Программа
рабочая программа по теме

Подосёнова Елена Владимировна

 

 

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей в ДОУ.

«Вместе мы - сила!»

 

                                                                           Какими бы прекрасными ни были

                                                                    наши дошкольные учреждения, самыми

                                                                    главными мастерами, формирующими

                                                                    разум, мысли малышей, является мать

                                                                    и отец

                                                                                                      В.А.Сухомлинский.

Пояснительная записка:

      Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а так же детско-родительских отношений.

       Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, отклонениями в поведении.

       К семейной атмосфере, её состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребёнка к самому себе  и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения.

      На современном этапе семья претерпевает значительные изменения: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений, снижается их стабильность, увеличивается конфликтность, появляются однодетные семьи и дети, рождённые вне брака и т.д. Естественно, эти изменения оказывают негативное влияние на развитие семейных отношений и становление личности ребёнка.

       Так же в последнее время значительно увеличилось число детей дошкольного возраста, у которых отмечаются те или иные отклонения в развитии. У некоторых наблюдается устойчивая патология, у других дошкольников функциональные нарушения. Обе категории детей отличаются от нормального развивающихся сверстников тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально-психологической адаптации в силу тех или иных причин.

       Именно эмоциональное выпадение ребёнка из коллектива ровесников является одним из первых признаков «социального вывиха» (Л.С. Выготский) и может привести к отклонениям в формировании личности (Г.М. Бреслав) даже при наличии нерезко выраженных нарушений в развитии. Кроме того, большой процент родителей неадекватно оценивают возможности и проблемы своих детей, что существенно затрудняет формирование у первых – позиции сотрудничества с персоналом детского сада, у последних – устойчивой самооценки детского сада, у последних – устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей.

         Таким образом, всё вышеизложенное обуславливает острую необходимость психологической работы ДОУ с семьёй, где особую значимость в системе организации коррекционно-развивающей помощи приобретает фигура педагога-психолога, который работает в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом ДОУ, медицинской, логопедической службой, а также с учреждениями и организациями, оказывающими ДОУ помощь в воспитании и развитии детей.

          В настоящее время активно развивается семейно-ориентированный подход в работе педагога-психолога при обучении и воспитании детей в ДОУ. Одним из существенных принципов реализации данного подхода является учёт индивидуальных особенностей как ребёнка, так и его семьи.

      Резюмируя, все вышеизложенное, мы пришли к выводу о создании программы по взаимодействию ДОУ и семьи, которая должна опираться на одну из самых основных моделей работы педагога-психолога – психологическое сопровождение.

     Психолого-педагогическое сопровождение – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приёмами, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса, в целях обеспечения оптимальных социально- психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребёнка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.      

      Данная программа базируется на основе «положения о службе практической психологии в системе образования РФ», опирается на конкретный анализ исходного состояния дошкольного образовательного учреждения.

      При проектировании данной программы, было выделено следующее основание – Закон РФ «об образовании», «концепция модернизации Российского образования до 2010 года», «Конституция РФ», «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав и свобод человека», «Современная концепция дошкольного воспитания», «Конституция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития», «Концепция непрерывного дошкольного и начального образования», Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ.

      Цель: Формирование родительской компетентности в условиях психолого-педагогического сопровождения социально-психологической функции семьи: учебно-воспитательной и досуговой деятельности, влияющих на качество семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

      Задачи:

  • построить систему работы психолого-педагогического сопровождения
  • создать социально-психологические условия для эмоционального благополучия и психологического здоровья семьи, а также полноценного развития личности ребенка в семей и в ДОУ;
  • способствовать повышению уровня общей психолого-педагогической компетентности родителей:
    • оказывать сопровождение естественного развития родительства
    • осуществлять поддержку в трудных, кризисных ситуациях
    • развивать психологическое ориентирование процесса семейного воспитания, психолого-педагогической культуры родителей
  • сохранять и укреплять психологическое здоровье детей, его гармоничное развитие в условиях ДОУ и семьи.

          

       Организацию работы по  психолого-педагогическому сопровождению родителей мы рассматриваем с позиции внутреннего мира ребенка, который является субъектом  нашей деятельности.

Объект:  воспитательно-образовательный процесс в целом.

Предмет: социально—психологические условия сопровождения семьи

       Программа «Вместе мы – сила!» по психолого-педагогическому сопровождению родителей, соответствует не только запросам родителей, но и запросам и уровню современного дошкольного образования..

 

Прогнозируемый результат:

       Реализация и внедрение программы «Вместе мы – сила!» по психолого-педагогическому сопровождению родителей позволит обеспечить:

  • установление контакта педагога-психолога с родителями
  • повышение чувства социальной и личной ответственности  родителей за благополучное  развитие и воспитание своих детей
  • гармонизацию детско-родительских отношений в семьях с детьми раннего и дошкольного возраста
  • снижение риска реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания дошкольников
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в общении с детьми.

      Методология программы, предусматривает многообразие техник и методов работы педагога-психолога, а так же опирается на следующие направления: психопросвещение, психопрофилактику, психоконсультирование, психодиагностику, психокоррекцию.

     

     Период действия программы: 2006 – 2011 гг.

     Программа «Вместе мы – сила!» утверждена на педагогическом совете от «___»__________200__г. № ____ и реализуется в практику детского сада через годовые планы с ежегодным анализом результатов работы.

     Данная программа имеет практическую направленность и предназначена для использования в повседневной работе педагога-психолога ДОУ.

 

                                                                              

Содержание деятельности

Цели и задачи

Сроки

Участники

1.Организационно -

   -методическая   

   работа.

-организация системы психолого-педагогического сопровождения родителей;

-создание психологически комфортных условий для гармоничного развития дошкольников;

-создание ситуации , тесного сотрудничества с родителями;

- внедрение новых форм психолого-педагогического сопровождения родителей.

 

Ежегодно

сентябрь

октябрь

Администрация,

педагоги,

педагог- психолог

2. Индивидуальное и

    групповое психоло-

    гическое

   консультирование

   родителей.

-информирование родителей о психологических особенностях дошкольников;

-повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

-повышение качества межличностных отношений.

Ежегодно

сентябрь

октябрь

ноябрь

Педагог-психолог,

педагоги.

3. Тренинговые и 

    семинарские

   занятия в

    родительских

    группах.

-создание благоприятного психологического климата;

-установление доверительных отношений;

-гармонизация детско-родительских отношений в семье.

Ежегодно в течение всего учебного года

 Педагог-психолог,

родители,

педагоги.

4. Индивидуальные

   беседы,

    анкетирование,   

    опросы и интервью.

-формирование запроса для психологической диагностики и коррекционной работы;

Ежегодно в течение всего учебного года

Педагог-психолог,

родители,

педагоги.

5. Работа по запросам

    родителей (просве-

    щение, консульти-

  рование, диагности-

   ка и т.д.)

-проверка запроса на обоснованность;

-выдвижение гипотезы о причинах проблем;

-выбор тактики сопровождающей работы.

Ежегодно

в течение

всего учебного года

Педагог-психолог.

6. Диагностическая

    работа.

-выявление семейных условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности дошкольников;

-выявление семей находящихся в СОП;

-отслеживание динамики развития и эффективности коррекционной работы.

Ежегодно

сентябрь

октябрь.

 

 

 

 

апрель

май.

Педагог-психолог,

педагоги.

7.Индивидуальная и  

  групповая коррекци-

   онная работа с

    детьми и

    родителями

    «группы риска».

-целостное воздействие на личность ребёнка;

-коррекция нарушений, которые выявлены в обучении, поведении или внутреннем психологическом состоянии дошкольника.

 

 

По потребности

Педагог-психолог,

педагоги.

8. Психологическое

    консультирование

    родителей детей

    «группы риска».

 

  

-рекомендации по преодолению выявленных отставаний или нарушений в психическом или личностном развитии дошкольников.

 

 

По потребности

Педагог-психолог.

9. Профилактика и

  психологическое

  просвещение

  родителей

   (родительские со-

  брания, тренинги и

  т.д.).

-пропагандирование эффективных методов воспитания и обучения дошкольников;

-повышение чувства социальной и личной ответственности родителей за благополучное развитие и воспитание своих детей.

Ежегодно в течение всего учебного года.

Администрация

педагог-психолог,

педагоги,

учитель-логопед.

10.Развивающая

    работа

    с «психологически

    благополучными»

    детьми (психологи-

    ческие часы, трени-

    нги и т.д.).

 

-создание социально-психологических условий для целостного психологического развития дошкольников.

Ежегодно

в течение всего учебного года

Педагог-психолог,

педагоги.

11.Психолого-педаго-

    гическая поддержка

    родителей.

 

 

 

-создание информационных листов в родительских уголках;

-оказание психологической помощи по запросам родителей.

 

Ежегодно в течение всего учебного года.

Педагог-психолог.

12.Психолого-педаго-

  гический консилиум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-оценка психолого-педагогического статуса ребёнка;

-констатация вида и степени выраженности отклонения в развитии;

-определение стратегии сопровождения – психолого-педагогических путей решения проблем обучения и личностного развития дошкольника;

-оценка актуального состояния дошкольника и динамики предыдущего развития;

-выработка общей линии дальнейшего обучения  и воспитания.

Ежегодно

октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

май

Администрация

педагог-психолог,

педагоги,

учитель-логопед.

13.Профессионально-

    -аналитическая

    деятельность.

-статистический анализ информации;

-разработка коррекционных и развивающих программ и занятий;

-составление рекомендаций для родителей и педагогов по коррекции нарушений у детей;

-планирование психодиагностических исследований, корректный подбор методик, интерпретация данных;

-участие в работе психолого-педагогическом консилиуме, пед.советов, семинаров, родительских собраниях и т.д.

-повышение своей компетентности.

Ежегодно

в течение всего учебного года.

Педагог-психолог.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc40 КБ
Microsoft Office document icon tablica_v_programmu.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей в ДОУ.

«Вместе мы - сила!»

                                                                           Какими бы прекрасными ни были

                                                                    наши дошкольные учреждения, самыми

                                                                    главными мастерами, формирующими

                                                                    разум, мысли малышей, является мать

                                                                    и отец

                                                                                                      В.А.Сухомлинский.

Пояснительная записка:

      Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а так же детско-родительских отношений.

       Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, отклонениями в поведении.

       К семейной атмосфере, её состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребёнка к самому себе  и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения.

      На современном этапе семья претерпевает значительные изменения: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений, снижается их стабильность, увеличивается конфликтность, появляются однодетные семьи и дети, рождённые вне брака и т.д. Естественно, эти изменения оказывают негативное влияние на развитие семейных отношений и становление личности ребёнка.

       Так же в последнее время значительно увеличилось число детей дошкольного возраста, у которых отмечаются те или иные отклонения в развитии. У некоторых наблюдается устойчивая патология, у других дошкольников функциональные нарушения. Обе категории детей отличаются от нормального развивающихся сверстников тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально-психологической адаптации в силу тех или иных причин.

       Именно эмоциональное выпадение ребёнка из коллектива ровесников является одним из первых признаков «социального вывиха» (Л.С. Выготский) и может привести к отклонениям в формировании личности (Г.М. Бреслав) даже при наличии нерезко выраженных нарушений в развитии. Кроме того, большой процент родителей неадекватно оценивают возможности и проблемы своих детей, что существенно затрудняет формирование у первых – позиции сотрудничества с персоналом детского сада, у последних – устойчивой самооценки детского сада, у последних – устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей.

         Таким образом, всё вышеизложенное обуславливает острую необходимость психологической работы ДОУ с семьёй, где особую значимость в системе организации коррекционно-развивающей помощи приобретает фигура педагога-психолога, который работает в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом ДОУ, медицинской, логопедической службой, а также с учреждениями и организациями, оказывающими ДОУ помощь в воспитании и развитии детей.

          В настоящее время активно развивается семейно-ориентированный подход в работе педагога-психолога при обучении и воспитании детей в ДОУ. Одним из существенных принципов реализации данного подхода является учёт индивидуальных особенностей как ребёнка, так и его семьи.

      Резюмируя, все вышеизложенное, мы пришли к выводу о создании программы по взаимодействию ДОУ и семьи, которая должна опираться на одну из самых основных моделей работы педагога-психолога – психологическое сопровождение.

     Психолого-педагогическое сопровождение – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приёмами, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса, в целях обеспечения оптимальных социально- психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребёнка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.      

      Данная программа базируется на основе «положения о службе практической психологии в системе образования РФ», опирается на конкретный анализ исходного состояния дошкольного образовательного учреждения.

      При проектировании данной программы, было выделено следующее основание – Закон РФ «об образовании», «концепция модернизации Российского образования до 2010 года», «Конституция РФ», «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав и свобод человека», «Современная концепция дошкольного воспитания», «Конституция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития», «Концепция непрерывного дошкольного и начального образования», Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ.

      Цель: Формирование родительской компетентности в условиях психолого-педагогического сопровождения социально-психологической функции семьи: учебно-воспитательной и досуговой деятельности, влияющих на качество семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

      Задачи:

  1. построить систему работы психолого-педагогического сопровождения
  2. создать социально-психологические условия для эмоционального благополучия и психологического здоровья семьи, а также полноценного развития личности ребенка в семей и в ДОУ;
  3. способствовать повышению уровня общей психолого-педагогической компетентности родителей:
  1. оказывать сопровождение естественного развития родительства
  2. осуществлять поддержку в трудных, кризисных ситуациях
  3. развивать психологическое ориентирование процесса семейного воспитания, психолого-педагогической культуры родителей
  1. сохранять и укреплять психологическое здоровье детей, его гармоничное развитие в условиях ДОУ и семьи.

           

       Организацию работы по  психолого-педагогическому сопровождению родителей мы рассматриваем с позиции внутреннего мира ребенка, который является субъектом  нашей деятельности.

Объект:  воспитательно-образовательный процесс в целом.

Предмет: социально—психологические условия сопровождения семьи

       Программа «Вместе мы – сила!» по психолого-педагогическому сопровождению родителей, соответствует не только запросам родителей, но и запросам и уровню современного дошкольного образования..

Прогнозируемый результат:

       Реализация и внедрение программы «Вместе мы – сила!» по психолого-педагогическому сопровождению родителей позволит обеспечить:

  1. установление контакта педагога-психолога с родителями
  2. повышение чувства социальной и личной ответственности  родителей за благополучное  развитие и воспитание своих детей
  3. гармонизацию детско-родительских отношений в семьях с детьми раннего и дошкольного возраста
  4. снижение риска реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания дошкольников
  5. повышение психолого-педагогической компетентности родителей в общении с детьми.

      Методология программы, предусматривает многообразие техник и методов работы педагога-психолога, а так же опирается на следующие направления: психопросвещение, психопрофилактику, психоконсультирование, психодиагностику, психокоррекцию.

     

     Период действия программы: 2006 – 2011 гг.

     Программа «Вместе мы – сила!» утверждена на педагогическом совете от «___»__________200__г. № ____ и реализуется в практику детского сада через годовые планы с ежегодным анализом результатов работы.

     Данная программа имеет практическую направленность и предназначена для использования в повседневной работе педагога-психолога ДОУ.



Предварительный просмотр:

Содержание деятельности

Цели и задачи

Сроки

Участники

1.Организационно -

   -методическая    

   работа.

-организация системы психолого-педагогического сопровождения родителей;

-создание психологически комфортных условий для гармоничного развития дошкольников;

-создание ситуации , тесного сотрудничества с родителями;

- внедрение новых форм психолого-педагогического сопровождения родителей.

Ежегодно

сентябрь

октябрь

Администрация,

педагоги,

педагог- психолог

2. Индивидуальное и

    групповое психоло-

    гическое

   консультирование

   родителей.

-информирование родителей о психологических особенностях дошкольников;

-повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

-повышение качества межличностных отношений.

Ежегодно

сентябрь

октябрь

ноябрь

Педагог-психолог,

педагоги.

3. Тренинговые и  

    семинарские

   занятия в

    родительских

    группах.

-создание благоприятного психологического климата;

-установление доверительных отношений;

-гармонизация детско-родительских отношений в семье.

Ежегодно в течение всего учебного года

 Педагог-психолог,

родители,

педагоги.

4. Индивидуальные

   беседы,

    анкетирование,    

    опросы и интервью.

-формирование запроса для психологической диагностики и коррекционной работы;

Ежегодно в течение всего учебного года

Педагог-психолог,

родители,

педагоги.

5. Работа по запросам

    родителей (просве-

    щение, консульти-

  рование, диагности-

   ка и т.д.)

-проверка запроса на обоснованность;

-выдвижение гипотезы о причинах проблем;

-выбор тактики сопровождающей работы.

Ежегодно

в течение

всего учебного года

Педагог-психолог.

6. Диагностическая

    работа.

-выявление семейных условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности дошкольников;

-выявление семей находящихся в СОП;

-отслеживание динамики развития и эффективности коррекционной работы.

Ежегодно

сентябрь

октябрь.





апрель

май.

Педагог-психолог,

педагоги.

7.Индивидуальная и  

  групповая коррекци-

   онная работа с

    детьми и

    родителями

    «группы риска».

-целостное воздействие на личность ребёнка;

-коррекция нарушений, которые выявлены в обучении, поведении или внутреннем психологическом состоянии дошкольника.


По потребности

Педагог-психолог,

педагоги.

8. Психологическое

    консультирование

    родителей детей

    «группы риска».


   

-рекомендации по преодолению выявленных отставаний или нарушений в психическом или личностном развитии дошкольников.


По потребности

Педагог-психолог.

9. Профилактика и

  психологическое

  просвещение

  родителей

   (родительские со-

  брания, тренинги и

  т.д.).

-пропагандирование эффективных методов воспитания и обучения дошкольников;

-повышение чувства социальной и личной ответственности родителей за благополучное развитие и воспитание своих детей.

Ежегодно в течение всего учебного года.

Администрация

педагог-психолог,

педагоги,

учитель-логопед.

10.Развивающая

    работа

    с «психологически

    благополучными»

    детьми (психологи-

    ческие часы, трени-

    нги и т.д.).

-создание социально-психологических условий для целостного психологического развития дошкольников.

Ежегодно

в течение всего учебного года

Педагог-психолог,

педагоги.

11.Психолого-педаго-

    гическая поддержка

    родителей.



-создание информационных листов в родительских уголках;

-оказание психологической помощи по запросам родителей.

Ежегодно в течение всего учебного года.

Педагог-психолог.

12.Психолого-педаго-

  гический консилиум.
















-оценка психолого-педагогического статуса ребёнка;

-констатация вида и степени выраженности отклонения в развитии;

-определение стратегии сопровождения – психолого-педагогических путей решения проблем обучения и личностного развития дошкольника;

-оценка актуального состояния дошкольника и динамики предыдущего развития;

-выработка общей линии дальнейшего обучения  и воспитания.

Ежегодно

октябрь











Апрель

май

Администрация

педагог-психолог,

педагоги,

учитель-логопед.

13.Профессионально-

    -аналитическая

    деятельность.

-статистический анализ информации;

-разработка коррекционных и развивающих программ и занятий;

-составление рекомендаций для родителей и педагогов по коррекции нарушений у детей;

-планирование психодиагностических исследований, корректный подбор методик, интерпретация данных;

-участие в работе психолого-педагогическом консилиуме, пед.советов, семинаров, родительских собраниях и т.д.

-повышение своей компетентности.

Ежегодно

в течение всего учебного года.

Педагог-психолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...