Программа
рабочая программа по теме
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей в ДОУ.
«Вместе мы - сила!»
Какими бы прекрасными ни были
наши дошкольные учреждения, самыми
главными мастерами, формирующими
разум, мысли малышей, является мать
и отец
В.А.Сухомлинский.
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а так же детско-родительских отношений.
Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, отклонениями в поведении.
К семейной атмосфере, её состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребёнка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения.
На современном этапе семья претерпевает значительные изменения: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений, снижается их стабильность, увеличивается конфликтность, появляются однодетные семьи и дети, рождённые вне брака и т.д. Естественно, эти изменения оказывают негативное влияние на развитие семейных отношений и становление личности ребёнка.
Так же в последнее время значительно увеличилось число детей дошкольного возраста, у которых отмечаются те или иные отклонения в развитии. У некоторых наблюдается устойчивая патология, у других дошкольников функциональные нарушения. Обе категории детей отличаются от нормального развивающихся сверстников тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально-психологической адаптации в силу тех или иных причин.
Именно эмоциональное выпадение ребёнка из коллектива ровесников является одним из первых признаков «социального вывиха» (Л.С. Выготский) и может привести к отклонениям в формировании личности (Г.М. Бреслав) даже при наличии нерезко выраженных нарушений в развитии. Кроме того, большой процент родителей неадекватно оценивают возможности и проблемы своих детей, что существенно затрудняет формирование у первых – позиции сотрудничества с персоналом детского сада, у последних – устойчивой самооценки детского сада, у последних – устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей.
Таким образом, всё вышеизложенное обуславливает острую необходимость психологической работы ДОУ с семьёй, где особую значимость в системе организации коррекционно-развивающей помощи приобретает фигура педагога-психолога, который работает в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом ДОУ, медицинской, логопедической службой, а также с учреждениями и организациями, оказывающими ДОУ помощь в воспитании и развитии детей.
В настоящее время активно развивается семейно-ориентированный подход в работе педагога-психолога при обучении и воспитании детей в ДОУ. Одним из существенных принципов реализации данного подхода является учёт индивидуальных особенностей как ребёнка, так и его семьи.
Резюмируя, все вышеизложенное, мы пришли к выводу о создании программы по взаимодействию ДОУ и семьи, которая должна опираться на одну из самых основных моделей работы педагога-психолога – психологическое сопровождение.
Психолого-педагогическое сопровождение – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приёмами, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса, в целях обеспечения оптимальных социально- психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребёнка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.
Данная программа базируется на основе «положения о службе практической психологии в системе образования РФ», опирается на конкретный анализ исходного состояния дошкольного образовательного учреждения.
При проектировании данной программы, было выделено следующее основание – Закон РФ «об образовании», «концепция модернизации Российского образования до 2010 года», «Конституция РФ», «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав и свобод человека», «Современная концепция дошкольного воспитания», «Конституция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития», «Концепция непрерывного дошкольного и начального образования», Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ.
Цель: Формирование родительской компетентности в условиях психолого-педагогического сопровождения социально-психологической функции семьи: учебно-воспитательной и досуговой деятельности, влияющих на качество семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи:
- построить систему работы психолого-педагогического сопровождения
- создать социально-психологические условия для эмоционального благополучия и психологического здоровья семьи, а также полноценного развития личности ребенка в семей и в ДОУ;
- способствовать повышению уровня общей психолого-педагогической компетентности родителей:
- оказывать сопровождение естественного развития родительства
- осуществлять поддержку в трудных, кризисных ситуациях
- развивать психологическое ориентирование процесса семейного воспитания, психолого-педагогической культуры родителей
- сохранять и укреплять психологическое здоровье детей, его гармоничное развитие в условиях ДОУ и семьи.
Организацию работы по психолого-педагогическому сопровождению родителей мы рассматриваем с позиции внутреннего мира ребенка, который является субъектом нашей деятельности.
Объект: воспитательно-образовательный процесс в целом.
Предмет: социально—психологические условия сопровождения семьи
Программа «Вместе мы – сила!» по психолого-педагогическому сопровождению родителей, соответствует не только запросам родителей, но и запросам и уровню современного дошкольного образования..
Прогнозируемый результат:
Реализация и внедрение программы «Вместе мы – сила!» по психолого-педагогическому сопровождению родителей позволит обеспечить:
- установление контакта педагога-психолога с родителями
- повышение чувства социальной и личной ответственности родителей за благополучное развитие и воспитание своих детей
- гармонизацию детско-родительских отношений в семьях с детьми раннего и дошкольного возраста
- снижение риска реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания дошкольников
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в общении с детьми.
Методология программы, предусматривает многообразие техник и методов работы педагога-психолога, а так же опирается на следующие направления: психопросвещение, психопрофилактику, психоконсультирование, психодиагностику, психокоррекцию.
Период действия программы: 2006 – 2011 гг.
Программа «Вместе мы – сила!» утверждена на педагогическом совете от «___»__________200__г. № ____ и реализуется в практику детского сада через годовые планы с ежегодным анализом результатов работы.
Данная программа имеет практическую направленность и предназначена для использования в повседневной работе педагога-психолога ДОУ.
Содержание деятельности | Цели и задачи | Сроки | Участники |
1.Организационно - -методическая работа. | -организация системы психолого-педагогического сопровождения родителей; -создание психологически комфортных условий для гармоничного развития дошкольников; -создание ситуации , тесного сотрудничества с родителями; - внедрение новых форм психолого-педагогического сопровождения родителей.
| Ежегодно сентябрь октябрь | Администрация, педагоги, педагог- психолог |
2. Индивидуальное и групповое психоло- гическое консультирование родителей. | -информирование родителей о психологических особенностях дошкольников; -повышение психолого-педагогической компетентности родителей; -повышение качества межличностных отношений. | Ежегодно сентябрь октябрь ноябрь | Педагог-психолог, педагоги. |
3. Тренинговые и семинарские занятия в родительских группах. | -создание благоприятного психологического климата; -установление доверительных отношений; -гармонизация детско-родительских отношений в семье. | Ежегодно в течение всего учебного года | Педагог-психолог, родители, педагоги. |
4. Индивидуальные беседы, анкетирование, опросы и интервью. | -формирование запроса для психологической диагностики и коррекционной работы; | Ежегодно в течение всего учебного года | Педагог-психолог, родители, педагоги. |
5. Работа по запросам родителей (просве- щение, консульти- рование, диагности- ка и т.д.) | -проверка запроса на обоснованность; -выдвижение гипотезы о причинах проблем; -выбор тактики сопровождающей работы. | Ежегодно в течение всего учебного года | Педагог-психолог. |
6. Диагностическая работа. | -выявление семейных условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности дошкольников; -выявление семей находящихся в СОП; -отслеживание динамики развития и эффективности коррекционной работы. | Ежегодно сентябрь октябрь.
апрель май. | Педагог-психолог, педагоги. |
7.Индивидуальная и групповая коррекци- онная работа с детьми и родителями «группы риска». | -целостное воздействие на личность ребёнка; -коррекция нарушений, которые выявлены в обучении, поведении или внутреннем психологическом состоянии дошкольника.
| По потребности | Педагог-психолог, педагоги. |
8. Психологическое консультирование родителей детей «группы риска».
| -рекомендации по преодолению выявленных отставаний или нарушений в психическом или личностном развитии дошкольников.
| По потребности | Педагог-психолог. |
9. Профилактика и психологическое просвещение родителей (родительские со- брания, тренинги и т.д.). | -пропагандирование эффективных методов воспитания и обучения дошкольников; -повышение чувства социальной и личной ответственности родителей за благополучное развитие и воспитание своих детей. | Ежегодно в течение всего учебного года. | Администрация педагог-психолог, педагоги, учитель-логопед. |
10.Развивающая работа с «психологически благополучными» детьми (психологи- ческие часы, трени- нги и т.д.).
| -создание социально-психологических условий для целостного психологического развития дошкольников. | Ежегодно в течение всего учебного года | Педагог-психолог, педагоги. |
11.Психолого-педаго- гическая поддержка родителей.
| -создание информационных листов в родительских уголках; -оказание психологической помощи по запросам родителей.
| Ежегодно в течение всего учебного года. | Педагог-психолог. |
12.Психолого-педаго- гический консилиум.
| -оценка психолого-педагогического статуса ребёнка; -констатация вида и степени выраженности отклонения в развитии; -определение стратегии сопровождения – психолого-педагогических путей решения проблем обучения и личностного развития дошкольника; -оценка актуального состояния дошкольника и динамики предыдущего развития; -выработка общей линии дальнейшего обучения и воспитания. | Ежегодно октябрь
Апрель май | Администрация педагог-психолог, педагоги, учитель-логопед. |
13.Профессионально- -аналитическая деятельность. | -статистический анализ информации; -разработка коррекционных и развивающих программ и занятий; -составление рекомендаций для родителей и педагогов по коррекции нарушений у детей; -планирование психодиагностических исследований, корректный подбор методик, интерпретация данных; -участие в работе психолого-педагогическом консилиуме, пед.советов, семинаров, родительских собраниях и т.д. -повышение своей компетентности. | Ежегодно в течение всего учебного года. | Педагог-психолог. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 40 КБ |
tablica_v_programmu.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей в ДОУ.
«Вместе мы - сила!»
Какими бы прекрасными ни были
наши дошкольные учреждения, самыми
главными мастерами, формирующими
разум, мысли малышей, является мать
и отец
В.А.Сухомлинский.
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а так же детско-родительских отношений.
Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, отклонениями в поведении.
К семейной атмосфере, её состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребёнка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения.
На современном этапе семья претерпевает значительные изменения: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений, снижается их стабильность, увеличивается конфликтность, появляются однодетные семьи и дети, рождённые вне брака и т.д. Естественно, эти изменения оказывают негативное влияние на развитие семейных отношений и становление личности ребёнка.
Так же в последнее время значительно увеличилось число детей дошкольного возраста, у которых отмечаются те или иные отклонения в развитии. У некоторых наблюдается устойчивая патология, у других дошкольников функциональные нарушения. Обе категории детей отличаются от нормального развивающихся сверстников тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально-психологической адаптации в силу тех или иных причин.
Именно эмоциональное выпадение ребёнка из коллектива ровесников является одним из первых признаков «социального вывиха» (Л.С. Выготский) и может привести к отклонениям в формировании личности (Г.М. Бреслав) даже при наличии нерезко выраженных нарушений в развитии. Кроме того, большой процент родителей неадекватно оценивают возможности и проблемы своих детей, что существенно затрудняет формирование у первых – позиции сотрудничества с персоналом детского сада, у последних – устойчивой самооценки детского сада, у последних – устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей.
Таким образом, всё вышеизложенное обуславливает острую необходимость психологической работы ДОУ с семьёй, где особую значимость в системе организации коррекционно-развивающей помощи приобретает фигура педагога-психолога, который работает в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом ДОУ, медицинской, логопедической службой, а также с учреждениями и организациями, оказывающими ДОУ помощь в воспитании и развитии детей.
В настоящее время активно развивается семейно-ориентированный подход в работе педагога-психолога при обучении и воспитании детей в ДОУ. Одним из существенных принципов реализации данного подхода является учёт индивидуальных особенностей как ребёнка, так и его семьи.
Резюмируя, все вышеизложенное, мы пришли к выводу о создании программы по взаимодействию ДОУ и семьи, которая должна опираться на одну из самых основных моделей работы педагога-психолога – психологическое сопровождение.
Психолого-педагогическое сопровождение – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приёмами, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса, в целях обеспечения оптимальных социально- психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребёнка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.
Данная программа базируется на основе «положения о службе практической психологии в системе образования РФ», опирается на конкретный анализ исходного состояния дошкольного образовательного учреждения.
При проектировании данной программы, было выделено следующее основание – Закон РФ «об образовании», «концепция модернизации Российского образования до 2010 года», «Конституция РФ», «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав и свобод человека», «Современная концепция дошкольного воспитания», «Конституция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития», «Концепция непрерывного дошкольного и начального образования», Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ.
Цель: Формирование родительской компетентности в условиях психолого-педагогического сопровождения социально-психологической функции семьи: учебно-воспитательной и досуговой деятельности, влияющих на качество семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи:
- построить систему работы психолого-педагогического сопровождения
- создать социально-психологические условия для эмоционального благополучия и психологического здоровья семьи, а также полноценного развития личности ребенка в семей и в ДОУ;
- способствовать повышению уровня общей психолого-педагогической компетентности родителей:
- оказывать сопровождение естественного развития родительства
- осуществлять поддержку в трудных, кризисных ситуациях
- развивать психологическое ориентирование процесса семейного воспитания, психолого-педагогической культуры родителей
- сохранять и укреплять психологическое здоровье детей, его гармоничное развитие в условиях ДОУ и семьи.
Организацию работы по психолого-педагогическому сопровождению родителей мы рассматриваем с позиции внутреннего мира ребенка, который является субъектом нашей деятельности.
Объект: воспитательно-образовательный процесс в целом.
Предмет: социально—психологические условия сопровождения семьи
Программа «Вместе мы – сила!» по психолого-педагогическому сопровождению родителей, соответствует не только запросам родителей, но и запросам и уровню современного дошкольного образования..
Прогнозируемый результат:
Реализация и внедрение программы «Вместе мы – сила!» по психолого-педагогическому сопровождению родителей позволит обеспечить:
- установление контакта педагога-психолога с родителями
- повышение чувства социальной и личной ответственности родителей за благополучное развитие и воспитание своих детей
- гармонизацию детско-родительских отношений в семьях с детьми раннего и дошкольного возраста
- снижение риска реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания дошкольников
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в общении с детьми.
Методология программы, предусматривает многообразие техник и методов работы педагога-психолога, а так же опирается на следующие направления: психопросвещение, психопрофилактику, психоконсультирование, психодиагностику, психокоррекцию.
Период действия программы: 2006 – 2011 гг.
Программа «Вместе мы – сила!» утверждена на педагогическом совете от «___»__________200__г. № ____ и реализуется в практику детского сада через годовые планы с ежегодным анализом результатов работы.
Данная программа имеет практическую направленность и предназначена для использования в повседневной работе педагога-психолога ДОУ.
Предварительный просмотр:
Содержание деятельности | Цели и задачи | Сроки | Участники |
1.Организационно - -методическая работа. | -организация системы психолого-педагогического сопровождения родителей; -создание психологически комфортных условий для гармоничного развития дошкольников; -создание ситуации , тесного сотрудничества с родителями; - внедрение новых форм психолого-педагогического сопровождения родителей. | Ежегодно сентябрь октябрь | Администрация, педагоги, педагог- психолог |
2. Индивидуальное и групповое психоло- гическое консультирование родителей. | -информирование родителей о психологических особенностях дошкольников; -повышение психолого-педагогической компетентности родителей; -повышение качества межличностных отношений. | Ежегодно сентябрь октябрь ноябрь | Педагог-психолог, педагоги. |
3. Тренинговые и семинарские занятия в родительских группах. | -создание благоприятного психологического климата; -установление доверительных отношений; -гармонизация детско-родительских отношений в семье. | Ежегодно в течение всего учебного года | Педагог-психолог, родители, педагоги. |
4. Индивидуальные беседы, анкетирование, опросы и интервью. | -формирование запроса для психологической диагностики и коррекционной работы; | Ежегодно в течение всего учебного года | Педагог-психолог, родители, педагоги. |
5. Работа по запросам родителей (просве- щение, консульти- рование, диагности- ка и т.д.) | -проверка запроса на обоснованность; -выдвижение гипотезы о причинах проблем; -выбор тактики сопровождающей работы. | Ежегодно в течение всего учебного года | Педагог-психолог. |
6. Диагностическая работа. | -выявление семейных условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности дошкольников; -выявление семей находящихся в СОП; -отслеживание динамики развития и эффективности коррекционной работы. | Ежегодно сентябрь октябрь. апрель май. | Педагог-психолог, педагоги. |
7.Индивидуальная и групповая коррекци- онная работа с детьми и родителями «группы риска». | -целостное воздействие на личность ребёнка; -коррекция нарушений, которые выявлены в обучении, поведении или внутреннем психологическом состоянии дошкольника. | По потребности | Педагог-психолог, педагоги. |
8. Психологическое консультирование родителей детей «группы риска».
| -рекомендации по преодолению выявленных отставаний или нарушений в психическом или личностном развитии дошкольников. | По потребности | Педагог-психолог. |
9. Профилактика и психологическое просвещение родителей (родительские со- брания, тренинги и т.д.). | -пропагандирование эффективных методов воспитания и обучения дошкольников; -повышение чувства социальной и личной ответственности родителей за благополучное развитие и воспитание своих детей. | Ежегодно в течение всего учебного года. | Администрация педагог-психолог, педагоги, учитель-логопед. |
10.Развивающая работа с «психологически благополучными» детьми (психологи- ческие часы, трени- нги и т.д.). | -создание социально-психологических условий для целостного психологического развития дошкольников. | Ежегодно в течение всего учебного года | Педагог-психолог, педагоги. |
11.Психолого-педаго- гическая поддержка родителей. | -создание информационных листов в родительских уголках; -оказание психологической помощи по запросам родителей. | Ежегодно в течение всего учебного года. | Педагог-психолог. |
12.Психолого-педаго- гический консилиум. | -оценка психолого-педагогического статуса ребёнка; -констатация вида и степени выраженности отклонения в развитии; -определение стратегии сопровождения – психолого-педагогических путей решения проблем обучения и личностного развития дошкольника; -оценка актуального состояния дошкольника и динамики предыдущего развития; -выработка общей линии дальнейшего обучения и воспитания. | Ежегодно октябрь Апрель май | Администрация педагог-психолог, педагоги, учитель-логопед. |
13.Профессионально- -аналитическая деятельность. | -статистический анализ информации; -разработка коррекционных и развивающих программ и занятий; -составление рекомендаций для родителей и педагогов по коррекции нарушений у детей; -планирование психодиагностических исследований, корректный подбор методик, интерпретация данных; -участие в работе психолого-педагогическом консилиуме, пед.советов, семинаров, родительских собраниях и т.д. -повышение своей компетентности. | Ежегодно в течение всего учебного года. | Педагог-психолог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...