Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
материал (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 20 « Колосок» села Аверино Губкинского района Белгородской области
Из опыта работы
воспитателя Шестаковой Д. Н.
.
2012
Появившись на свет, ребенок способен воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды (видит, слышит, чувствует тепло и холод).
Но далеко не у всех детей в достаточной мере развиваются природные способности. Формированием полноценного восприятия окружающего мира и служит сенсорное воспитание.
В моей группе находятся дети 2 – 4 - х лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека. И я как педагог должна расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.
В своей работе я поставила задачи:
- формировать у детей представления о цвете, форме, величине
- учить устанавливать сходства и различия между двумя одинаковыми по названию предметами (большой стул, маленький стул, одинаковые кубики)
Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаику). Я использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. (Расстегивание и застегивание молний, пуговиц, кнопок, использование шнуровок); сшила дидактические подушки, создала дидактическую игру «Колобок»; оформила уголок сенсорики.
В своей работе я использую следующие методы и приемы: практический (игры и упражнения), наглядный ( рассматривание иллюстраций, наблюдение), словесный ( беседа, рассказывание, чтение художественной литературы)
Реализовывать поставленные задачи я решила через игру, т.к. игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ ознакомления с окружающим миром.
Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.
Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки. Предлагаю детям войти в образ животного или сказочного персонажа. Задаю наводящие вопросы об этом животном
(большой или маленький, какого цвета глаза, нос и т.д.). «Вышла курочка гулять» (цвет, величина), «Медведь и пчелы» (величина, количество) и др.
Учу создавать первые группы предметов и правильно обозначать их количество словами много и один. Например, инсценирую приход кукол в гости к детям, акцентируя на этом их внимание: «Вот сколько кукол пришло в гости. Много». Предлагаю взять по одной кукле и спрашиваю: «Сколько кукол ты держишь?» И сама помогаю уточнить: «Одну». Затем привлекаю детей к тому количеству кукол, которые остались на стульчиках. Вместе устанавливаем, что их много.
Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:
- подбор одинаковых величин по образцу;
- различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;
- закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький».
В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры - «Какой мяч больше», «Самый большой кубик», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
При знакомстве с формой учу различать предметы с помощью операции сравнения предметов. Например, побуждаю детей подыскивать сравнения: «На что мячик похож по форме?». Произношу фразу типа: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме как яблоко». Далее предлагаю найти
детям самостоятельно объекты с данным значением признака (круглое по форме колесо, солнце), побуждаю к составлению сравнений. Осуществляю такие
практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.
При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.
Например, для восприятия цвета предмета предлагаю детям задания разного типа: «Колобок», «Башня из красных и зелёных кирпичиков». В задании «Колобок» ребенку предлагаю две полоски красного и зеленого цвета и 6 кружков (3 красных и 3 зеленых). Надо было положить кружки на «дорожку» так, чтобы они «спрятались».
Во втором задании ребенку показываю 5 брусков, сложенных «башней» (наложенный один на другой), одного цвета: красного или зеленого. Ребенку даю 5 брусков красного и 5 брусков зеленого цвета, перемешанных произвольно, и предлагаю сделать «башню» такого же цвета, как у меня.
Задание считается выполненным успешно в том случае, если ребенок, хоть один раз группировал объекты по цвету, даже при беспорядочном их размещении.
Умение выбрать кружок, кубик определенного цвета приучает малышей первичному подбору предметов по какому – то одному признаку.
Для закрепления цвета детям предлагаю следующие игры: «Курочка с цыплятами», «Помоги матрешке найти свой домик», «Домик с флажками».
При развитии сенсорных эталонов я приучаю детей смотреть за моими действиями с предметами, слушать, как они характеризуются, называю свойства предметов, их количество, величину, цвет. Наряду с этим создаю условия для развития и восприятия речи.
С детьми я многократно повторяю самые разнообразные игровые комбинации с игрушками в течение дня, вызываю у детей положительные эмоции.
Заряжая детей смехом, бодростью и радостью стараюсь укрепить их здоровье.
Выше изложенная работа дала следующие результаты: у детей моей группы хорошо развиты сенсорные способности. Они самостоятельно обследуют предметы, выделяя их цвет, форму, величину, устанавливают сходства и различия между двумя одинаковыми предметами.
Занимаясь вопросами сенсорного воспитания, я «прокладываю» тропинку для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в старших группах детского сада. Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровые развивающие занятие в кружке "Волшебный мир" по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста".
Выступление на общесадовском родительском собрании....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/08/picture-164628-1362770615.jpg)
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Материал для педагогических чтений...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230798-1364497209.jpg)
Влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
Дидактические игры по сенсорному воспитанию дают возможность проследить процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста, оценить эффективность применяемых средств сенсорного ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-489215-1412003764.jpg)
Влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
Влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста Воспитатель: Танатарова Э.И. В настоящее время...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-216617-1362468241.jpg)
"Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста"- презентация для родительской гостиной. Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста...
«Методические подходы к коррекционно - педагогической работе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста детей ЗПР».
В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. Период дошкольного детства является периодо...