Формирование у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью.
материал на тему

Галиева Лилия Закиевна

Фундамент здоровья ребенка закладывается в раннем возрасте, поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного  детства.Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические, психологические и медицинские подходы к проблеме формирования здоровья дошкольников.

Л.З.Галиева

Воспитатель

Под здоровым образом жизни мы понимаем повседневную ориентацию на такие модели поведения, которые позволяют преодолевать жизненные трудности без ущерба для личного и общественного здоровья, без разрушения благополучия своего и других людей. В жизни легче адаптируются общественные, толерантные, физически здоровые, психологически устойчивые дети. Кроме того, здоровый образ жизни, развивающая предметная среда, естественное поведение – все это необходимые условия для формирования высокого творческого потенциала дошкольников.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем возрасте. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Приоритетным направлением воспитательно-образовательной программы дошкольного учреждения является укрепление физического и психического здоровья, формирование основ двигательной культуры воспитания убеждений и привычки к здоровому образу жизни. Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места.

Биологические потребности, потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Понятие «гигиена» трактуется в данном случае шире, чем принято в медицинской практике. Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям.

Создавая гигиеническую среду обитания в дошкольном учреждении, предполагающую обеспечение необходимых условий для приобретения детьми навыков здорового образа жизни, педагоги должны учитывать эффект задержанной обратной связи. Его суть заключается в том, что люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть не сразу заметен и очевиден. Занятия физкультурой, закаливание приносят ощутимый эффект далеко не сразу, чаще через месяцы и даже годы. Не получив быстрых результатов от полезных для своего здоровья действий, дети теряют к ним интерес и выполняют их механически. Эффект задержанной обратной связи — одна из главных причин негигиенического поведения детей и взрослых, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни. Педагоги должны учитывать специфику этого эффекта при организации оздоровительной работы и позаботиться о том, чтобы самим не попасть в эту ловушку.

В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении  введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.

И в этом смысле не столь важны предлагаемые технологии оздоровления, сколько методы и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях по валеологии.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

Адекватно оценивая актуальные возможности, видя перспективы их роста, ребенок начинает выстраивать образ себя «будущего». Мало того, он начинает любить этот образ и стремится к достижению этого идеала. Отсюда следует, что взрослые должны иметь представления об «идеалах» детей и помогать в их актуализации. Они должны уметь «организовать» успех каждому ребенку. Чувствуя поддержку, видя свои растущие возможности, ребенок стремится к новым физическим и личностным достижениям или, говоря психологическим языком, встает на путь саморазвития и самовоспитания. Управление ребенком в этом случае начинает уступать место самоуправлению.

Наиболее плодотворными в этом плане являются занятия физической культурой, поскольку результаты работы ребенка над собой не заставляют себя долго ждать. Кроме того, в физическом воспитании критерии физической подготовленности, развития физических качеств доступны пониманию детей, результаты, к которым они должны стремиться, предельно ясны. В детском сообществе в отношении физических возможностей всегда есть референтная группа сверстников, на которых дети ориентируются и кого стремятся догнать или превзойти. А то, что дети стремятся к совершенствованию, остро переживают свои неудачи, не требует доказательств.

Педагогические выводы:

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".

Консультация для воспитателей " Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре"...

Статья на тему: Забота о здоровье ребенка. Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

"Формирование у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему здоровью через двигательную активность"

Роль уроков здоровья в формировании у дошкольников правильного отношения к своему здоровью....

Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью"

Одно из преоритетных направлений педагогической деятельности - сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью....

Методические разработки по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни

Видеололики "Профилактика гриппа и ОРВИ" (просмотр)Перспективное планирование «Человек и его здоровье»Видеоролик "О мытье рук" Авторы: семья Шаповал - Юлия Николае...

Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.

Привычка к  здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка;  она аккумулирует в  себе результат  использования имеющихся средств физич...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью и приобщение их к здоровому образу жизни»

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. У большинства взрослых слабый аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, недостаточная компетент...