Программа по здоровому образу жизни дошкольников
методическая разработка (младшая группа) по теме
Содержание:
1. Введение
2. Цель программы
3. Задачи
4. Прогнозируемые результаты
5. Основные направления программы
6. Система работы воспитателя Шаталовой Т.В. по улучшению здоровья детей
7. Система работы воспитателя по охране жизни и здоровья детей
- Деятельность по развитию личностного интереса к здоровью
- Индивидуальная работа с часто болеющими детьми
- Просвещение родителей по вопросам здоровьесберегающей среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zozh.docx | 36.23 КБ |
zanyatie_rezhim_pitaniya.docx | 14.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 386
городского округа Самара
Утверждаю
Заведующий М5ДОУ ЦРР д /с № 386
Е.А. Надеждина
ПРОГРАММА
ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Программу разработала воспитатель Шаталова Татьяна Викторовна
САМАРА 2013
Содержание:
- Введение
- Цель программы
- Задачи
- Прогнозируемые результаты
- Основные направления программы
- Система работы воспитателя Шаталовой Т.В. по улучшению здоровья детей
- Система работы воспитателя по охране жизни и здоровья детей
- Деятельность по развитию личностного интереса к здоровью
- Индивидуальная работа с часто болеющими детьми
- Просвещение родителей по вопросам здоровьесберегающей среды
- Приложение 1. Конспект занятия с детьми «Режим питания»
Введение
Программа авторского коллектива под руководством Л. А. Венгер -(Развитие» не содержит задач по физическому развитию ребенка и безопасности его. Поэтому возник вопрос о разработке программы по воспитанию здорового ребенка.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.
У детей дошкольного возраста слабы процессы внутреннего торможения, мала подвижность нервных процессов. Это затрудняет быстрый переход нервных клеток от состояния возбуждения к состоянию торможения. А поэтому несоблюдение режима дня, нерегулярное питание, отсутствие отдыха на свежем воздухе, отсутствие сна, могут вредно влиять на здоровье детей дошкольного возраста.
Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Поэтому охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей не только потому, что определяет качество жизни ребенка, но и в силу того, что фундамент здоровья взрослого населения закладывается з детском возрасте. На современном этапе подключение системы дошкольного образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья детей является особенно актуальным.
Цели программы
- Сохранение и укрепление здоровья (психологического, физического, духовного) детей.
- Формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за свое здоровье.
- Развитие основных навыков личной гигиены, гигиены питания, самообслуживания.
- Создание наиболее благоприятных условий для улучшения состояния здоровья детей.
Задачи
- Формировать представление о том. Что полезно и что вредно для организма.
- Научить детей определять свое состояние и ощущения.
- Сформировать представления о своем теле, организме.
- Прививать навыки личной гигиены детям.
- Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений, понимать роль движений в физическом развитии.
Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно ребенок, полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Основные направления программы
Направления | Задачи | Пути реализации |
Лечебно-профилактическая работа | Научить детей определять свое состояние и ощущения. Выполнение санитарно- гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня | Создание комфортного режима в группе. Прогулки, игры на свежем воздухе. Физиопроцедуры, витаминотерапия, закаливание. |
Физическое развитие и оздоровление детей | Понимать роль движений в физическом развитии, обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений. | Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультурные занятия, спортивный досуг с родителями, пальчиковая гимнастика, оздоровительный бег. |
Психологическое благополучие | Охрана психологического здоровья. | Использование приемов релаксации - минуты тишины, музыкальные паузы. |
Профилактика травматизма | Организовать профилактическую работу по предупреждению детского травматизма, избежание несчастных случаев. | Беседа «Пожар - большая беда для человека». Беседа «О правилах дорожного движения». |
Питание и здоровье | Популяризация преимуществ здорового образа жизни. | Беседа о правильном и полезном питании детей. |
Система работы воспитателя Шаталовой Т.В.
МБДОУ ЦРР д/с № 386 по улучшению здоровья детей второй младшей
группы № 2 на 2012-2013 учебный год
Содержание | Груп- па | Периодич- ность выполнения | Ответственные | Время |
Оптимизация режима | ||||
1 Создание комфортного режима | №2 | ежедневно | Воспитатели, врач | в течение года |
2. Определение оптимальной нагрузки с учетом возраста и индивидуальных особенностей | №2 | Психолог, врач | в течение года | |
Организация двигательного режима | ||||
1.Физкультурные занятия | №2 | 3 раза в неделю | инструктор по физ воспитанию | в течение года |
2. Утренняя гимнастика | №2 | ежедневно | воспитатели | в течение года |
3. Гимнастика после дневного сна | №2 | ежедневно | воспитатели | в течение года |
4. Прогулки с включением подвижных игр и игровых упражнений | №2 | ежедневно | воспитатели | в течение года |
5.Спортивный досуг | №2 | ежедневно | воспитатели | в течение года |
6. Пальчиковая гимнастика | №2 | 2-3 раза в день | воспитатели, логопед | в течение года |
7.Оздоровительный бег | №2 | ежедневно после прогулки | воспитатели | с декабря по март в помещении |
Охрана психического здоровья | ||||
1. Использование приемов релаксации-минуты тишины, музыкальные паузы | №2 | 2-3 раза в день | воспитатели | в течение года |
Профилактика заболеваемости | ||||
1.Массаж по методике А.А. Уманской | №2 | 2-3 раза в день | воспитатели | в течение года |
2. Дыхательная гимнастика | №2 | 2-3 раза в день | воспитатели | в течение года |
3.Массаж рук | №2 | 2-3 раза в день | воспитатели | в течение года |
4. Массаж ушных раковин | №2 | 2-3 раза в день | воспитатели | В течение года |
Оздоровление фитонцидами | ||||
1. Чесночно-луковая закуска | №2 | Перед обедом | медсестра | Октябрь- апрель |
Закаливание | ||||
1.Воздушные ванны, одежда по сезону | №2 | ежедневно | воспитатели | В течение года |
2.Прогулка на воздухе | №2 | ежедневно | воспитатели | В течение года |
3.Хождение в носочках по дорожке здоровья | №2 | ежедневно | воспитатели | В течение года |
4. Закаливание босоножье (в носочках) | №2 | ежедневно | воспитатели | В течение года |
Лечебно-оздоровительная работа | ||||
Витаминотерапия | ||||
1.«Ревит» | №2 | 1 раз в течении 10 дней | медсестра | Осень-зима |
2. Витаминизация третьего блюда | №2 | ежедневно | медсестра | В течение года |
3.Настойка шиповника | №2 | 1 раз в день | медсестра | 1,2,3,10,11,12 |
Физиопроцедуры | ||||
| №2 | По назначению врача | медсестра | В течение года |
2.КУФ на миндалины | №2 | По назначению врача | медсестра | В течение года |
3.Лор-3 на тонзилярные лимфоузлы | №2 | По назначению врача | медсестра | В течение года |
4.«Ранет» нагрудную клетку | №2 | По назначению врача | медсестра | В течение года |
5.Электрофорез лекарственных трав | №2 | По назначению врача | медсестра | В течение года |
6.Общие УФО | №2 | По назначению врача | медсестра | В течение года |
Природные адаптеры | ||||
1.Электрокок | №2 | Ежедневно после завтрака | медсестра | Октябрь- ноябрь |
Работа с детьми, имеющими плоскостопие и нарушение осанки | ||||
1.Корригирующая гимнастика | №2 | 2 раза в неделю после сна по 30 минут | врач, медсестра | В течение года |
Система работы воспитателя Шаталовой Т.В.
по охране жизни и здоровья детей
А) Деятельность по развитию личностного интереса детей к здоровью
Виды деятельности | Цели | Особенности организации |
1. Познавательная | Формирование «банка данных» о приоритете здоровья и механизмах воздействия факторов риска здоровья на организм человека | Беседы, круглые столы |
2. Игровая | Формирование опыта принятия валеологически обоснованных решений, выработка стратегии валеологического поведения | Ролевые и подвижные игры, дидактические. |
3, Диагностическая | Мониторинг состояния здоровья детей. | Фильтр, босоножие. |
4. Обучающая | Обучение простейшим методам самодиагностики здоровья. | Массаж, релаксация. |
Б) Индивидуальная работа с часто болеющими детьми
№ п/п | Виды деятельности | Особенности организации |
1. | Соблюдение индивидуального режима физических нагрузок | в течении 2-х недель |
2. | Направление в физкабинет для проведения лечебно-профилактической работы с детьми | в течении 2-х недель |
3. | Проведение упражнений для восстановления носового дыхания | Массаж по методике А.А. Уманской |
4. | Закаливание для этих детей начинать с меньшего времени | В течении 5 дней по возвращении после перенесенного простудного заболевания |
В) Просвещение родителей по вопросам здоровьесберегающей среды
№ п/п | Виды деятельности | Организация |
1. | Организация встреч родителей с медсестрой, психологом, логопедом детского сада № 386. | По запросу родителей |
2. | Оформление папки для родителей по пожарной безопасности, антитерроризму, профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. | Регулярно 4 раза в год |
3. | Вывешивание информации по оздоровлению детей в уголке для родителей. | В период неблагоприятной эпидемиологической обстановки |
4. | Беседы с родителями о состоянии здоровья ребенка не только физического но и психологического, о благополучной обстановке в семье. Родительские собрания «Мои проблемы общения» | Ежедневно. Регулярно по плану. |
5. | Приглашение к участию родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях группы. | Регулярно по плану. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 386
городского округа Самара
Занятие
со старшей и подготовительной группой
«Режим питания»
Воспитатель Шаталова Т.В.
Цель: воспитывать сознательное отношение к своему здоровью; продолжать прививать культурно-гигиенические навыки.
Материал: мольберт, игрушка Винни-Пух, рисунки детей и фотографии по теме.
Ход занятия:
Воспитатель: (выставляет на стол игрушку). Посмотрите, кто к нам пришёл?
Дети: Винни-Пух.
Винни-Пух:( за него говорит воспитатель).Здравствуйте!
Воспитатель: Мы очень рады видеть тебя Винни. Садись рядом с детьми и послушай, о чём мы будем говорить.
(Дети садятся полукругом перед мольбертом.)
Как вы думаете, почему говорят: «Сытый голодному не товарищ»; «Разговором сыт не будешь»; «Поработаешь до поту - поешь в охоту»? ;
(Дети объясняют смысл пословиц и поговорок.)
Воспитатель: Вы правы. Без пищи жить человек не сможет, но и злоупотреблять ею не следует. Вспомните, как однажды Винни-Пух пришёл в гости к Кролику и чем всё это закончилось?
(Дети пересказывают эпизод сказки.)
Воспитатель: Винни, представь, что я дала тебе горшок с мёдом. Что ты будешь с ним делать?
Винни-Пух: Как что?! Запущу в него лапу, подцеплю мёду....
Воспитатель: Подожди, Винни , не спеши! Ребята, что Винни-Пух забыл сделать?
(Дети напоминают медвежонку, что он забыл вымыть лапы перед едой, взять ложку и т.п. объясняют, зачем это следует делать.)
Воспитатель: Напомните нашему гостю правила поведения во время приёма пищи.
(Дети рассказывают правила поведения.)
Воспитатель: Пища даёт организму человека энергию, питательные вещества, необходимые для того, чтобы он был здоров, мог двигаться, работать. Поэтому люди должны есть 3-4 раза в день. Вспомните, как называются приёмы пищи в разное время суток.
(Ответы детей.)
Воспитатель: Как вы думаете, сколько времени требуется для того, чтобы пища, которую мы съели, прошла весь путь по организму? (предположения детей.) Сначала еда попадает в рот, здесь она измельчается зубами и смачивается слюной для того, чтобы её легче было проглотить. На это требуется две-три минуты. Тот, кто плохо пережёвывает пищу, часто вместе с ней проглатывает воздух, который, попав в желудок, может вызвать икоту, отрыжку и даже боль. В желудке измельчённая пища переваривается в течении нескольких часов (от завтрака до обеда). Когда желудок освобождается, нам снова хочется есть. В течение дня пища усваивается организмом, в органы поступают питательные вещества и вода, необходимые для жизни, роста и развития человека.
Винни-Пух: Я люблю поесть. Не успею позавтракать, как уже готов обедать, а потом сразу и ужинать, а между делом могу ещё и перекусить. И так весь день.
Воспитатель: Как вы думаете, правильно поступает Винни? Что может произойти, если он непрерывно будет есть?
(Ответы детей.)
Вини-Пух: (обращается к детям). Что мне делать? Может быть, мне вместо еды жевать жевательную резинку?
(Дети высказывают предположения).
Воспитатель: Жевательную резинку можно жевать только в течение нескольких минут после еды. Она помогает очистить зубы от остатков пищи. Но голод она не утомляет, (выставляет на мольберт рисунки и фотографии)
Скажите, какие ошибки, связанные с приёмом пищи, допускают люди, изображённые на этих рисунках и фотографиях?
(Дети рассматривают изображения, находят допущенные нарушения и рассказывают об их возможных последствиях.)
(Ответы детей.)
Воспитатель: Винни-Пух, ты запомнил всё, о чём мы говорили на занятии?
Винни-Пух: Я теперь буду стараться не забывать мыть лапы перед едой, тщательно пережёвывать пищу и не переедать. Спасибо вам! До свидания!
Воспитатель: Позвольте поблагодарить вас за активное участие в сегодняшнем занятии и пожелать вам беречь и укреплять своё здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
"Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни"....
«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».
Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...
Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни
Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...
«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
О здоровом образе жизни ребенка дошкольного возраста....
"Здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника".
laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ...
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....
Программа «Воспитание здорового образа жизни дошкольников. «Здоровье»
Рабочая программа носит интегрированный характер и рассчитана для воспитанников детского сада....