимодействию с героями одной сказки в группе в течение длительного времени (одна сказка в квартал, распределяем сказки с учетом времен года). Так в средней экспериментальной группе мы подобрали русские народные сказки
« Петушок и бобовое зернышко (осень), «Заюшкина избушка» ( зима), «Гуси- лебеди» (весна). Вначале идет комплексное знакомство со сказкой в группе ( чтение, инсценирование с помощью разных видов театра , драматизация по ролям), затем каждый герой сказки «живет» в группе 1-2 недели. Сказочный герой - не пассивный наблюдатель. Он активно включается в повседневную жизнь детей: приходит на занятия, участвует в режимных процессах, гуляет на прогулках, играет в разнообразные игры, помогает разрешить самые разные проблемные ситуации, способствует упражнению детей в добрых поступках ( например, споем Заиньке песенку, подарим ласковое слово Медведю, нарисуем друзей Волку, полечим Петушку горлышко, научим Лису правилам поведения в лесу, приготовим подарки для сказочных героев и т.д.). Отдельные моменты взаимодействия с героем члены творческой группы ( Пыкова Л. А. , Шачинова О.В. , Забатурина И. А.) заранее планируют ( поквартально), выстраивают цепочки интересных событий, которые преследуют главную цель - нравственное воспитание малышей.
Дети эмоционально реагируют на появление сказочного персонажа. Известно, что через игровой образ педагогам легче объяснить ребенку « что такое хорошо и что такое плохо».
Год углубленной работы принес свои плоды, дети стали внимательнее друг к другу, с удовольствием оказывают помощь и сверстникам, и взрослым, повысился интерес к фольклору.
Помимо работы с детьми, педагогический коллектив сада активно работает и над собой, ведь воспитатель - это тот человек, с которого группа детей ежеминутно берет пример. На консультациях, педагогических советах обсуждаем насущные, актуальные вопросы:
Создание условий для приобщения детей к истокам русской народной культуры;
Приобщение детей к произведениям фольклора - кладезю народной мудрости;
Эффективное взаимодействие с детьми с проблемами в поведении ( с медлительными, застенчивыми, гиперактивными, агрессивными детьми);
Взаимодействие с родителями воспитанников;
Профилактика детского сквернословия.
Успешная работа с детьми по нравственному воспитанию невозможна без тесного взаимодействия с родителями, без установления с ними деловых доверительных отношений. Большинство членов нашего педколлектива умеют найти подход к родителям. Ведь не секрет, что достучаться до ребенка гораздо легче, чем до взрослого…
На встречах с родителями (собраниях, конференциях, круглых столах) поднимаем волнующие нас темы:
Как общаться с трудным ребенком ?
Дети и компьютер.
Профилактика детского сквернословия.
Стараемся побудить родителей на честный открытый разговор. Зачастую это удается. Так на групповых собраниях по теме обсуждения « Профилактика детского сквернословия» были заслушаны полярные мнения. Некоторые родители, в том числе и одна мама не считали «плохие слова» чем-то страшным, признались, что употребляют их в семейном кругу в афектных состояниях. Большинство родителей осудили такую точку зрения, высказали нелицеприятное мнение в адрес вышеупомянутых родителей, рекомендовали растить детей в чистой речевой среде.
С большим удовольствием родители принимают участие в народных досугах и праздниках. Показывают спектакли по русским народным сказкам. Помогают в оформлении среды группы, пополняют фольклорными произведениями книжные уголки, площадку поделками.
В целом коллектив родителей положительно оценивает усилия ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры, развитию нравственного начала в детях.
В заключение, хотелось бы сказать о связи детского сада с учреждениями социума.
Наши дошкольники посетили школьный музей « Боевой славы»- экспозицию русского быта, предметов старины. Дети заинтересованно рассматривали интерьер избы, некоторые в первый раз увидели те вещи, о которых рассказывается в сказках.
Планируем установить связь с ДШИ, посетить выставку керамики «Есть у России душа».
Подводя итог сказанному, делаем вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...

Доклад на тему:"Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования" + презентация к докладу
Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования...