Доклад на МО
методическая разработка (младшая группа) по теме
Значение качественного анализа и обработки данных мониторинга, отслеживания динамики, внесения корректив в физическое интеллектуальное и личностное развитие ребенка на его образовательные достижения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение качественного анализа и обработки данных мониторинга, отслеживания динамики, внесения корректив в физическое интеллектуальное и личностное развитие ребенка на его образовательные достижения
Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоения ребенком предлагаемого содержания, определение перспектив развития дошкольника. Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.
В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.
В нашем случае объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
В нашем МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида г. Валуйки, работая по программе Вераксы Н.Е., мониторинг детского развития проводится два раза в год:
- в ноябре — по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.
- в апреле — делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.
При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в Картах освоения Программы. Для детей всех возрастных групп таких карт десять в соответствии с десятью образовательными областями ("Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка").
Исследуем физические качества ребенка в образовательной области «Физическая культура». Выбрав исследуемую область, подбираем ряд соответствующих методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Выявить уровень физического развития помогут такие методы как наблюдение и тестирование. Они дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации. Наблюдение направлено на изучение индивидуального, уникального в психике, оно дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. В своей работе мы используем метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает. Что позволяет нам описать конкретную картину проявлений физического развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.
Тестирование является значимым методом в диагностике овладения основными видами движения и развития физических качеств. Использовали его с целью установления количественных и качественных индивидуальных различий детей, после предварительной физической подготовки детей и четкого объяснения им предстоящих заданий. В нашем случае тестирование было включено в разминку как упражнения, специфичные для тестовых заданий. В диагностике использованы такие тесты, как «определение уровня физического развития детей и их ориентировочные реакции в броске набивного мяча из-за головы двумя руками стоя», «определение скоростно-силовых качеств в прыжке вверх с места»; позволяющий оценивать скоростно-силовые качества и ловкость в прыжке в длину с разбега.
Оценку физических качеств детей с 3 лет проводят воспитатели групп и инструктор по физической культуре. Результатом данных мониторингов является определение группы здоровья воспитанников и физкультурной группы, определение динамики физического развития и выстраивание индивидуальных перспектив укрепления здоровья и физического развития.
Все полученные результаты заносятся в карту. Рассмотрим на слайде карту освоения программы по области «Физическая культура»:
КАРТА освоения программы
Ф.И.ребёнка_______________________________ __________________
Возраст______________________________________________________
Дата ________________________________________________________
Изучение интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Физическая культура»
№ п/п | Компоненты интегративного качества | Отметка о развитии («+»/ «-» | Методы диагностики |
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) | |||
1. | сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы | Наблюдение,тестирование (Приложение №4) | |
2. | может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом | Наблюдение,тестирование (Приложение №4) | |
3. | умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление | Наблюдение,тестирование (Приложение №4) | |
4. | может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м. | Наблюдение,тестирование (Приложение №4) | |
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. | |||
Итого | «+»____; «-»_____ | ||
Уровень* |
Среди компонентов интегративного качества данной области рассматриваются так же: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
После заполнения данной карты, подсчитываем количество «+» и «-», на основе чего производим оценку уровня на начало года:
- «высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;
- «средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
- «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».
Оценка уровня освоения программы необходима для анализа деятельности каждого ребенка, она позволяет увидеть конкретно, в чем возникают трудности, что необходимо для подбора ряда индивидуальных корректив, способствующих повышению показателей: необходимо с ребенком отработать навыки прямой ходьбы; развивать умение изменять темп бега, ловкость в челночном беге, умение ходить по ограниченной поверхности.
В нашем случае у ребенка выявлен низкий уровень физического развития. На начало года у ребенка не может быть высокого уровня, в основном преобладают низкий и средний уровни.
Необходимо отметить, что описанную выше работу, мы проводим для каждого ребенка в группе по десяти образовательным областям, выявляя у каждого свой уровень развития.
Далее полученные результаты фиксируем в таблицу:
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы)
Группа ___________ | |||||||||||
Дата проведения мониторинга | |||||||||||
Фамилия, имя ребенка | Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям | ||||||||||
Здоровье | Физическая культура | Социализация | Труд | Безопасность | Познание | Коммуникация | Чтение художественной литературы | Художественное творчество | Музыка | Итоговый результат | |
………….. | |||||||||||
Таблица 1
По данным таблицы мы видим, по каким областям следует планировать работу не только в ООД, но и в самостоятельной деятельности ребенка, а так же работу с детьми в режимных моментах.
Так как рассмотренные трудности наблюдаются у большинства детей, о чем свидетельствует процентная характеристика в таблице, относительно области физическая культура, то необходимо пересмотреть планирование своей работы, и вносить ряд корректив уже по подгруппам. Прежде всего, они должны быть направлены на подбор целесообразных средств, форм и методов работы в конкретных условиях, необходимо способствовать появлению у детей интереса к физическим упражнениям. Воспитателям групп необходимо больше внимания уделять профилактическим играм, включать в занятия упражнения на развитие физических качеств; осуществлять повседневный контроль; владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его; инструкторам по физ. воспитанию - организовать физическое развитие в определенной системе, выбирая наиболее эффективное.
Аналогично, с помощью ряда критериев, проводим диагностику интеллектуального и личностного развития детей, выявляем отклонения от нормы. В мониторинге к критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование — критерии должны позволять производить измерение. Следует понимать, что критерии мониторинга выполняют функции ориентиров для воспитателя. Необходимо осознавать, что отклонение полученных результатов от намеченных стандартов или нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих полученные результаты. Проблема нормирования при оценке результатов диагностики заставляет искать новые содержательные критерии. В качестве оценки получаемых результатов должен использоваться не балл (или любая другая уровневая оценка), не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого ребенка к выполнению определенного критериального задания, то есть компетентность субъекта. По существу, этот подход заставляет принципиально пересмотреть и способы обработки результатов диагностики. Приоритетным становится именно качественный анализ результатов диагностики, который позволяет выявлять достижения ребенка, его трудности, особенности его развития. С его помощью можно проследить динамику развития ребенка, а в дальнейшем, учитывая результаты сравнений мониторинга (в начале года и в конце), внести ряд корректив в деятельность воспитателей.
Интеллектуальное развитие будем диагностировать на основе интегративного качества в образовательной области «познание» по общепринятым критериям:
Интеллектуальная компетентность:
- Уровень мыслительной активности;
- Интерес к причинно-следственным связям;
- Владение способами построения замысла;
- Владение способами элементарного планирования деятельности;
- Уровень овладения родным языком (звуки, рифмы, смысл)
Воображение:
- Уровень воссоздающего воображения (умение создать образ по его описанию);
- Уровень овладения способами схематизации.
Диагностика выявила, что интеллектуальное развитие ребенка в начале года соответствует низкому уровню, она проводилась с помощью традиционных диагностических методик: наблюдение, анкетирование, беседа (с детьми и родителями). Анализ проделанной работы позволяет увидеть нам, в чем именно возникают у ребенка трудности, что позволяет нам спланировать ряд индивидуальных задач: (научить ребенка устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы, использовать элементарные временные ориентировки в частях суток и временах года, развивать умения ребенка различать и называть основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Однако, по таблице мониторинга и по карте освоения программы видно, что у многих дошкольников возникают схожие проблемы, следовательно, необходимо задуматься над организацией своей деятельности, видимо в чем-то отсутствует система, приводящая к таким низким показателям.
Воспитателям групп необходимо помнить, что ребенку необходимо предоставлять свободу в выборе деятельности, создавать эмоциональный подъем в процессе ее осуществления; в работе с детьми необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок всегда находился в зоне ближайшего развития; при необходимости следует ненавязчиво оказывать ребёнку помощь, которая воодушевляет его, вселяет уверенность в своих силах и возможностях, при этом необходимо помнить, что никогда не следует что-то делать за ребёнка. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. Современному детскому саду нужен педагог, способный не только давать знания, формировать умения и навыки детей, но и управлять их развитием.
Результатом своей работы по интеллектуальному развитию дошкольников посредством выполнения ряда выше перечисленных корректив, явились позитивные сдвиги в умственной и интеллектуальной активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников. Значительно увеличился запас знаний детей к концу года.
Итоговая диагностика проводится в конце возрастного периода (5 и 7 лет) и в случае стойких показателей низкого уровня интеллектуального развития выносится на ПМПК. Результаты первого и второго обследования детей с низкой функциональной готовностью к школе, а также рекомендации в отношении начала школьного обучения заносятся в медицинскую карту.
А личностное развитие ребенка выявим с помощью мониторинга детского развития, который проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг детского развития
Группа ___________ | |||||||||
Дата проведения мониторинга | |||||||||
Фамилия, имя ребенка | Уровень развития интегративных качеств | ||||||||
Физическое развитие | Любознательность, активность | Эмоциональность, отзывчивость | Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми | Способность управлять своим поведением и планировать действия | Способность решать интеллектуальные и личностные задачи | Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | Овладение предпосылками учебной деятельности | Итоговый результат | |
Таблица 2
Основная задача этого вида мониторинга — выявить динамику формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Уровень личностного развития детей определяется по общепринятым критериям:
социальная компетентность:
Интерес и потребность в общении со сверстниками;
- Осознание своего положения среди них;
- Ориентирование в человеческих отношениях, эмоциональных состояниях других людей;
Креативность:
Творческое экспериментирование, нестандартность в деятельности;
Самостоятельность:
- В самообслуживании;
- В организации собственного пространства;
Свобода поведения:
- Стремление совершать независимые поступки;
- Защищать свою позицию;
А так же по эмоциональности и инициативности.
Осуществляется анализирование данных с помощью традиционных диагностических методик: наблюдения, рисуночные методики, социально-нравственные ситуации, творческая экспериментальная деятельность. Результаты мониторинга являются закрытыми и представляют собой целевые ориентиры для педагогов при определении индивидуальных траекторий сопровождения развития каждого воспитанника. В нашем случае по результатам диагностики выясняется, что показатели конкретного ребенка соответствуют среднему уровню развития. Диагностика, таким образом, рассматривается, прежде всего, как диагностика проблем развития, а не достижений ребенка. Следовательно, воспитателям групп необходимо больше внимания уделять формированию у ребенка общественно значимых мотивов, выражающихся в форме желаний сделать что-то для других людей; направлять свои занятия на развитие у ребенка чувства уверенности, понимание им достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих. Данные мониторинга могут быть представлены родителям по их просьбе с целью интеграции усилий семьи и ДОУ.
На основе проделанной работы, у исследуемого ребенка в области «Физическая культура» получены следующие результаты диагностики (начало и конец года):
Такие диаграммы делаются для каждой области.
Мы видим, что изменения в интеллектуальном, физическом и личностном развитии ребенка произошли, они достигли положительной динамики, следовательно, поставленная перед нами задача достигнута.
Таким образом, значение качественного анализа и обработки данных мониторинга отслеживания динамики внесения корректив способствует изменению уровней физического, интеллектуального и личностного развития ребенка, о чем свидетельствует преобладание высоких уровней над низкими, в образовательных достижениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...
Доклад на тему:"Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования" + презентация к докладу
Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования...