Научная работа выпускника Института дополнительного образования МГПУ Факультета повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров
материал (старшая группа) по теме
Детям с таким серьезным заболеванием, как церебральный паралич важна не только медицинская, но и педагогическая помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vypusknaya_rabota.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт дополнительного образования
Факультет повышения квалификации
и переподготовки педагогических кадров
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Тема: Диагностика страхов у детей с ДЦП старшего дошкольного возраста.
Выполнила:
Педагог - психолог ГОУ НШДС№1606
Шеина Анна Владимировна
Руководитель:
Павленко Т.А. к. психол.н.,
доцент кафедры психологии образования МГПУ
_______________________________________
Москва 2011г.
Содержание
- Введение…………………………………………………………….
- Теоретические аспекты. Особенности страхов у детей ДЦП.
- Диагностика…………………………………………………………
- Выводы……………………………………………
- Литература (список)…………………………………………………….
- Приложения (диагностические таблицы, стимульный материал).
ВВЕДЕНИЕ.
В данной работе представлен сравнительно небольшой опыт исследования эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста с нарушениями двигательной сферы. Работа является отправной точкой в создании комплексной программы по изучению и коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП.
На современном этапе развития психологической науки многие специалисты занимаются проблемой эмоций, тревожности, страхов в дошкольном возрасте, но, к сожалению относительно детей с ограниченными двигательными возможностями чаще всего эти вопросы рассматриваются с клинической точки зрения. Неужели, в случае таких детей можно говорить лишь об использовании достижений медицины и только? Очевидно, что дети с диагнозом ДЦП имеют ряд психофизических нарушений приобретенных в период внутриутробного развития либо полученных в процессе родов. Наблюдение за этими нарушениями их изменением в процессе взросления, безусловно, осуществляется медиками. А как же сложности в преодолении социальных задач?
Личность ребенка с ДЦП изучена крайне недостаточно. Проделанная клиницистами работа огромна, но и она не раскрывает сложных психологических механизмов формирования эмоциональных и личностных особенностей в условиях двигательного дефекта.
В условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо было понять, на чей опыт стоит опереться педагогу психологу при организации взаимодействия с такими детьми.
Первый этап – диагностика. Ее организацию и содержание полностью возможно было осуществить только после ознакомления с трудами психологов кафедры специальной психологии (И.Ю. Левченко, Е.В. Устиновой)
Используя предложенные этими специалистами методические пособия, удалось увидеть особенности работы специалиста-психолога в учреждении компенсирующего вида, создать атмосферу доверительного общения с воспитанниками, желание приходить на занятия.
Наряду с исследованиями и разработками нейропсихологов и дефектологов пришлось изучить и материалы предложенные педагогами и психологами, сопровождающими детей в группах общего развития – статьи, практический опыт, научные работы.
Это необходимо для понимания различий между развитием эмоционально-волевой сферы у здоровых детей и дисгармонично развивающихся.
Как отмечает в своей работе «Психологическая помощь дошкольникам» Е.В. Устинова Эмоциональное развитие детей с ДЦП с первых дней жизни протекает своеобразно и со значительным опозданием. Это связано с поражением головного мозга (различной степени тяжести) – мозжечка, пирамидальной и экстрапирамидальной систем. Как известно именно эти отделы отвечают за координацию движений, моторику, произвольность.
По сравнению со здоровыми детьми у детей с ДЦП происходит процесс формирования негативных телесных переживаний. Невозможность полноценно осуществлять движения, манипуляции с предметами, принимать нужное положение, гиперкинезы – все это вызывает раздражительность, пониженный фон настроения, ипохондрические высказывания.
Даже если часть интеллекта ребенка сохранна, негативный эмоциональный фон снижает познавательную активность ребенка, мотивацию к учебе.
У детей с ограниченными двигательными возможностями снижена самооценка, они неохотно вступают в контакт (коммуникацию) как со сверстниками, так и со взрослыми. Застенчивы, робки. Медленно адаптируются к новым условиям и людям.
В данной работе внимание уделено таким эмоциональным проявлениям как страх и тревожность, психологической характеристике страхов у дошкольников с ЦП.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП.
Составить картину детских страхов у дошкольников с двигательными нарушениями так же поможет сравнительный анализ с эмоциональными особенностями нормально развивающихся сверстников.
Клинические психологи считают, что дети с ДЦП наиболее предрасположенная, склонная к страхам категория детей. Большой процент таких страхов перерастает в фобии – фобический синдром. Его изучению посвящены работы таких научных деятелей как Л.О. Бадаляна, Е.М. Мастюковой, К.А. Семеновой.
Группой этих специалистов было установлено, что страхи детей с ограничениями двигательных возможностей не являются возрастными и временно проходящими, а, как правило носят устойчивый характер, отличаются длительным течением. Они зачастую не связаны с конкретно действующим психотравмирующим фактором и могут проявляться спонтанно.
Дети с двигательными нарушениями более чувствительны и впечатлительны по сравнению с обычными дошкольниками, а тревожность и страхи приобретаются в основном из социального опыта, передаются от родителей и ближайшего окружения. Необходимо очень четко следить не только за происходящим вокруг такого ребенка, но и контролировать свое эмоциональное состояние во время взаимодействия с ним. Дети с ДЦП улавливают малейшие изменения интонации голоса или настроения взрослого, а их эмоциональные реакции, как правило, более яркие и интенсивные в сравнение с реакцией обычного здорового ребенка (крик, истерика, агрессия).
Е.В. Устинова в своем методическом пособии для психологов дошкольных учреждений предлагает рассмотреть несколько групп возрастных страхов, характерных для детей с ДЦП старшего дошкольного возраста и процентное соотнесение их со страхами, испытываемыми нормально развивающимися детьми. (Таблица №1.)
Очевидно, что число страхов в группе детей с ДЦП значительной степени выражено в 73% случаев.
Распределение дошкольников в зависимости от доминирующих страхов.
№ | Группы детских страхов | Нормально развивающиеся дети | Дети с ДЦП |
1. | медицинские страхи | 12% (7 человек) | 45% (27 человек) |
медицинские инструменты, боль, врач | медицинские инструменты, врач, кровь, боль, больница | ||
2. | страхи смерти | страх смерти | 63% (38 человек) |
смерть родителей | своя смерть | ||
3. | страхи снов | 27% (16 человек) | 30% (18 человек) |
темнота | темнота | ||
4. | пространственные страхи | 7% (4 человека) | 47% (28 человек) |
высота | лестница, высота, падение | ||
5. | страх физического ущерба | 53% (32 человека) | 100 % (60 человек) |
Бандиты, стихия, гроза, пожар | |||
6. | страх животных и сказочных персонажей | 70% (42 человека) | 40% (24 человека) |
приведения, вампиры, насекомые | собака, змеи, насекомые | ||
7. | социально-опосредованные страхи | 80% (48 человек) | 43% (26 человек) |
опоздание, наказания, негативной оценки | чужие люди, одиночество |
Таблица №1
Данные предложенные автором для работы, позволяют увидеть не только, какие страхи преобладают у детей с ДЦП, но и заметить качественные отличия, содержание страхов.
Реалистичность – одна из специфических особенностей страхов у детей с двигательными нарушениями. Недоразвитие интеллектуальной сферы и ряда высших психических функций не позволяет большинству из них в полном объеме использовать воображение, фантазировать, достраивать мыслительные конструкты, поэтому страхи детей с ДЦП в основном сопряжены с реальными факторами внешней среды, нежели сказочными выдуманными персонажами.
Дети, лишенные возможности самостоятельно передвигаться в пространстве очень боятся падения, изменения положения тела в пространстве.
Многообразие страхов демонстрируют преимущественно дети с гиперкинетической формой ДЦП, имеющие двигательные и речевые нарушения средней степени тяжести. У детей воспитывающихся в неполных, многодетных семьях, семьях с неработающими матерями или опекунами пожилого возраста количество возрастных страхов на порядок больше, чем у таких же детей с похожим диагнозом, растущих в более здоровой психо-эмоциональной среде.
Стоит отметить тот факт, что ни в одном из источников не удалось найти подробную информацию относительно гендерных отличий проявления страхов. Резонно предположить, что и девочки и мальчики с диагнозом ДЦП способны испытывать одни и те же варианты страхов, сходных по силе и продолжительности. Интересно и то, что мальчики старшего дошкольного возраста из групп общего развития гораздо чаще не признаются (отрицают) наличие у себя тех или иных страхов, тогда как их ровесники с нарушениями двигательной активности почти всегда говорят о своих страхах.
ДИАГНОСТИКА.
Психологическое обследование детей с ДЦП имеет свои специфические особенности, которые зависят от ряда показателей:
- Состояние интеллекта
- Эмоциональное самочувствие ребенка
- Наличие двигательных, сенсорных и речевых ограничений
Диагностическая и индивидуальная работа с детьми проводится в специальных условиях.
Одним из таких условий является комфорт и безопасность пребывания ребенка на занятиях с психологом. На период работы исключаются возможные воздействия со стороны родителей и воспитателей. Период встреч с ребенком варьируется от 20 до 25 минут, частота встреч 2 раза в неделю. Особым искусством является заслужить доверие дисгармонично развивающегося ребенка, в противном случае дети на контакт не идут и отказываются выполнять необходимые инструкции.
Общение специалиста и ребенка с подобным диагнозом проходит только по принципу глаза в глаза. Для этого психолог располагается на одном уровне с ребенком, присаживается рядом на коврик или такой же низкий стул.
Работа в основном выстраивается в форме игры. Приходится использовать большое количество крупных, красочных картинок, игрушек, строительных материалов.
В самом начале работы необходимо было просмотреть все медицинские карты детей, проконсультироваться с медицинским работником. Большинство детей могут только сидеть, для каждого ребенка существует свой специальный стульчик. Работа с ребенком не начинается до тех пор, пока он не принимает удобную для него позу.
При проведении двигательных занятий, учитывается индивидуальная возможная нагрузка и ортопедический режим.
Основная задача - анализ предложенной программы Е.В. Устиновой по организации психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми ДЦП в условиях дошкольного учреждения, возможность ее применения.
Используемые диагностические методы:
- Анализ медицинской и педагогической документации
- Беседа с родителями, медиками и педагогами
- Наблюдение за детьми в свободное игровое время, на занятиях, во время соблюдения режимных моментов, во время обследования
- Анализ продуктов деятельности детей
- Применение психодиагностических методик
В ходе беседы с родителями необходимо было выяснить характер предметов, явлений окружающих ребенка, которые чаще всего вызывают у него страх или тревогу:
Результаты опроса выявили следующие факторы:
- громкий крик (резкие звуки, шумы)
- медицинский работник в белом халате, медицинский халат, массаж
- массовые мероприятия (утренники)
-незнакомые мужчины в верхней теплой одежде,
-страх падения с лестницы или со стула
В ходе наблюдения за группой детей (11 человек) особое внимание уделялось эмоциональным проявлениям детей (на прогулке, при встрече родителей, на занятиях с воспитателем). Невозможно было не заметить общий эмоциональный настрой в группах и резкие перемены настроения отдельных детей (нестабильность эмоционального фона).
Зафиксированы были следующие параметры:
- Особенности контакта детей с воспитателем и родителями
- Стремление ребенка к контактам или уход от них
- Выразительность эмоциональность жестов, мимики, речи
- Поведение ребенка в разных ситуациях (занятие, свободная игра, прогулка, сон)
В качестве диагностической методики выбран метод анализа детских рисунков. В ситуации с детьми ДЦП основными критериями оценки стали – содержание рисунка и используемые ребенком цвета, т.к. техника рисования у детей с двигательными нарушениями не может рассматриваться в качестве основного показателя. Анализ детских работ осуществлялся по схеме предложенной Е.В. Устиновой.
При организации и проведении диагностического исследования возник ряд сложностей не позволяющих в полном объеме выполнить все этапы. Результаты и показатели были собраны только по 5 испытуемым.
Факторы, оказавшие влияние на качество и результативность работы:
- быстрая утомляемость детей с диагнозом ДЦП (дефицит внимания)
- низкая посещаемость
- сохранность интеллекта
- внушаемость и закрытость некоторых испытуемых при работе над этой категорией эмоций
- отсутствие речи
При организации диагностической работы необходимо было определить общие принципы на которые смог бы опереться психолог во время проведения психолого-педагогического обследования детей. Научной группой специалистов И.Ю. Левченко и Е.В. Устиновой предложены в практику следующие варианты:
1-принцип доступности диагностических заданий
2-принцип качественного анализа
3-принцип выявления социальных факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие ребенка
4- принцип использования только доступной формы деятельности для детей данной возрастной категории.
В процессе проведения работы не возникло никакого напряжения, и было просто следовать предложенным принципам.
ВЫВОДЫ.
По результатам проделанной работы, хотелось бы сказать о перспективе создания интегрированной программы по диагностике и коррекции страхов у детей с ДЦП старшего дошкольного возраста. Включить в раздел развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы упражнения и задания других авторов.
Привлечь в работу других специалистов ДОУ (логопеда, дефектолога, специалиста ЛФК), для осуществления более тесного сотрудничества на этапе изучения, профилактики и коррекции особенностей эмоциональной сферы у детей с двигательными нарушениями.
Отметить необходимость повышения и совершенствования квалификации автора работы, отдельно изучить область специальной психологии, посвященной детям с диагнозом ДЦП.
Выполнение работы не проходило вразрез с основным направлением деятельности педагога-психолога в ДОУ, а наоборот дополнило и расширило представления о возможных сложностях, подводных камнях возникающих при изучении эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
К сожалению, выбор литературы по проблеме, затрагиваемой в работе не так богат. Материалы и методические рекомендации подбирались с особой тщательностью, для того, чтобы они помогли структурировать работу, детально представить себе каждый этап, грамотно выбрать инструментарий.
Ближайшая задача, это анализ и устранение погрешностей, возникших в процессе проведения психодиагностики. Организация и проведение дополнительных тестов, позволяющих получить более исчерпывающую информацию о проблеме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Издательство АКАДЕМИЯ, 2001
- И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. ООО Издательство «Книголюб», 2007
- И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. ООО Издательство «Книголюб», 2008
- Е.В. Устинова. Психологическая помощь дошкольникам. ООО Издательство «Книголюб», 2007
- С.В. Крюкова, Н.П. Слободянник. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис.2002
- Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов М.: Академия, 2001.
- Л.О. Бадалян, Л.Т.Журба, О.В. Тимонина. Детские церебральные параличи. Киев, издательство "Здоровья", 1988
- М.М. Семаго Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития// Психотерапия в дефектологии/ Сост. Н.П. Вайдман. – М., 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов. Практико-значимая работа. На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов. Практико-значимая работа. На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕ...
Публичная лекция "Актуальные формы и технологии повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров в ДОУ"
Публичная лекция была представлена в рамках конкурса "Воспитатель года - 2020"...
Учебный модуль дополнительного профессионального образования и модуль повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих
Использование интерактивных технологий и оборудования в образовательном процессе в ОО...
Интернет-ресурсы для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогов
Полезные ссылки интернет-ресурсов для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квал...
Прохождение образовательного курса в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки, haps.ru/ ttps://sdo.urg, май 2023 г.
Тема курса "Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО", 108 ч....